{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Стартап «в одного» или сложности ведения бизнеса в сети

О том, как программист пытается дело жизни создать. Трудности продвижения продукта на рынке.

Приветствую, уважаемые участники vc.ru Меня зовут Артем, мне 27 лет и я веб-разработчик. Это мой первый пост, в котором я опишу свой опыт открытия бизнеса и возникших трудностей. Буду рад комментариям, замечаниям и предложениям с Вашей стороны ) Начнем...

Немного предыстории. В IT-сфере я более 10 лет. Начинал как обычный любитель, делал простенькие сайты из статичных HTML-страничек для себя и знакомых. Позже узнал про такие вещи, как инфобизнес, инфосайты, партнерские программы, дропшиппинг, арбитраж. В конечном итоге набрался опыта и устроился в компанию на позицию frontend-разработчика. Оттрубив несколько лет, перешел в backend. Сейчас занимаюсь разработкой под заказ систем практически любой сложности, преимущественно из сферы автоматизации бизнес-процессов, непосредственно как frontend, так и backend частей (работы куча, новую не ищу, спасибо!).

На протяжении всех этих лет меня не покидала мысль создания чего-то своего, красивого, полезного и конечно прибыльного ) Проекта или проектов, где я лично стоял бы у руля и задавал курс развития. Было много разных сайтов, правда преимущественно в виде информационных (статейники, доски объявлений). И все они разбивались об одну единственную вещь - маркетинг... Я понял одно - создать что-то, это даже не 50% успеха, куда важнее - "продать", разрекламировать то, что ты создал. Люди просто не знают о твоем продукте. Казалось бы, запусти таргетированную рекламу в Директе и всего делов, но не все так просто... Обо всем по порядку.

Новая-старая идея

Летом 2018 года был создан Rubitime.ru Это B2B-сервис для владельцев компаний, предпринимателей, частных специалистов для организации онлайн-записи на свои услуги. Простой пример: вы хотите записаться на СТО для ремонта ходовой части вашего авто, переходите на сайт компании, где есть данный виджет (либо просто по прямой ссылке на сам виджет), выбираете место, услугу и время - владелец или менеджер СТО получает вашу заявку, вы успешно записаны, вас ждут в сервисе. Для клиента - простота записи, выбор доступного времени, напоминания по SMS и Email о предстоящем визите. Для владельца - учет клиентов, порядок записей, аналитика, по модной терминологии - CRM. Использовать можно практически в любой деятельности из сферы услуг.

Идея не нова, поэтому как таковой "стартапом" ее и не назовешь - есть достаточное количество конкурентов, некоторые из них мирового уровня, а некоторые очень крупные именно по России. Тем не менее, у меня сложилось свое видение реализации такой системы - основной упор был сделан на простоту, скорость, внешний вид (это конечно на любителя) и ценовую политику. Как показало время - не прогадал, имеющиеся клиенты подчеркивают эти моменты, это именно то, что и отличает мой проект от конкурентов. Но оставим все технические и законодательные нюансы, думаю это мало кому будет интересно.

Казалось бы, есть рабочая система, есть клиенты, есть положительные отзывы - "чего ж тебе еще надо собака" (с) ? )

Камень преткновения

И снова он - маркетинг! Реклама. Продвижение. Раскрутка. Так как я разработчик, по сути технарь, мне просто дается разработка и тяжело наработка клиентской базы. Я из тех людей, кого выворачивает от фразы "холодные звонки". Я мало того, что не умею этого делать, так и сам терпеть не могу, когда мне звонят и впаривают "какую-то дичь". Тем не менее, я осознаю, что это - как минимум неплохой канал для продаж, если правильно подавать информацию, но сам этим заниматься не могу.

Из рекламы сейчас используется ВКонтакте и Я.Директ. И суть такова, что один привлеченный клиент стоит мне раз в 5 дороже, чем даже если он превратится в платного клиента (не факт) и оплатит услуги сервиса. И здесь я ловлю свой главный ступор - я не знаю, что делать дальше и как продвигать проект. Идя путем логических соображений вспоминаю, что существует такая вещь, как партнерская программа. Не можешь продать сам - дай другому, подумал я и создал такую программу, предложив своим партнерам 20% от всех сумм сделок приведенных клиентов. Бума партнеров не произошло - оказывается, продвигать партнерскую программу нужно так же, как и рекламировать сам проект ) Тем не менее, несколько популярных ресурсов, каталогов партнерских программ, сами нашли мой проект и разместили свои рефки. Однако, толку от этого пока нет.

Что касается СЕО. Я долгое время занимался статейниками. И чувство, что ты в очередной раз делаешь рерайт рерайченого рерайта, чтобы твоя статья вышла в топ по НЧ и дала тебе пользователей... мягко говоря, отвратное. Это скучно, писать о том, о чем рассказали уже 1000 других сайтов, да и конверсия сомнительная. А придумать какую-то новую тему - проблемно, все уже давно рассказано.

Что в итоге?

В итоге имеется рабочий сервис и малое количество клиентов, которые конечно же его даже не окупают. Про найм сотрудников и речи в данный момент не идет - во-первых с разработкой и поддержкой нынешних клиентов я справляюсь сам, во-вторых просто в дополнительных рабочих руках нет необходимости, не те обороты... Я бы хотел обратиться к местной аудитории и спросить:

  • Сталкивались ли вы со сложностями продвижения своего продукта и как решали эту проблему?
  • Имеет ли смысл искать партнера в долю/за процент, который будет заниматься исключительно продвижением продукта и насколько это оправдано/реально?
  • Привлекать ли инвестиции?
  • Может нужно просто больше вкладывать в рекламу, несмотря на то, что она сильно убыточна?
  • Или бросить все и идти на завод? )

Спасибо всем, кто дочитал до конца, буду рад советам, рекомендациям, любым комменариям и мнениям )

Как продвигать продукт?
Искать партнера
Привлекать инвестиции
Больше вкладывать в таргетированную рекламу
Все бросить - идти на завод
Другое (напишу в комментарии)
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
Вы тоже можете рассказать о своём проекте, как автор этого материала. Соберите побольше информации — и публикуйте материал в подсайте «Трибуна».
0
65 комментариев
Написать комментарий...
Александр Зимарин

Все не так плохо как вы думаете с вашей рекламой. В Saas b2b почти всегда привлечение клиента стоит дороже месячной подписки, поэтому зря переживаете. Изучите что такое ltv и поймёте что ошибка в ожиданиях а не цене. Если я написал много непонятных букв, напишите в личку помогу со всем разобраться

Ответить
Развернуть ветку
Артём Зарубин
Автор

Да, я кажется понял суть, спасибо за подсказку ) Грубо говоря, я привлек клиента и затратил на это 1000р. Клиент купил что-то на 500р. А потом через какое-то время купил еще на 2500р. Но тут правда не просчитаешь, "сконвертится" ли клиент в будущем или нет... Но, наверное, должен же будет когда-то наступить переломный момент, когда даже потери на привлечение несостоявшихся новых клиентов будут покрываться прошлыми привлеченными активными клиентами.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

Вам нужна юнит экономика.

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда