{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Обучение с телефона. Топ-15 мобильных приложений российского edtech

За 5 лет число пользователей интернета со смартфонов в России увеличилось почти в 2 раза. Чтобы сохранять и увеличивать свой трафик на фоне изменений в веб-среде, edtech-проекты запускают собственные мобильные приложения. В топ-15 российских образовательных приложений вошли разработки компаний из сегментов ДПО, иностранных языков, детского образования, а также платформ для создания курсов и проведения вебинаров.

Как массовый переход на смартфоны влияет на edtech

Мир активно переходит с десктопных устройств на мобильные. Так, в I квартале 2023 года доля пользователей смартфонов и планшетов уже составляет 58,43%, хотя в 2013 году их было всего 17,02%. В то же время число пользователей ПК и ноутбуков в процентном соотношении продолжает падать — на данный момент их 41,57%, а 10 лет назад было в два раза больше — 82,98%. Судя по динамике, разрыв между двумя этими категориями пользователей будет только увеличиваться.

Коренной перелом в способе потребления информации заставляет онлайн-платформы менять стратегию продвижения своих продуктов и адаптировать их под мобильные устройства. Не исключение и edtech-индустрия — крупные компании помимо сайтов все чаще запускают собственные приложения. И неспроста — 38,3% владельцев мобильных устройств используют их в том числе в целях образования.

Все edtech-приложения можно разделить на шесть основных видов: системы управления обучением, образовательные игры, изучение языков, отслеживание процесса образования, виртуальная и дополненная реальность. Начинка и предназначение каждого приложений различаются, но все они, за некоторыми исключениями, имеют схожий базовый функционал: ведение профиля пользователя, управление контентом и персонализация, аналитика и отчетность, инструменты для совместной работы.

Особым успехом на поприще адаптации контента под мобильные устройства пользуется индийский edtech-гигант BYJU'S, стоимость которого оценивается более чем в $22 млрд. У приложения компании около 30 млн пользователей и более 2 млн ежегодных подписчиков — многие люди, использующие BYJU'S, проживают в сельских районах Индии и не имеют доступа к компьютерам или ноутбукам.

В России же тренд только набирает обороты. С 2013 года по настоящее время число пользователей мобильных устройств выросло с 7,17 до 38,44%, а десктопных — упало с 92,83 до 61,56%. А значит, самое время задуматься о трафике аудитории смартфонов — чем многие представители локального рынка онлайн-образования и занимаются. С помощью мобильных приложений российские эдтехи органически привлекают бесплатный трафик в экосистему брендов или продвигают их как части основного продукта.

«Де-факто мобильное приложение стало обязательным для платформ онлайн-обучения. Наличие приложения это уже гигиенический фактор», — считает менеджер по развитию платформы iSpring Михаил Кречин.

Самые популярные сегменты и модели монетизации edtech-приложений в России

Примерно каждое десятое приложение в маркетплейсах связано с образованием. В Google Play категория Education расположилась на втором месте по популярности, уступая только играм — их доля составляет 10,43% от общего числа доступных приложений. В App Store — на третьем, уступая играм и бизнесу, — 9,79%.

Такая популярность не исключение и для России. Только среди топ-100 крупнейших edtech-компаний приложения есть у 39. Причем разрабатывают приложения компании преимущественно из сегментов дополнительного профессионального образования (15 компаний). На сегмент детского дополнительного образования приходится 10 компаний, школьного — 4, разработки образовательных курсов, вебинаров и ПО — 8.
В данном рейтинге самых скачиваемых мобильных приложений с российскими корнями наибольшую долю составляют продукты по изучению иностранных языков и обучению детей дошкольного и школьного возраста — по 4 штуки из каждой категории. Причем большей популярностью пользуются именно приложения для изучения иностранных языков. Следом идут каталоги онлайн-курсов — их в рейтинге 3 штуки.
Для подавляющей части компаний, представленных в рейтинге, приложение — не основной продукт, а дополнительный. Для 12 из 15 оно является просто другим форматом донесения контента, адаптированного для мобильных пользователей. И лишь три приложения представляют основной самостоятельный продукт — Lingualeo, Simpler и «Экзамер».
Приложения имеют разные модели монетизации:
• основная часть предоставляет базовое содержимое всем пользователям, но имеет бонусный контент и функционал за плату: Simpler, «Дневник.ру», Puzzle English, «Учи.ру», «Викиум», IntellectoKids;
• часть распространяется полностью бесплатно — как дополнение к веб-платформе или отдельный автономный некоммерческий проект: «Академия инвестиций Тинькофф», Webinar, «Фоксфорд», «Экзамер»;
• часть доступна только на пробный период, а далее требуется оформление подписки: Lingualeo, Skyeng;
• часть приложений распространяется бесплатно: GetCourse, Stepik, iSpring Learn, но предоставляет внутри возможность покупать сторонние продукты — авторские курсы.
Причем все приложения, кроме одного, преимущественно нацелены на рынок России и СНГ. Только IntellectoKids пользуется большим спросом в западных странах: США, Великобритании, Франции, Мексике.

Как российские edtech-приложения следят за трендами

Общее количество скачиваний приложений из топ-15 — более 35 млн в Google Play, 25 млн из которых приходятся на первую тройку — Simpler, Lingualeo и GetCourse. А самая высокая средняя оценка у GetCourse, «Академии инвестиций Тинькофф» и Stepik — 4,9 в обоих магазинах.

Раньше всех из нашего рейтинга стало доступно пользователям приложение Lingualeo — в App Store релиз произошел в декабре 2011-го, в Google Play — в октябре 2012-го. А самым новым является IOS-версия «Фоксфорда» — в App Store приложение вышло в феврале 2023-го, хотя в Google Play оно доступно уже 8 лет — с января 2015-го. Совершенно молодым продуктом можно считать «Академию инвестиций Тинькофф», которая вышла в сентябре прошлого года.

Компании — владельцы приложений регулярно занимаются их развитием — обновлением интерфейса, добавлением контента, расширением и переносом функционала с основного сайта. Так, в этом году обновлялись 13 приложений из 15, представленных в топе. Оставшиеся два не поддерживаются разработчиками уже давно. Для «Викиума» последнее обновление выходило в ноябре 2021-го для App Store, а для Google Play — в мае 2020-го. Для «Экзамера» — в августе 2022-го на Android.

Причем российские эдтехи идут в ногу с мировыми тенденциями онлайн-образования и перенимают их в свои мобильные разработки. Среди них можно выделить уже закрепившиеся стандарты — они присущи большинству приложений из нашего рейтинга и многим оставшимся вне топа:

• визуализация контента, повышающая концентрацию и вовлеченность пользователей;

• геймификация обучения, которая гарантируют высокий уровень взаимодействия, мотивации и усвоения материала;

• персонализация, позволяющая пользователям самостоятельно настраивать интерфейс платформы и подбирать индивидуальную программу обучения.

Самым современным трендовым направлением — внедрением искусственного интеллекта и машинного обучения — пока могут похвастаться только единицы. Например, их практикует в своем приложении Lingualeo.

А вот к использованию AR и VR в обучении никто из нашего списка еще не пришел — возможно, в силу неразвитости рынка виртуальной и дополненной реальности в России.

2 часть:

От языков до инвестиций: обзор топ-15 мобильных приложений от российских edtech-компаний

3 часть:

На подступах к топу: другие заметные приложения, не вошедшие в рейтинг

О своих приложениях также рассказали компании, которые пока не вошли в наш топ-15, но вплотную к нему приблизились: Teachbase (16-е место), «Новакид» (19-е место) и «Библиотека Alpina Digital» (20-е место). Все они имеют более 100 тысяч скачиваний в Google Play.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда