{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Зачем крупные франчайзеры покупают сторонние компании

Я купил сеть шаурмичных «СЕНЬОР ДЕНЁР» у Ильяса Шукюрова. Сделка прошла 1 апреля. Сейчас идет стадия передачи активов и товарных знаков. Ставлю амбициозные планы - вырастить компанию до масштабов, сопоставимых с моей сетью чебуречных и стать одной из крупнейших сетей шаурмы в России.

В этой статье расскажу, как вообще проходят такие сделки: зачем это обеим сторонам, как оценивается компания, как определяются условия.

Я занимаюсь франчайзингом более 5 лет. В нашем холдинге 3 собственные сети, которые довольно быстро стали лидерами ниш, сейчас в стадии запуска сеть кофеен - Yellow Door, и еще я активно развиваю проект Postilla - IT-экосистема для ресторанов.

Много с кем из предпринимателей общаюсь в своем подкасте, поэтому я в теме того, что происходит сейчас на бизнес-рынке. В этом интервью, например, мы с Иваном Тиховым разбирались, почему не получился Донер 42. А в этой статье я провел анализ рынка общепита за 2022 год.

Моя сеть ЧебурекМи на 2 месте по темпу роста в рейтинге РБК, и я отлично понимаю, что секрет быстрого масштабирования франшизы в том, что партнер: а) не тратит много денег на открытие бизнеса, б) хорошо зарабатывает с него. Небольшие инвестиции в открытие + очень быстрая окупаемость = низкие риски.

Почему мы приняли решение о покупке нового бизнеса?

Первое. Недавно я открыл собственную кофейню - в своем телеграмм-канале подробно рассказываю об этом. Уже влили туда 10 000 000 рублей, сейчас инвестиции приближаются к 20 000 000. Не так-то это просто и вообще не дешево - строить свой проект. Логичный вывод: развивать готовые проекты прибыльнее и легче, чем строить свой с нуля.

Второе. У нас супер хорошо получается привлекать партнеров на небольшой фастфуд. Наши партнеры показывают классные выручки, мы делаем работу хорошо. А когда что-то получается хорошо, нужно найти возможность это масштабировать.

Мы ставим амбициозные планы по развитию СЕНЬОР ДЕНЁР. В этом году приблизимся к 100 подписанным договорам и увеличим сеть за этот год в 3 раза, потому что умеем привлекать партнеров и обучать их, как вести бизнес. У нас есть гипер-компетенция в этом плане.

Ну, и хотим попробовать себя в конкурентной нише. Шаурма - большой рынок, в регионах, например, был и остается запрос на безопасную шаурму. Конкуренция идет не между франшизными сетями, а скорее между местными точками в городе. Шаурма - гиперлокальный продукт, и все, что ты должен сделать - это открыться в локации, где есть хороший трафик, поставить свою точку и победить конкурента.

Плюс, мы видим не охваченные крупным общепитовским бизнесом малые и средние города России, в которых шаурма супер хорошо заходит. Это очень большой рынок. Мы видим прекрасно, как работают там точки наших партнеров ЧебурекМи и видим, какие там могут быть высокие выручки. В миллионниках сложнее конкурировать за клиента.

Почему Ильяс решил продать свой бизнес мне

Делать хороший продукт и строить франшизу - это две разных истории. Кто-то умеет хорошо развивать сети, как мы, а кто-то - нет. Это и не хорошо, и не плохо, это просто разные экспертизы.

2022-й для многих предпринимателей внес коррективы в стратегию развития. Мы с Ильясом плотно поддерживали связь, когда Poster, система учета, на которой работали наши заведения, ушел из России, вместе искали решения. В конце года общались на тему моего проекта Postilla и сервиса мобильных приложений для ресторанов.

Ильяс рассказывал, как растут они, я - как растем мы. В итоге он пришел ко мне с предложением о покупке своего бизнеса - насколько мне было бы интересно.

Владельцу франшизной сети принципиально важно быстро вырасти, для этого нужно активно искать новых партнеров. И это определенный навык, определенное качество. У ребят это не вышло, сеть быстро не росла.

Франшиза зарабатывает на роялти. Вот “До-До” 7 лет были убыточны и для того, чтобы прийти к высокой прибыли, они привлекли 700 миллионов инвестиций. Если ты не привлекаешь инвестиций, то это достаточно ограниченная перспектива развития. Опытные предприниматели понимают: если не получается динамично растить актив, нужно с ним что-то делать - продавать или просто закрывать, чтобы не сливать деньги.

Как проходила сделка

На рынке франчайзинга не так часто происходят подобные сделки. Цену озвучивать не буду - таково наше условие. Она полностью устроила обе стороны. Но расскажу, как строилась логика формирования этой цены.

Человек вел бизнес 5 лет, и ему было важно, чтобы проект не ушел в небытие. Я следил за их сетью уже года 3-4, потому что видел, как ребята фанатично вкладываются в продукт, много говорят о компании и много делают.

И мы начали обсуждать условия, искать точки соприкосновения. Мы как будто разошлись в дальние концы комнаты и стали по чуть-чуть двигаться ближе, ближе, ближе, подходя друг к другу, предлагая компромиссы.

Сошлись на том, что определили четкий план развития, и зафиксировали, что у нас должны быть честные, открытые, партнерские отношения.

После этого начали искать компромисс к оценке компании. Многие собственники оценивают компанию по затраченным усилиям: сколько вложил и потратил. Но мы быстро поняли, что это неверный путь и начали оценку по количеству активных точек, материальным и нематериальным активам, обсудили условия передачи этих активов. Высокую ценность имеют коммерческие знаки и бренды.

Решили, что Ильяс закрывает первый бухгалтерский квартал и со второго квартала передает сеть в наше управление.

Купля-продажа бизнеса - нормальная история. Это не проигрыш, а скорее стратегическая победа. Мы, например, тоже недавно продали Ультрафор - компанию по производству бактерицидных рециркуляторов. Это не наш профильный бизнес, у нас не получилось достаточно быстро расти. Проще было продать компанию, и мы передали права на товарный знак стратегу, который шарит. Также я продал компанию «Стрижевский», а в далеком прошлом продал свои первые кофейни, открытые по франшизе «Бодрый день».

1 апреля мы начинаем заниматься развитием сети «Сеньор Донер» на территории России. У нас очень амбициозные планы, мы активно будем искать новых партнеров и двигаться в светлое будущее.

Уверен, у вас осталась куча вопросов, задавайте их в комментариях, на что смогу, с удовольствием отвечу.

Узнать больше о проекте СЕНЬОР ДЕНЁР можно здесь:

0
109 комментариев
Написать комментарий...
Набиуллин Антон

Злые то все какие... Чувствуется и гнев/зависть. Вы можете тут вопросы же позадовать, а вы желчью сыпите.
Неужели не интересно как сделка прошла? На что обратить внимание? Вот например, сколько и как транши проходят? А есть ли свои точки, как считается оборудование и сверка его? А люди? А есть ли запрет на переманивание людей? А должен ли бывший собственник передать дела, обучить новых, работает ли он какое-то время по найму, как регламентируется этот процесс?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Набиуллин Антон

ну я не спорю, что проблемы бывают. Бывают, исправляем, работаем и над сервисом и приложением. Где-то партнеры не по инструкции сделали, где-то мы накосячили, и исправили. Да, yellow не с нами и это называется конкуренция. Из нее только мне сделать вывод, улучшать сервис, улучшать качество, чем собственно и занимаемся.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Набиуллин Антон

Да я понял как работает. Вы правы. Спасибо за обратную связь.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
106 комментариев
Раскрывать всегда