{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Что нужно для развития рынка электротранспорта в России

Генеральный директор Neosun Energy Илья Лихов — о том, как устроен рынок электротранспорта в мире и что ограничивает его в России.

Реализованный проект станции для электрокаров на юге России Neosun Energy

По итогам 2018 года Россия вновь попала в число стран с плохой экологической обстановкой (согласно рейтингу Yale Center for Environmental Law and Policy).

Наравне с промышленными предприятиями источником загрязнения атмосферы служат выхлопные газы автотранспорта. Выбросы от него, как утверждает Минприроды, составляют почти половину от общего числа вредных веществ.

В мегаполисах этот показатель ещё выше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге доля загрязнения воздуха от автотранспорта достигает 80–90 %.

Причина тому — большое количество старых машин, отсутствие фильтров на выхлопных трубах и плохое качество дорог.

Решение этих проблем Минприроды видит в переводе общественного и личного транспорта на топливо из природного газа или электричество.

Между тем другие страны уже давно идут по этому пути, и на протяжении пяти лет рынок электрокаров в среднем растёт на 60,5%. Во-первых, потому что они экологичнее, во-вторых, потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.

Так, исследование Мичиганского университета выявило, что в год транспорт на электрическом топливе владельцам обходится дешевле почти в 2,3 раза ($485), чем автомобиль на бензине или дизеле ($1117).

При этом расходы на обслуживание электрокаров также ниже, поскольку в нём меньше деталей и расходных материалов, которые время от времени нужно менять.

Насколько востребован электротранспорт в мире и в России

Наибольшее количество электрокаров и гибридных авто приходится на рынок Китая (2 млн штук). Также электротранспорт востребован в США, Великобритании, Японии и Голландии. Спрос, однако, по всему миру неравномерный.

Данные исследования востребованности рынка электрокаров в России. К примеру, в Норвегии электротранспортом пользуется почти 50% рынка, а в нашей стране — практически никто ZSW

По данным исследования «Автостата», на начало этого года в России насчитывается всего 3600 электромобилей. Для сравнения: легковых авто на бензиновом и дизельном топливе у нас около 43,5 млн единиц.

Что касается инфраструктуры, то сейчас в России, по данным Россетей, реализующих программу развития зарядной инфраструктуры, насчитывается около 300 зарядных станций.

Львиная доля установлена в Приморье, Московской и Ленинградской областях. Также Neosun Energy недавно ввела в эксплуатацию полностью автономные зарядные станции в Южном федеральном округе России. Но опять же, это капля в море по сравнению с миром.

В Великобритании, к примеру, число зарядных станций уже перевалило за 7000, в США построено 68 800, а в Китае так и вовсе превысило миллион.

Карта зарядных станций для электрокаров SCMP

Российские власти на муниципальном уровне пытаются стимулировать переход на электрокары с помощью освобождения от налога на роскошь, нулевого транспортного налога, бесплатных зарядных станций и автостоянок. Однако этих мер недостаточно.

Что нужно для развития рынка электрокаров в России

В целом всё сводится к совместной работе бизнеса и государства.

Инвестиции в инфраструктуру для электрокаров

Одна из ключевых преград популярности электротранспорта России — суровый климат и расстояния между населенными пунктами. Поскольку есть ограничения по дальности поездки на одной зарядке, количество зарядных станций критически важно. В этом вопросе помочь может именно бизнес, и опыт уже есть.

Например, гиганты вроде Panasonic и Toyota, Renault и BMW уже взялись за увеличение ёмкости аккумуляторов.

Главы компаний Toyota и Panasonic заключили соглашение о создании совместного предприятия по производству твердотельных аккумуляторов большой ёмкости для электромобилей Nikkei

За развитие инфраструктуры в России, на мой взгляд, выгодно было бы взяться и нашим нефтегазовым компаниями — по примеру западных коллег.

Shell, например, имеющая сеть из 30 тысяч станций, только в Германии в ближайшее время планирует построить для электрокаров около 2000 зарядных станций на своих АЗС, а французский нефтяной концерн Total — установит 1000 устройств мощностью 150 кВт каждое.

На первых порах можно даже обойтись без строительства больших отдельных станций. Вполне достаточно будет на существующих автозаправках установить одну-две полноценных зарядки для электрокаров. Ведь использовать для этого обычные розетки нельзя: их мощность слишком мала и потребуется слишком много времени, чтобы зарядить автомобиль до необходимого уровня.

Поддержка сектора со стороны государства

Пока программа развития экологичного транспорта в России есть только на словах, а на практике почти не реализуется. Стимулы со стороны государства могли бы сдвинуть дело развития рынка электрокаров с мёртвой точки.

В Китае, к примеру, физическим лицам разрешили не платить налог с продаж электромобиля, упростили процедуру их регистрации, а цены на некоторые модели сделали в полтора-два раза ниже, чем на авто с бензиновым и дизельным двигателем.

Самый бюджетный электромобиль в мире — индийский Mahindra е-20, его цена в перерасчёте на нашу валюту — около 200 тысяч рублей Machindra

Серьезную поддержку рынку электротранспорта оказывают и в Европе. Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию «зелёного» транспорта со стороны государства достигли $5 млрд.

Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей.

Почему бы законодательно не разрешить всё это и в России? Если это поможет заинтересовать потенциальных покупателей авто, значит подтолкнёт и бизнес как ко ввозу такого транспорта, так и к созданию своего и развитию необходимой инфраструктуры.

Впрочем, несмотря на малое количество как электромобилей, так и зарядных станций, рынок таких машин в России развивается. За минувший год он вырос на 49%.

Девелоперы и владельцы торговых центров начали активнее покупать солнечные установки на существующие и строящиеся объекты. Благодаря этому число зарядных станций и автомобилей, по прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы может вырасти в два-три раза.

Станция зарядки рядом с торговым центром IKEA BBC
0
300 комментариев
Написать комментарий...
Стас Версилов
рынок электрокаров в среднем растёт [...] потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.

Электрокары очень выгодны, поэтому дайте миллиарды субсидий, иначе их никто не купит.

Это какая-то особая, электро-логика?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Всё от пробега зависит. Начиная с х километров становится выгоднее гибрид или электрическая машина.

Ответить
Развернуть ветку
Стас Версилов

Проблема в том, что этот Х может оказаться очень большим, если машина дорогая. А электрокары, доступные в России в основном очень дорогие. Ну и выгода она не только в стоимости заправки измеряется, но и в удобстве использования. А с этим тоже много проблем.

Если бы сделали условную Шкоду Рапид электрической с сохранением цены до 1 млн. рублей и локализацией производства двигателей — была бы реальная помощь в продвижении электромобилей.

А различные субсидии — это всё невзлетабельно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Во всех странах взлетает а в России нет?

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Россия бедная страна, какие электрокары по цене от миллиона до полутора?:) Желательно с потребительским характеристиками как Лада Веста (пробег, удобство использования).У нас прорыв уже установка не своей АКПП на Патриот:) Если конечно взять и потратить на это триллионы рублей то можно конечно каждому подарить Теслу, но вы уверены, что наличие Теслы у каждого даст рывок в развитии экономики страны?:)

Ответить
Развернуть ветку
Стас Версилов

На субсидиях взлетит что угодно, но нужно-то устойчивое развитие, без костылей господдержки. А его пока особо не видно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

В Китае и США как раз таки устойчивое развитие, что уже убирают субсидии.

Ответить
Развернуть ветку
Стас Версилов

Мне кажется, пока рано об этом говорить.
В Гонконге субсидии убрали — и у Теслы сразу продажи рухнули, например.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

В Гонконге была другая ситуация. Пошлины конские на любые машины. На электрокары пошлину убрали и все начали покупать электрокары. А потом государство всё вернуло как было. И продажи вернулись на прежний уровень. Мало кто может позволить Теслу почти за 200к.

Ответить
Развернуть ветку
Стас Версилов
В Гонконге была другая ситуация.

Чем она другая? На электрокары делали льготу — как и во всех других таких случаях. Абсолютно типовая ситуация.

И продажи вернулись на прежний уровень

Для справки: этот уровень околонулевой. Продают 7 машин в месяц или около того.

Мало кто может позволить Теслу почти за 200к.

Про что и речь — Тесла неконкурентна по цене до сих пор. Т.е. при прочих равных покупатель, у которого есть 200К возьмёт сраный Бентли, а не волшебную Теслу.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Я думаю Бентли тоже не больше продаёт. В США где нет конских пошлин, Тесла 3 давно на первом месте в своём сегменте. Посмотрим когда начнётся производство на китайском заводе. По идее пошлины не будет.

Ответить
Развернуть ветку
297 комментариев
Раскрывать всегда