Почему мой таксопарк на 300 водителей и 40 машин больше не бизнес
Я стратегический партнер Яндекса. В 2022-м открыл свой таксопарк в Сочи, у нас 40 машин для тарифа комфорт, из них 11 электрокаров и виртуальный парк (подключашка) на 300 водителей. Я слышал, что бизнес в сфере такси — прибыльное дело и мне захотелось рассказать, как здесь обстоят дела на самом деле.
Оговорюсь, что я не испытываю лютой ненависти к корпорации Яндекс. Все-таки не жадный монополист подмял рынок. Яндекс сделал удобное приложение, и сами пользователи подмялись под него, а вслед за ними водители и таксопарки. Но есть нюансы.
Я закончил службу, объединился с друзьями, мы купили первые машины и открыли таксопарк.
В такси можно заработать 4-мя способами:
- Сесть за баранку.
- Купить машину, например, в лизинг и сдавать водителям в аренду.
- Стать партнером Яндекса и подключать через себя водителей к Яндекс.Такси. В народе это называется подключашка.
- Брать водителей на зарплату.
2 и 3 – мой вариант.
Мы выбрали схему сдавать машины в аренду водителям и открыть виртуальный парк. Теперь я стратегический партнер Яндекса.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога “Упал, поднялся”. Герой остался инкогнито, потому что бизнес не закончил, а проблем с Яндексом по договору не хочется.
Содержание
Сторона бизнеса
Сторона водителя
Почему подключашка не бизнес?
Основной заработок подключашки – комиссия с водителя. Водители отдают процент заработка, а взамен получают помощь в подключении к системе Яндекс.Такси, моментальный вывод денег, помощь в спорных вопросах и пр. По данным рекламных буклетов комиссия может составлять 3-5%.
Начинаешь ты свой бизнес с кассового разрыва: водителям надо платить сразу, а деньги от Яндекса получаешь позже.
Сначала я брал 3%, но на рынке много тех, кто максимально сбивает комиссию. Такой директор в трусах сидит у себя на кухне и публикуют объявы на Авито. Для них лишние 10 000 заработка уже деньги.
В итоге ты вынужден до упора сбивать комиссию, брать водителей с негативными отзывами от других таксопарков, заправлять водителей в долг, а потом бегать за ними.
Сейчас у меня порядка 300 водителей, но на комиссии в хорошие месяцы у меня выходит около 300 000 рублей в месяц. Часть водителей то приходят в такси, то уходят, постоянно бегают между таксопарками, ездят не только на Яндексе, левачат.
Некоторые водители могут выполнять по 600-900 поездок, другой выходит на 2 часа на линию, а потом месяц отдыхает.
На двоих с партнером из этого оборота остается, дай Бог, 30-50к прибыли. Прибыль съедает аренда офиса, зп сотрудникам, налоги, бухгалтер, оплата сервисов по моментальному выводу и списанию штрафов с водителей, привлечение водителей.
Раньше, чтобы работать напрямую я Яндексом, требовалось ИП. А так как большинство людей в такси временно, то это был довод в пользу работы через подключашки.
С 2023 г. водитель может пойти самозанятым в Яндекс, минуя таксопарк. Это снижает заработок подключашек, часть водителей сразу стали работать сами. Все больше и больше к нам идут алиментщики и банкроты, для них важно получать деньги на чужие карты и прокредитоваться у таксопарка.
Вывод: на словах ты стратегический партнер Яндекса, а на деле подключашка. Маржинальность такого "партнерства" падает, конкуренты готовы работать за еду, таксисты могут обойтись без нас.
Почему железный таксопарк больше не бизнес?
Окупаемость раньше
Киа Оптима в 2019 г. стоила 900к, Шкода Октавия – 650к. За 1 050к получали максимальную комплектацию. Сдаешь эти машины по 2 800 в день по тарифу комфорт и за год полностью окупаешь.
