Как убрать товары конкурента из ТОПа в поиске Озон, чтобы тебе ничего за это не было. Грустная история селлера
Опишу ситуацию, как конкуренты решили вышибить наш ТОПовый товар из поисковой выдачи ОЗОН, при этом не потратив ни копейки. Спойлер: надо взять 1 миллион рублей, выкупить весь товар конкурента, дождаться прихода на ПВЗ, и отказаться от него, вернув себе деньги.
Коротко о себе:
Прошло полтора года, и наш маленький и гордый магазин веревок, джутовых изделий и канатов под названием "Plexme" вышел в топ10 в своей нише на Озон.
С августа мы ввели новый товар — "джутовая мешковина", и он очень быстро стал набирать обороты, расти в поисковой выдаче. Ниша не очень большая, но продажи росли с каждым днем, т.к. у нас товар отличного качества и суперская цена. И плюс есть "секретный ингредиент" в виде правильной SEO-оптимизации и управления рекламой на маркетплейсах. В сентябре мы уверенно держали первое место по запросам мешковина, джутовая мешковина и т.п.
В октябре мы поняли, что сильно кому-то из конкурентов надавили на мозоль, перебежали дорожку и вставили палки в колеса :))) т.к. нас начали кошмарить.
Сначала это были крупные резервы товара. Товар кратковременно выпадал из выдачи, но резервы отменялись, и товар снова возвращался. Нам это портило статистику заказов, но мы не сильно парились, т.к. в целом продажи продолжали переть. Мы еще думали, что, вот, какие дураки конкуренты — так странно проверяют количество остатков, когда есть MPSTATS и прочие аналитические инструменты...
Как только мы стали занимать топовые позиции, закономерно посыпались фейковые отзывы о том, как ужасно воняет мешковина, какая она драная и вообще плохая. К такому мы уже привыкли, всегда грамотно отвечаем, да и в целом, наши товары (мешковина, мешки, веревки) настолько классные, что количество положительных отзывов от реальных покупателей компенсирует накрутки негатива от конкурентов.
А в ноябре конкуренты решили зайти по крупному, и в несколько заходов выкупили все позиции мешковины со всех наших складов примерно на 1 миллион рублей.
Сначала мы обрадовались, подумав, что поперло, но очень быстро стали понимать, что дело тут не чисто.
Итак, берите на заметку лайфак, как можно вышибить конкурентный товар (если совесть позволит), имея всего лишь 1 миллион рублей, который ты вернешь уже через пару недель себе обратно.
- Товар конкурента выкупается подчистую со всех региональных складов (куда мы его так тщательно поставляли, рассчитывая объемы, чтобы ускорить сроки доставки до наших покупателей)
- Товар едет в другой регион (3-5 дней)
- На ПВЗ товар лежит еще несколько дней до разрешенного срока, после чего покупатель отказывается от всей партии, и она едет обратно.
- Причем товар едет не обратно, а на ближайший региональный склад (что может быть нам очень не удобно с точки зрения логистики и продаж
- Более того, по бодрому сообщению от техподдержки компании ОЗОН мы понимаем, что товар вернется на склады не ранее чем через 10 дней, а может даже и через 60 дней (Карл!) 😡😡😡
Что имеем:
- Мы больше недели не имеем остатков на складе, т.к. невозможно так быстро закрыть резкий выкуп товара (у нас FBO - торгуем со складов Озона);
- Когда товар вернется на склады у нас будет превышение планового объема товара, т.к. чтобы не простаивать мы завезем еще этого товара на склад, и закономерно после возврата мы "попадем" на оплату длительного хранения;
- Продавец оплачивает дополнительную стоимость логистики за возврат товара, это дополнительные затраты для нас;
- Теряем продажи в сезон;
- Снижается рейтинг товара и теряются результаты в поисковой выдаче;
- Большой объем товара после возврата зависает на неудобном нам региональном складе и дольше продается;
- Часть товара подлежит утилизации или вывозу за наш счет со склада Озон, если есть повреждения упаковки (а они всегда есть при доставке);
Компания OZON "ничего не может сделать". На наши просьбы разобраться, нам отвечают: "Меры приняты". Какие меры, не уточняется.
Чтобы бороться с такими конкурентными диверсиями, у Яндекс.Маркет, например, есть опция "поставить ограничение на количество товаров в одном заказе". У Вайлдберис продавец может включить "платные возвраты для покупателя"... А Озону, видимо выгодно такое, т.к. можно хорошо заработать на логистике.
Рынок маркетплейсов сейчас похож на 90-е, когда не было толком никакого регулирования, и каждый выживал как мог, отстегивал рэкету за "крышу", и придумывал серые схемы, чтобы срубить по-быстрому бабла. Очень хочется спокойно торговать, имея отличный товар с хорошей ценой. Хочу попросить у Дедушки Мороза, чтобы он поскорее навел тут порядок, и дал допропорядочным селлерам возможность спокойно работать! 🙏🙏🙏
UPD. Завершение этой истории:
Мы наняли юристов, и они нам помогли грамотно составить претензию и выбить у ОЗОН хотя бы затраты на логистику, эквайринг и возвраты. Выкупы, кстати, тоже прекратились... хотя это может быть уже просто совпадением.
Кейс наших юристов: https://vc.ru/trade/1071043-kak-my-prekratili-feykovye-zakazy-ot-konkurentov-na-ozone
Здравствуйте! Решительно осуждаем подобные действия и в каждом случае анализируем покупателей, которые участвуют в таких мероприятиях — если подозрения подтверждаются, аккаунты блокируем. Если есть связь с другими продавцами, наказываем и их тоже.
Надеемся, что больше подобное не повторится, но если вдруг — пишите в поддержку, как и делали это раньше. Над общим решением думаем и изучаем примеры других площадок, хотя в описанных вами опциях видим слабые места.
Комментарий недоступен
Думаем о разных вариантах, но конкретно платный возврат вполне способен отпугнуть покупателей и уменьшить количество заказов — как вам, так и нам это не очень понравится.
А расходы на логистику продавцы обычно закладывают в стоимость товара, тогда отмены и возвраты не бьют по общему балансу.
То есть это нормально возлагать полностью все финансовые убытки на продавцов, которые являются потерпевшими в результате мошеннических действий конкурентов, которые озон категорически отказывается пресекать и не предпринимает никаких мер?
Поощряете подобные махинации?
Мы не поощряем мошеннические действия недобросовестных клиентов и предпринимаем различные меры, чтобы пресечь любые попытки навредить продавцу.
В любом бизнесе есть определённые риски, которые продавцы обычно закладывают в стоимость товара, поэтому юнит-экономика — дело предпринимателя
Какие конкретно меры вы предпринимаете? По пунктам, пожалуйста? Блокировка не в счет, уже практическим путем доказано, что это не работает.
И что, что продавцы риски закладывают в стоимость товара? Поэтому у нас продавцы козлы отпущения и на них можно вешать все расходы?
У меня вот лично было выкуплено 136 единиц товара на один пвз в одном городе и с одного счета юр.лица, 48 из которых отменили спустя сутки, не повод ли задуматься о том, что это явно не реальный заказ добросовестного клиента? В Вашу поддержку было написано не одно обращение о проверке данного заказа с просьбой на время проверки не отгружать оставшиеся/не отмененные заказы (88 штук!). Но поддержке по барабану, реакции 0, отписки.
Это по Вашему принятие мер? Поддержка была своевременно уведомлена о сомнительном заказе, меры не предприняты, я плачу за покатушки. Давайте эти расходы спишем с зарплаты сотрудников поддержки, которые «предпринимают меры»?
К слову, я все еще жду ответа в рамках обращений 31988201, 31977461
Обнимемся! )))
Увы, но внутренние критерии проверки раскрыть не можем. Проверяем покупателей на добросовестность в обращениях и без решения не оставляем. Вашим заявкам ускорения придали
Вас попросили огласить всем нам не критерии проверки, а какие конкретно меры предпринимаются для защиты продавцов, кроме как блокировки недобросовестных клиентов? Читайте внимательнее.
«Здравствуйте, благодарю за ожидание.
Понимаю, что вы обеспокоены данной ситуацией. Аккаунт проверен, необходимые меры приняты.
Всегда рады ответить на ваши вопросы! Спасибо за сотрудничество!» - это ответ тех.поддержки? Серьезно? Какие необходимые меры? Что принято? Результаты проверки?
Так продавец как дверь открывает в озон - он уже потерпевший изначально) "именно на продавца по договору возложена обязанность быть терпилой" (с) озон
WB же не разорились от этого? Дать продавцам самим регулировать платно/бесплатно за отказ/не выкуп.
Ишь, чаво удумал, холоп) регулировать он будет)
Озону выгодна любая движуха, кроме уменьшения покупок, а уж возвратные они или нет... лишь бы деньги шли
Мы тоже за это топим
Я бы включал платный возврат для ТОП товаров, которые итак хорошо продаются, чтобы их так не выкупали конкуренты. И возможно для низкомаржиральных товаров, где в цену дополнительная логистика не влезет.
Это было бы удобно
Расходы на возвратную логистику не всегда возможно заложить в цену товара, так как у некоторых селлеров более выгодные условия и они могут держать цены ниже
Так сколь думать то можно, а действовать когда планируете? Когда новости появятся, поделитесь?)
Я по нашей с тобой теме пост отдельный запилил, иди комментируй)
https://vc.ru/claim/943168-kak-bankrot-ozon-pravitelstvo-rf-vertel