Что нужно для развития рынка электротранспорта в России
Генеральный директор Neosun Energy Илья Лихов — о том, как устроен рынок электротранспорта в мире и что ограничивает его в России.
По итогам 2018 года Россия вновь попала в число стран с плохой экологической обстановкой (согласно рейтингу Yale Center for Environmental Law and Policy).
Наравне с промышленными предприятиями источником загрязнения атмосферы служат выхлопные газы автотранспорта. Выбросы от него, как утверждает Минприроды, составляют почти половину от общего числа вредных веществ.
В мегаполисах этот показатель ещё выше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге доля загрязнения воздуха от автотранспорта достигает 80–90 %.
Решение этих проблем Минприроды видит в переводе общественного и личного транспорта на топливо из природного газа или электричество.
Между тем другие страны уже давно идут по этому пути, и на протяжении пяти лет рынок электрокаров в среднем растёт на 60,5%. Во-первых, потому что они экологичнее, во-вторых, потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.
Так, исследование Мичиганского университета выявило, что в год транспорт на электрическом топливе владельцам обходится дешевле почти в 2,3 раза ($485), чем автомобиль на бензине или дизеле ($1117).
При этом расходы на обслуживание электрокаров также ниже, поскольку в нём меньше деталей и расходных материалов, которые время от времени нужно менять.
Насколько востребован электротранспорт в мире и в России
Наибольшее количество электрокаров и гибридных авто приходится на рынок Китая (2 млн штук). Также электротранспорт востребован в США, Великобритании, Японии и Голландии. Спрос, однако, по всему миру неравномерный.
По данным исследования «Автостата», на начало этого года в России насчитывается всего 3600 электромобилей. Для сравнения: легковых авто на бензиновом и дизельном топливе у нас около 43,5 млн единиц.
Что касается инфраструктуры, то сейчас в России, по данным Россетей, реализующих программу развития зарядной инфраструктуры, насчитывается около 300 зарядных станций.
Львиная доля установлена в Приморье, Московской и Ленинградской областях. Также Neosun Energy недавно ввела в эксплуатацию полностью автономные зарядные станции в Южном федеральном округе России. Но опять же, это капля в море по сравнению с миром.
В Великобритании, к примеру, число зарядных станций уже перевалило за 7000, в США построено 68 800, а в Китае так и вовсе превысило миллион.
Российские власти на муниципальном уровне пытаются стимулировать переход на электрокары с помощью освобождения от налога на роскошь, нулевого транспортного налога, бесплатных зарядных станций и автостоянок. Однако этих мер недостаточно.
Что нужно для развития рынка электрокаров в России
В целом всё сводится к совместной работе бизнеса и государства.
Инвестиции в инфраструктуру для электрокаров
Одна из ключевых преград популярности электротранспорта России — суровый климат и расстояния между населенными пунктами. Поскольку есть ограничения по дальности поездки на одной зарядке, количество зарядных станций критически важно. В этом вопросе помочь может именно бизнес, и опыт уже есть.
Например, гиганты вроде Panasonic и Toyota, Renault и BMW уже взялись за увеличение ёмкости аккумуляторов.
За развитие инфраструктуры в России, на мой взгляд, выгодно было бы взяться и нашим нефтегазовым компаниями — по примеру западных коллег.
Shell, например, имеющая сеть из 30 тысяч станций, только в Германии в ближайшее время планирует построить для электрокаров около 2000 зарядных станций на своих АЗС, а французский нефтяной концерн Total — установит 1000 устройств мощностью 150 кВт каждое.
На первых порах можно даже обойтись без строительства больших отдельных станций. Вполне достаточно будет на существующих автозаправках установить одну-две полноценных зарядки для электрокаров. Ведь использовать для этого обычные розетки нельзя: их мощность слишком мала и потребуется слишком много времени, чтобы зарядить автомобиль до необходимого уровня.
Поддержка сектора со стороны государства
Пока программа развития экологичного транспорта в России есть только на словах, а на практике почти не реализуется. Стимулы со стороны государства могли бы сдвинуть дело развития рынка электрокаров с мёртвой точки.
В Китае, к примеру, физическим лицам разрешили не платить налог с продаж электромобиля, упростили процедуру их регистрации, а цены на некоторые модели сделали в полтора-два раза ниже, чем на авто с бензиновым и дизельным двигателем.
Серьезную поддержку рынку электротранспорта оказывают и в Европе. Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию «зелёного» транспорта со стороны государства достигли $5 млрд.
Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей.
Почему бы законодательно не разрешить всё это и в России? Если это поможет заинтересовать потенциальных покупателей авто, значит подтолкнёт и бизнес как ко ввозу такого транспорта, так и к созданию своего и развитию необходимой инфраструктуры.
Впрочем, несмотря на малое количество как электромобилей, так и зарядных станций, рынок таких машин в России развивается. За минувший год он вырос на 49%.
Девелоперы и владельцы торговых центров начали активнее покупать солнечные установки на существующие и строящиеся объекты. Благодаря этому число зарядных станций и автомобилей, по прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы может вырасти в два-три раза.
Электрокары очень выгодны, поэтому дайте миллиарды субсидий, иначе их никто не купит.
Это какая-то особая, электро-логика?
Всё от пробега зависит. Начиная с х километров становится выгоднее гибрид или электрическая машина.
Проблема в том, что этот Х может оказаться очень большим, если машина дорогая. А электрокары, доступные в России в основном очень дорогие. Ну и выгода она не только в стоимости заправки измеряется, но и в удобстве использования. А с этим тоже много проблем.
Если бы сделали условную Шкоду Рапид электрической с сохранением цены до 1 млн. рублей и локализацией производства двигателей — была бы реальная помощь в продвижении электромобилей.
А различные субсидии — это всё невзлетабельно.
Во всех странах взлетает а в России нет?
Россия бедная страна, какие электрокары по цене от миллиона до полутора?:) Желательно с потребительским характеристиками как Лада Веста (пробег, удобство использования).У нас прорыв уже установка не своей АКПП на Патриот:) Если конечно взять и потратить на это триллионы рублей то можно конечно каждому подарить Теслу, но вы уверены, что наличие Теслы у каждого даст рывок в развитии экономики страны?:)
На субсидиях взлетит что угодно, но нужно-то устойчивое развитие, без костылей господдержки. А его пока особо не видно.
В Китае и США как раз таки устойчивое развитие, что уже убирают субсидии.
Мне кажется, пока рано об этом говорить.
В Гонконге субсидии убрали — и у Теслы сразу продажи рухнули, например.
В Гонконге была другая ситуация. Пошлины конские на любые машины. На электрокары пошлину убрали и все начали покупать электрокары. А потом государство всё вернуло как было. И продажи вернулись на прежний уровень. Мало кто может позволить Теслу почти за 200к.
Чем она другая? На электрокары делали льготу — как и во всех других таких случаях. Абсолютно типовая ситуация.
И продажи вернулись на прежний уровеньДля справки: этот уровень околонулевой. Продают 7 машин в месяц или около того.
Мало кто может позволить Теслу почти за 200к.Про что и речь — Тесла неконкурентна по цене до сих пор. Т.е. при прочих равных покупатель, у которого есть 200К возьмёт сраный Бентли, а не волшебную Теслу.
Я думаю Бентли тоже не больше продаёт. В США где нет конских пошлин, Тесла 3 давно на первом месте в своём сегменте. Посмотрим когда начнётся производство на китайском заводе. По идее пошлины не будет.