Сколько зарабатывал Достоевский? Реалии литературы 19 века в цифрах
Сегодня писатель может быть и миллионером, и нищим, и просто состоятельным человеком. Но нищих писателей, однозначно, больше. А сколько зарабатывали русские классики и на что они тратили свои кровные? Разбираемся и шутим.
Вне всякого сомнения, великие писатели золотого и серебряного веков, сегодня бы претендовали на квартиры в Москва Сити или на недвижимость Майами-Бич. Федор Михайлович мог бы позволить себе проводить полгода на курортах (впрочем, он и так там частенько бывал). Лев Николаевич счел бы за честь питаться устрицами, а Антон Павлович вырастил бы сад из ананасов.
Не кидайтесь в меня помидорами, я пошутил.
Давайте разбираться, сколько на самом деле зарабатывали творцы того времени и кто установил рекорд за одну книгу.
Ремарка: Опережая ваши вопросы, скажу – цифры взяты мной из весьма уважающих себя изданий современности, Эсквайра и Арзамаса.
Краткая историческая справка о том, от чего отталкивались при подсчете гонорара известных писателей двести лет назад издательства:
1. От объема полностью законченного издания (в первой половине 19 века). То есть платили сразу за всю книгу, независимо от ее объема.
2. Постранично (во второй половине 19 века), платили за страницу машинопечатного текста.
Начало эпохи гонораров.
Началом появления писательских гонораров можно считать эпоху Пушкина, который получил за первое издание Евгения Онегина целых 12 000 рублей. Писатели и ранее получали незначительные «роялти» от издательств, но именно с этого момента гонорар становиться мейнстримом.
И понеслась, с того далекого времени и поныне, любой труженик текста требует за свой труд настоящие деньги, а не только любовь прекрасных дам.
Да. За 12 000 рублей, уплаченные за Онегина, в то время можно было арендовать одноэтажный дом в районе Арбата на 6 лет. Сегодня такими гонорарами за одну книжку могут похвастаться разве что Лукьяненко или Пелевин.
Светило русской литературы, вряд ли нуждалось в деньгах, благо поместье помогало восполнять финансы
А вот наш следующий герой очень даже.
Да, читая некоторые письма великого и возможно первого в мировой литературе писателя, который раскладывал человеческие души на запчасти, понимаешь, что его гнела бедность.
Не буду углубляться в биографию Достоевского, но скажу, что мастер постоянно имел долги. Прочитывая некоторые его письма, мы видим, что половина, а то и две трети письма занимает подробный анализ собственных гонораров и долгов.
Сколько зарабатывал Ф.М.?
Он написал «Игрока» за 26 дней. И заработал 7 000 рублей. Недурно, получается 269 рублей в день.
На эту сумму (269) в его время можно было купить 13 пудов хорошего английского сыра. Напомню, «пуд» — это 16 килограммов. Получаем 208 кг. Учитывая, что сегодня приличный сыр стоит 1000-1500 (наш, а не санкционный), то Ф.М. за день работы над «Игроком» зарабатывал в районе 200 000 рублей на современный пересчет. Ну, а за 5 000 тех рублей, можно было приобрести небольшую рощу, где-нибудь под Рязанью. Поэтому условной «бедности» Достоевского, мог бы позавидовать его друг Раскольников, который действительно наскребал мелочь, чтобы поесть.
Долги, видимо, были большие у Федора Михайловича.
Эпоха «постраничных» гонораров.
Чем быстрее шагал век промышленных прорывов, писательского мастерства и гражданской реакции, тем быстрее росли гонорары у писателей.
С 1860-х гг. оплата переходит в «постраничную» стадию, теперь издательства платят за каждую страницу произведения.
Вылетающие из-под порхающих пальцев стенографистки пожелтевшие листки, начинают стоить приличные деньги.
Так, в 70-х Щедрин и получал 250 р. за страницу, Лесков 200 р. и Чехов тоже 200 р.
Конечно, нам стоит понимать, что несмотря на все финансовые жалобы классиков, они были весьма состоятельными людьми. Простая дворянская семья в то время существовала на 1500-2000 рублей в год. Писатели зарабатывали столько за месяц.
Перед прочтением следующей главы, предлагаю поставить на того, кто по вашему мнению станет рекордсменом. Сделать выбор, прямо как Достоевский над рулеткой.
