Стритфуд «Тётка Zапеканка» из Краснодара — наш первый год на рынке еды
В июле 2019 года мы рассказали вам о «Тётке Zапеканке» — стритфуд-проекте краснодарцев Ника Мороза и Светы Черниковой. Материал здорово сдетонировал: только за первую неделю после публикации мы получили десятки запросов на покупку франшизы с географией от Магадана до Санкт-Петербурга.
Материал лежит вот здесь.
Сегодня хотим рассказать, что было дальше: итоги нашего 2019-го и планы на 2020-й. Как мы развиваемся, какие шишки набили и что будет дальше с проектом «Тётка Zапеканка».
Спойлер: «Zапеканки» не будет, франшиза — в исключительном случае. Будет выход в сегмент b2b и борьба против холодного сэндвича, корнеры самообслуживания в мини-маркетах и маркетах «у дома» и собственные кафе с посадочными местами.
Начнем с главного — нашего ассортимента. В апреле мы запустили фабрику с продажей фирменного блюда тётка в одном размере. Для справки: тётка — это фирменная булочка, домашний соус и много начинки, посыпанной сырным ассорти и быстро запеченной в гриле.
Тогда нам казалось, что 22 сантиметра — это норм. Сейчас эти первые тётки зовутся у нас XL. Мы добавили «стандартный» размер и со дня на день запустим тёток-малышек — на булке 5 на 8 сантиметров.
Вкусы, которые фабрика производит сейчас, достаточно разнообразные: терияки со свининой, цыпленок в соусе карри, по-аджарски с яйцом, том-ям с мориками, курица и грибы в сливках, говяжья лазанья, три сыра и лесные грибы.
Самая популярная тётка с первых дней продаж — сливочная курица, но в конце года свинина её взяла да и поборола. Теперь около 30% от всего объема проданных тёток — терияки.
С появлением «размерного ряда» гостям стало удобно пробовать разные вкусы и 60% проданных тёток теперь — стандартного размера. Посмотрим, как изменится структура продаж с появлением малышек. Целимся на большие успехи ассорти-наборов.
«Тётка» в цифрах выглядит вот так:
- «Малышка», 100 граммов — 80–110 рублей.
- Стандартная весом в 200 граммов — 180–230 рублей.
- Тетка XL, 300 граммов — 240–320 рублей.
Наша главная фишка — большое количество начинки: булка в порции весит чуть меньше 70 граммов, остальное — свинина, говядина, курица или морепродукты, запеченные под сырным ассорти.
Командная победа года — фудкост 35% . Нам удалось выполнить поставленные планы по снижению себестоимости без потери качества продукта. Начинали мы с грустных 50% (эти цифры будут понятны только нашим коллегам :)
К слову, о структуре продаж: половина всей еды, которую мы продаем, — это тётки. Нам стоило немалых усилий объяснить покупателям, что такое тётка и почему она так называется.
Постоянным гостям, к счастью, объяснили, но впереди нас ждет немало рекламных и PR-кампаний, потому что продать пиццу — как два пальца об асфальт, а вот продать съедобную тётку — это надо постараться:).
В названии нашего блюда, которое мы уже запатентовали, кроются и сила, и слабость. Слабость — в неизвестности и непривычности такого названия, а сила — в отстройке от конкурентов: один раз поимел контакт и запомнил навсегда. Об этом расскажем чуть позже, а пока — снова цифры.
Мы анализируем средний чек и работаем с пользовательским мнением, чтобы держать высокий рейтинг в агрегаторах. Нас доставляют курьерские службы Delivery Сlub, «Яндекс.Еда», «Бронибой» и «Антей-сервис» (вторые два — локальные краснодарские компании).
В планах на этот год – вырастить розничный чек до 500 рублей и начать работать с наполняемостью чека (сейчас это в среднем две позиции), а также подрастить чек доставки до 1100 рублей.
Всего этого будем добавиться за счет расширения ассортимента, продажи комбонаборов, специальных краткосрочных акций и тренингов-тренингов-бесконечных тренингов для нашего классного персонала.
Мы так же по-прежнему готовим вкусные крем-супы, пару необычных салатов, несколько закусок, десертную группу и варим классные напитки. Говорят, у нас самая вкусная творожная запеканка в городе.А раз уж мы заговорили о запеканке, время перейти к номинации «Факап года».
Факап мы заподозрили давно, а железно констатировали недавно, когда открыли первую торговую точку. Слово «запеканка» в названии сильно путает карты и смущает тех, кто ничего о нас не знает и не слышал.
Чёртова «запеканка», точнее, «Zапеканка», оказалась в названии вот почему: все ингредиенты для тёток мы не жарим, а именно запекаем в пароконвектомате, чтобы максимально сохранить пользу продуктов.
Но пока мы пытались объяснить это каждому, потеряли хороший процент гостевого потока: люди думают, что запеканка — это гадость из детского сада, проходят мимо. Или вовсе получают обманутые ожидания, планируя навернуть творожной запеканочки, а получая тётку — булку из гриля с начинкой.
Отчетливо свою ошибку мы поняли, открыв первую «Тётку» вдали от фабрики: практически все чеки содержат в себе творожные запеканки. Люди видят вывеску и идут именно за ней, берут к ней кофе или компот.
Это в корне разнится с нашими планами и требует немедленных решений. Просто «тётка» — звучно, что думаете? Слово «Zапеканка» уходит из нашей маркетинговой стратегии навсегда. Будем рады вашим идеям в комментариях и накормим тётками до отвала, если потребуется :)
Сегодня наша фабрика-кухня — это почти 500 м² в живописной прогулочной зоне Краснодара. Здесь комфортно работать и не стыдно приглашать сюда гостей: зачастую пищевые производства выглядят достаточно скромно, своим же мы гордимся.
Ингредиенты для тёток готовятся в полностью оборудованных горячем, холодном, овощном и хлебном цехах, у нас есть просторный холл для встреч и уютная столовая для персонала.
В этом году мы оптимизировали работу за счет изменения технологий: повысили качество и скорость отдачи, сократили ненужный функционал и добавили сотрудников-универсалов.
Самое важное — у нас появилась возможность поставлять продукцию в вакууме, а это — минус риски и плюс свежесть. Также у нас появились заведующий производством и система автоматизации внутренней работы. Больше никаких путаниц с «мягкими накладными».
В целом 2019 год, год нашего старта, был очень разнообразным и очень тяжелым. Только в конце осени мы смогли позволить себе оставить работу на кассе и наняли кассиров. А первую точку открыли только к октябрю.
Оглядываясь назад, мы отчетливо понимаем: единственная большая проблема в нашей компании — это острое недофинансирование.
За неполный год мы:
- Построили и запустили фабрику, создали и упаковали продукт.
- Сформировали профессиональную команду, выстроили модель закупок и производства, отучили персонал на нескольких тренингах по управлению пищевым производством.
- Выступили на крупном краевом форуме «Дело за малым» (том самом, где спикал Илон Маск!) в качестве представителей перспективного локального бизнеса.
- Получили звание «Открытие года» в премии краснодарского интернет-издания «Щука».
- Впервые поработали на выезде внутри фестиваля и пережили полный солд-аут и выдержали пользовательский рейтинг 4,8 звезды из 5 в приложениях доставки.
Рекламный бюджет в 2019 году составил 0 рублей. Продвижение было последним, на что мы решали тратить заработанные деньги, и всегда отдавали предпочтение новым сковородам или более экономичной упаковке.
Конечно, проще всего было упаковать франшизу и начать продавать ее еще летом, но мы осознанно не стали так поступать. Хочется развивать бренд и продукт, сконцентрировав бизнес в руках нескольких человек, а не нескольких сотен.
Вместо простого пути мы решили глубже рассмотреть направления, которые могут приносить нам прибыль на начальном этапе. И в конце года перед нами открылся огромный новый рынок b2b, на котором сейчас балом правит холодный сэндвич на имитации хлеба «Харрис».
Пройдемся по ключевым планам «Тётки» на 2020 год
Заглавная задача — плотно заняться сегментом b2b
В Краснодаре (как и везде в сегодняшней реальности, наверное) огромное количество кофеен и пивных без собственной еды.
Максимум — те самые сухие сэндвичи из «Харриса» с сыром и колбасой или замороженная чиабатта. Эту нишу мы планируем занять на все возможные проценты, потому что у нас есть отличное контрпредложение со свежим горячим продуктом ресторанного качества.
Запросы на поставки, к слову, поступали с самого нашего запуска, но мы упорно концентрировали внимание на других вещах: настройке работы фабрики-кухни, и не отвечали вопрошающим. Лучше поздно чем никогда!
В этом году мы планируем занять кофейни, пивные, небольшие бары, а после перейдем в маркеты у дома. Пилотный проект уже запущен: буквально неделю назад мы заключили договор с хорошей кофейней The Coffee Shop в самом центре пешеходной части Краснодара.
За первую неделю ребятам удалось продать почти 70 блюд без всякой рекламы. В ближайшее время мы займемся проработками кондитерских тёток и запустим сладкий цех специально под потребности кофеен. Бисквитной тётке с вишней быть! А там, глядишь, и до пирожных доберемся.
Задача номер два — протестировать формат кафе с посадочными местами
И в случае успеха развивать этот формат.Наш начальный опыт показал, что аудитория «Тётки» может хорошо посидеть и немало потратить. Нам нужно дать ей, где посидеть, ведь пока у нас есть только пункты take away. В «полевых» условиях хорошо продается фаст-фуд за 100 рублей, мы же окончательно ощутили себя в сегменте fast-casual.
Готовим предложение по своим корнерам самообслуживания для маркетов и гипермаркетов
Ближе к концу прошлого года мы заметили, что одна крупная федеральная продуктовая сеть начинает предлагать покупателям греть какие-то сомнительные бутерброды в микроволновках, и это стало для нас знаком.
По сути, на наших глазах рождается новая культура потребления еды, развитие которой упускать мы не имеем права. Готовим предложение по своим корнерам самообслуживания для маркетов и гипермаркетов.
Это, пожалуй, самая амбициозная цель, на которую бросит все свои силы вся наша команда. В начале февраля у нас будет готов технический проект и визуализация, просчитана стоимость и прописаны условия сотрудничества.
Для выхода в ритейл мы планируем пользоваться вакуумным способом упаковки блюда, чтобы покупатели могли приготовить еду на месте за три минуты или же взять «тёток» домой, чтобы приготовить в микроволновке или духовом шкафу.
Мы уверены, что тётка чётко зайдет в Москве
Национальный фаст-фуд с колоритным названием — то что нужно для большого города с высоким туристическим потоком. Если еще в апреле мы и думать не хотели о франшизе, то сейчас рассмотрим предложения из столицы с большим удовольствием, почему нет? Если «Тётка» откроется где-нибудь на Таганке, мы станем счастливее, а люди — сытее :)
Первый неполный год все силы были потрачены на отладку процессов внутри, теперь тыл прикрыт, мы готовы к активному росту.
Нам нужно вложить средства в модернизацию пищевого блока фабрики, разработку и запуск корнеров самообслуживания в супермаркетах и небольших маркетах у дома, рекламу и маркетинг, усовершенствование рецептур и, возможно, собственную службу доставки (хотим внедрить безмусорную систему обменной тары для наших покупателей, а реализовать это возможно только своими силами).
Для победы по всем намеченным нами фронтам нужен инвестор, который вместе с нами сделает блюдо тётка национальным, известным по всей России продуктом. Если вы давно искали себе крепкий инвестиционный проект, вот он, самобытная и не похожая ни на кого «Тётка».
Подробнее о планах, цифрах и прочих серьезных вещах с радостью пообщаемся лично.
- Telegram: +79180100903 (Ник Мороз).
- Instagram: @tetkazapekanka
- Сайт.
Приезжайте в гости, в конце концов! Всем #zapekaif!
У вас тетка свежая? Пипец нейминг
Чую потенциал вируса...
Почем тетка? Горячая?
Ну то есть ромовые бабки норм?)
Так это обсуждалось в предыдущем посте))) Как сказали сами владельцы заведения, в Краснодаре уже шутят: "кто е...л тетку?"
Название блюда зарегестировано Роспатентом) Не кростата, конечно...)
Да в краснодаре много такого - Галя Гуляй, например и так далее. Если переводить английский названия, то они там тоже процентов 80 звучат не очень.
Вы спрашиваете совета касательно названия, но даже не объясняете что вы делаете. На картинке я вижу что-то напоминающее focaccia pizza и не понимаю, каким образом это вдруг стало национальным русским блюдом и как это связано с запеканками и тётками.
Отсюда возникает предложение не заниматься ерундой с выдумыванием национальных названий и взять что-то итальянское за основу. Ну или объясните, что принципиально нового вы изобрели в хлебе запеченном с сыром.
Вы задали вопрос:" Просто «тётка» — звучно, что думаете?"
Если не знать контекста и не видеть в живую кафе или фудкорнер, то название "Тётка" ничего не говорит потребителю.
Навскидку несколько предложений по названию:
- Печка и Тётка - понятно, что запекают что-то
- ВкусноТётка - вкусное название
- Zaтётка - комбинация из старого названия, чтобы уйти от непонятного слова "Тетка"
Запетётка!
Спасибо)
Кстати вопрос к ребятам.
А вы не думали сделать точку на трассе Дон?
Реально, остановится перекусить по дороге на юг, нормальных мест почти нет.
У нас тут с одной стороны бум стритфуда (фудкорты на рынках, фестивали и т.д.), а тут огромный трафик мимо голодный не освоен.
Не думали (не считали окупаемость)?
"Лучшие тетки на дороге!" Норм
На трассах все заправки себе забирают, у которых с перекусить все лучше и лучше, поэтому все меньше и меньше хочется останавливаться вне заправок.
Комментарий недоступен
видел KFC прям на трассе. На платке кажется
Интересная мысль, спасибо!🤘
И тёток вдоль трассы расставить.
Голод не тётка, съешь и запеканку.
Добрый день. Вопрос такой.... Только честно ответьте) вы, когда давали название Запеканка, даже не предполагали, что будет ассоциироваться с запеканкой из детского садика?
Добрый вечер! Предполагали, что будет, но не думали, что так критично) Слегка переоценили свои pr-возможности. Всякое бывает в жизни🥴
так. погодите. то есть вы хотите сказать, что вы ещё не закрылись даже? я ожидал следующую статью из разряда "какой я получил опыт и как теперь отдавать долги" =)
а по поводу названия я ещё в прошлый раз вроде даже писал, а может и нет, что название просто жесть. полный отстой. даже хуже, чем моё имя.
У меня для вас ряд плохих новостей:( Крепитесь.
На сайте не указан вес готового блюда и развесовка ингредиентов, про БКЖУ тоже не забывайте, также нет указаний по аллергенам.
Хорошее замечание, спасибо! КБЖУ вот-вот опубликуем, посчитали. А об аллергенах не подумали.
не кажется ли вам что 200 рублей за бутербродик это дороговато?
В Краснодаре бургеры по 500 продают без стеснения. Так что, не кажется🤷
Ребята, как бы вам так намекнуть. Вы слегка увлеклись ганнибал-сексистским креативом, название продукции "тётки" не должно склонятся, будто они живые. "Горячие тётки можно съесть" - аналогично фразам "горячие пирожки можно съесть" или "горячие булки можно съесть". Не "горячих тёток можно этосамое". Это creepy.
