Зачем нужен финучет и как предпринимателю оценить работу фин. директора?
Зачем мне финансовый директор, когда у меня есть такой золотой главбух? Если бы вы только знали, как часто я это слышала на консультациях, да и просто в разговорах с бизнесменами, причем самого разного уровня.
Предполагать, что главбух может выполнять работу финансового директора это примерно как говорить, что юрист может вместо архитектора спроектировать дом. А что? Ведь и тот и другой работает с нормативной документацией.
В одной из следующих статей я обязательно расскажу, почему главбух не может быть эффективным финдиректором даже просто с точки зрения свойств личности (есть редчайшие исключения, но они скорее подтверждают это правило). А сейчас давайте просто разберем несколько ситуаций, в которых при идеальной бухгалтерии и полном порядке с налоговой всего одно неверное решение непрофессионального финдиректора или решение собственника, основанное на неверных финансовых показателях, могло все погубить.
Да, так тоже бывает и чаще, чем мне бы того хотелось👇🏻
Пример № 1
У компании около 50 единиц техники. По бухгалтерии полный порядок, но пришло время обновить автопарк, и нужно понять, какую технику стоит приобрести, а от какого актива наоборот нужно избавиться.
На основании чего директор будет принимать решение? Кофейная гуща или магический шар?
И тут на помощь приходит финансовый учет (ранее поделились, какие инструменты внедрили в компании нашего клиента: кейс
Рассчитываем, какой финансовый результат у каждого ТС, и ранжируем их от самого прибыльного до самого убыточного, теперь верное управленческое решение лежит на поверхности! 🌚
Пример № 2
Вы решаете открыть новый филиал клиники.
Тут поможет построение финансовой модели. Она даст вам понять, что при загрузке вашей клиники в 60%, вы выйдете в ноль, при загрузке в 80% – вы придете к Х рублей прибыли. При загрузке в 30% – вы попадете в кассовый разрыв, примерно на третий месяц работы, учитывая текущую подушку безопасности и то, что прибыль от других филиалов клиники пойдет на покрытие расходов новой.
Эти данные помогут вам принимать грамотные управленческие решения, которые приведут к росту прибыли и финансовой устойчивости.
Вы будете точно знать:
✔за какой период времени окупается то или иное оборудование;
✔какие KPI ставить перед отделом продаж и маркетинга;
✔сколько и каких услуг нужно продать, чтобы выйти на точку безубыточности и многое другое.
Продано! Я убедила вас отправится на поиски гениального финдира для вашей компании! А вот тут начинается самое интересное: как понять, кто из них гениальный, а кто просто хочет сидеть в большом кабинете с красивой табличкой на двери?
Да, на найме подходящего кандидата история не заканчивается. Придется его контролировать. Думаю, вы и сами это понимаете, едва ли планируете отдать все свои финансы в руки незнакомого дяди и никогда не спрашивать его, что там да как)
Без планирования никуда!
Финансовый директор должен разработать финансовый план в соответствии с текущим положением дел и целями компании💸
Проконтролируйте создание фин. плана и изучите его. Это ваша совместная задача. Как правило, собственник бизнеса отвечает за то, чтобы план развития компании был амбициозным. А финдиректор за то, чтобы он был реалистичным, выполнимым и основанным на реально существующих в компании ресурсах.
Это важнейший этап, на котором вы почти сразу сможете понять, насколько компетентный перед вами специалист. Только постарайтесь подойти к этапу планирования контринтуитивно. Вам нужен не подпевала, а хладнокровный и расчетливый человек оппонент.
Если вы хотите сделать Х10 по обороту за год именно финансовый директор должен спустить вас с небес на землю и сказать, что на это нет ни производственных мощностей, ни комплектующих, ни складских площадей. Именно он должен рассчитать прогнозный инвестиционный бюджет, который позволит обеспечить такой рост. А когда вы, услышав эту цифру, падете духом, именно он должен дать вам в руки оптимистичный, реалистичный и пессимистичный прогнозы годового роста. В них будет много цифр, и они будут скучноваты, но через год один из них сбудется)
Регулярные отчеты и совещания
Можете смело требовать от финдира регулярной отчетности – ежемесячные, квартальные, годовые отчеты должны ложиться на ваш стол без напоминаний. Они должны быть понятными, все цифры в них должны быть проверяемыми и совпадать с первоисточниками – счетами, данными по продажам, данными системы складского учета и проч.