Окупаемость сейчас
Я взял exceed за 3,5 мульта, платеж лизингу – 90к, то есть, чтобы платить лизинг, мне надо сдавать такую машину хотя бы за 3 500 в день. Но так как на рынке полно ребят, которые сдают Киа и Шкоду за 2 800, а то и меньше, на твои Exceed за 3 500 не то чтобы очередь, поэтому тоже постоянно сбиваю цену, чтобы не было простоев.
Плюсом тебе нужно: менять резину – 50к каждый 5 месяцев, оплачивать штрафы, когда водители сбегают, оплачивать страховку, проводить ТО, менять масло, фильтры и пр.
В итоге китаец окупается от 3-х лет, но за 3 года в такси машина убивается в хлам. Дай Бог если за 3 года ты вернешь себе НДС, расплатишься с лизингом и продашь ее за 1,2 млн. То есть ты 3 года переживал, сдавал машину, контролировал, содержал инфраструктуру, а принесло тебе это при лучшем раскладе процентов 30 от цены машины. Это если тебе не повезет и какой-нибудь дебил не растащит ее по стенке.
Отдельное счастье – китайские запчасти. Их нет даже на российского китайца. Ушлые спекулянты гоняют в Китай, везут запчасти в баулах. Крыло из фольги за 3-4к в себестоимости в России может стоить от 20 до 50к, а оно из фольги. А еще попробуйте найти нужные запчасти. На европейские машины ты открываешь е-каталог, вводишь vin-номер запчасти и видишь на красивой визуализации свою запчасть.
Поэтому самый простой и эффективный способ закупиться запчастями сегодня выглядит так:
Электрички
Часть наших машин – электрокары. Evolute, якобы адаптированные под российский рынок, регулярно стоят в простое. Купили новые машины, а ведут они себя уже как ведра изношенные. Перезагружай, не перезагружай – бесполезно. Электрички зависают, не могут сняться с ручника, и в моменте превращаются в кирпич. Из плюсов в 1,5 раза меньше расход на топливо. Запас хода 300-350 км.
Вывод: долго, дорого, рискованно.
Риски в такси-бизнесе
Подключашка не является таксомоторным парком, она по документам интернет-сервис, который “лишь информирует водителя о наличии заказа клиентов сервиса Яндекс.Такси”.
Но на практике это не избавляет тебя от всех рисков.
Сноубордист
Я начал разбираться, посмотрел номер заказа, но там было не указано доп. опции крепления для лыж. Я спросил водителя.
Сноуборд и крепления по закону подлости выпали, а впереди идущая машина его переехала. В итоге пассажир водителю предъявить не мог и решил на лоха предъявить это мне. Я объяснил ему, что, так как он не указал опцию перевозка лыж, он взял это на свой страх и риск. Пассажир пропал.
Дети
Случаи с детьми тоже приходят к таксопаркам. Водитель берет ребенка без детского кресла, в заказе детское кресло не указано. Когда водитель взял этот заказ, ребенок не в безопасности. Дальше банально водитель едет по главной дороге и на него какой-нибудь черт вылезает с прилегающей, таранит, машина переворачивается. Ребенок страдает, ломает руки ноги и, дай Бог, остается жив. Кто виноват? Виноват водитель, который взял этого ребенка. Водитель сядет в тюрьму, заплатит компенсацию ребенку, в добавку может сесть руководство таксопарка, потому что не предупредило водителя. Мы прописываем в агентском договоре, что в этих случаях виноват водитель, но в описанной ситуации это, конечно, не спасет.
Сколько зарабатывает таксист?
В такси ты вроде сам себе хозяин: сам строишь график, сам ведешь доходы/расходы, но твой график должен быть очень жестким, если ты вдруг решил заработать.
В моем парке среднемаксимальный накат в городе Сочи в сезон – 16 000 рублей грязными деньгами в день. Примерно за 12 часов. Дальше Яндекс забирает комиссию. В Сочи она составляет:
Водитель моментально через подключашку выводит эти деньги себе на карту за вычетом комиссии банка. 12 000-1,5% = 11 820. Машины на газу в Сочи редкость, у нас все на бензине. Средний расход за смену 3000 руб.
Итого, 11 820– 3000 = 8 820 руб. А потом:
В итоге у водителя остается 3 990. То есть, в среднем, 4к в смену. Если пахать как лошадь в графике 6/1 по 12 часов и жить в не самом дешевом городе Сочи можно получить 96к в месяц. Из этой суммы водителю надо будет вычесть штрафы, а в случае ДТП водитель может на месяц остаться без заработка.
В Сочи много гор, Яндекс не понимает когда подача в гору и не доплачивает за это. В Москве можно заработать больше, там меньше холостых пробегов, жирнее заказы, но надо знать все камеры, иначе ты заработаешь 20к, а отдашь 30 за камеры. В Сочи с камерами все получше.
Бонусом по документам таксопарк-подключашка интернет-сервис, следовательно вся ответственность лежит на водителе.
Как таксисты идут против системы?
Так как железные таксопарки, подключашки и сам Яндекс стремятся заработать на работе таксиста, таксисты в свою очередь стараются кинуть и первых и вторых и третьих. Яндекс отвечает снижением активности, рейтинга и блокировкой водителей.
- Фотошопишь грязь. Скидываешь в поддержку испачканный салон. Мороженое и рвота подойдут.
- Едешь потусить к другу, а в поддержку пишешь что ездил вернуть забытую вещь клиенту. Яндекс бьется за репутацию и поощряет такое поведение. – Говоришь, что клиент не заплатил наличными.
Если не злоупотреблять 6-12 часов гоняешь без комиссии.
Приоритет оклеенной машины получать хочется, но пачкать машину цветами корпорации, которую мы любя называем “Яшка”, не хочется.
На помощь приходят кулибины с Авито, которые за 500 р. помогают пройти фотоконтроль.
Опытный бомбила знает, что лучше за 5к проехать 100 км, чем за 10к -– 400 км.
Чтобы избавиться от невыгодных заказов использую 2 самых популярных метода:
- Самолет. Во время невыгодного заказа врубаешь режим самолета, ждешь пока оповещение о заказе кончится и заказ отменяется, так как водитель как бы не на связи.
- Динамо. Я лучше посижу в машине, чем за 100р. постою в пробке. Поэтому едешь к клиенту, но не доезжаешь до зоны платного ожидания. Не берешь трубки от клиента. Дальше, либо сам клиент отменяет заказ, либо когда время подходит к платному ожиданию отменяешь заказ сам, например, с формулировкой: клиент был с ребенком, но не указал детское кресло. Никто в Яндексе не будет узнавать, как вы это поняли, если не приехали в плотную к клиенту.
Раньше таксисты стояли в очереди в аэропортах и на вокзалах, сегодня это можно сделать виртуально. Серые программеры в интернете продают левые таксометры, которые умеют подменять геоданные владельца. Можно виртуально становится возле казино, чтобы перебить заказ. Пить кофе дома, а в это время стоять в очереди в аэропорту, виртуально прокатываясь по территории.
Если тебя заблокировали, еще не все потеряно, я слышал есть такие варианты:
- Подружка друга. Утром ты пьешь кофе с подружкой, она проходит фотоконтроль и ты идешь работать под ее аккаунтом. Но может прийти доп. подтверждение, например, пассажир указал, что вез его не тот водитель.
- Связи с программистами. Твою историю чистят, а аккаунт восстанавливают. Моему знакомому это вышло в 50к.
- Яндекс соблюдает закон. Если человек просит удалить профиль, Яндекс, по закону о персональных данных, должен это сделать, человек заходит на другой парк и блок снимается.
Куда идти таксисту, если не в Яндекс?
Не упомянул еще 2 варианта работы в такси: чичиком и в найме.
Чичики
Казалось бы если Яндекс подчинил все таксопарки, то уж такое явление, как таксисты на вокзалах втридорога, должно было бы умереть точно. Но Сочинские таксисты, которых у нас называют “чичики” все еще есть.
Чичики забалтывают пассажира, идут с баулами за территорию аэропорта, так как на территории аэропорта парковаться нельзя. Я не был при вербовке пассажира, но они все еще умудряются возить из аэропорта Сочи до Краснодара на минивэне за 50к, когда можно вызвать яндекс и уехать в 2 раза дешевле. Зачем и как – неизвестно, но они великие комбинаторы.
Найм
В Сочи есть таксопарки, которые все еще пытаются организовать водителей на зарплаты. На 10 водителей у них 2 оператора. Оператор следит куда поехал, левачит или нет и выписывает штрафы.
Вывод
Итого, во всей этой цепочке бизнесом занимается только Яндекс. Яндекс использовал подключашек, как используют франчайзи, чтобы быстро вырасти, теперь он в нас не нуждается. Я – агент, примерно, как страховой, имеющий с ООО «Яндекс.Такси» действующий агентский договор на оказание услуг по продвижению Яндекс.Такси. Я – прокладка между водителем и корпорацией. Беру на себя геморрой по привлечению водителей за маленький процент, а иногда и делю с водителем ответственность.
Водители бегают по подключашкам и таксопаркам – Яндекс все равно в плюсе, мы помогаем посадить водителей на Яндекс, но настоящую прибыль с этого получает корпорация, мы немного доедаем, пока не обанкротимся.
Мне все происходящее напоминает сетевой маркетинг, где все выставляют как будто ты бизнесмен: свобода, жизнь без начальника. А по факту ты просто работник, но без больничных и отпусков, с большими рисками и низким доходом. При этом на тебе самый тяжелый участок работы, где ты и продавец и маркетолог компании. Основная конкуренция между подключашками в проценте и в возможности кредитования водителя, что приводит к тому, что подключашки вынуждены кредитовать водителей, а потом выбивать долги.
Водитель слушает те же самые сказки про “работу на себя”, но по факту чтобы достойно зарабатывать должен вкалывать без больничных и отпускных, слушать хамство, и убирать грязь за пассажирами. Потому что Яндекс для них не работодатель, а сервисопредоставлятель.
Титры
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога “Упал-поднялся” на основе интервью с основателем таксопарка. Герой остался инкогнито. За помощь в организации интервью спасибо Кодолову Николаю – Председателю Профсоюза Такси «ДОБРО»
Я веду блог "упал, поднялся" с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Истории на основе интервью с предпринимателями выходят раз в неделю.
Вы прочитаете: как фермер потратил 250 млн. в деревне, как магазин в провинции кошмарили Смешарики, почему родная сестра бизнес-партнер стала «бывшей», как я открыл и развалил сеть ночных клубов, как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн, почему на стрелке владелец сети квест-комнат решил просто помолчать, как я столкнулся с рэкетом Пикабу в 2023 году и др. истории..
Еще почитать:
1. Куда делся Ситимобил и Индрайвер. Если такси так выгодно и почти как нефтевышки, почему на поляне один Яндекс?
2. В чем проблема разрешить использовать для такси б/у автомобили коих прилично на рынке?
1. Не выдержал войну доплат и в целом закрылся, потом его, вернее что осталось, купил Таксовичков.
2. Потребитель не хочет ездить на ведрах, либо это будет совсем дешевое и еще более не безопасное такси. После 7-8 лет у машины уже идет усталость метала, плюс в такси машина в среднем пробегает за год 100к и более. Делаем выводы.
Если мне доехать на соседнюю улицу, то я и на ведре готов, а если я еду с женой в театр, то да, можно и новый Geely вызвать. Главное выбор. Б/у тем более тоже бывают разные
На соседнюю улицу я даже в экономе не поеду. А если сильно опаздываю и приезжает прокуренное авто, то лучше опоздаю, чем буду вдыхать табачку.
потому стоимость поездок будет расти)
комфорт в любом случае важнее)