Законны ли ограничения в «Тинькофф Банке» по картам?
Всем привет! С вами адвокат Антон Филогин. За последнюю неделю мы получили огромное количество обращений от наших клиентов по поводу ограничения доступа к их счетам в «Тинькофф Банк» без каких-либо запросов и предупреждений. Выглядит это +/- следующим образом:
Похоже явление массовое, т.к. люди обоснованно возмущаются по этому поводу и даже пишут статьи.
Давайте попробуем без лишней воды разобраться в вопросе.
Законны ли действия со стороны Банка?
Итак, Банк ссылается на п. п. 4.5., 7.3.9. УКБО, тем самым обосновывая наложение ограничений. Без лишних слов, пункты отсылают к законодательству об отмывании денежных средств (№ 115-ФЗ) . Таким образом, Банк подтверждает, что ограничения наложены в целях исполнения 115-ФЗ, а значит должен соблюдаться порядок и процедура блокировки.
При этом обратите внимание, Банк не запрашивает никаких обоснований по операциям, никаких документов, не указывает причин.
Что говорит об этом закон? Смотрим п. 13.1-1. ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма":
Т.е. Банк обязан известить клиента о причинах наложения ограничений. Зачем? Да потому, что у клиента должна быть возможность подтвердить Банку легальность банковских операций, которые Банк счел подозрительными - в этом и есть суть процедуры, установленной законом. Это называется механизм реабилитации клиента.
Кроме того, банки любят ссылаться на требования ЦБ РФ. Тогда им стоит самим обратить внимание на разъяснения Банка России:
Все правильно, ЦБ РФ тоже указывает на то, что Банк обязан конкретно указать причину блокировки и дать возможность доказать клиенту свою правоту.
Таким образом, если Банк устанавливает вам какие-либо ограничения без объяснения причин и запроса документов, такие действия являются незаконными. Вы вправе обратиться с жалобой в Центральный банк Российской Федерации и с исковым заявлением в суд.
Надеюсь материал оказался вам полезен и интересен. Пишите комментарии и ваши мысли по этому поводу!
А в чем проблема вообще у Тинькофф-а сейчас? Люди бегут толпами деньги забирать, а банк пытается сопротивляться и блочит счета? Или какая-то другая причина?
Причина в том что все побежали из госбанков в тиньков, а значит нужно мочить его в инфополе, чтобы поток бегущих прекратился.
На мой взгляд, причина в том, что сейчас больше людей побежало к тинькову, соответственно больше сталкивается и с негативом. Никакой заказухи, банк сам прекрасно справляется
У коллег были счета ИП в этом банке. Они сталкивались с блокировками значительно раньше.
У меня возникла необходимость открыть сейчас счёт в тиньке (через другие ВЭД не вышло) - Тиньков нехило так нагрел с курсом при конвертации. После около-биржевого в модуле было неожиданно.
Так, можно поподробнее уточнить про курс?
У меня банк попал под санкции (Точка), но валютные платежи получать нужно. Думал как раз насчёт Тинькова. Что там говорите с курсом?
Щас же нужно менять деньги сразу при получении, как это вообще происходит ?
Было бы прекрасно оставить по ВЭД отзывы на https://tarify-rko.ru/reviews
Там есть возможность отдельно голосовать по внешней торговле, по клиентоориентированности. Это поможет предпринимателям в текущей ситуации принимать взвешенные решения.