Еще полезно проводить регулярные совещания для обсуждения финансовых результатов, проблем и планов, они помогают видеть узкие места и точки роста, помогают поддерживать включенность сотрудников компании в общее дело и давать им понимание их влияния на результат.
Очень скоро, если конечно вы не ошиблись в выборе финансового директора, вы ощутите, будто у вас появился сильный и мудрый союзник, который умеет видеть рифы под толщей воды и знает все попутные ветра.
Если время идет и такого ощущения не возникло - пора на аудит!
Независимый аудит и внешние консультации по финансовой отчетности помогают обеспечить ее точность и надежность. Иногда, если вам кажется, что что-то идет не так – вам не кажется🤫
Если что – приходите, мы с коллегами все посмотрим и шепнем вам, если найдем что-то подозрительное.
А давайте так: на каком этапе роста компании нужен финдиректор?
Сколько человек должно быть в штате, от..?
Это все индивидуально, конечно. Зависит от количества направлений бизнеса, количества контрагентов, от того, чем вы вообще занимаетесь производство/продажа/услуги... Но по нашему опыту примерно от 20 млн оборота в месяц сто процентов в голове у собственника и в его цифрах каша. Там точно нет понимания, что происходит
Да фин дир нужен безусловно)
а кто из них обязательно нужен в штате, а кто может быть на аутсорсе?
оба могут быть на аутсорсе. и даже эффективнее на аутсорсе до определенного оборота (примерно до 1 млрд). Вы просто не сможете полноценно загрузить работой в штате хорошего финдиректора. А зп он попросит не маленькую)
То есть можно быть финдиректором одновременно в разных компаниях? А если это конкуренты?))
Ну конечно это так не работает, когда речь идет о надежных компаниях. Естественно, если вы отдаете свои финансы на аутсорс самозанятому, которого видите второй раз в жизни - тут всякое может быть. но если вы выбрали адекватную консалтинговую фирму - можете не беспокоиться об этом.
Мы в Бизнес Гарант со всеми клиентами, естественно, подписываем NDA. Это первое правило и без него никак. На всякий случай, сразу оговорюсь, все кейсы, которые я размещаю здесь или в других аккаунтах БГ обезличены, никаких реальных цифр в них нет и уж точно никогда не было и не будет реальных названий. Мы своими клиентами очень дорожим.
Ну и конечно мы никогда не поставим одного финансиста или экономиста на два проекта в одной нише. Это всегда будут совершенно разные команды отдела исполнения. Они даже на планерках никогда не пересекаются, чтобы не произошло никаких утечек.
Такой у нас регламент
• Главбух не может быть эффективным финансовым директором из-за различий в свойствах личности.
• Примеры ситуаций, в которых неправильное решение непрофессионального финдиректора или собственника может погубить компанию.
• Финансовый учет помогает принимать верные управленческие решения и оценивать финансовый результат каждого ТС.
• Построение финансовой модели помогает определить оптимальные решения для открытия нового филиала клиники.
• Финансовый директор должен разработать финансовый план, который должен быть реалистичным и основанным на существующих ресурсах компании.
• Регулярная отчетность и совещания помогают контролировать работу финансового директора и обсуждать финансовые результаты и планы.
• Выбор и контроль финансового директора важны для обеспечения точности и надежности финансовой отчетности.
• Независимый аудит и внешние консультации могут помочь обеспечить точность и надежность финансовой отчетности.
Нет ссылки на кейс клиента
поправили. спасибо
Полезно, спасибо!
Для меня это высшая математика
как и для большинства собственников. именно поэтому всем этим должен заниматься отдельный человек - профи)
Согласен