{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Венчурная студия aim ventures для стартапов pre-seed и seed стадий

Всем привет! Меня зовут Роман Малюгов. Я — CEO aim ventures. Расскажу, как мы с партнером запустили венчурную студию на базе диджитал агентства и зачем стартапам идти в неё.

С чего всё началось

Последние 5 лет я занимаюсь юридическим и инвестиционным консультированием, а также помогаю стартапам оформлять сделки. С компанией aim digital сотрудничаю 2 года как юридический консультант.

Aim digital занимаются аналитикой, проектированием, дизайном и разработкой цифровых продуктов и сервисов и являются самой молодой командой в двадцатке лучших мобильных разработчиков по версии Рейтинга Рунета за 2020 год.

Среди клиентов СБЕР, Avito, Роснефть, X5 Retail Group, Zeppelin Russland, Pfizer, ВТБ, Oтисифарм, Лента, Allergan, SOKOLOV и другие.

Идея создания венчурной студии пришла мне и основателю агентства Андрею Минину, когда компания набрала достаточно индустриального опыта и компетенций, которыми хотелось делиться и которые хотелось монетизировать.

Подобный опыт уже был: аim digital помогали запускаться с нуля самостоятельным стартапам и стартапам внутри корпораций.

Например, запустили для Zeppеlin Russland маркетплейс спецтехники HeavyFair.

Делали айдентику, дизайн и разработку площадки для стартапа Unitemp (сейчас «Заработал.ру»), который успешно привлек инвестиции и позже сделал ребрендинг.

Помогали запускаться маркетплейсу быстрых покупок Factorymarket с главным офисом в Берлине, онлайн-банку на основе блокчейн MultiXPay, сервису по аренде зарядных устройств «Бери Заряд».

С 2019 года работаем со стартапом DreamJob. Начинали с MVP, а в этом году помогли стать частью HeadHunter, выделяли команду для работы над дизайном и функционалом сервиса.

Раньше все стартапы были клиентами aim, но у агентства всегда было стремление запускать собственные продукты и инвестировать.

И мне, и Андрею интересно было поработать в инвестиционной тематике.

Мы провели исследование структур инвесторов: классический, ангельский, корпоративный институциональный, децентрализованный и т.д. Это всё нам не подходило, так как рынок инвестиций в России достаточно маленький. Поэтому зацепились за идею венчурного билдера. В Европе и США обнаружилили удачные кейсы создания венчурных студий на базе диджитал агентств.

Венчурный билдер ― это компания, которые поставила создание стартапов на поток. В обмен на человеческий и финансовый капитал венчурные билдеры получают долю в компании, а в финале зарабатывают либо на результатах деятельности компании, либо на ее продаже.

Когда стандартный инвестор в России заходит в стартап, он приносит только деньги. Акселераторы дополнительно дают экспертизу, выделяют трекеры, инкубаторы. Если инкубатор корпоративный, то он может предоставить возможность для пилота внутри компании. А венчурный билдер дает ресурс для запуска и последующего масштабирования бизнеса. Это команда с опытом разработки, экспертиза эдвайзеров и всё то, что закрывает базовые потребности на стадии запуска и дальнейшего роста.

Для нас как основателей важно получить более объемный опыт в разных продуктах и отраслях. Не запускать их своими руками, а сделать экосистемный продукт, который позволит масштабироваться бизнесу в России.

Поэтому в 2021 году мы приступили к запуску студии:

  • разработали методологию отбора стартапов;
  • определились, что будем брать проекты на стадиях pre-seed и seed;
  • выбрали ключевые индустрии и пригласили в проект нескольких эдвайзеров;

Зачем стартапам венчурная студия

На этапе запуска основателям стартапа вся эта история кажется до боли простой. Они думают, что получат деньги на свою идею и все будет ок. Многие даже не представляют с каким потоком юридических и бюрократических сложностей придется сталкиваться каждый день.

По сути на старте у владельцев продукта нет ничего. В лучшем случае они проанализировали рынок и подготовили презентацию с бизнес-планом.

Но у стартапа много потребностей: инвестиции на запуск проекта, ежемесячное покрытие расходов на разработку ИТ-продукта, маркетинг, операционные затраты и т.д.

Мы как венчурная студия покрываем эти издержки. Также помогаем зарегистрировать компанию и построить структуру взаимодействия между акционерами.

В самом начале владельцы продукта не всегда понимают, что им нужно заключить соглашения друг с другом, договориться о долях, зафиксировать корпоративное устройство. Мы объясняем эти вопросы, закрываем их юридическое обслуживание.

Как только открывается компания, ей нужно бухгалтерское сопровождение. Как минимум, бухгалтер, который будет следить за ее финансовыми потоками, сдавать отчетность. Мы эту возможность предоставляем.

Также мы привлекаем экспертов с опытом в целевых индустриях, в качестве консультантов. Они помогают нам и нашим портфельным проектам советами в стратегическом развитии, маркетинге, построении продукта.

Помимо привлеченных экспертов мы выделяем в проект опытную продуктовую команду, которая будет заниматься менеджментом, аналитикой, дизайном, разработкой и тестированием.

Средний чек инвестиций составляет от 50 до 250 тысяч долларов. Нам интересны SaaS-сервисы, D2C-платформы, проекты из финтеха, медтеха, электронной коммерции, фудтеха, фармацевтической отрасли, телемедицины и HR сферы.

Как стартап попадает в венчурную студию и что происходит дальше

Человек присылаем нам питч-дек на электронную почту или оставляет заявку на сайте.

Мы анализируем его, проводим внутреннее исследование, созваниваемся с основателями. Запрашиваем дополнительную информацию: финансовую модель с планом и юнит-экономикой; исследования, например, кастдев или анализ рынка, анализ по пользователям.

Основные метрики, на которые мы ориентируемся

  • бэкграунд основателей, есть ли у них опыт запуска проектов;
  • объем рынка;
  • положительная юнит-экономика;
  • объем аудитории, который возможно охватить;
  • стадия, на которую заходит проект: pre-MVP и post-MVP.

Если решаем, что продукт интересен и мы готовы в него инвестировать: учреждаем компанию, заходим как инвесторы. А основатели входят как основные участники (акционеры). Заключаем с компанией инвестиционное соглашение и корпоративный договор, в рамках которого предоставляем продуктовую команду и инвестиции в виде конвертируемого займа или вклада в капитал. В первом варианте акции в будущем конвертируются в долю компании по определенным условиям. Во втором — мы сразу становимся участником компании.

Затем планируем работы и выводим в проект опытную продуктовую команду, занимаемся развитием продукта. Это стандартные варианты, но они могут отличаться, в зависимости от ситуации.

Результаты за первый месяц работы и планы

Студия запустилась в начале ноября.

Мы уже приняли и обработали первые 100 заявок.

Закрыли одну инвестицию в финтех-проект.

В 2022 году студия планирует проинвестировать в 10 проектов.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Михаил

Одного клиента не назвали только? Госуслуги и Ростелеком?

Ответить
Развернуть ветку
aim digital
Автор

Мы не работали с ними

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Странно, а я видел вайрфреймы. Ну и Бог с ним. Может кто-то задаст вопрос, во что инвестируете? Подписался на комменты.

Ответить
Развернуть ветку
aim digital
Автор

А мы об этом написали) Нам интересны SaaS-сервисы, D2C-платформы, проекты из финтеха, медтеха, электронной коммерции, фудтеха, фармацевтической отрасли, телемедицины и HR сферы. Студия запустилась в ноябре этого года. Пока закрыли одну инвестицию в финтех-проект.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Корчагина

Вы правда считаете всех стартаперов в России невменяемыми?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Вы ещё забыли упомянуть, что ещё дают доступ к зарубежным сервисам и компаниям, которые не работают в России, а это в ряде случаев супер важно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аполлон Степанов

Да, я в том числе об этом. Эквайринг это очень наглядный пример, когда нельзя брать с клиента за услуги в долларах. Тупо никто не работает с Россией, за исключением нескольких.

Ответить
Развернуть ветку
aim digital
Автор

Дмитрий, спасибо за ваше мнение.

Мы отчасти разделяем его в том, что венчурный рынок достаточно сложный в РФ, но все-таки хотим попробовать свои силы.
По вопросу экспертизы. Да, она есть. Мы запускали продукты для каждой из отраслей. Часть экспертизы мы аутсорсим на advisory board.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда