{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Госдума может запретить автодилерам продажи авто дороже рекомендованной цены

Депутат от КПРФ Олег Лебедев внёс в Госдуму проект поправок к закону “О торговле” (З81-ФЗ). Суть предложения — запрет продажи машин дороже рекомендованной производителем розничной цены (РРЦ). Автодилеры возмущены. Подробности ниже.

Законотворец предлагает запретить автодилерам продавать машины дороже РРЦ. А также устанавливать на них допоборудование с целью навязывания необязательных дорогих опций и увеличения стоимости покупки для конечного потребителя.

Откуда ноги растут

Лебедев отмечает, что в 2021 году рекомендованные цены на автомобили выросли на 18-40%, а в 2022 году — ещё на 19%. При этом производитель закладывает в РРЦ и прибыль автодилера. Но дилеры начали навязывать покупателям дополнительные опции. В результате при рекомендованной цене машины, скажем, в 1 млн рублей, её цена в автосалонах стартует от 1,8 млн рублей.

По нашему оценочному суждению цены подскочили ещё и потому, что дилеры вместе с допопциями (да и без них тоже) хором стали привинчивать к цене спекулятивную маржу, пользуясь дефицитом, вызванным санкциями и затруднениями с поставками всего на свете. Дилеры абсолютно всех автобрендов взвинтили цены до плеяд и теперь стараются их удержать.

В 2022 году в РФ резко усилилась экспансия китайских автомобильных брендов: их стало больше в 1,5 раза. Продукцией китайского автопрома в России сегодня торгует уже больше 1 000 компаний. Под влиянием общего тренда они тоже подняли цены значительно выше рекомендуемых поставщиками.

Нужно отметить, что остаться в игре по новым правилам удалось не всем. Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Подщеколдин сигнализирует, что в России сейчас под угрозой закрытия находятся более 2000 автосалонов, которые ранее успешно торговали автомобилями, но не сумели перестроиться под новые условия рынка. К слову, это означает появление 74 000 безработных.

“Самоочищение” рынка оказалось на руку крупным отечественным автодилерам и их китайским коллегам. Они укрупняются, “пилят” освободившийся от слабых конкурентов сегмент рынка и радостно повышают цены.

Как и отечественные производители, более не стесняемые именитыми западными конкурентами. Скрепно-посконный АвтоВАЗ с 1 марта традиционно поднял РРЦ ещё на 2%. Но сам же предупредил, что цены у дилеров могут отличаться.

При этом концерн зафиксировал в феврале рост продаж наиболее популярных моделей. Lada Granta показала аж +190% к продажам февраля 2022. Ещё бы цены не повышать, когда так попёрло.

Дилеры китайских брендов и вовсе устанавливают произвольные цены, ориентируясь только на тревожную конъюнктуру. То есть, кто во что горазд.

В результате общий объём продаж на первичном авторынке России в январе и феврале 2023 года рухнул на рекордные 62%. Оглушённый повсеместным скачком цен российский автолюбитель взглянул на рост своих доходов, и ему стало грустно. Да ещё и постоянно растущая уверенность в стабильном будущем склоняет отечественных потребителей к решению повременить с любыми крупными покупками.

Теперь у дилеров всё хорошо — они продают одну машину по цене двух. Издержек вдвое меньше, включая и проблемную логистику. А потребитель угрюмо “сосёт” вторичный рынок, который также старается не отставать в ценообразовании, раз уж такая удачная оказия.

Фото: gettyimages.com.

Многие автовладельцы вместо покупки нового авто реанимируют своих потёртых железных коней параллельно-импортозамещёнными деталями, нередко кустарного производства, а также восстановленными или “донорскими” запчастями. Крадеными, если по простому.

Под оком государевым

Сложившаяся ситуация не укрылась от взора главы страны. В ходе видеоконференции 11 января 2023 года Сам мягко и ненавязчиво, как он один умеет, пожурил правительство и поручил главе Минпромторга Денису Мантурову следить за ценами на авторынке. С целью повышения доступности легковых автомобилей для российских семей.

“Обращаю ваше внимание на необходимость постоянного контроля над ценообразованием, чтобы под сурдинку этих сложностей, о которых мы все знаем, в том числе и с логистикой, никто не злоупотреблял… Не поднимал бы цены на автомобильную технику”, — изрёк на совещании Президент РФ.

Отчитываться о контроле за ценообразованием на авторынке чиновникам теперь придётся каждый квартал, начиная с апреля 2023 года. Не отвертеться.

Фото: nsn.fm.

Поэтому КПРФ поднатужилась и извергла в Госдуму депутата Лебедева с соответствующей инициативой.

А нас за шо?

В ответ на законопроект немедленно и весьма организованно оскалились автодилеры. Участники рынка хором считают, что в нынешних рыночных условиях предложение торговать по РРЦ актуально только для единственной на 100% ипортозамещённой Lada Granta и официально поставляемых в Россию китайских машин. Но это неточно.

Зато несомненно, что официальные поставки иностранных автомобилей почти иссякли, а контрабандисты вертели рекомендации автопроизводителей на неоригинальной запчасти.

Для оставшихся авто ушедших западных марок РЦЦ недействительны. Запрашивать у официального продавца новую стоимость параллельно-ввезённых машин — явный моветон. Опытные автодилеры небезосновательно предположили, что реализация инициативы Лебедева повлечёт за собой расцвет чёрного рынка.

“Покупатель и продавец сами отрегулируют свои отношения, а внешнее регулирование лишь создаст еще одну прослойку желающих купить по РРЦ дефицитный автомобиль и потом продать его на вторичном рынке подороже”, — поясняет руководитель по работе с транспортными предприятиями бренда Kept Сергей Казачков.

Консолидированную позицию автодилеров лаконично и чётко выразил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр:

“Сказал президент хорошо, ёмко, хлёстко! Но установить ограничения на цену автомобилей будет невозможно и даже неправильно. Рыночная цена на то и рыночная: или мы живем при капитализме, или мы живем при коммунизме. Если есть какие-то другие формы устройства государства, расскажите мне. Пусть государство займется регулированием пенсий и других соцвыплат, но не коммерческой деятельности, её должны регулировать сами коммерсанты”, — сказал эксперт, как отрезал. Хорошо хоть не послал чиновников по известному адресу в завершение своего выступления.

Фото: avatars.dzeninfra.ru.

Выводы преждевременны

Похоже, в Госдуме назревает нешуточный замес вокруг жирнейшей темы установки цен на авторынке России. Стороны чётко выразили противоположные позиции и готовятся их защищать.

Удастся ли автодилерам отстоять свои интересы и саботировать распоряжение Самого? Или Госдума сама по сложившейся традиции накрест забьёт на поручение Президента и инициативу КПРФ? Интрига, однако…

Разумеется, мы продолжим внимательно следить за полыхающим цирком-шапито, в который нынче превратилась новостная повестка, и будем держать вас в курсе. Запасаемся попкорном, друзья!

Держим руку на автопульсе! Подписывайтесь на телеграм-канал бренда автомобильной электроники iBOX и получайте горячие автоновости короткими постами, а также информацию об акциях и обновлениях сервисов бренда.

Благодарим за внимание, лайки и комментарии.

0
214 комментариев
Написать комментарий...
Denis K

Давно пора нагибать этих барыг

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Проблема не в барыгах-проблема в дефиците. А дефицит из-за кого?
И это еще и при очень низком спросе. Верх абсурда

Ответить
Развернуть ветку
Gosoo Gosoo

Дефицит был до февраля 2022? Почему тогда Киа Рио стоила 1,3 млн. руб. Еще до сво?

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Конечно был. Из-за ковида были сбои поставок компонентов. Главные из которых - микрочипы

Ответить
Развернуть ветку
Gosoo Gosoo

Ну, да. Был, но другого толка.

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Какая разница какого...Бороться с ростом цен при дефиците через: цены,стой, раз-два, это как против ветра мочиться

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

Дефицит по всему миру был еще до 2022. Помните тему с чипами? В ЕС цены на б/у до сих пор конские.

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Что не мешает по этим конским(по мнению загнивающей европы), везти в Россию, испытывая большие издержки и продавать дорогим россиянам, приклеив в районе 10%)

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

Пошлины мешают. Сам бы с удовольствием из ЕС пригнал, но отдавать еще 10/15/20 тысяч евро за пошлину не хочется.

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Это вам мешают), а российский потребитель вынужден платить ). Но загнивают, канеш, в европе)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ulitin

Есть предположение сколько в этой цене пошлины и налоги составляют?

Ответить
Развернуть ветку
H0ttabych .

Дефицит чего? Где дефицит-то?

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Дефицит автомобилей в РФ, ваш КО

Ответить
Развернуть ветку
GS

Китайцы вполне себе официально поставляют свои Haval, Exeed, JAC и прочие поделки, и дефицитом тут не пахнет, однако дилеры всё равно делают +50%, наравне с теми же BMW, которые возят, но уже по усложнённой логистической цепочке.
А до СВО те же дилеры накручивали необязательно-обязательные допы по безумному ценнику. Не хочешь с допами? - значит для тебя у нас ничего нет, как появится - обязательно позвоним... примерно никогда.
Регуляция таких ситуаций нужна, потому что дилеры уже стали как какой-то картель, накручивающий на бабки всех.
К примеру про разницу в стоимости сервиса по страховке и без у официалов VAG - даже говорить наверное не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

То есть аналог креты у чангана дилеры продают за 3 000 000?)) +50% же. Не, вы отстали от жизни. Ща дилеры китаёзных тачек банчат в РРЦ. Разве что процент другой на дефицитную модель накинут

Ответить
Развернуть ветку
GS

Не знаю что там с аналогами, но можете посмотреть сами например на новый Haval f7x. У нас стоит от 2'100'000 рублей до 3 мультов с лишним.
В Китае от 119.900 юаней, что примерно 1'340'000 рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Den Tockiy

Ну попробуй купить авто в Китае, это же так выгодно, срубишь бабок хороших и тачкой обзаведешься😉. А если серьезно погугли почему в Китае такие цены и как там продают авто

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

И все эти сверхдоходы получает производитель(он же импорт, представительство в РФ), в данном случае Хавал Мотор Рус, но никак не дилер. Об этом и речь. У дилера сейчас стандартные 5-8%

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Продажи всех автомобилей снизились на 60%, отсюда дефицит. Означенные китайские марки подняли РРЦ в небеса, так что дилерам некуда там плюсовать. Для завезенного параллельного импорта невозможно сделать +50%. Калькулятор в руки - смотрите цену там, добавляйте логистику и растаможку с сопутствующими. А что с разницей стоимости? Страховые компании это мега флит клиенты, которые отжимают огромные скидки.

Ответить
Развернуть ветку
211 комментариев
Раскрывать всегда