Велософия. Может ли велосипед в России стать основным средством передвижения?
Голос свободного города.
В 2019 г. эксперты общественной организации «Вело-Город» и Центра «Sutora» написали Программу по велосипедизации мегаполисов «Город будет вело!». Во время написания программы мы нашли массу идей по рациональной реорганизации городского пространства, основанной на опыте велосипедизации городов Европы – лидеров развития велокультуры.
О наболевшем
Не все работают в шаговой доступности. Утреннюю дорогу на автомобиле едва ли можно сравнить с приятной прогулкой. После массы потерянного времени в дорожных заторах нужно ещё постараться отыскать свободное парковочное место рядом с офисом или университетом. Путь на общественном транспорте также не предвещает комфортной поездки: 10-15 минут ожидания автобуса на остановке, плотное скопление людей в салоне, отсутствие места – вечные спутники «бодрого» утреннего настроения.
Год за годом неизбежно растёт зависимость от дорожных обстоятельств. Это значит, что обостряется серьёзная социальная проблема – невозможность в полной мере распоряжаться своим временем.
Концепция устойчивой мобильности
В конце ХХ века в урбанистике появилась «концепция устойчивой мобильности». Она направлена на развитие альтернативных видов транспорта для комфортного и быстрого перемещения людей по городу между домом, работой, учебой и местами проведения досуга. Кроме того, не последней проблемой в городах-миллионниках выступает негативная экологическая ситуация из-за большого объёма выбросов выхлопных газов автомобилей в атмосферу, ухудшающих экологию города.
Очевидно, что высокая эффективность транспортной инфраструктуры напрямую влияет на уровень инвестиционной привлекательности города, создаёт благоприятный имидж и повышает туристическую активность.
В соответствии с идеями концепции, российские урбанисты представили схему приоритетности участников дорожного движения.
Не считая пешеходов, велосипед имеет наиболее почётное положение в иерархии эффективности.
Из этого следует очевидная задача концепции устойчивой мобильности: в мегаполисах необходимо развивать специальную инфраструктуру для индивидуальных видов транспорта, таких как велосипед и его «младшие братья» – самокаты, ролики, гироскутеры и пр.
Отмечу, что велоинфраструктура на порядок дешевле автомобильной. Чтобы не быть голословным, приведу данные Минтранса за 2017 г. (крайняя официальная версия) по экономике транспортной инфраструктуры.
Таким образом строительство велодорожки со схожей пропускной способностью обойдётся бюджету в 4,7 раз дешевле. В то время как объем госбюджета на адаптацию улично-дорожной сети под велотранспорт требуется в 18,75 раза меньший, чем нужен автодороге.
Ещё одним аргументом в пользу независимости велосипедиста выступает скорость передвижения на разных видах транспорта в часы пик. Рисунок ниже наглядно демонстрирует скоростные преимущества велотранспорта.
Сознательные европейцы с 70-х годов ХХ века приняли концепцию устойчивого развития и предпочли общественному транспорту велосипеды. Финны стабильно используют велосипед зимой до –30 °С, а жители Копенгагена организовали целое движение «Город без машин», в рамках которого 80% датчан перешли на ежедневное использование велосипеда.
Российская действительность
В России полноценная велокультура начала формироваться лишь в последние 10-15 лет, а велосипеды и инфраструктура до сих пор не имеют чёткого отражения в законодательстве. Правила движения, стандарты строительства велодорожек и BMX-парков только начинают появляться в ГОСТах.
Существует распространённое заблуждение, что велосипед предназначен исключительно для занятий спортом и на нём удобно ездить только летом. Европейские и канадские коллеги своим примером показывают, что при должном развитии велоинфраструктуры и культуры такие вопросы безопасности и комфорта не возникают даже при плохой погоде.
После приведения всех разумных доводов в пользу велосипедизации мне, как правило, задают закономерный вопрос: «Вы предлагаете полностью отказаться от машины и пересесть на велосипед?».
Мысленно отвечаю: «Да, конечно»!
