Что нужно для развития рынка электротранспорта в России
Генеральный директор Neosun Energy Илья Лихов — о том, как устроен рынок электротранспорта в мире и что ограничивает его в России.
По итогам 2018 года Россия вновь попала в число стран с плохой экологической обстановкой (согласно рейтингу Yale Center for Environmental Law and Policy).
Наравне с промышленными предприятиями источником загрязнения атмосферы служат выхлопные газы автотранспорта. Выбросы от него, как утверждает Минприроды, составляют почти половину от общего числа вредных веществ.
В мегаполисах этот показатель ещё выше. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге доля загрязнения воздуха от автотранспорта достигает 80–90 %.
Решение этих проблем Минприроды видит в переводе общественного и личного транспорта на топливо из природного газа или электричество.
Между тем другие страны уже давно идут по этому пути, и на протяжении пяти лет рынок электрокаров в среднем растёт на 60,5%. Во-первых, потому что они экологичнее, во-вторых, потому что для бизнеса и физических лиц их использование выгоднее.
Так, исследование Мичиганского университета выявило, что в год транспорт на электрическом топливе владельцам обходится дешевле почти в 2,3 раза ($485), чем автомобиль на бензине или дизеле ($1117).
При этом расходы на обслуживание электрокаров также ниже, поскольку в нём меньше деталей и расходных материалов, которые время от времени нужно менять.
Насколько востребован электротранспорт в мире и в России
Наибольшее количество электрокаров и гибридных авто приходится на рынок Китая (2 млн штук). Также электротранспорт востребован в США, Великобритании, Японии и Голландии. Спрос, однако, по всему миру неравномерный.
По данным исследования «Автостата», на начало этого года в России насчитывается всего 3600 электромобилей. Для сравнения: легковых авто на бензиновом и дизельном топливе у нас около 43,5 млн единиц.
Что касается инфраструктуры, то сейчас в России, по данным Россетей, реализующих программу развития зарядной инфраструктуры, насчитывается около 300 зарядных станций.
Львиная доля установлена в Приморье, Московской и Ленинградской областях. Также Neosun Energy недавно ввела в эксплуатацию полностью автономные зарядные станции в Южном федеральном округе России. Но опять же, это капля в море по сравнению с миром.
В Великобритании, к примеру, число зарядных станций уже перевалило за 7000, в США построено 68 800, а в Китае так и вовсе превысило миллион.
Российские власти на муниципальном уровне пытаются стимулировать переход на электрокары с помощью освобождения от налога на роскошь, нулевого транспортного налога, бесплатных зарядных станций и автостоянок. Однако этих мер недостаточно.
Что нужно для развития рынка электрокаров в России
В целом всё сводится к совместной работе бизнеса и государства.
Инвестиции в инфраструктуру для электрокаров
Одна из ключевых преград популярности электротранспорта России — суровый климат и расстояния между населенными пунктами. Поскольку есть ограничения по дальности поездки на одной зарядке, количество зарядных станций критически важно. В этом вопросе помочь может именно бизнес, и опыт уже есть.
Например, гиганты вроде Panasonic и Toyota, Renault и BMW уже взялись за увеличение ёмкости аккумуляторов.
За развитие инфраструктуры в России, на мой взгляд, выгодно было бы взяться и нашим нефтегазовым компаниями — по примеру западных коллег.
Shell, например, имеющая сеть из 30 тысяч станций, только в Германии в ближайшее время планирует построить для электрокаров около 2000 зарядных станций на своих АЗС, а французский нефтяной концерн Total — установит 1000 устройств мощностью 150 кВт каждое.
На первых порах можно даже обойтись без строительства больших отдельных станций. Вполне достаточно будет на существующих автозаправках установить одну-две полноценных зарядки для электрокаров. Ведь использовать для этого обычные розетки нельзя: их мощность слишком мала и потребуется слишком много времени, чтобы зарядить автомобиль до необходимого уровня.
Поддержка сектора со стороны государства
Пока программа развития экологичного транспорта в России есть только на словах, а на практике почти не реализуется. Стимулы со стороны государства могли бы сдвинуть дело развития рынка электрокаров с мёртвой точки.
В Китае, к примеру, физическим лицам разрешили не платить налог с продаж электромобиля, упростили процедуру их регистрации, а цены на некоторые модели сделали в полтора-два раза ниже, чем на авто с бензиновым и дизельным двигателем.
Серьезную поддержку рынку электротранспорта оказывают и в Европе. Только в Норвегии сегодня вложения в комплекс мер по развитию «зелёного» транспорта со стороны государства достигли $5 млрд.
Владельцы электрокаров свободны от ввозных пошлин и дорожных налогов, могут пользоваться выделенной полосой для общественного транспорта, платными магистралями (бесплатно) и зарядными станциями. Есть программы аренды электромобилей.
