{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Я задолбался искать съемное жилье и создал робота, который делает это вместо меня

Привет! Меня зовут Лев. Я разработал «умного» помощника по поиску жилья HomeBro. Расскажу о том, что привлекло 8000 пользователей, при чем здесь нейросети и почему довольные съемщики присылают мне донаты.

Предыстория: лучшее делают для себя

Вы когда-нибудь пытались снять жилье в Москве? Тот еще адок.

Мой последний раз был, когда я только устроился продакт-менеджером в Яндекс. Три недели я без остановки листал сайты объявлений и группы в соцсетях, пытаясь выцепить что-то адекватное. В итоге все-таки нашел подходящий вариант, отстегнул агенту 25 тысяч, а поиски постарался забыть как страшный сон.

Спустя полтора года я захотел сделать что-то Свое. С нуля. Мечта. Вот это все.

В прошлом у меня уже была одна попытка – с друзьями делали онлайн-платформу для конкурсов в духе «Минуты славы». Запустились и даже немного подзаработали, но выстрелить не смогли. Из плюсов – я серьезно прокачался в разработке, а также понял важную для себя вещь:

Нужно делать сервис, в котором видишь себя как пользователя, а не просто гнаться за трендом

Начиная новый заход, я перебрал много идей разной степени упоротости, пока не вспомнил про свой опыт поиска квартиры. Вопроса, в какую сторону копать, больше не было.

Проблемы

Я провел интервью с десятками тех, кто искал жилье. У большинства были одни и те же хорошо знакомые мне трудности.

Первую боль, которую я хотел устранить – бесконечное блуждание по сайтам объявлений. Многие подключают email- и push-уведомления, но и с ними хватает проблем:

  • они приходят с задержкой, либо не приходят вообще. А хорошие варианты разбирают буквально за 10 минут;
  • фильтры нужно настраивать отдельно для каждого сайта/приложения;
  • показывается куча объявлений о сдаче одной и той же квартиры. При этом часто где-то есть заветное предложение от собственника, но его без спроса 100500 раз копируют ушлые агенты.

Я, как и большинство людей в моем окружении, активно пользуюсь Telegram. И для меня было бы идеально получать все подходящие варианты напрямую в мессенджер.

Поиск не выдал сколь-нибудь рабочего бота, который решал бы эту задачу. Оставалось только сделать его самому.

MVP: манагер дорвался покодить

Первая версия HomeBro была совсем простой – бот присылал новые объявления с ЦИАНа с парой фильтров.

Спустя месяц разработки и закрытого тестирования я рассказал о сервисе в небезызвестной группе Flats for Friends.

Откровенно говоря, я не ожидал, что 74% пользователей запустят поиск квартир. Для этого нужно было ответить на 4 вопроса бота, включая ручной ввод станций метро – это не пару кнопок нажать. Какая мотивация!

Но самое главное – люди начали советовать Бро друзьям и присылать донаты. Нагрянули и риелторы, причем некоторые даже предложили купить мой проект.

Люди, которым не зашло, тоже были, но появление фанатов вселило оптимизм. Я увидел, что продукт полюбили.

Да что говорить – даже эту статью мне помогли написать пользователи HomeBro. Космическое вам спасибо, друзья!

Доработки

Я начал докручивать функциональность.

Сейчас бот присылает новые объявления с 4х сайтов – ЦИАН, Авито, Яндекс.Недвижимость и Домофонд.

Делает это шустро – в течение минуты после публикации (ну ладно, иногда двух, но я работаю над этим).

Одну квартиру присылает один раз. Причем, если где-то видит предложение без комиссии, то показывает именно его. Мало того что агенты копируют чужие объявления, так они еще и изменяют указанные в них данные – цену, площадь и так далее. Поэтому потребовалось сделать кластеризацию, чтобы выявлять группы объявлений с похожими параметрами. А дальше уже из них показывать те, что без комиссии, если такие существуют.

И да, в этом боте нет рекламы, и он бесплатный.

Если достали ковры на стенах, пора натравить на них нейросеть

Большинство съемщиков не готовы жить в квартире с бабушкиным ремонтом. Выявить такие – отличная задача для нейросети.

pinterest.ru/pin/595249275726500363/

Мне давно было интересно потрогать руками машинное обучение, а вот и повод нашелся. Начал с прохождения образовательного курса по нейросетям от Google. Оказалось, что не нужно тренировать сеть с нуля – гораздо лучше взять существующую классную нейросеть и дообучить ее под свою задачу.

Для определения типа ремонта я скормил сети тысячи фотографий как очень симпатичных, так и откровенно печальных квартир.

Чтобы не покупать дорогущие сервера, надо было найти решение, которое при обработке сотен тысяч изображений в день будет одновременно быстрым, качественным и экономным по железу. Поэтому взял за основу сеть MobileNetV2, которая изначально задумана для применения на мобильных устройствах с ограниченными ресурсами.

Так в боте появился фильтр «не бабушкин ремонт», точность которого сейчас составляет 90%. Я работаю над его улучшением, в частности, учу Бро отличать фото самой квартиры от снимков улицы, подъезда и прочих объектов, которые вносят помехи в оценку ремонта.

А через месяц после запуска фильтра на vc.ru хайпанула статья Петра Бондаренко про похожую нейросеть для просмотра ЦИАНа. Было обидно, что в фокус внимания попал не мой проект, но это стало лишним доказательством того, как у людей наболело. Ну и вывод:

Если сделал хороший продукт, не тормози с пиаром.

И проверяй спрос, проверяй спрос

Когда дневная аудитория бота приблизилась к 1000, я решил добавить в игру владельцев жилья. Арендаторам предлагалось прислать небольшой рассказ о себе со ссылкой на соцсети в обмен на спецпредложения от собственников. А хозяева получили возможность еще до знакомства узнать о заинтересованных жильцах и выбрать подходящих.

До начала работ я проверил интерес со стороны хозяев, но не опросил арендаторов. Для них это казалось очевидно полезной функцией (стоит вообще забыть слово «очевидно»). В итоге уже после запуска стало понятно, что откликнувшихся квартиросъемщиков недостаточно.

Несколько недель напряженной работы насмарку.

В качестве бонуса получил мини-исследование аудитории Бро – за время эксперимента сотни пользователей бота рассказали мне о себе. Да и сервис для владельцев жилья еще получит второй шанс, когда количество арендаторов увеличится.

Бро, а не бездушная железка

Чтобы вовлечь человека в общение, хотелось сделать бота не просто инструментом, а помощником и даже другом. Для этого у него должна была появиться какая-то индивидуальность. С этим мне помогли мои друзья. Вместе мы проработали характер и визуал бота – так родился приветливый робот с двумя глазами.

Бро общается на «ты», мечтает и искренне радуется, когда вы знакомите его с новыми людьми.

Маркетинг и монетизация

С момента запуска сервис HomeBro использовали 8 тысяч человек. Сейчас ежедневная аудитория Бро превышает 2 тысячи юзеров.

Я пробовал по-разному продвигать бота, но пока лучше всего работают два способа:

  1. Реклама в сообществах. Тут недавно случилась маленькая победа – пожертвования от привлеченных рекламой пользователей начали окупать затраты на продвижение. Цифры по донатам пока смешные – за последний месяц я получил 9000 рублей. Но теперь я могу покупать больше рекламы, потому что эти деньги вернутся, а ежедневная аудитория Бро увеличится.
  2. Сарафанное радио. Если в самом начале каждый пользователь приводил за собой в среднем 0,2 друга (простите за расчлененку:), то сейчас этот показатель вырос до 0,7. И я уверен, что мне удастся пробить критическую отметку в одного приведенного человека, обеспечив сервису вирусный рост.

Чтобы сделать из Бро что-то большее, чем pet-проект, два месяца назад я ушел из Яндекса. В планах – проверить основные бизнес-модели, привлечь деньги и собрать команду. Пока я развиваю бота исключительно на свои сбережения и пожертвования пользователей. Но чтобы создавать лучший продукт, нужно зарабатывать больше.

К счастью, здесь есть куда развиваться.

Первое – ввод дополнительных услуг. Например, сейчас я тестирую сервис записи на просмотр квартиры в один клик. Вместо тебя с хозяином пообщается и договорится о встрече специально обученный человек. Все, что нужно – заполнить анкету и выбрать удобное для показов время.

Второе – HomeBro клевая площадка для партнерского маркетинга. Людям при переезде нужны разные услуги – от помощи грузчиков до клининга и страховки. Я вижу Бро как единую точку входа для решения этих проблем. Бот понимает, в какой стадии поиска жилья находится человек, и что ему может быть полезно в данный момент.

В заключение

Дружите с роботами, они клевые.

Для удобства еще раз ссылочка на бота. Поделитесь, как вам? Что понравилось, что показалось неудобным? Чего не хватило? Пишите о своих впечатлениях в комментариях, это безумно важно для проекта, я буду очень благодарен.

А если вам интересно сделать что-то классное вместе, то давайте обсудим!

0
614 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail Stroev

Ну в чем-чем, а в ботах автор разбирается. Заранее зарегал пачку для комментирования:

Дмитрий Субот На проекте с 10 сен 2020 г. 3 комментария: "Вы по-моему не вТуда начали критиковать- как я понял(запустив сейчас от балды этот бот с рандомной настройкой) Бро позволяет кардинально снизить стресс при поиске жилья, рыская по сайтам аренды..."

