«Из затрат на рекламу у нас только оклейка самокатов»: как топ-менеджеры S7 запустили сервис для аренды самокатов Whoosh Статьи редакции
Выдержка материала РБК о компании с ежедневной выручкой 1,2 млн рублей.
Кто основатели и какие первые инвестиции
Сервис для проката электросамокатов Whoosh работает с апреля 2019 года, его запустили нынешние и бывшие топ-менеджеры S7 Group:
- Дмитрий Чуйко — заместитель гендиректора S7 Group по инновациям.
- Егор Баяндин — заместитель гендиректора по технологическому развитию S7 Travel Retail.
- Сергей Лаврентьев — президент компании City Sightseeing Russia, продающей экскурсии, до этого отвечал за корпоративные продажи в S7.
- Олег Журавлёв — возглавлял внутренний ИТ-интегратор в S7, сейчас работает в холдинге «ЭР-Телеком», пишет РБК, не указывая должность.
Идея сервиса принадлежит Чуйко: он загорелся этой темой во время командировки в Сан-Франциско в 2018 году, где прокат электросамокатов очень популярен.
«Катались все: молодые, пожилые, офисные служащие. Меня удивило не только безумное количество ездоков, но и сама бизнес-модель без затрат на маркетинг. Стоящий на улице самокат сам себя продаёт с первой минуты», — рассказал Чуйко.
Стартовые инвестиции составили $1 млн, основатели вложили в запуск собственные деньги. 50% компании принадлежит Чуйко, остальные 50% примерно поровну делят три других партнёра.
Название Whoosh придумал семилетний сын Чуйко: «Он обожает мультфильм Room on the Broom про ведьму, летающую на метле, и подражает героине. Отталкиваясь на самокате, говорит: Whoosh-sh-sh. Слово подошло нам по смыслу».
Запуск, первые результаты и проблемы
Сервис партнёры планировали запустить летом 2018 года, но не успели оснастить самокаты необходимой электроникой. В апреле 2019 года Whoosh начал работать в Москве с 20 самокатами на старте, затем вышел в Санкт-Петербург, новосибирский Академгородок и наукоград Кольцово в Новосибирской области. Сейчас парк сервиса насчитывает 1200 электросамокатов, из них около тысячи — в Москве.
В качестве базовой версии самоката Whoosh использует Xiaomi Mijia M365. Компания оснащает их сенсорами, модемами GPS и GSM, которые сообщают о местонахождении и состоянии устройств. Самокаты Whoosh разгоняются до скорости 20 км/ч и имеют запас хода 30 км.
Пользователи берут самокат в среднем шесть-семь раз в сутки, за лето они совершили 160 тысяч поездок, заявляют в компании. По словам Чуйко, к концу августа Whoosh удалось выйти на выручку около 1,2 млн рублей в день.
На старте работы сервиса стоимость аренды самоката в Москве составляла 50 рублей за начало поездки и по пять рублей за каждую последующую минуту. В июле сервис запустил в динамический тариф: в зависимости от наличия свободных устройств и времени суток старт обходится от 0 до 50 рублей, каждая последующая минута — от пяти до семи рублей.
В цену поездки заложены пятипроцентные траты на амортизацию, но по факту расходы на неё пока не выше 2% в месяц. «Иногда самокаты ломают, причём даже намеренно», — рассказал Егор Баяндин. Недобросовестных пользователей Whoosh старается штрафовать, списывая деньги с их карты. Чуйко уверяет, что это происходит лишь в вопиющих случаях: неправильная парковка, не прикреплённый к стойке самокат, незавершённая поездка.
На что Whoosh тратит деньги
Из стартовых инвестиций в 2018 году компания потратила $75 тысяч на первую тестовую партию самокатов, $200 тысяч на зарплаты разработчикам, $225 тысяч — на дизайн, аренду офиса и мастерской, оборудование и тому подобное. В 2019 году на покупку скутеров, зарплаты и продолжающуюся разработку ушло ещё $500 тысяч.
В компании работают 42 человека: 15 разработчиков, семь специалистов по продукту и маркетинг и операционная обслуживающая бригада — 20 человек.
Сейчас до 30% выручки уходит на аренду помещения, на водителей и машины, которые собирают самокаты и развозят, на запчасти и обслуживающий персонал. Расходы на сбор данных и обслуживание платформы составляют ещё 10-12%. Дооборудованный самокат обходится компании чуть больше чем в 30 тысяч рублей, треть стоимости — это затраты на дополнительную электронику.
Сооснователь Whoosh Чуйко говорит, что маржинальность бизнеса составляет 55%.
Планы по развитию
Дальнейшее развитие в России Whoosh планирует при участии партнёров. Компания предлагает предпринимателям покупать электросамокаты по цене 35-40 тысяч рублей за устройство и взять на себя задачи оператора: заряжать, мыть и ремонтировать самокаты. Whoosh обещает оставлять партнёрам 65% выручки. Каждое устройство окупит себя за полтора-два месяца, уверяет Баяндин.
По расчётам Whoosh, Москва в пределах Садового кольца может вместить до двух тысяч самокатов, а в пределах Третьего транспортного — восемь тысяч. Потенциальным партнёрам компания рекомендует начинать хотя бы с 50 устройств, чтобы охватить небольшую территорию. Такой запуск потребует 2 млн рублей, не считая затрат на аренду небольшого помещения и автомобиля для сбора самокатов по городу.
Осенью 2019 года компания планирует запустить сервис за рубежом: по словам Чуйко, они готовы запустить как минимум 1,5 тысячи самокатов в десяти городах за рубежом. Потенциальный рынок в Европе компания оценивает в $5 млрд.
Почему самокат стоит 5 рублей в минуту, а Renault Kaptur 9?
Да чёт дороговато 5 рублей за минуту, kia 6.45 стоит у яндекса
А метро так вообще меньше рубля минута стоит поездки в среднем.
Класс)
В нашем Новосибирском Академгородке самокаты появились в июне и к середине августа их стало много, люди специально даже приезжают из других районов города, чтобы покататься.
Действительно, рекламы никакой не было, тк лето в этом году было не очень дождливым и снежным, то самокаты хорошо «зашли».
Но есть вопросы – безопасность самый для меня главный, тк мою дочь чуть не сбил семилетний мальчик(ростом чуть выше самоката), отец мальчика что-то мямлил что мол он готов отвечать, на что я сказал, что его «отвечать» мне не вернёт здоровье моего ребёнка.
Одно дело за 25к купить самокат, а другое – арендовать за 200₽, порог входа разный и поэтому регулярно вижу детей родителей-долбоёбов на этих самокатах.
Часто самокатчики выезжают на проезжую часть(и ночью в том числе) и, если вы на авто их случайно собъёте, то отвечать будете как за пешехода.
Как транспорт, получается дороже или как такси.
Как развлечение вполне себе классно. Но это в Академгородке, зелёном приятном районе с небольшим трафиком. Ещё вопрос - а что будет осенью-зимой с таким бизнесом?
А в целом, конечно интересно, что такие проекты появляются и если вопросы безопасности будут решены, то в добрый путь, как говориться.
Пользовался. В итоге случилась ошибка, самокаты в НСК не возвращались. Деньги капали. В итоге 700 рублей. Обещали вернуть и вернули 50р.
Если все так хорошо и перспективно, почему вы больше не хотите вкладывать свои деньги а хотите развиваться за счёт партнёров?
не знаю как там в ваших столицах, а у нас мне кажется через час после начала работы не останется не одного самоката (и гпс не поможет их найти), через полтора часа сдадут саму парковку на чермет.
и я не преувеличиваю, перед предстоящими выборами, по району расставили урны бетонные (да раньше их просто не было), уже через несколько часов на моих глазах, дед пытался одну из урн на тележку погрузить и увезти, а все на молодежь прут! не готовы мы пока к "цивилизации"...
Где у вас?
за уралом
Стоит у меня под офисом парковка для whoosh. Скачал приложение, решил попробовать... Итоги после двух-трех контактов с сервисом.
Сервис дрянь, поддержка мертвая, замки и приложение глючное, продукт сырой, коммуникации с клиентами бестолковые, цена аренды заоболочная.
Купил собственный самокат!
Попробуйте арендовать эти самокаты вечером в центре, например. У меня не получилось. Приложение тупило, не давало арендовать имевшийся в наличии самокат. Так было на двух точках у Новокузнецкой. Для себя тему закрыл. Может у кого-то было иначе?
Было. С удовольствием катался, несмотря на наличие своего самоката)
Делисамокат и Юдрайв лайт в прошлом году пропушили тему, а в этом не открылись для широкой публики.
Whoosh запустился на прогретом вышеупомянутыми участниками рынке и все лето 2019 кайфовал без конкурентов. Молодцы :)
Делисамокат сделал редизайн и в этом году запустился, к сожалению.