Почему бы законодательно не разрешить всё это и в России? Если это поможет заинтересовать потенциальных покупателей авто, значит подтолкнёт и бизнес как ко ввозу такого транспорта, так и к созданию своего и развитию необходимой инфраструктуры.
Впрочем, несмотря на малое количество как электромобилей, так и зарядных станций, рынок таких машин в России развивается. За минувший год он вырос на 49%.
Девелоперы и владельцы торговых центров начали активнее покупать солнечные установки на существующие и строящиеся объекты. Благодаря этому число зарядных станций и автомобилей, по прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы может вырасти в два-три раза.
Электрокары очень выгодны, поэтому дайте миллиарды субсидий, иначе их никто не купит.
Это какая-то особая, электро-логика?
Всё от пробега зависит. Начиная с х километров становится выгоднее гибрид или электрическая машина.
Ну так и зачем субсидии, собственно?)
С субсидиями Х км можно заметно снизить а значит увеличить количество покупателей. Ну и реклама. Не беспокойтесь, это только на первое время. В Китае уже убирают субсидии с осени , в Норвегии тоже сократили. В США покупатель Теслы сейчас получает субсидию в 1500$, а с 20 года будет ноль $. Просто умная политика как толкнуть людей перейти на другие технологии, помочь создать рынок. А потом уже само всё будет развиваться.
Китай и США, производят электромобили. Норвегия не производит, но специфические условия.
А нам зачем создавать рынок, для компаний из США и Китая?
Ну да зачем? Пусть люди дохнут в ладах и от выхлопов.
Спорное утверждение, что гибнут от выхлопом прям миллионы людей в России. В одном ролике про ЗОЖ приводили статистику, что основная причина смерти в России от сердечно-сосудистых заболеваний. Так что напрямую от выхлопов умирает явно не большинство. Если в стране нет нормальной системы техосмотра, которая не убирает убитые и старые двигатели, то решение этой проблемы, через вкачивание триллионов рублей в производство и разработку электромашин верх идиотизма. Хотя нет, это скорее такой русский подход к распилу бюджета. Вместо решения системных проблем закидать деньгами, авось получится.
Сделаю уточнение, я не против электромашин. Я против бездумной траты денег на них в попытках решить все экологические проблемы разом. Или подхода к электромашинам, как к ультимативного решения всех проблем транспорта в отдельной взятой стране. Лесные пожары, несанкционированные свалки, официальные свалки с нарушениями технологий, ущерб от газопроводов и нефтепроводов вредит экологии больше, чем чадящие Камазы в городе. Только люди туповаты, они видят чадящий Камаз и думают, что его замена на в разы более дорогой и красивый электрический грузовик, решает какие-то там экологические проблемы. Не чащящий же Камаз эмоций не вызывает никаких, едет и едет себе. Детское мышление какое-то. Может надо систему техосмотра делать работающей и бороться с реальными, но такими скучными и неинтересными экологическими проблемами где-то в тайге, где не живут жители больших городов европейской части России.
Согласен, прежде чем вкладывать деньги в электрокары нужно решить проблемы с техосмотром и нормами выхлопа. Но с другой стороны можно просто снизить пошлину на электрокары. Это не потребует никаких вложений из бюджета.
Так проблема в том, что пока электромашины - это удел богатых. Зачем за гос.счет спонсировать богатых? Можно конечно снизить пошлины для машины не выше какой-то стоимости, но зачем? Ну купят их на несколько десятков тысяч больше, опять же кто? Те у кого и так есть деньги на новую игрушку, и машина не является неподъемным расходом. А те кто Ладу Весту покупает в кредит, почему-то своими налогами должны спонсировать обеспеченных людей. Хотя все это очень по-российски.
Проблема в том, что в России не принято считать стоимость машины на 5 лет, например. Все почему-то думают, что стоит машина столько, сколько на ценнике в салоне написано. Лифы за два миллиона окупаются по сравнению с калиной года за 1.5-2 при среднем владении машиной в 3-5 лет. Но в России принято считать, что лиф дорогой, а калина дешёвая
вы окупаемость считаете по разнице цены пробега?
на калине пробег стоит где то 2.5 рубля на километр - 3 рубля на километр в зависимости от. это по бензину. это сколько тысяч километров надо проехать чтобы калина, сколько она там стоит, 500-600 тыс? стала дороже лифа?
я думаю ваш расчет ошибочен, потому что калина это машина более низкого класса чем лиф, она адски дешевая в ремонте и у нее маленький расход бенза (5-6 литров по трассе 7 в город).
какие цифры за время владения 3-5 лет вы берете в расчет?
С калиной я передернул, на нее лет 5 понадобится, это да.
а просто интересно какие цифры дают 5 лет?
если пробег 100 тыс за 5 лет - это вполне норм пробег для среднего человека. даже средний наверное менее 20 тыс в год, бензин на калину будет стоить 300 тыс рублей. на лиф зарядка раз в 6 меньше на тот же пробег? ну вот будет разница 250 тыс. если пробег 200 тыс (что уже адски много - это специфическое вождение нужно) то разница будет 500 тыс. но это за 5 лет а разница в цене там получается если калина пусть 600, а лиф пусть 2.0 то 1.4 ляма. как ее покрыть?
я кстати лиф за 2.0 давно бы купил но у них в отличие от Теслы патентованно накроется батарейка и быстро. и ее надо будет менять. у Тесл с батарейкой все лучше но они стоят в России неприятно дорого. я сам может и езжу на машине в ценовой категории как Тесла стоит, но я не люблю переплачивать в два раза...
Смотри, есть несколько ошибки, когда считают машины:
1. Все смотрят на цену продажи, а надо смотреть на амортизацию, потому что кроме кейса, когда ты разбил не застрахованную машину (или ее угнали) - ты скорее всего ее продашь. Отечественные машины дешевеют очень быстро, хотя калине почти некуда дешеветь.
2. Забывают про налог. У Калины он низкий, но у электромобилей она пока вообще нулевой.
3. Забывают про ТО. А если про него забывать, то стоимость продажи улетает в 0. У элеткромобилей меньше расходников в целом, а батареи на лифе лет по 8 живут обычно, и стоят, на самом деле, не так дорого, как принято считать. У ДВС регулярно масло, фильтры, свечи (это если считать, что масло в коробке на калине не меняют)
PS Спросил экс калиновода - 8-9 по городу у нее, а не 7.
в общем прикол в том что никак электромобиль в деньгах не окупается. это все легенда и пошла она с запада, из самой Америки. поясню почему. в США в принципе нету дешевых бензиновых машин. там Камри это расходник-поджопник для нищих. а форд F-150 (огромный грузовик который они ласково называют пикап) с расходом полведра в минуту это стандартная машина, она чуть ли не самая продаваемая там. вполне возможно что она даже Топ-1 по продажам.
конечно когда они стали сравнивать расход 30 литров на сотню и Теслу то оказалось что Тесла окупается на следующий день после покупки. и про это стали писать в инете много. а народ стал читать и радоваться. но ситуация в США немного разная просто.
В Европе есть дешевые маленькие машины но там бензин очень дорого стоит, там тоже в принципе есть экономическая окупаемость.
в России и бензин дешевый и машины дешевые есть. на ту сумму, которую стоит Тесла в России можно эксплуатировать дешевые машины с бензином и ремонтами всю свою жизнь (человеческую, периодически меняя эти машины).
поэтому фишка тут как раз не в том что есть какая то окупаемость. окупаемость и личная машина это вообще вещи несовместимые - никто в мире не покупает личную машину под окупаемость и не считает на нее денег. берут просто максимально возможную сумму такую чтобы семья не голодала, потом к ней добавляют кредит и покупают машину. ну и аргументируют обычно - машина нужна безопасная возить детей, мощная чтобы ехать по трассе и удобная чтобы сидеть в пробке в ней:) никто рубли на бензин там никогда не считает.
но если посчитать то см выше - самые дешевые машины это просто дешевые автовазы либо киа рио и начальные модели хюндая, и никакой электромобиль по определению не сравнится с ними по окупаемости. почему по определению - потому что для обеспечения более менее нормальной дальности пробега он должен стоить дорого. вот и все. поэтому и нету электромобилей с дальностью 500 км за 10 тыс долларов (а бензиновые есть).
P.S. с одним американским знакомым это обсуждал и рассказал ему про маленькие машины с двиглом менее 2.0 и л.с. менее 100. он удивился не поверил, считал что менее 100 л.с. машина не сможет поехать на горку или не сможет возить более 1 человека. требовал пруфы на англ языке о таких машинах. потом он ушел долго думать. это был эрудированный американец - он знал что кенгуру в австралии и это далеко а в австрии их нету и это ближе. даже знал про полушария и что юг сша находится в северном полушарии ( это обычно их шокирует:)
Я тебе еще наброшу - с терпимыми неудобствами я вообще могу заряжать гипотетический лиф бесплатно :)
я тоже могу:) хотел даже купить как игрушку но в итоге понял что неинтересно. если уж покупать то модель икс чтобы вау:) и ездить везде можно было (у меня есть своя сеть суперчарджеров по россии;) но т.к. она стоит 2 икса от своей реальной цены в россии то пришлось удовольствоваться обычным большим черным джипом.