Я задолбался искать съемное жилье и создал робота, который делает это вместо меня
Привет! Меня зовут Лев. Я разработал «умного» помощника по поиску жилья HomeBro. Расскажу о том, что привлекло 8000 пользователей, при чем здесь нейросети и почему довольные съемщики присылают мне донаты.
Предыстория: лучшее делают для себя
Вы когда-нибудь пытались снять жилье в Москве? Тот еще адок.
Мой последний раз был, когда я только устроился продакт-менеджером в Яндекс. Три недели я без остановки листал сайты объявлений и группы в соцсетях, пытаясь выцепить что-то адекватное. В итоге все-таки нашел подходящий вариант, отстегнул агенту 25 тысяч, а поиски постарался забыть как страшный сон.
Спустя полтора года я захотел сделать что-то Свое. С нуля. Мечта. Вот это все.
В прошлом у меня уже была одна попытка – с друзьями делали онлайн-платформу для конкурсов в духе «Минуты славы». Запустились и даже немного подзаработали, но выстрелить не смогли. Из плюсов – я серьезно прокачался в разработке, а также понял важную для себя вещь:
Начиная новый заход, я перебрал много идей разной степени упоротости, пока не вспомнил про свой опыт поиска квартиры. Вопроса, в какую сторону копать, больше не было.
Проблемы
Я провел интервью с десятками тех, кто искал жилье. У большинства были одни и те же хорошо знакомые мне трудности.
Первую боль, которую я хотел устранить – бесконечное блуждание по сайтам объявлений. Многие подключают email- и push-уведомления, но и с ними хватает проблем:
- они приходят с задержкой, либо не приходят вообще. А хорошие варианты разбирают буквально за 10 минут;
- фильтры нужно настраивать отдельно для каждого сайта/приложения;
- показывается куча объявлений о сдаче одной и той же квартиры. При этом часто где-то есть заветное предложение от собственника, но его без спроса 100500 раз копируют ушлые агенты.
Я, как и большинство людей в моем окружении, активно пользуюсь Telegram. И для меня было бы идеально получать все подходящие варианты напрямую в мессенджер.
Поиск не выдал сколь-нибудь рабочего бота, который решал бы эту задачу. Оставалось только сделать его самому.
MVP: манагер дорвался покодить
Первая версия HomeBro была совсем простой – бот присылал новые объявления с ЦИАНа с парой фильтров.
Спустя месяц разработки и закрытого тестирования я рассказал о сервисе в небезызвестной группе Flats for Friends.
Откровенно говоря, я не ожидал, что 74% пользователей запустят поиск квартир. Для этого нужно было ответить на 4 вопроса бота, включая ручной ввод станций метро – это не пару кнопок нажать. Какая мотивация!
Но самое главное – люди начали советовать Бро друзьям и присылать донаты. Нагрянули и риелторы, причем некоторые даже предложили купить мой проект.
Люди, которым не зашло, тоже были, но появление фанатов вселило оптимизм. Я увидел, что продукт полюбили.
Да что говорить – даже эту статью мне помогли написать пользователи HomeBro. Космическое вам спасибо, друзья!
Доработки
Я начал докручивать функциональность.
Сейчас бот присылает новые объявления с 4х сайтов – ЦИАН, Авито, Яндекс.Недвижимость и Домофонд.
Делает это шустро – в течение минуты после публикации (ну ладно, иногда двух, но я работаю над этим).
Одну квартиру присылает один раз. Причем, если где-то видит предложение без комиссии, то показывает именно его. Мало того что агенты копируют чужие объявления, так они еще и изменяют указанные в них данные – цену, площадь и так далее. Поэтому потребовалось сделать кластеризацию, чтобы выявлять группы объявлений с похожими параметрами. А дальше уже из них показывать те, что без комиссии, если такие существуют.
И да, в этом боте нет рекламы, и он бесплатный.
Если достали ковры на стенах, пора натравить на них нейросеть
Большинство съемщиков не готовы жить в квартире с бабушкиным ремонтом. Выявить такие – отличная задача для нейросети.
Мне давно было интересно потрогать руками машинное обучение, а вот и повод нашелся. Начал с прохождения образовательного курса по нейросетям от Google. Оказалось, что не нужно тренировать сеть с нуля – гораздо лучше взять существующую классную нейросеть и дообучить ее под свою задачу.
Для определения типа ремонта я скормил сети тысячи фотографий как очень симпатичных, так и откровенно печальных квартир.
Чтобы не покупать дорогущие сервера, надо было найти решение, которое при обработке сотен тысяч изображений в день будет одновременно быстрым, качественным и экономным по железу. Поэтому взял за основу сеть MobileNetV2, которая изначально задумана для применения на мобильных устройствах с ограниченными ресурсами.
Так в боте появился фильтр «не бабушкин ремонт», точность которого сейчас составляет 90%. Я работаю над его улучшением, в частности, учу Бро отличать фото самой квартиры от снимков улицы, подъезда и прочих объектов, которые вносят помехи в оценку ремонта.
А через месяц после запуска фильтра на vc.ru хайпанула статья Петра Бондаренко про похожую нейросеть для просмотра ЦИАНа. Было обидно, что в фокус внимания попал не мой проект, но это стало лишним доказательством того, как у людей наболело. Ну и вывод:
И проверяй спрос, проверяй спрос
Когда дневная аудитория бота приблизилась к 1000, я решил добавить в игру владельцев жилья. Арендаторам предлагалось прислать небольшой рассказ о себе со ссылкой на соцсети в обмен на спецпредложения от собственников. А хозяева получили возможность еще до знакомства узнать о заинтересованных жильцах и выбрать подходящих.
До начала работ я проверил интерес со стороны хозяев, но не опросил арендаторов. Для них это казалось очевидно полезной функцией (стоит вообще забыть слово «очевидно»). В итоге уже после запуска стало понятно, что откликнувшихся квартиросъемщиков недостаточно.
Несколько недель напряженной работы насмарку.
В качестве бонуса получил мини-исследование аудитории Бро – за время эксперимента сотни пользователей бота рассказали мне о себе. Да и сервис для владельцев жилья еще получит второй шанс, когда количество арендаторов увеличится.
Бро, а не бездушная железка
Чтобы вовлечь человека в общение, хотелось сделать бота не просто инструментом, а помощником и даже другом. Для этого у него должна была появиться какая-то индивидуальность. С этим мне помогли мои друзья. Вместе мы проработали характер и визуал бота – так родился приветливый робот с двумя глазами.
Бро общается на «ты», мечтает и искренне радуется, когда вы знакомите его с новыми людьми.
Маркетинг и монетизация
С момента запуска сервис HomeBro использовали 8 тысяч человек. Сейчас ежедневная аудитория Бро превышает 2 тысячи юзеров.
Я пробовал по-разному продвигать бота, но пока лучше всего работают два способа:
- Реклама в сообществах. Тут недавно случилась маленькая победа – пожертвования от привлеченных рекламой пользователей начали окупать затраты на продвижение. Цифры по донатам пока смешные – за последний месяц я получил 9000 рублей. Но теперь я могу покупать больше рекламы, потому что эти деньги вернутся, а ежедневная аудитория Бро увеличится.
- Сарафанное радио. Если в самом начале каждый пользователь приводил за собой в среднем 0,2 друга (простите за расчлененку:), то сейчас этот показатель вырос до 0,7. И я уверен, что мне удастся пробить критическую отметку в одного приведенного человека, обеспечив сервису вирусный рост.
Чтобы сделать из Бро что-то большее, чем pet-проект, два месяца назад я ушел из Яндекса. В планах – проверить основные бизнес-модели, привлечь деньги и собрать команду. Пока я развиваю бота исключительно на свои сбережения и пожертвования пользователей. Но чтобы создавать лучший продукт, нужно зарабатывать больше.
К счастью, здесь есть куда развиваться.
Первое – ввод дополнительных услуг. Например, сейчас я тестирую сервис записи на просмотр квартиры в один клик. Вместо тебя с хозяином пообщается и договорится о встрече специально обученный человек. Все, что нужно – заполнить анкету и выбрать удобное для показов время.
Второе – HomeBro клевая площадка для партнерского маркетинга. Людям при переезде нужны разные услуги – от помощи грузчиков до клининга и страховки. Я вижу Бро как единую точку входа для решения этих проблем. Бот понимает, в какой стадии поиска жилья находится человек, и что ему может быть полезно в данный момент.
В заключение
Дружите с роботами, они клевые.
Для удобства еще раз ссылочка на бота. Поделитесь, как вам? Что понравилось, что показалось неудобным? Чего не хватило? Пишите о своих впечатлениях в комментариях, это безумно важно для проекта, я буду очень благодарен.
А если вам интересно сделать что-то классное вместе, то давайте обсудим!
Ну в чем-чем, а в ботах автор разбирается. Заранее зарегал пачку для комментирования:
Дмитрий Субот На проекте с 10 сен 2020 г. 3 комментария: "Вы по-моему не вТуда начали критиковать- как я понял(запустив сейчас от балды этот бот с рандомной настройкой) Бро позволяет кардинально снизить стресс при поиске жилья, рыская по сайтам аренды..."
Dr Holod На проекте с 11 сен 2020 1 комментарий: "Вот бы и для СПб был такой бот... Не планируете расширять географию?"
Ruslan Sorsa На проекте с 9 сен 2020 2 комментария: "Да, понятие риэлтор дело такое. Я тоже не совсем понимаю зачем нужны риэлторы, что бы тот выставил квартиру на ЦИАН? Или занялся гемором с бумагами, которые и так на коленках заполняется? где то видел на vc.ru статейку про trustrent, интересное решение. Но не без минусов."
Эвелина Ахмадеева На проекте с 11 сен 2020 1 комментарий: "Сняли квартиру за 27 тысяч НЕ с бабушкиным ремонтом на Коломенской) Раньше муж за такие деньги снимал комнату на Серпуховской)"
Оксана Милонова На проекте с 17 авг 2020 3 комментария: "Люто бешенно плюсую. Риелторы это одна из тех профессий, что породила человеческая лень..."
дальше лень уже было проверять, но уверен, что их там еще в количестве
Смысл в том, что эти якобы "не боты " отвечают именно как типичные боты и соответствуют признакам поддельных комментариев. Похоже Лева пиз..т и вертится как уж на сковородке.
Выше уже писал, для вас продублирую «JFYI я отправил ссылку на статью подписчикам бота, поэтому здесь есть много людей, которые пользовались Бро) И благодаря этим классным людям мне не нужно было выдумывать что-то эдакое, чтобы продвинуть статью. »
Я дискутировал с одним человеком здесь на эту тему, пытаясь ему доказать, свою честность, но впитывать чужой негатив мне надоело. Можете написать автору комментария в личку или как-либо по-другому проверить то, что это реальный человек. Я больше тратить свои силы на такие обсуждения не буду.
Михаил, я уже писал выше, продублирую. Я разослал статью подписчикам бота, на этом моя PR-активность завершилась. Можете, конечно, не верить)
статья вышла 11 сентября, потом вы инвертировали себя, вернулись в 17 августа и разослали ее подписчикам бота?
На моменте инвертирования я потерялся. Видимо, нужно больше спать
На самом деле не обязательно 17 августа, я тут дальше листаю и вижу еще кучу ботов с парой комментов в послужном списке с регистрацией даже в июле. Так что не прикидывайтесь шлангом
Михаил, мне по-человечески неприятно, что вы приписываете мне то, чего я не делал, а моих пользователей называете ботами. Если вы можете предложить мне способ доказать, что я вас не обманываю - добро пожаловать.
Вот из-за такого приятного интернет-общения я обычно и не пишу комментарии)
Вот как объяснить этих чудесных людей со сроком жизни не более двух месяцев, которые молчали, молчали, а теперь синхронно пишут: "А в Питер когда"?
Например, тем, что у людей болит от аренды как от ничего другого, и им правда интересно. Ну и тем, что люди ленятся читать все остальные комментарии. Если бы я писал комменты, я бы придумал что-то поразнообразнее.
Нет, не придумали бы. Ну, а, скорей всего, просто залили денег подрядчику за Х комментов
Михаил, видимо, придется мне просто смириться с тем, что "в интернете опять кто-то неправ".
Желаю успехов и чуть больше веры в людей. Хоть я и понимаю, откуда в наше время столько предосторожности.
Лев, объясните мне как так вышло, что ваши пользователи зарегистрировались за день до статьи, за пару недель до статьи, за полтора месяца до статьи?
Я правда не понимаю, при чем тут это. Большинство оставивших комментарии про то, что они пользовались Бро, вообще зарегистрировались СЕГОДНЯ, уже после того как я отправил им ссылку на статью и попросил написать, что они о ней думают.
Люди не поленились впервые авторизоваться и написать комментарий, потому что у Бро в принципе очень лояльная аудитория. Когда мне нужна была помощь с этим текстом, я просил людей - мне откликнулись 30 редакторов/пиарщиков и других профи. Вы понимаете, кого вы ботами называете?
Михаил вот тоже бот? https://vc.ru/u/65238-michael-fomichev
Или может Ксения? https://vc.ru/u/365045-kseniya-samoylenko
Михаил На проекте с 25 сен 2016
Ксения На проекте с 20 сен 2019
к ним никаких претензий. А теперь расскажите мне про людей, который зарегались 9 и 10 сентября. У них дар провидцев? А тех которые 20 августа? Вон у вас там про Питер спрашивает чудесный персонаж, которого забанили за ботоводство на Авито. Может он вам оптом продал комментов?
А еще посмотрите, когда я сам зареган на vc. Боты разработывают ботов - "вот это техника дошла".
а какое значение имеет дата вашей регистрации на vc?
я к тому, что и я зареган недавно, хотя vc читаю уже лет 5
Ммм, то есть за 5 лет чтения у вас ни разу не возникло желания что-то прокомментировать, а за пару недель до статьи вы настрочили 70 комментов. Ничего не упустил?
Упустили - все мои комменты написаны в той статье, которую вы сейчас читаете.
На это не обратил внимания. Одной претензией меньше. Что впрочем не меняет бессмысленность вашей отсылки к вашей дате регистрации
Круто!!! Автор разбирается в ботах очень хорошо. Я даже не сразу понял в чем прикол)))))))).
Но автор молодец все равно. Пиар проекта очнь даже хороший. Пятница, вечер, колличество комментов такое, что статья явно в топе. О его проекте явно узнают много людей.
Выше уже писал, для вас продублирую «JFYI я отправил ссылку на статью подписчикам бота, поэтому здесь есть много людей, которые пользовались Бро) И благодаря этим классным людям мне не нужно было выдумывать что-то эдакое, чтобы продвинуть статью. »
Я дискутировал с одним человеком здесь на эту тему, пытаясь ему доказать, свою честность, но впитывать чужой негатив мне надоело. Можете написать автору комментария в личку или как-либо по-другому проверить то, что это реальный человек. Я больше тратить свои силы на такие обсуждения не буду.