Такой Revolut от мира самокатов, сказки про "мы такие классные, что нам не нужна реклама" рассказывать получается хорошо
Я понимаю суть каршеринга, покупать автомобиль дорого и он не часто бывает нужен. Но в чем суть самокатошеринга - загадка. Он стоит 500 долларов, сумма доступная для многих (для 99% арендующих их хипстеров), в чем смысл аренды, не проще ли купить... Ну, спонтанно по городу покататься можно иногда, если своего нет, но тогда массовости аренды не наблюдается. Одни загадки короче.
Таскать эту тяжелую махину по лестницам не хочется. А так пошёл, взял, поездил, чаще как развлечение на час - и окей. Таскаться дольше часа с ним не хочется.
его не надо таскать в принципе, его надо оставлять на улице
А его не украдут с улицы то? И как вы его на улице заряжать будете? С арендованным таких проблем нет.
И наблюдение, в Барселоне на прокатных электросамокатах (Reby, Bird) по-моему кроме туристов никто и не ездит.
Еще как ездят
Ограничение садовым кольцом, это как кататься по деревеньке. Даже ТТК и то мало. Какой смысл идти в города, когда в Мск выйди за ТТК – уже явное расширение.
Комментарий недоступен
Да, возможно. Надо проверять.
Сегодня с другом пытались покататься с этим Whoosh. Приложение глючное - сначала не хотел открываться замок и сетовал на мой блютус. Потом все-таки получилось снять с парковки, но он не ехал))) А за все денежку уже списывают. Мы давай написывать в поддержку, вот она отвечает быстро, НО! Нам оттуда позвонили и попросили вернуться посмотреть на самокаты - вдруг мы какой отцепили и он стоит теперь с открытым замком. А денежки, напомню, продолжают поминутно списываться. А мне еще и депозит в 500 рублей не вернули, сказали в течение 3х дней может идти платеж. Сняли быстро, а возвращают долго - классика. Настроение испортилось напрочь. Идея класс, исполнение - ну, вы сами поняли...
Где-то тут явно подвох. Почему в этом году Делисамокат и Юдрайв не вышли на рынок и остался только один игрок? Совпадение? Не думаю ))
Хм, видел делисамокат в этом году.
26 августа у Парка Горького
Кейс интересный. Было бы здорово, если самокатчики ещё и с головой дружили, а не неслись сломя голову в толпу людей. Использовали бы велодорожки, а не тротуары
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Я бы не рискнул.
Чот это заканчивается тем, что рынок перегрет и самокаты везут городские службы на штрафстоянку бортами.
странно, сделали тоже самое, что до них не очень удачно попробовали другие. разве что у них есть козырь, типа хороший связей, чтобы потом другим франшизу на нас счет продать )
Из первых 500 тыс долларов всего лишь 75000 ушло на покупку электросамокатов, а остальные 425 тыс - на зарплаты и аренду???
Вы что, в ТЦ Европейском магазин открываете?
Поддерживаю. У меня испарилась последняя надежда на светлое будущее в своей стране (Беларуси), да и наверное не только в ней, после того, как увидел как "люди" обращаются с шерингом велосипедов... Вот куча примеров — https://t.me/kolobike_champions
UPD: Это в ответ Александру Рудоманову выше, из-за бага комментарий опубликовался не там
Врут)
В этом бизнесе цифр таких нет. У всех большие проблемы с платформой и работоспособностью приложения.
В следующем году ждем ухода части игроков... и прихода новых двух больших. (Про один все знают, вторые пока в тени)
А что с сайтом, друзья?
Немного смутила фраза про принадлежность идеи сервиса. Как бы в самой идеи ничего нового. Подобное есть во многих городах мира.
Сегодня с другом пытались покататься с этим Whoosh. Приложение глючное - сначала не хотел открываться замок и сетовал на мой блютус. Потом все-таки получилось снять с парковки, но он не ехал))) А за все денежку уже списывают. Мы давай написывать в поддержку, вот она отвечает быстро, НО! Нам оттуда позвонили и попросили вернуться посмотреть на самокаты - вдруг мы какой отцепили и он стоит теперь с открытым замком. А денежки, напомню, продолжают поминутно списываться. А мне еще и депозит в 500 рублей не вернули, сказали в течение 3х дней может идти платеж. Сняли быстро, а возвращают долго - классика. Настроение испортилось напрочь. Идея класс, исполнение - ну, вы сами поняли...
Вот анимационный рекламный ролик электросамокатов https://bandesign.ru/portfolio/animaczionnyj-videorolik-dlya-reklamy-elektrosamokatov/