Как я занимаюсь творчеством по расчету и считаю это единственно возможным

В статье рефлексия как из меркантильных соображений начал вести блог на VC, почему получил не то, что хотел, и почему оно мне понравилось. Как я написал успешную статью про сеть ночных клубов, но не смог повторить, сколько стоят “бесплатные” 5000 подписчиков в телеграм канал, как комментаторы писали мои статьи и как я увеличил подписку на 60% одним абзацем.

Жена сфоткала, как я стою в одеяле из флиса с нимбом из колонны в Ленобласти
Жена сфоткала, как я стою в одеяле из флиса с нимбом из колонны в Ленобласти

Мы с женой делаем трафик, у нас небольшая команда. Чтобы расти как команда и получать больше заказов, мы, как и многие коллеги, начали делать блог с полезняком про то, что умеем, — маркетинг.

Лошадь ехала плохо, статьи набирали мало. Оно и понятно: маркетинг неинтересен бизнесменам, даже если он им нужен. Они б хотели делегировать и забыть. Вникать в подробности тут так же скучно, как разбираться в бухгалтерии. В эти моменты я вспоминаю себя — владельца 6 ночных клубов. Да, какой-то маркетинг, какая-то бухгалтерия. Сил вникать мало: тут охранники драку разнимают, там артист до сцены не доехал.

<a href="https://vc.ru/marketing/710664-kak-privesti-ochered-iz-klientov-v-b2b-spisok-rabochih-rekomendaciy" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Эти 4к просмотров</a> я добирал в том числе ссылками в других своих более популярных статьях. 
Эти 4к просмотров я добирал в том числе ссылками в других своих более популярных статьях. 

Я написал про свои 6 ночных клубов — как открывал и закрывал. И эта статья зашла. Я понял: бизнесу интересен бизнес. Я пытался уехать на продолжениях — выходило посредственно. Потом я увидел много авторов на виси, которые собрали фулхаус одной статьей, а продолжения были никому не интересны. Но ладно, на своем опыте понял.

Бизнесменам интересен бизнес

Я понял, что можно пробовать писать интересно для бизнеса про сам бизнес. Проанализировал топ виси за год, хотел разобраться, какие темы заходят. Маркетинга там нет. А вот бизнес-историй много.

Я думал, что меня самого интересует. Я прихожу в кафе и считаю посещаемость, средний чек, смотрю, как обслуживают и сколько персонала. Вот в Великом Новгороде увидел, например, абсолютно нерентабельную гардеробщицу. Я подумал, что это хорошие вопросы, которые не мне одному интересны.

Моя фактура закончилась на истории про клубы. Мне нужны были реальные истории предпринимателей. Я начал трясти знакомых. Так вышел магазинчик в провинции. И он зашел на ура. Я решил, что это полный успех (наивный).

Я разместил призыв рассказать свою историю мне, если герой сам написать не хочет или не может. Так получил своих первых героев.
Я разместил призыв рассказать свою историю мне, если герой сам написать не хочет или не может. Так получил своих первых героев.

Этим постом и постом про клубы я собрал примерно 600 подписчиков в канал, который начинался про маркетинг.

Система против хаоса

Три истории подряд провалились: они не собрали вот этих потрясающих охватов нигде — я тогда размещался на виси и пикабу.

<p>С каждого я ожидал столько, сколько они принесли все вместе. </p>

С каждого я ожидал столько, сколько они принесли все вместе.

Я понял, что что-то не так. По материалу со стройкой прилетел разумный хейт:

Как я занимаюсь творчеством по расчету и считаю это единственно возможным

Я обрадовался. Схватил этого комментатора и давай расспрашивать:

<p>И дальше сам…</p>

И дальше сам…

Я действительно сосредотачивался на треше, терял общую структуру и брал героев, в которых не было геройства. Ну хорошо, что разобрался. На этом я собрал план обязательных вопросов по всем возможным конфликтам в бизнесе с:

— собственной кукухой — ожидания и реальность,

— подчиненными,

— клиентами,

— бюрократической машиной.

Я переписал одну из трех неудавшихся историй, и она хорошо зашла:

<a href="https://vc.ru/tribuna/806708-kak-ya-otkryla-i-zakryla-stroitelnuyu-firmu-chtoby-ispolnit-mechtu-detstva-318-obektov-10-let-1-dergayushchiysya-glaz" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Из прошлой статьи</a> взял один эпизод — входом в офис через окно. Внимательный комментатор заметил совпадение.
Из прошлой статьи взял один эпизод — входом в офис через окно. Внимательный комментатор заметил совпадение.

Тут я сделал выводы, которых стараюсь придерживаться. Вот они:

— Герой должен вызывать одобрение. Если читатель одобряет героя — он поддерживает историю. Если не одобряет — не поддерживает. Хотя писал историю не герой, а разбираться в отрицательных персонажах часто интереснее).

— Герой должен измениться. Героический сюжет тем и героический, что обычный человек сталкивается с обстоятельствами, преодолевает и меняется. Теперь я ищу, что изменилось: в человеке, в его окружении, в результатах бизнеса.

— Костяк вопросов всегда один. Он о конфликтах с людьми, организациями и самим собой.

— Личность в тексте передается через рефлексию. Поэтому иногда в процессе интервью я задаю вопросы типа “что ты почувствовал?”.

— Бизнес героя должен быть народным, популярным, как франшиза кофейни, или вызывать ностальгию.

Это 3 удачных материала. Писал с учетом выводов. <a href="https://vc.ru/tribuna/838176-otkryli-razlivayku-kogda-poteryali-rabotu-v-kovid-dumaem-zakryvat" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Разливайка</a>, <a href="https://vc.ru/tribuna/846345-osobennosti-nacionalnogo-biznesa-na-marshrutkah" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">маршрутки</a>, <a href="https://vc.ru/tribuna/855406-kak-ya-postroil-detskiy-lager-na-sovetskih-ruinah-potratil-130-mln-i-uletel-v-kassovyy-razryv" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">лагеря</a>
Это 3 удачных материала. Писал с учетом выводов. Разливайка, маршрутки, лагеря

Это просто очень дорогое бесплатно

Я не зарабатываю на материалах, для героев историй — это бесплатно. Но я трачу больше 20 часов на каждый материал. Это не всегда лично мое время, частично время команды:

— интервью в 2-3 этапа, по часу каждый;
— сбор инфы на ютубе, в соц. сетях героя;
— переслушать и расшифровать интервью в текст;
— придумать структуру и главную сюжетную линию;
— собрать план;
— написать каждый пункт;
— вычитать хотя бы минимально;
— согласовать с героем и внести правки;
— заверстать на площадках.

Я публикую свои материалы на VC, Habr и Пикабу. Я пробовал и другие площадки. Например, купил аккаунт на Снобе за 3000. Опубликовал 2 материала. Получил меньше 1000 охвата суммарно, а в одном мою ссылку на ТГ удалили. Сейчас начал публиковаться на Spark: охватов мало, но конверсия в подписку хорошая, какие-то подписки оттуда есть, хоть и сообщества с лайками и комментами нет. Дзен и Тенчат без результатов.

На Пикабу уже не публикую: теперь мне окончательно удалили аккаунт, и банят новые. Коммерческий директор Пикабу на меня в обиде: ведь я посмел бесплатно набирать охват и получать подписчиков с их платформы. Вообще-то это не запрещено. Но именно мне запрещено. Я сначала удивился, а потом выразил негодование. Негодование хорошо зашло на Хабре и VC :

<a href="https://vc.ru/life/890639-velikaya-oktyabrskaya-kiberrevolyuciya-rassledovanie-kak-zakonchilas-vlast-naroda-na-pikabu-bund" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Этот пост</a> принес мне 58 подписок с VC и 74 с Хабра. Я услышал и праведный гнев ненавистников ссылок на ТГ, но больше поддержку. А в пост на VC пришел сам коммерческий Пикабу.
Этот пост принес мне 58 подписок с VC и 74 с Хабра. Я услышал и праведный гнев ненавистников ссылок на ТГ, но больше поддержку. А в пост на VC пришел сам коммерческий Пикабу.

Отдельно я потратил много часов на прокрастинацию, записывая ютуб. Одно длинное видео из 3х даже зашло в рекомендации и собрало сразу 2000 охвата. Некоторые шортсы дошли до 7000 просмотров. Я получил с 3х видео и нарезки в шортс +220 подписок на ютуб. И они никак не пошли читать дальше в ТГ-блог. На эту часть работы я пока забил: одно видео с монтажом, нарезкой и выкладкой жрет примерно 10 часов. Тут еще поищу свой формат.

Как я нашел формулу и начал получать на 60% больше результатов

В конце каждой статьи я предлагаю подписаться на свой ТГ-блог. Вот как раньше выглядела подпись:

Как я занимаюсь творчеством по расчету и считаю это единственно возможным

С такой подписью выходили все старые материалы, например, про перевозки.

На VC они набрали 13 000 просмотров, и принесли 129 подписчиков. В какой-то момент я решил “продавать идею” подписаться на свой блог. Получилось вот такое описание:

Как я занимаюсь творчеством по расчету и считаю это единственно возможным

Как это сработало: один из последних материалов на VC — “домик в деревне”. Набрал 25 000 просмотров и принес 410 подписчиков.

Как я занимаюсь творчеством по расчету и считаю это единственно возможным

То есть перевозки приносили 9,92 подписок на 1000 просмотров, а домик 16,4. Эту конверсию измерял не на одном материале. В целом, от материала конверсия чуть зависит: какие-то статьи приносят подписчиков более эффективно, какие-то менее. Но все равно общая картина такая: “продавайте идею” своего блога сразу, а не как я — через 3 месяца.

Какие цифры дают площадки?

Я публикую истории на площадках практически без изменений. Иногда меняю пару слов в заголовке, не более. Понятно, что самая тематическая для такого контента площадка — это VC, поэтому с нее должны лучше всего подписываться.

Сейчас на примере одного материала покажу цифры на трех площадках.

<p>59 подписок с VC на 6,3к охвата. То есть 9,3 подписки на 1000 охвата.</p>

59 подписок с VC на 6,3к охвата. То есть 9,3 подписки на 1000 охвата.

<p>225 подписок с Хабра на 20к охвата. То есть 11,3 подписок на 1000 охвата</p>

225 подписок с Хабра на 20к охвата. То есть 11,3 подписок на 1000 охвата

<p>132 подписки с Пикабу на 94к охвата, то есть 1,4 подписчика на 1000 просмотров</p>

132 подписки с Пикабу на 94к охвата, то есть 1,4 подписчика на 1000 просмотров

И действительно, почти всегда у нас Хабр конвертит чуть лучше VC. А вот Пикабу конвертит совсем плохо. Я для себя нашел такое объяснение: на Хабре айтишники, они — основные пользователи ТГ, поэтому и конверсия выше. На VC все тоже пользуются телегой, но, думаю, устали от подписок на ТГ. Люди с Пикабу часто читают, но не видят смысла подписываться — они тут почитать истории в ленте, да и с бизнесом не связаны, и телегой могут не пользоваться.

На самом деле отчасти поэтому я не стал принимать коммерческое предложение Пикабу. Оно просто никогда мне не окупилось бы. они предлагают платить 80к в месяц. Я выпущу 4 материала. В самом классном случае каждый принесет по 100 подписок. Итого 400 подписок за 80к. Это 200₽ за подписчика. Я тестировал Яндекс.Директ на блог, подписчик на широких настройках выходил 100₽. И это я еще не умел “продавать идею” блога.

Где деньги, Рюмин?

Закономерный вопрос: зачем я трачу 20 часов в неделю, то есть половину рабочего времени здорового офисного человека?

Я начинал эту историю ради продаж услуг маркетинга. Мы делали таргет, директ, авито. Я бережно ставил ссылки на наши маркетинговые материалы в подвал статей. Даже поднял статистику дочитываний на них. И нет, услуги по трафику с этой стратегии я не продал ни разу с этого канала. Продал с других — с сарафана, с выступления на Суровом. Но не с ТГ-канала и блога на VC.

???

Трафик продать не получилось, но ко мне пришли 4 заказчика на такие же блоги. У всех у них б2б. Они поняли, что я могу написать так же хорошо для их клиентов и про их клиентов — разные бизнесы. Я спросил, с каких материалов они пришли:

— Один клиент прочитал про пивнушку и понял, что его клиенты вот такие, вот с такими проблемами и вопросами в голове. Пришел, потому что мы умеем залезать в голову его клиентам.

— Второй прочитал про газовые генераторы. Это сложный технический продукт, клиент понял, что мы можем про такое тоже понятно и интересно написать. У клиента видеопродакшн, ему нужно писать кейсы интересно и понятно.

— Третью клиентку зацепила история про девушек, которые открыли сеть квест-комнат. Клиентка пришла к нам со своей историей для нашего блога и сразу предложила нам вести блог ее компании. Скорее всего ее заинтересовала история о девушках, потому что она увидела в них себя — такую же отчаянную предпринимательницу-авантюристку.

Бонусом к этому я собрал ТГ-блог на 5000 подписчиков. И им, так же как и мне, по кайфу истории про устройство разных бизнесов.

Титры

Я веду блог "упал, поднялся" с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Истории на основе интервью с предпринимателями выходят раз в неделю.

Вы прочитаете: как фермер потратил 250 млн. в деревне, как магазин в провинции кошмарили Смешарики, почему родная сестра бизнес-партнер стала «бывшей», как я открыл и развалил сеть ночных клубов, как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн, почему на стрелке владелец сети квест-комнат решил просто помолчать, как я столкнулся с рэкетом Пикабу в 2023 году и др. истории.

55
51 комментарий