Отвечаю вслух: «Конечно нет...уровень развития российской велоинфраструктуры пока далёк от удобств европейских городов – Копенгагена или Амстердама. Мы лишь хотим показать удобную и здоровую альтернативу автомобилю и предлагаем внедрить комплекс мер, который за считанные месяцы, годы избавит город от пробок и очевидных проблем с экологией».
Статья подготовлена командой Центра стратегических разработок «Sutora».
Автор утопист, велосипед в России только с апреля и до октября, пусть покатается в милионнике зимой (при -10, -20) на велике 20 дней в месяц на работу. Я думаю после вопроса "Вы предлагаете полностью отказаться от машины и пересесть на велосипед?» он мысленно ответит: «Никогда»!, но ответит вслух что "всё нормально, ездить можно" ))))) В бредовости идеи не сознается))
Москва пойдёт как пример миллионника где я катаюсь круглый год?
Дмитрий, да, возможно пользоваться исключительно велосипедом в наших реалиях пока что не возможно. На данном этапе развития российской велокультуры мы лишь предлагаем чаще использовать велосипед как одну из альтернатив личному автомобилю.
К примеру, в Европе очень развиты маршруты поездок на работы с помощью связки велосипед-общественный транспорт. Люди доезжают до метро, паркуют велосипед и продолжают путь на работу по подземке.
В других же странах, например в Канаде катаются в -20 и холоднее. Почему мы не можем? Это же радионально, хоть и немножко утопия =)
15 лет езжу на велосипеде по Питеру. Летом прошлого года продал автомобиль. Как раз в миллионниках, вообще всё просто. Есть каршеринг для всяких случаев.
Но я согласен, что в России пока инфраструктура не готова к тому, чтобы любой человек мог безопасно ехать на велосипеде зимой.
Комментарий недоступен
как человек, который пару зим регулярно катал на велосипеде, скажу - нет. велосипед зимой - это только для фанатов. даже за 5км зимой волне успевают задубеть ноги. а если ехать пободрее, то на работе первым делом нужно принимать душ. ну и редко кто работает в 5км от дома, скорее 10-20км до работы и по пути будет несколько холмов (см.варшавку, например).
ps. в этом у меня > 210 часов накат, в прошлом почти 240, в теме.
Верное замечание, душ. Как ни странно, появление душей и раздевалок в бизнес-центрах и других административных зданиях - это один из элементов развития велодвижения.
Странно, у меня зимой не мёрзнет ничего, скорее наоборот приходится одевать более лёгкую одежду, чем если бы я шел пешком.
Значит нужно одевать по-другому. Одежда должна соответствовать и погоде и способу передвижения. Например, на пробежку я одеваюсь так, будто на термометре на 10 градусов больше.
Только велополитен, все остальное зимой не работает.
Люблю велосипеды. Наверное я романтике, как и автор)
Я и автомобиль свой тоже люблю. Ничего не имею против авто - самый удобный и независимый транспорт для поездок на дальние расстояния. В электричках и поездах не очень удобно перевозить велосипед :)
сказал человек с аватаркой за рулём)))
Многие не учитывают фактор — для езды на велосипеде зимой на +20км придётся одеваться минут 10(если вечером подготовил). Потом ещё на работе раздеваться. Вечером опять. Вещи сушить дома. Примерно 30 минут уже можно выкинуть.
и душевые на работе нужны
Не только дома сушить! На работе тоже. Хорошо, если рабочее пространство позволяет - я только несколько таких офисов знаю. Да и в них, если разложишь потные флиски в раздевалке - будут коситься
Как по мне - езда на велосипеде зимой это особый вид наслаждения. Больше адреналина, приключений, неожиданностей. Да, не всем комфортно и не всем понравится пробираться сквозь несколько сантиметров пухляка, но все же это круто!
И не только круто, но еще и удобно и быстро. Зимой от дома до работы на трамвае путь занимает а среднем 40 минут, за что я плачу деньги и не получаю ничего хорошего, а на велосипеде - 20 минут :)
Так что поддерживаю автора, с развитием вело инфраструктуры многие могут приобщиться к полезному хобби и зимой и летом.
В этом и суть концепции устойчивой мобильности. Велосипед для одних людей может быть - основным способом передвижения, а для других альтернативным. Мы предлагаем улучшить городские условия для возможности выбора между вело, авто и общественным транспортом, а не выдвигаем запреты на другие способы передвижения, помимо вело :)
Велосипед может быть быстрее с учётом дойти до станции, подождать свою электричку, дойти до метро, дойти до работы. На велосипеде сел и поехал, ничего не ждёшь.
ну да, сел и поехал.. вы когда последний раз ездил 30км?
В воздухе снег с дождём, на дороге 10-сантиметровый слой говна, машины обрызгивают всех, кто едет скраю. Какой велосипед зимой, вы про что?
Да, бывает так, а бывает наоборот: снег укатан или почищен, все стоят, а ты едешь с краю. В офисе переобуваешься, скидываешь верхний непромокаемые тонкие штаны: сухой и красивый, всё в порядке.
Никто не упомянул электровелосипед...машина должна работать на человека, а не наоборот
Согласен с вами! Электровелосипед отличный симбиоз облегчённой физической активности и комфорта передвижения без лишнего напряжения. Идеально подойдёт людям, кто волнуется об излишнем потении по дороге на работу на велосипеде.
Скажу с позиции девушки. Женщинам, которые работают в офисе ездить на велосипеде зимой не очень удобно. Макияж, причёска, всё это портится под шлемом и очками. Но, справедливости ради нужно заметить, что в статье рассказано не только о поездках на работу в зимнее время. Почему-то предыдущие авторы комментариев зацепились именно за этот неоднозначный для россиян момент.
Для меня велосипед это спутник активного досуга. У меня удобный городской женский велосипед, живу в мегаполисе большом новом районе с развитой сетью велодорожек и привыкла к комфортному катанию. Зачастую выезжать в другие более старые районы, в которых нет велодорожек даже не хочется. Ехать по тротуару не удобно, мешают прохожие, бортики на пути, на которые надо поднимать переднее колесо. А вообще, идея поста мне нравится. Надеюсь, в будущем во всех российских городах-миллионниках будут тротуары с совмещённой велодорожкой. Тогда нам, девушкам, будет комфортно ехать в юбочке без бортиков на пути)
Наверное половина работающих внутри МКАДа это люди живущие в Подмосковье. Обычный маршрут которых выглядит как: "автобус-электричка-метро-пересадка-другое метро". На лисапеде долго крутить педали придётся.
Велошэринг?
Я ежедневно гоняю до работы 19км на велике. И обратно. Летом, весной и осенью. Но со следующей недкли, когда 0-2 и снег - я, пожалуй, на метро/такси.
Велик - это ликий кайф. Когда в лицо ветерок и приятно бодрит. Но когда снег с дождём... автор, ты под чем?
Согласен, 19 км в рамках города - весьма большое расстояние. Но разве вы не согласитесь, что эти 19 км летом осенью и весной намного комфортнее и приятнее преодолевать по специально отведённым дорожкам? Без пешеходов, которые идут по всей ширине тротуара и мешают набрать комфортную скорость или водителей, недовольным присутствием медленного транспортного средства, которое не редко становится соучастником ДТП при злосчастно "повороте направо".
Не может и не станет, но число катающихся в хорошую пору года однозначно вырастит.
Пусть так! Это первый шаг к формированию велосипедной культуры. В любом случае, полезные привычки формируются постепенно. Здесь имеет место быть аналогия с закаливанием: если неподготовленного человека сразу окунуть зимой в прорубь - вряд ли он сразу станет любителем ледяной воды. Но если человек осознанно начнёт закаляться постепенно понижая градус воды - адаптация к холоду пройдёт размеренно и с минимальным дискомфортом.
Формирование велокультуры на уровне страны должно происходить постепенно.
Чтобы велосипед стал в ближайшие годы основным средством передвижения в России, это конечно маловероятно. У нас большие расстояния, и маловато теплых дней по сравнению с той же Европой. А вот как спорт, или отдых – самое оно!
Не могу поделиться опытом езды на велосипеде зимой, но могу рассказать, как с октября 2019 по апрель 2020 ездил на самокате
Зима, правда, выдалась бесснежная, поэтому, ездил каждый день около 4 км в обе стороны, на работу и назад