Как я закрыла строительный бизнеc спустя 10 лет. Это мои 10 заповедей
В 2010-м я заняла 50к у бабушки, купила дизайнерский комп и открыла строительную компанию. Пока подругам дарили последние айфоны, мой муж на день рождения подогнал мне паяльную станцию. Взял за 5к, сейчас бы, конечно, попросила подороже.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога “Упал-поднялся” на основе интервью с предпринимателем.
Мы строили коттеджи, бани, делали ремонт квартир и поликлиник. Когда закрыла, бригады разошлись по подрядам, дизайнеры ушли на фриланс, а я решила поделиться своими выводами за 10 лет работы.
Оглавление
- Сначала заплати людям
- Не штрафуй, а разделяй ответственность
- Не бери тендер, если нет суммы тендера на счете
- Будь прозрачным для сотрудников
- В мешки для мусора только мусор!
- Разбивай договора
- Пиши звонки, выдавай приходники за наличку
- Сохраняй гарантийки
- Отбирай заказчиков: сделали ремонт однушки за 98 тыс. 27 руб., провозились полгода, а заработали 15 000
- Не навреди: почему каркасник оказался говнодомом
1. Сначала заплати людям
Вокруг меня были хорошие люди, я очень боялась их потерять, так как понимала, что будущее бизнеса зависит от этих людей, и именно они могут помочь мне хорошо зарабатывать в будущем. Поэтому, когда наступали трудные времена я выбирала жить впроголодь и задерживать аренду за офис. Сотрудники “тяжелые времена” не ощущали.
2. Не штрафуй, а разделяй ответственность
В стройке средний откат от поставщиков материала – до 10%. Эти деньги я всегда откладывала на косяки. Если кто-то не услышал "НЕ ИДИ СЮДА!!!" и топал по свежеуложенной плитке, я доставала эту кубышку и компенсировала косяк. При этом не важно: это форс-мажор от вселенной в виде ковида или косяк сотрудника. Но, если косяк сотрудника выходит за кубышку, остаток потерянных денег распределялся между мной и накосячившим. Как предприниматель, я тоже виновата в каждом косяке. Такое случалось уже очень редко. На серьезные деньги ни один сотрудник не попал.
3. Не бери тендер, если нет суммы тендера на счете
Однажды взяла государственный тендер на детскую поликлинику. Чуть не разорилась, оплату за работу и материалы задержали на год и пришлось достать все закрома, чтобы выжить.
4. Будь прозрачным для сотрудников
Все сотрудники офиса и бригады видели таблицу, где были все расходы и доходы. Бригады знали сколько на них зарабатывают. И могли оценить, что предприниматель, в виде меня, не борзеет.
За 10 лет я предложила партнерство 2-м людям, один в итоге стал моим партнером, а потом и мужем, а вторая отказалась, но проработала с нами 10 лет в найме.
5. В мешки для мусора только мусор!
Один строитель закинул в мешок перфоратор, другой подумал, что в мешке мусор. Дорогой инструмент уезжает на свалку. Поэтому ввела правило – ничего кроме мусора не складывать в мусорные мешки!
6. Разбивай договора
Заключай договор не на стройку дома, а отдельно на каждый вид работ – фундамент, плитку и электропроводку
При такой схеме претензия к вам может прилететь за ограниченный участок работ, а не за “что угодно”. Как-то, в доме случился потоп, а заказчик обвинил нас. В итоге, конечно, выяснили, что лопнул кран ввода, который ставил застройщик, но порцию негативчика словили. Раздельные договора помогли спокойно уйти с объекта. Мы просто закончили очередной этап работ, подписали акт и ушли.
7. Сохраняй гарантийки
Инструмент у нас не воровали, но вот ломался он регулярно. Спасало хранение гарантиек.
На посту ДПС попросили показать гарантийку, мы доказали что инструмент наш, подошла просто фотография гарантийки, которую нам прислали из офиса. А у знакомых без гарантийки инструмент просто изъяли.
8. Пиши звонки, выдавай приходники за наличку
Чтобы не попасть в ситуации “а вы нам другое сказали” начали записывать все входящие звонки. В какой-то момент все поняли, что у нас все пишется и разговоры “мы же просили покрасьте желтым”, легко проверялись.
Начала выдавать приходники на всю принятую наличку: я не запутаюсь в деньгах на материалы от разных заказчиков, а заказчик получит документ, сколько отдал.
9. Отбирай заказчиков: сделали ремонт однушки за 98 тыс. 27 руб., провозились полгода, а заработали 15 000
Прошлый строитель демонтировал весь пол и втащил на третий этаж два паллета кирпича, что в принципе очень опасно в “хрущевке”.
Демонтировал и выкинул всю сантехнику кроме чугунной ванны. Заказчик настоял, чтобы он взял сантехнику “откуда угодно, но вернул”. Там, куда его отправили, нашелся унитаз и раковина. На это у коллеги ушёл год и 600.000 руб денег заказчика.
Без денег и на панике заказчик обратился ко мне. Я подумала "а можем ли мы помочь человеку за сотню тысяч рублей?". Как говорится, "вызов принят". Криво не делали, поэтому предложили заказчику другие компромиссы.
Звали бригаду, когда был промежуток между текущими объектами, нас не торопили, не указывали, что делать по дизайну. Там где могли сэкономить – мы экономили. Например, сохранили чугунную ванну, позвав эмалировщика.
Ремонт шел полгода, офис заработал 15к, но зато выручили человека в тяжелой ситуации. Вот что получилось. Таблицы сметы тут предварительные, но итоговые не сильно отличались. Цены 2017 года.
10. Не навреди: почему каркасник оказался говнодомом
Если вы хотите построить дом за год и не продавать почку на строительство – каркасник отличный вариант, но есть нюансы)
Когда мы закупали специфический скотч для правильной ветро- и пароизоляции каркасного дома, то всегда сталкивались с проблемами его добычи. Это натолкнуло меня на мысль, почему в народе каркасник считают говнодомом. Если строители не используют этот скотч, они не могут сделать дом действительно непроницаемым. А именно отсутствие непроницаемости делает каркасник говнодомом.
Если у тебя мороз -30, а дома +25, в этот момент идет парообразование, холод пытается зайти в дом, тепло выйти наружу. При встрече холода с телом происходит конденсация.
Если конденсация происходит в твоем утеплителе, в минвате, минвата будет мокрая, а потом замерзнет и сомнется. Возникнут пустоты, и минвата не будет выполнять свои функции. Местами становится холодно, а плесень растет на стенах. К тому же, если вата попадет в атмосферу, и вы будете этим дышать, у детей это спровоцирует астму.
В итоге слух, что каркасник — это говнодом.
Как-то видела, что минвата была настолько не закрыта, что ее даже ковыряли дети. Это очень опасно.
Вывод: стройка – это самозанятость
Все 10 лет я надеялась выстроить бизнес. То есть не участвовать по полной программе, а наладить процессы, чтобы они существовали сами по себе. Но это оказалось возможным только в узкой специализации и сегментах “ниже среднего”
Типичная стройка – это постоянный экшн. Каждый день ты огребаешь задачи, которые ты никогда раньше не решал и возможно никогда больше не увидишь. В небюджетном сегменте заказчик — это настоящий барин: сегодня он хочет ренессанс от изначальной постройки в стиле лофт, а завтра тебя позовут в говнодом, который уже сделан с нарушениями. Каждый день ты объясняешь заказчику, что дорогой материал и качественная работа стоят дороже, но тебя постоянно пытаются развести и сделать хорошо за максимально дешево.
В итоге ты живешь в постоянной борьбе и компромиссах. Тебе выдают порцию агрессии, пытаются навесить чужие косяки и вытрясают душу за оттенки серого просто "потому что". Да, потом вы докажете правоту, но хорошее настроение вам уже не вернут.
Я люблю сложные задачи, проявлять творческие качества, пробовать разными изобретениями и решениями решить задачи заказчиков, поэтому они меня любили и рекомендовали дальше. Они понимали, что я сделаю все, чтобы решить их задачи, а если я говорю "это невозможно", они полностью уверены, что это именно так.
И по той же причине ты и завязываешь со стройкой: полная стрессов и сложных задач жизнь тяжело совмещается с детьми и семьей. Закрыла фирму и вздохнула с облегчением. Могу получить такую экзотику, как посмотреть фильм или написать статью.
Титры
Статья написана автором блога “Упал-поднялся” на основе интервью с предпринимателем.
Больше историй бизнеса и провалов в телеграм-канале.
Новый материал не реже раза в неделю, интервью идут полным ходом.
Если вы хотите поддержать и уведомляться о выходе нового материала — подпишитесь на канал.
Вы прочитаете: как магазин в провинции кошмарили Смешарики, почему родная сестра бизнес-партнер стала «бывшей», как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн, почему на стрелке владелец сети квест-комнат решил просто помолчать, как я столкнулся с рэкетом Пикабу в 2023 году и др. истории..
Зарабатываю маркетингом:
Ищем героев!
Если у вас был бизнес, вы его закрыли (или не закрыли, а надо бы) — буду рад обсудить и, возможно, подготовить материал.
Ощущение, что писал человек, который ехал на объект со стаканом смузи на велике. В штате Серега вечерками попивает банановый фреш вместо водки. А Димон – веган, который встает в 5 утра визуализирует счастливую старость в Марбельи. Ленка так вообще маткой дышит, чтобы ремонт не запороть.
1. Сначала заплати людям.
Нет, людям надо платить в конце. Надо постараться выстраивать процессы так, чтобы все получали деньги только после того, как Вы их получите с учетом прибыли. Никого это пугать не будет, если у Вас есть поток, и за Вами нет косяков.
2. Не штрафуй, а разделяй ответственность
Нельзя разделять и брать ответственность на себя, когда виноват другой. И нельзя игнорировать вину другого. В ошибке специалиста Вы, конечно, виноваты. Но выступать своей копейкой не должны. Ваши потери УЖЕ заложены в потерю репутации и ухудшенные отношения с клиентом. Не надо заниматься самобичеванием.
3. Будь прозрачным для сотрудников
Бизнес в первую очередь должен быть максимально скрыт для сотрудников. Иначе сотрудники уйдут, а потом добавятся и конкуренты.
И главное, сотрудники не должны знать сколько Вы зарабатываете, и как считается их оклад.
А вот и моя позиция подъехала по 3-м тезисам:
1. Я считаю, если ты сначала берешь прибыль, – ты мудак. Бизнесмен зарабатывает на труде своего сотрудника. Например, строитель кладет плитку, ему платят 1000 р., а продают его работу за 2000 р. Разницу бизнесмен кладет в карман. Иногда предприниматель помогает положить эту плитку, иногда дает идею, как лучше положить плитку, тем самым либо облегчая жизнь рабочему, либо добавляя ценности конечному продукта в глазах покупателя услуги. Но предприниматель всегда отвечает перед сотрудником за оплату его сотрудника. Исключительная ответственность предпринимателя — получить денег с заказчика условной плитки. Если не по вине рабочего положенную плитку не оплатили, то предприниматель должен сделать это за свой счет.
2. Я считаю, что если ты хочешь работать с лучшими сотрудниками, не надо пытаться их на каждом шагу зажать. Если вы отвечаете за своих людей, то в этой же логике и вы виноваты, что в вашем процессе случился сбой.
3. Я сам не сторонник расписывать все расклады сотрудникам. Но не потому, что я боюсь, что они станут конкурентами, конечно нет. Просто если зп не завязана на %, то это лишняя инфа. Я же не плачусь им, когда денег мало. Боятся такой конкуренции по мне только паразитически настроенные предприниматели. Если вы нашли лазейку, как на*бать систему и людей, то конечно тряситесь, когда уведут вашу халяву, вас рано или поздно обойдут, люди вернут несправедливость, и вы обязательно лишитесь насиженного места. А если вы добросовестно работаете и сами как предприниматель производите ценность клиентам, партнерам и коллективу, все у вас будет хорошо, кто бы с вами ни пошел конкурировать.
Это не люди уроды воруют, становятся конкурентами, делают на зло, это предприниматели, если ведут себя как твари, получают по заслугам. Они отталкивают честных и трудолюбивых и получают худших сотрудников, которые и делают бизнес умирающим, а жизнь полной неожиданностей.
С любовью к сотрудникам и предпринимателям🧡