{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Рейсы в Грузию заполнены на 92%, вместо Москвы хабом стал Сочи: главное из интервью совладельца аэропорта Внуково Статьи редакции

Председатель совета директоров аэропорта и совладелец авиакомпании «Азимут» Виталий Ванцев рассказал РБК об адаптации рынка к ограничениям.

Виталий Ванцев во «Внуково», фото РБК
  • Внуково практически лишился транзитного пассажиропотока. Теперь он составляет примерно 10–15% от того, что было в 2019 году. Раньше было до 30–40% от всего пассажиропотока аэропорта: «Моё ощущение, что в ближайшие десять лет [ситуация не изменится]».

Мы строили аэропорты в логике, что это транзитные аэропорты. Помните такое красивое слово «хаб» («московский хаб»), которое произносилось как мантра с начала 2000-х? Хаб — это место, куда из одних точек прилетают и откуда в другие точки улетают. А теперь все московские аэропорты превратились в финальные аэропорты, откуда никуда уже не улетишь.

По большому счёту сегодня хабами, скорее, стали Минводы и Сочи. Туда проще и ближе долететь [из других российских городов] и оттуда проще долететь до Турции, Эмиратов или Египта. К тому же агломерации, в которых находятся эти два российских аэропорта, достаточно большие по населению — 10–15 млн человек (с учётом соседних регионов). Плюс на курорты на побережье Краснодарского края от Анапы до Сочи приезжает по 5–6 млн туристов в год, может, даже больше.

Виталий Ванцев, цитата по РБК
  • По сравнению с московскими аэропортами особое значение для транзита получит Новосибирск и Екатеринбург. Значительный рост покажет Владивосток, где «есть большой транзитный потенциал для соединения Юго-Восточной Азии и России».

Пассажиропоток и цены

  • За первые пять месяцев 2023 года пассажиропоток Внуково сократился по сравнению с январем—маем 2020 года почти на 11%, у Домодедово он вырос на 7%, а у Шереметьево — на 42%. Это связано с тем, что «Аэрофлот» изменил стратегию развития и решил часть парка «Победы» использовать в Шереметьево. Половина рейсов лоукостера с ноября 2022-го перешли туда из Внуково.
  • За 2023 год Внуково недосчитается порядка 3 млн пассажиров «Победы». 1,5 млн планируют заместить рейсами других авиакомпаний — Pegasus Airlines, Fly Arna и других, запустивших рейсы в Грузию.
  • В 2022 году пассажиропоток Внуково составил 16 млн человек, в 2023-м компания ориентируется на 14,5 млн.
  • Доля международных перелётов составит 60–65%, потому что внутреннее направление «менее развито». Дисбаланс вносит и закрытие аэропортов в Краснодаре, Ростове, Симферополе и Анапе. Внуково был основным аэропортом для полётов туда.
  • Раньше 15–20% рейсов бизнес-авиации приходилось на внутренние рейсы, остальные были международными. Теперь 60–70% — внутренние рейсы, оставшиеся 20–30% в зависимости от месяца — за границу.
  • Московские аэропорты — не только Внуково, но и Шереметьево и Домодедово — скорее всего, «никогда не адаптируются к запретам на полёты в Европу».
  • Без госсубсидий в 2023 году билеты на внутренних рейсах подорожают на 15–20%, а на международных — до 40%, оценил Ванцев: «Но не нужно к этому относиться так, что авиакомпании охреневшие, пользуются ситуацией. Со стороны это, может, так выглядит, но всё на самом деле иначе». Рост цен он объясняет увеличением затрат на техническое обслуживание самолётов.

Работа авиакомпании в условиях ограничений

  • Ванцев, как совладелец «Азимута», рассказал, что у авиакомпании есть склады запчастей, которые «позволяют ещё около года более-менее нормально существовать», после их нужно пополнять. Но всё подорожало.
  • «Святая обязанность» авиакомпании — продержать действующий флот самолётов Superjet до 2035 года. Потому что неизвестно, когда появится серийное производство Superjet New с российским двигателем ПД-8.
  • Главная проблема с импортозамещением — это ПО. За разработки зарубежных компаний платили «не такую большую абонентскую плату, и всех всё устраивало». Сейчас это тоже решаемая проблема, потому что «мы умеем сами писать софт». Сайты аэропортов и их структур специфичны, поэтому их писали с участием специалистов Внуково. Делать софт самим «немножко дороже, но не космические цифры — 100–200 млн рублей». Программами планируют пользоваться 10–15 лет.

Рейсы в Грузию

  • По данным на июль 2023-го, загрузка самолётов в Грузию — около 92%, поэтому решили открывать вторые рейсы [в сутки]. С 5 июля «Азимут» начал по два раза в день летать из Москвы в Тбилиси.
  • Georgian Airways открывает для российских пассажиров транзитные рейсы в Европу (Париж, Ницца и Рим) через Тбилиси. В итоге город станет четвёртым «хорошим транзитным узлом» — после Стамбула, Еревана и Баку: «Мы вместе с Georgian Airways пытаемся так сложить, чтобы стыковка была небольшая по времени, час-полтора».
  • Чем больше компании летают, тем ниже себестоимость их работы и ниже цены на билеты. Чем выше будет загрузка грузинский рейсов, тем ниже будут цены на них.
0
140 комментариев
Написать комментарий...
Рома Дмитриев
С 5 июля «Азимут» начал по два раза в день летать из Москвы в Тбилиси.
В итоге город станет четвёртым «хорошим транзитным узлом» — после Стамбула, Еревана и Баку

а свободные грузины просят все отменить к чертям, им это не нужно

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

конечно не нужно, и нефть с бензином наши не нужны, поэтому и к санкциям не присоединяются, но в сми для соевых повестку европейскую вещают))

Ответить
Развернуть ветку
137 комментариев
Раскрывать всегда