Dr Holod На проекте с 11 сен 2020 1 комментарий: "Вот бы и для СПб был такой бот... Не планируете расширять географию?"

Ruslan Sorsa На проекте с 9 сен 2020 2 комментария: "Да, понятие риэлтор дело такое. Я тоже не совсем понимаю зачем нужны риэлторы, что бы тот выставил квартиру на ЦИАН? Или занялся гемором с бумагами, которые и так на коленках заполняется? где то видел на vc.ru статейку про trustrent, интересное решение. Но не без минусов."

Эвелина Ахмадеева На проекте с 11 сен 2020 1 комментарий: "Сняли квартиру за 27 тысяч НЕ с бабушкиным ремонтом на Коломенской) Раньше муж за такие деньги снимал комнату на Серпуховской)"

Оксана Милонова На проекте с 17 авг 2020  3 комментария: "Люто бешенно плюсую. Риелторы это одна из тех профессий, что породила человеческая лень..."

дальше лень уже было проверять, но уверен, что их там еще в количестве

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Михаил, я уже писал выше, продублирую. Я разослал статью подписчикам бота, на этом моя PR-активность завершилась. Можете, конечно, не верить)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

статья вышла 11 сентября, потом вы инвертировали себя, вернулись в 17 августа и разослали ее подписчикам бота?

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

На моменте инвертирования я потерялся. Видимо, нужно больше спать

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

На самом деле не обязательно 17 августа, я тут дальше листаю и вижу еще кучу ботов с парой комментов в послужном списке с регистрацией даже в июле. Так что не прикидывайтесь шлангом

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Михаил, мне по-человечески неприятно, что вы приписываете мне то, чего я не делал, а моих пользователей называете ботами. Если вы можете предложить мне способ доказать, что я вас не обманываю - добро пожаловать. 

Вот из-за такого приятного интернет-общения я обычно и не пишу комментарии)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Вот как объяснить этих чудесных людей со сроком жизни не более двух месяцев, которые молчали, молчали, а теперь синхронно пишут: "А в Питер когда"?

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Например, тем, что у людей болит от аренды как от ничего другого, и им правда интересно. Ну и тем, что люди ленятся читать все остальные комментарии. Если бы я писал комменты, я бы придумал что-то поразнообразнее.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Нет, не придумали бы. Ну, а, скорей всего, просто залили денег подрядчику за Х комментов

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Михаил, видимо, придется мне просто смириться с тем, что "в интернете опять кто-то неправ".

Желаю успехов и чуть больше веры в людей. Хоть я и понимаю, откуда в наше время столько предосторожности.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Лев, объясните мне как так вышло, что ваши пользователи зарегистрировались за день до статьи, за пару недель до статьи, за полтора месяца до статьи? 

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Я правда не понимаю, при чем тут это. Большинство оставивших комментарии про то, что они пользовались Бро, вообще зарегистрировались СЕГОДНЯ, уже после того как я отправил им ссылку на статью и попросил написать, что они о ней думают.  

Люди не поленились впервые авторизоваться и написать комментарий, потому что у Бро в принципе очень лояльная аудитория. Когда мне нужна была помощь с этим текстом, я просил людей - мне откликнулись 30 редакторов/пиарщиков и других профи. Вы понимаете, кого вы ботами называете?

Михаил вот тоже бот? https://vc.ru/u/65238-michael-fomichev

Или может Ксения? https://vc.ru/u/365045-kseniya-samoylenko

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Михаил На проекте с 25 сен 2016
Ксения На проекте с 20 сен 2019

к ним никаких претензий. А теперь расскажите мне про людей, который зарегались 9 и 10 сентября. У них дар провидцев? А тех которые 20 августа? Вон у вас там про Питер спрашивает чудесный персонаж, которого забанили за ботоводство на Авито. Может он вам оптом продал комментов?

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

А еще посмотрите, когда я сам зареган на vc. Боты разработывают ботов - "вот это техника дошла".

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

а какое значение имеет дата вашей регистрации на vc?

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

я к тому, что и я зареган недавно, хотя vc читаю уже лет 5

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Ммм, то есть за 5 лет чтения у вас ни разу не возникло желания что-то прокомментировать, а за пару недель до статьи вы настрочили 70 комментов. Ничего не упустил?

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Упустили - все мои комменты написаны в той статье, которую вы сейчас читаете.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

На это не обратил внимания. Одной претензией меньше. Что впрочем не меняет бессмысленность вашей отсылки к вашей дате регистрации

Ответить
Развернуть ветку
611 комментариев
Раскрывать всегда