Никогда не использовали такие сортирные креативы) Уже писала и напишу снова: "тётка" - официально зарегестрированное название нашей еды. Считайте, что мы украли слово и переосмысляем его)
Говорю, как постоянный заказчик фаст-фуда. Советую вам обратиться к хорошему специалисту по брендингу и/или неймингу. Пока что ваш бренд сосет. И никто в здравом уме не купит бутерброд с толстенным слоем хлеба. Выглядит как школьная пицца - фу.
Давайте не переходить на хамство, окей?)
Отличный кейс! Ребята, успехов вам!
Спасибо большущее!
"Запеканка" было слизано с поляков? В Польше Вас ждал бы успех, в Кракове очереди за ними, что не протолкнуться: https://en.wikipedia.org/wiki/Zapiekanka
Всегда так говорят, но на самом деле мы даже не знали о польской сестре) Так совпало.
Норм
Не понимаю в чем фишка? Просто обычный пирог с сыром и чемто там еще, таких по всему миру полно. В чем отличие от "осетинских" например? Кроме формы.
Совсем другая технология и вкус. Надо пробовать)
Желаю компании только удачи, но поработать над узнаваемостью продукта вам обязательно нужно.
Каждый раз, когда я прохожу мимо вашей точки на ставропольской с каким-нибудь знакомым, то первое, что слышу это "че за ***** тётка?". В принципе оно и понятно, до прочтения данной статьи я и сам не знал, что такое тетка, хотя вижу вашу точку каждый день на протяжении где-то полугода.
Будет бюджет - обязательно займусь этим в первую очередь 🤘
А я пробовал. И скажу только одно слово - молодцы!
Спасибо, очень приятно! Вы из Краснодара?
Был осенью проездом в Краснодаре. Нужно было перекусить. В агрегаторе доставки еды увидел эту тётку. С одной стороны заинтересовало, подписался даже на Инстаграм, но заказывать себе почему-то не захотелось. Надеюсь, что ребята больше про продукт, а не про продажу франшизы.
Вот если бы попробовали, таких вопросов бы не возникло. Ждём в гости в следующий приезд!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Да с таким дурацким названием не хотелось бы чтобы это стало чем-то национальным...
Насчет нейминга, нравится, как производитель «Чистая Линия» назвал свои точки «Омолоко». Всегда когда прохожу мимо с женой, читаю «О! Молоко». Может и тут подумать в эту сторону. Например: «ВоТётка», «ТаТётка», «ZaТётка (у)»,«ЯТётка». Надеюсь, идея понятна, надо думать и накидывать еще.
Ухтышка, классные мысли! Спасибо вам!
Ну-ну.
Тетка - грубо.
Добавлю еще одно название, которое, как мне кажется, будет лучше и понятнее для потенциального потребителя ( если использовать ваше патентованное название "Тетки" и от которого вы не хотите( не можете/прикипели/нравится/ хотите выделиться) отходить).
Название - "Вкусняши и Тетки" - характеризует и показывает одновременно вкусность, необычность, объемность порции (см. пояснение ниже) и понятность, что это вкусная еда. Также оба слова кончаются на "и" для созвучия.
Почему "Вкусняши", а не "Вкусняшки". "Вкусняшки" - это что-то вкусное, но визуально и подсознательно маленькое, типа маленькой конфеты. А "Вкусняши" - подсознательно, во всяком случае у меня, воспринимается как что-то большое, объемное и вкусное + созвучие со всеми известными "беляшами", которые тоже объемные и вкусные. Я не проверял, есть ли такое слово в словаре.
Ну а "Тетки" - это уже от вашего названия плюсом идет.
Андрей, спасибо за вкусняшей! Хорошее слово!)
Может, тогда лучше уж бабка?) как то больше внушает доверия ) а так да - пройду мимо вашей тетки и не пожалею ни разу) очень уж стремное имечко для бутера...
В комментариях какая-то грязища. Эти же люди потом жалуются на какую-то там власть, что она плохо старается для них, хороших и достойных.
Хороший текст!