{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Взяться нельзя отказаться. Как я внедрял IT-систему на 8000 квартир за 2 месяца. Что получилось, а что пошло не так?

Когда еще не знаешь, что есть горящий проект

В конце декабря у управляющей компании застройщика “Строим Везде” ломается система сбора показаний. Все, что нарабатывалось в течение 5 лет, утрачено. Полное восстановление должно занять 5 месяцев. В один момент компания лишается автоматического получения показаний по электроэнергии, теплу, холодной и горячей воде на 36 многоквартирных домах.

Сделать проект на 5 месяцев за 1 месяц. Браться или нет?

Представляете, что такое со следующего месяца обойти 8000 квартир для сбора показаний вручную с каждого счетчика? На сбор показаний со всех квартир потребуется 20 человек + неделя времени. Нужно успеть восстановить систему до следующего периода сбора показаний.

Мы созваниваемся с Мишей, моим партнером, который отвечает за продажи.

Миша — прямой человек в общении: если что-то есть, с чем несогласен — сразу скажет. Одна из вещей, которые я вынес из совместной работы с ним — это именно его прямота и спокойная сила

Во время звонка оба понимаем, что настроить и отладить систему на 31 794 счетчика за месяц невозможно. В спокойном темпе это делается за 5 месяцев. Но у нас не было столько времени.

Если мы не закончим за месяц, то управляющей компании придется обходить 8000 квартир и вручную собирать показания.

Надо придумать, как успеть внедрить нашу систему.

А теперь знаешь, что всё горит

Нашей компании Wise 3 года. У нас работы по пилотному проекту: внедряли нашу систему умный дом в 180 квартир. В каждую квартиру мы устанавливали несколько систем:

Система защиты от протечек автоматически перекрывает воду при обнаружении протечки, а жителю и сотруднику управляющей компании отправляется уведомление о том, что затопление предотвращено.

Никаких протечек и затоплений соседей снизу и последующих разбирательств.

Для меня сдача пилотного проекта — личная история.

Это первое внедрение наших систем и нашего оборудования в многоквартирные дома.

Мы ставим свое оборудование для защиты от протечек — контроллер Wise Leak, датчики протечки и привода перекрытия. Система следит за состоянием мокрых зон и в случае протечки автоматически перекрывает воду, даже без интернета.

Еще один контроллер, который мы разработали для домов — Wise Electro. Он позволяет управлять освещением и розетками.

Открывать и закрывать воду, управлять освещением, розетками и прочими электрическими приборами житель может через мобильное приложение.

Но как у любого уважающего себя стартапа, есть и куча вопросов, которые нам еще предстояло решать.

Буквально за месяц до этого мы расходимся с одним из моих партнеров, который вместе со мной отвечает за IT. Помимо формирования продукта я начинаю отвечать еще и за управление командой разработки бэкенда и всех новых интеграций.

В конце лета я читаю книгу Эви Пумпурас и решаю пойти на борьбу. Оглядываясь назад, могу сказать, что это было одно из лучших решений в моей жизни.

План внедрения — как успеть, когда не успевается?

Первое, что делаю для решения проблемы — рассказываю нашим разработчикам про ситуацию и предлагаю всем принять участие во внедрении. Команда откликается, не формально, для галочки, а по-настоящему. Над задачей начинают думать еще 7 человек.

Разбивка каждого дома по ресурсам. Белые строки - не начата работа; желтые - есть какие-то проблемы и требуется внимание; зеленые - закончено. Обязательное обновление информации 3 раза в день

Я делаю план по внедрению, таблицу в Google Drive со статусами, где видно кто и за что отвечает. За каждым домом был закреплен ответственный, обновление статуса происходило 3 раза в день. Такой подход позволил в любой момент иметь актуальную картину и быстро принимать решения.

Проект внедрения выходит из статуса “невозможно успеть”, и принимает конкретные очертания с понятными шагами и точками контроля.

Это решение сработало. Ощущения у меня — как на парусной яхте, когда внезапно ловишь попутный ветер.

“Планирование — всё”. Но всё идет не по плану

3 недели мы с командой из 7 человек заводим все счетчики управляющей компании к нам в систему. Завели. И внезапно оказалось, что система не вывозит. Мы осознанно не занимались вопросами производительности на начальном этапе.

Первое — нужно собрать общую, но в то же время четкую картину что именно работает медленно и сколько занимает времени. Этим уже можно управлять.

Для этого настроили мониторинг запросов, чтобы видеть сколько измерений в секунду нам прилетает и какой вклад каждой бизнес-функции в нагрузку. Нашли узкие места, приоритезировали.

Далее снимаем дампы с виртуальной машины Java, чтобы изнутри посмотреть на то, чем живет программа в каждый момент времени. Чувствовали себя хирургами.

Нашли проблемные места, локализовали и оптимизировали. Сейчас у нас в секунду идет от 50 до 100 измерений. Запас прочности — x4 с понятной стратегией масштабирования.

Верхнеуровневый статус по домам. Часть домом уже полностью готовы и рабочие.

Тем временем время сбора показаний начинается через несколько дней.

Первый месяц получения показаний через нашу систему — всю неделю мы напряженно работали, решая оставшиеся проблемы, но показания сняли и отдали управляющей компании.

Ощущение, что мы оторвались от земли, но по-прежнему летим на очень маленькой высоте, периодически еще ударяясь о землю.

На второй месяц после внедрения на решение внештатных ситуаций потребовалась уже неделя. На третий месяц — всего 2-3 дня.

С тех пор все работает стабильно, показания собираются ежедневно с 8000 квартир и в нашей помощи больше нет необходимости.

Спустя год после окончания проекта я гулял по одному из ЖК, где мы внедряли нашу систему. В ЖК 17 домов, в каждом доме по 200–500 квартир. И в каждой квартире работает наша система по сбору данных. Даже не верится: наша махина сейчас переваривает уже больше 40 000 датчиков и счетчиков, следит за состоянием системы защиты от протечек, пожарной системой, охраной, а также управляет умными устройствами внутри квартиры.

В конце августа 2023 мы зафиксировали более 1.2 миллиона измерений за сутки. Для сравнения, если каждый день один раз получать показания с многоквартирного дома в 200 квартир, получится всего 800 показаний. Но у нас есть еще и другие системы: пожарная безопасность, охрана, умные устройства внутри квартиры, система защиты от протечек и управление освещением и розетками.

"А говорят в ЖКХ денег нет" © комментаторы vc.ru

Доводить казалось бы невозможные проекты разработки и внедрения до завершения — то, что меня по-настоящему драйвит. О моей жизни, проектах в IT и находках рассказываю в своем канале в телеге.

Особенно интересны горящие и сложные проекты, что к ним привело и как получается выходить из таких ситуаций?

Сейчас еще изучаю, с какими проблемами в IT сталкиваются люди и компании.

Напишите в комментарии ваш запрос — я постараюсь ответить.

Если столкнулись с горящим проектом и не знаете, что делать — можно спросить у меня @anzuev

На рассказ этой истории меня вдохновила статья Василия Ганова про завод, которую я увидел на VC пару месяцев назад. Я написал ему и мы начали работать вместе. Василий, cпасибо за помощь в подготовке статьи 🙏

0
63 комментария
Написать комментарий...
Антон Хрипко

Стало интересно, кто оплачивает автоматизированный сбор данных? УК или жильцы? Я понимаю, что в итоге все равно платят жильцы, так как у УК нет других источников дохода, но перекладывают ли они это напрямую на жильцов или выделяют из своей маржи кусочек все же?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Зуев
Автор

Антон, спасибо за комментарий.
Обычно за такие системы платит застройщик и дальше передает управляющей компании для использования. Для застройщика это относительно небольшие деньги в масштабе всей стройки.
А с жителя управляющая компания может брать за обслуживание, но это очень маленькие деньги: от 80 рублей в месяц.

Застройщики, с кем мы работаем по таким системам, продают не только стены, но и дальнейший опыт жизни в доме. И поэтому вкладываются в дополнительные удобства: автоматический сбор показаний, приложение для жителя, звонок из домофона в приложение, просмотр камер в доме, открытие парковок и шлагбаумов через приложения и другие приятные вещи.

Но есть и другие примеры, конечно. Какой у вас был опыт? Перекладывали на жильцов?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко

Опыт разный, от УК зависит.
Где-то стоимость обслуживания домомофона есть в платеже, где-то нет. Меня это всегда удивляло. Также удивляла стоимость. Почему она вот именно такая, а не какая-то другая. А что будет если кто-то не желает платить за домофон, то что тогда будет. Интересно кстати, что будет с вашей системой, если кто-то из дотошных жильцов скажет - не хочу вам платить 80 руб (сюр конечно, но наверняка такие есть), буду сам заносить данные в приложение?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Зуев
Автор

Бывают такие ситуации с тарифами в целом, что житель считает, что ему это не нужно.
Но это часть инфраструктуры дома наравне с уборкой, чистым двором, лавочками и детскими площадками.

Управляющие компании это как-то сами решают этот вопрос. Я здесь не подскажу как именно.
Знаю, что все тарифы утверждаются на общем собрании собственников. Исключить оплату за условный домофон нельзя без общего собрания и голосования. А провести его - та еще проблема. На них никто не ходит и оно считается не состоявшимся.

Но даже если общее собрание и происходит, то подавляющее большинство жителей голосуют за такую систему и она остается

Ответить
Развернуть ветку
60 комментариев
Раскрывать всегда