Рекордный гонорар.
Я могу ошибаться, но перелопатив источники, я нашел информацию о 21 915 рублях за книжку.
Роман «Воскресение» Льва Толстого в 1899 году стал рекордсменом 19 века. Кстати, это последнее творение автора. Объемный текст демонстрирует срез общества того времени – от аристократов до низших слоев общества. Рекомендую читать тем, кто уже закончил себя жалеть и хочет немного мазохизма.
Сумма, выплаченная за «Воскресенье», сегодня аналогична стоимости Lamborghini Huracan 2021-22 годов выпуска.
Думаю, Толстой вряд ли бы купил машину, живи он сейчас. Но тем не менее, стоит признать, деньги он зарабатывать умел.
Ради чистоты эксперимента, и для скептиков:
В 1831 году Михаил Загоскин получил гонорар 40 000 рублей за «Рославлева». Но, судя по средним ценам, курс был гораздо ниже. Поэтому я не поставил его на первое место.
Самый маленький гонорар получил Лермонтов в 1841 за «Героя нашего времени» - всего 1 500 рублей.
Тургенев получал 4 000-5 000 за книгу.
Спасибо за внимание, вопрос:
Продолжать про заработки Маяковского, Есенина, Ахматовой и прочих творцов серебряного века?
Кстати, можете обратить свое внимание на мою книжку, там есть любовь, но нет денег:
То то я думаю Ф.М. тягомотину филосовско-религиозную разводил в своих романах. Ему оказывается постранично платили!
То же самое Толстой в "Войне и мире". Так и не смогла в школе прочитать. Спасибо, были книги с кратким содержанием 😁
Зачтено)))
Пушкин был еще тот транжира. Всегда в долгах был.
Достоевский был игрок большой. Ему хоть по 1000 рублей за лист плати.
Толстой был действительно капиталист с большой буквы. Это его в конце жизни и подбило думаю. Понял человек, что деньги с собой не забрать. Да о нем останется память надолго. Но вот жизнь прошла, а что он в ней видел по своей сути.
Да, каждый сам решает, что забирать с собой... Будем надеяться, Лев Николаевич, построил свою жизнь так, как хотел.
И этих людей в нашем обществе ставят в качестве моральных ориентиров.
Тогда почему Толстой жил во флигеле, оставшемся от проданного дома?
А он тут при чём?
"Ремарка" - это краткий комментарий автора по поводу текста. А Эрих Мария Ремарк тут, действительно, ни при чем.
Я написал книгу по социальной инженерии, но не заработал, а наоборот потратил на издание 80 т.р. Зато теперь она не нуждается в рекламе, т.к. не продается))
Всякое-разное в жизни бывает)
Скиньте ссылку
Комментарий недоступен
Нет ничего прекраснее читать про чужие деньги☺️
Не могу с вами не согласиться, особенно когда в тексте фигурирует Ламборгини и недвижимость на Арбате)
Комментарий недоступен
клаааасс, это так круто, что можно узнать сколько зарабатывали писатели
жду такие же статьи про других писателей))
Это сарказм?)
Роман «Воскресение» Льва Михайловича Толстого в 1899 году стал рекордсменом 19 века.
Кого кого?
Рекордсменом в 19 веке по размеру гонорара среди российских писателей, простите автора
хороший пост
Спасибо, гляньте еще мою статью про издание книги
Было бы здорово, чтобы в следующих статьях про гонорары писателей было бы сопоставление курсов валют, старого и современного рубля, а не только товарный эквивалент, как сейчас.
Спасибо за комментарий, учту
И главное, сразу понятно, например, насколько Пушкин был талантливей Лермонтова. 12000/1500=8. В восемь раз. Да, Михаилу Юрьевичу в творчестве до настоящих талантов расти и расти.
Пиар) Главное пиар, даже двести лет назад)
Льва Михалыча?
Интересно, но сложно читать. У вас много ошибок в тексте. Вы точно пишете книги?
Точно). Перечитал текст, нашел отсутствие одной запятой и перепутанное отчество у Толстого, уже исправил. Всему виной спешка, но это не оправдание, естественно. Для информации, в среднем современном романе 50-70 тысяч слов. Рукопись проходит корректуру и редактуру, на этих этапах исправляются ошибки и опечатки. Со статьями бывают "косяки", признаю.
