{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Госдума может запретить автодилерам продажи авто дороже рекомендованной цены

Депутат от КПРФ Олег Лебедев внёс в Госдуму проект поправок к закону “О торговле” (З81-ФЗ). Суть предложения — запрет продажи машин дороже рекомендованной производителем розничной цены (РРЦ). Автодилеры возмущены. Подробности ниже.

Законотворец предлагает запретить автодилерам продавать машины дороже РРЦ. А также устанавливать на них допоборудование с целью навязывания необязательных дорогих опций и увеличения стоимости покупки для конечного потребителя.

Откуда ноги растут

Лебедев отмечает, что в 2021 году рекомендованные цены на автомобили выросли на 18-40%, а в 2022 году — ещё на 19%. При этом производитель закладывает в РРЦ и прибыль автодилера. Но дилеры начали навязывать покупателям дополнительные опции. В результате при рекомендованной цене машины, скажем, в 1 млн рублей, её цена в автосалонах стартует от 1,8 млн рублей.

По нашему оценочному суждению цены подскочили ещё и потому, что дилеры вместе с допопциями (да и без них тоже) хором стали привинчивать к цене спекулятивную маржу, пользуясь дефицитом, вызванным санкциями и затруднениями с поставками всего на свете. Дилеры абсолютно всех автобрендов взвинтили цены до плеяд и теперь стараются их удержать.

В 2022 году в РФ резко усилилась экспансия китайских автомобильных брендов: их стало больше в 1,5 раза. Продукцией китайского автопрома в России сегодня торгует уже больше 1 000 компаний. Под влиянием общего тренда они тоже подняли цены значительно выше рекомендуемых поставщиками.

Нужно отметить, что остаться в игре по новым правилам удалось не всем. Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Подщеколдин сигнализирует, что в России сейчас под угрозой закрытия находятся более 2000 автосалонов, которые ранее успешно торговали автомобилями, но не сумели перестроиться под новые условия рынка. К слову, это означает появление 74 000 безработных.

“Самоочищение” рынка оказалось на руку крупным отечественным автодилерам и их китайским коллегам. Они укрупняются, “пилят” освободившийся от слабых конкурентов сегмент рынка и радостно повышают цены.

Как и отечественные производители, более не стесняемые именитыми западными конкурентами. Скрепно-посконный АвтоВАЗ с 1 марта традиционно поднял РРЦ ещё на 2%. Но сам же предупредил, что цены у дилеров могут отличаться.

При этом концерн зафиксировал в феврале рост продаж наиболее популярных моделей. Lada Granta показала аж +190% к продажам февраля 2022. Ещё бы цены не повышать, когда так попёрло.

Дилеры китайских брендов и вовсе устанавливают произвольные цены, ориентируясь только на тревожную конъюнктуру. То есть, кто во что горазд.

В результате общий объём продаж на первичном авторынке России в январе и феврале 2023 года рухнул на рекордные 62%. Оглушённый повсеместным скачком цен российский автолюбитель взглянул на рост своих доходов, и ему стало грустно. Да ещё и постоянно растущая уверенность в стабильном будущем склоняет отечественных потребителей к решению повременить с любыми крупными покупками.

Теперь у дилеров всё хорошо — они продают одну машину по цене двух. Издержек вдвое меньше, включая и проблемную логистику. А потребитель угрюмо “сосёт” вторичный рынок, который также старается не отставать в ценообразовании, раз уж такая удачная оказия.

Фото: gettyimages.com.

Многие автовладельцы вместо покупки нового авто реанимируют своих потёртых железных коней параллельно-импортозамещёнными деталями, нередко кустарного производства, а также восстановленными или “донорскими” запчастями. Крадеными, если по простому.

Под оком государевым

Сложившаяся ситуация не укрылась от взора главы страны. В ходе видеоконференции 11 января 2023 года Сам мягко и ненавязчиво, как он один умеет, пожурил правительство и поручил главе Минпромторга Денису Мантурову следить за ценами на авторынке. С целью повышения доступности легковых автомобилей для российских семей.

“Обращаю ваше внимание на необходимость постоянного контроля над ценообразованием, чтобы под сурдинку этих сложностей, о которых мы все знаем, в том числе и с логистикой, никто не злоупотреблял… Не поднимал бы цены на автомобильную технику”, — изрёк на совещании Президент РФ.

Отчитываться о контроле за ценообразованием на авторынке чиновникам теперь придётся каждый квартал, начиная с апреля 2023 года. Не отвертеться.

Фото: nsn.fm.

Поэтому КПРФ поднатужилась и извергла в Госдуму депутата Лебедева с соответствующей инициативой.

А нас за шо?

В ответ на законопроект немедленно и весьма организованно оскалились автодилеры. Участники рынка хором считают, что в нынешних рыночных условиях предложение торговать по РРЦ актуально только для единственной на 100% ипортозамещённой Lada Granta и официально поставляемых в Россию китайских машин. Но это неточно.

Зато несомненно, что официальные поставки иностранных автомобилей почти иссякли, а контрабандисты вертели рекомендации автопроизводителей на неоригинальной запчасти.

Для оставшихся авто ушедших западных марок РЦЦ недействительны. Запрашивать у официального продавца новую стоимость параллельно-ввезённых машин — явный моветон. Опытные автодилеры небезосновательно предположили, что реализация инициативы Лебедева повлечёт за собой расцвет чёрного рынка.

“Покупатель и продавец сами отрегулируют свои отношения, а внешнее регулирование лишь создаст еще одну прослойку желающих купить по РРЦ дефицитный автомобиль и потом продать его на вторичном рынке подороже”, — поясняет руководитель по работе с транспортными предприятиями бренда Kept Сергей Казачков.

Консолидированную позицию автодилеров лаконично и чётко выразил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр:

“Сказал президент хорошо, ёмко, хлёстко! Но установить ограничения на цену автомобилей будет невозможно и даже неправильно. Рыночная цена на то и рыночная: или мы живем при капитализме, или мы живем при коммунизме. Если есть какие-то другие формы устройства государства, расскажите мне. Пусть государство займется регулированием пенсий и других соцвыплат, но не коммерческой деятельности, её должны регулировать сами коммерсанты”, — сказал эксперт, как отрезал. Хорошо хоть не послал чиновников по известному адресу в завершение своего выступления.

Фото: avatars.dzeninfra.ru.

Выводы преждевременны

Похоже, в Госдуме назревает нешуточный замес вокруг жирнейшей темы установки цен на авторынке России. Стороны чётко выразили противоположные позиции и готовятся их защищать.

Удастся ли автодилерам отстоять свои интересы и саботировать распоряжение Самого? Или Госдума сама по сложившейся традиции накрест забьёт на поручение Президента и инициативу КПРФ? Интрига, однако…

Разумеется, мы продолжим внимательно следить за полыхающим цирком-шапито, в который нынче превратилась новостная повестка, и будем держать вас в курсе. Запасаемся попкорном, друзья!

Держим руку на автопульсе! Подписывайтесь на телеграм-канал бренда автомобильной электроники iBOX и получайте горячие автоновости короткими постами, а также информацию об акциях и обновлениях сервисов бренда.

Благодарим за внимание, лайки и комментарии.

0
214 комментариев
Написать комментарий...
Denis K

Давно пора нагибать этих барыг

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Проблема не в барыгах-проблема в дефиците. А дефицит из-за кого?
И это еще и при очень низком спросе. Верх абсурда

Ответить
Развернуть ветку
H0ttabych .

Дефицит чего? Где дефицит-то?

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Дефицит автомобилей в РФ, ваш КО

Ответить
Развернуть ветку
GS

Китайцы вполне себе официально поставляют свои Haval, Exeed, JAC и прочие поделки, и дефицитом тут не пахнет, однако дилеры всё равно делают +50%, наравне с теми же BMW, которые возят, но уже по усложнённой логистической цепочке.
А до СВО те же дилеры накручивали необязательно-обязательные допы по безумному ценнику. Не хочешь с допами? - значит для тебя у нас ничего нет, как появится - обязательно позвоним... примерно никогда.
Регуляция таких ситуаций нужна, потому что дилеры уже стали как какой-то картель, накручивающий на бабки всех.
К примеру про разницу в стоимости сервиса по страховке и без у официалов VAG - даже говорить наверное не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

То есть аналог креты у чангана дилеры продают за 3 000 000?)) +50% же. Не, вы отстали от жизни. Ща дилеры китаёзных тачек банчат в РРЦ. Разве что процент другой на дефицитную модель накинут

Ответить
Развернуть ветку
GS

Не знаю что там с аналогами, но можете посмотреть сами например на новый Haval f7x. У нас стоит от 2'100'000 рублей до 3 мультов с лишним.
В Китае от 119.900 юаней, что примерно 1'340'000 рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Den Tockiy

Ну попробуй купить авто в Китае, это же так выгодно, срубишь бабок хороших и тачкой обзаведешься😉. А если серьезно погугли почему в Китае такие цены и как там продают авто

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

И все эти сверхдоходы получает производитель(он же импорт, представительство в РФ), в данном случае Хавал Мотор Рус, но никак не дилер. Об этом и речь. У дилера сейчас стандартные 5-8%

Ответить
Развернуть ветку
Сомалийский космонавт

Продажи всех автомобилей снизились на 60%, отсюда дефицит. Означенные китайские марки подняли РРЦ в небеса, так что дилерам некуда там плюсовать. Для завезенного параллельного импорта невозможно сделать +50%. Калькулятор в руки - смотрите цену там, добавляйте логистику и растаможку с сопутствующими. А что с разницей стоимости? Страховые компании это мега флит клиенты, которые отжимают огромные скидки.

Ответить
Развернуть ветку
211 комментариев
Раскрывать всегда