Чехов, вероятно, получал ещё гонорары за постановки своих пьес?
Да. Если исходить из источников, в 1899 Антон Павлович передал права на публикации всех своих печатных изданий Адольфу Марксу (издатель, книгопечатник). Но права на театральные постановки остались у Чехова, правда сумм я не знаю.
Они были единицами, поэтому столько и получали. Сейчас, фактически, тот же капитал делится на всех существующих авторов. Но это только в теории, я не претендую на истинность)
Сейчас 50% процентов капитала у крупных авторов, 50% делят остальные) Тоже только теория)
Кроме распиаренных в школьной программе Пушкина, Толстова, Достоевского и Лермонтова были и другие популярные авторы. Тэффи, Загоскин, Мира Лохвицкая. Просто они происхождением не вышли или не поддержали Советы. Поэтому упоминания в учебниках избежали и сейчас мало кому известны.
Тема любопытная, но расчёты меня совершенно не удовлетворили. Поправьте меня, если я не прав. Но при всей гениальности Фёдора Михайловича, я уверен, что он не писал по "Идиоту" каждые 26 дней без перерыва. Поэтому пересчёт в день считаю совершенно бесполезной затеей с точки зрения понимания, сколько он зарабатывал. Это почти как считать зарплату спортсменов исходя из того, сколько они зарабатывают за один день участия в соревновании. У некоторых их участия заключается в считанных минутах или даже секундах, как у тяжелоатлетов.
При чтении я "споткнулся" о фразу "независимо от ее объема" в пункте сообщающем, что в первой половине 19 века гонорар авторов зависел от объём книги. Я понял смысл, но считаю, что этой фразы там быть не должно.
Добрый день, действительно, писатели того времени писали за жизнь ограниченное количество книг. Тот же Достоевский написал 5 крупных романов (Великое Пятикнижие). Идиот, Игрок, Братья Карамазовы, Преступление и наказание, Бесы. И если все пересчитывать на дни, то получиться, что гонорары получены за короткий срок, а распределялись в дальнейшем на годы трат. И так практически у всех.
Поэтому существовали авторы не только за гонорары, были еще у них статьи, публикации. Да, и в конце-концов, все (или почти все) были дворянами - крепостные, поместья, деревеньки, поля, луга, леса и вытекающая прибыль.
Четкой грани при переходе от гонорара за "полную" книгу к "постраничной" оплате нет.
По поводу фразы - понял)
Был в доме, где жил какое то время Достоевский. Могу ошибиться в фактах, но основной посыл будет ясен.
Дом его друга, снимал почти нахаляву, там написал братьев Карамазовых. Месяц съема квартиры в Питере стоил как год в этом доме. Достоевский периодически гонял туда, так как нельзя просто взять и свалить в глушь при этом бабки зарабатывать. Жена, которая молодая, не могла себе позволить новое платье. В итоге сама шила. Но при этом служанка, кухарка в доме были, от этого отказаться не могли, да и стоило это копейки.
Деньги с книг, если размазать на время, получались не такими уж и большими.
Согласен, доходы нужно уметь распределять
Достоевский был игроком и проигрывал свои гонорары.
Ну что ж, не все авторы одинаковы и в наше время, кое-кто издается адскими тиражами. Отсюда и доходы, несмотря на отсутствие претензий на гениальность.
Согласен
Достоевский тот ещё игрок сам был
Комментарий удален модератором
Не знал
красава, спас людей!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
«Ундервуды» ? рукалицо
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%83%D0%B4_(%D0%BF%D0%B8%D1%88%D1%83%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0)
"понимаешь, что его гнела бедность"
Это пиздёж и жизнь не по средствам, а не бедность. А вот если почитать письма Хармса - там скорее да, ближе к бедности. Хотя тот ещё шалопай был, конечно.
Естественно, жизнь не посредствам и послужила причиной бедности. По поводу транжирства полностью согласен, при таких гонорарах нужно еще и уметь распоряжаться деньгами
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
я почти умерен что каждый из нас всю жизнь испытывает нужду в деньгах ;-)
Комментарий удален модератором
вот это гонорар за Онегина, сейчас такого нет