{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Зачем нужен финучет и как предпринимателю оценить работу фин. директора?

Зачем мне финансовый директор, когда у меня есть такой золотой главбух? Если бы вы только знали, как часто я это слышала на консультациях, да и просто в разговорах с бизнесменами, причем самого разного уровня.

Предполагать, что главбух может выполнять работу финансового директора это примерно как говорить, что юрист может вместо архитектора спроектировать дом. А что? Ведь и тот и другой работает с нормативной документацией.

В одной из следующих статей я обязательно расскажу, почему главбух не может быть эффективным финдиректором даже просто с точки зрения свойств личности (есть редчайшие исключения, но они скорее подтверждают это правило). А сейчас давайте просто разберем несколько ситуаций, в которых при идеальной бухгалтерии и полном порядке с налоговой всего одно неверное решение непрофессионального финдиректора или решение собственника, основанное на неверных финансовых показателях, могло все погубить.

Да, так тоже бывает и чаще, чем мне бы того хотелось👇🏻

Пример № 1

У компании около 50 единиц техники. По бухгалтерии полный порядок, но пришло время обновить автопарк, и нужно понять, какую технику стоит приобрести, а от какого актива наоборот нужно избавиться.

На основании чего директор будет принимать решение? Кофейная гуща или магический шар?

И тут на помощь приходит финансовый учет (ранее поделились, какие инструменты внедрили в компании нашего клиента: кейс

Рассчитываем, какой финансовый результат у каждого ТС, и ранжируем их от самого прибыльного до самого убыточного, теперь верное управленческое решение лежит на поверхности! 🌚

Пример № 2

Вы решаете открыть новый филиал клиники.

Тут поможет построение финансовой модели. Она даст вам понять, что при загрузке вашей клиники в 60%, вы выйдете в ноль, при загрузке в 80% – вы придете к Х рублей прибыли. При загрузке в 30% – вы попадете в кассовый разрыв, примерно на третий месяц работы, учитывая текущую подушку безопасности и то, что прибыль от других филиалов клиники пойдет на покрытие расходов новой.

Эти данные помогут вам принимать грамотные управленческие решения, которые приведут к росту прибыли и финансовой устойчивости.

Вы будете точно знать:

✔за какой период времени окупается то или иное оборудование;

✔какие KPI ставить перед отделом продаж и маркетинга;

✔сколько и каких услуг нужно продать, чтобы выйти на точку безубыточности и многое другое.

Продано! Я убедила вас отправится на поиски гениального финдира для вашей компании! А вот тут начинается самое интересное: как понять, кто из них гениальный, а кто просто хочет сидеть в большом кабинете с красивой табличкой на двери?

Да, на найме подходящего кандидата история не заканчивается. Придется его контролировать. Думаю, вы и сами это понимаете, едва ли планируете отдать все свои финансы в руки незнакомого дяди и никогда не спрашивать его, что там да как)

Без планирования никуда!

Финансовый директор должен разработать финансовый план в соответствии с текущим положением дел и целями компании💸

Проконтролируйте создание фин. плана и изучите его. Это ваша совместная задача. Как правило, собственник бизнеса отвечает за то, чтобы план развития компании был амбициозным. А финдиректор за то, чтобы он был реалистичным, выполнимым и основанным на реально существующих в компании ресурсах.

Это важнейший этап, на котором вы почти сразу сможете понять, насколько компетентный перед вами специалист. Только постарайтесь подойти к этапу планирования контринтуитивно. Вам нужен не подпевала, а хладнокровный и расчетливый человек оппонент.

Если вы хотите сделать Х10 по обороту за год именно финансовый директор должен спустить вас с небес на землю и сказать, что на это нет ни производственных мощностей, ни комплектующих, ни складских площадей. Именно он должен рассчитать прогнозный инвестиционный бюджет, который позволит обеспечить такой рост. А когда вы, услышав эту цифру, падете духом, именно он должен дать вам в руки оптимистичный, реалистичный и пессимистичный прогнозы годового роста. В них будет много цифр, и они будут скучноваты, но через год один из них сбудется)

Регулярные отчеты и совещания

Можете смело требовать от финдира регулярной отчетности – ежемесячные, квартальные, годовые отчеты должны ложиться на ваш стол без напоминаний. Они должны быть понятными, все цифры в них должны быть проверяемыми и совпадать с первоисточниками – счетами, данными по продажам, данными системы складского учета и проч.

Еще полезно проводить регулярные совещания для обсуждения финансовых результатов, проблем и планов, они помогают видеть узкие места и точки роста, помогают поддерживать включенность сотрудников компании в общее дело и давать им понимание их влияния на результат.

Очень скоро, если конечно вы не ошиблись в выборе финансового директора, вы ощутите, будто у вас появился сильный и мудрый союзник, который умеет видеть рифы под толщей воды и знает все попутные ветра.

Если время идет и такого ощущения не возникло - пора на аудит!

Независимый аудит и внешние консультации по финансовой отчетности помогают обеспечить ее точность и надежность. Иногда, если вам кажется, что что-то идет не так – вам не кажется🤫

Если что – приходите, мы с коллегами все посмотрим и шепнем вам, если найдем что-то подозрительное.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Вечерний

А давайте так: на каком этапе роста компании нужен финдиректор?
Сколько человек должно быть в штате, от..?

Ответить
Развернуть ветку
Галина Мельник
Автор

Это все индивидуально, конечно. Зависит от количества направлений бизнеса, количества контрагентов, от того, чем вы вообще занимаетесь производство/продажа/услуги... Но по нашему опыту примерно от 20 млн оборота в месяц сто процентов в голове у собственника и в его цифрах каша. Там точно нет понимания, что происходит

Ответить
Развернуть ветку
Сообщество WSA.vc

Да фин дир нужен безусловно)

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia

а кто из них обязательно нужен в штате, а кто может быть на аутсорсе?

Ответить
Развернуть ветку
Галина Мельник
Автор

оба могут быть на аутсорсе. и даже эффективнее на аутсорсе до определенного оборота (примерно до 1 млрд). Вы просто не сможете полноценно загрузить работой в штате хорошего финдиректора. А зп он попросит не маленькую)

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Репина

То есть можно быть финдиректором одновременно в разных компаниях? А если это конкуренты?))

Ответить
Развернуть ветку
Галина Мельник
Автор

Ну конечно это так не работает, когда речь идет о надежных компаниях. Естественно, если вы отдаете свои финансы на аутсорс самозанятому, которого видите второй раз в жизни - тут всякое может быть. но если вы выбрали адекватную консалтинговую фирму - можете не беспокоиться об этом.

Мы в Бизнес Гарант со всеми клиентами, естественно, подписываем NDA. Это первое правило и без него никак. На всякий случай, сразу оговорюсь, все кейсы, которые я размещаю здесь или в других аккаунтах БГ обезличены, никаких реальных цифр в них нет и уж точно никогда не было и не будет реальных названий. Мы своими клиентами очень дорожим.

Ну и конечно мы никогда не поставим одного финансиста или экономиста на два проекта в одной нише. Это всегда будут совершенно разные команды отдела исполнения. Они даже на планерках никогда не пересекаются, чтобы не произошло никаких утечек.

Такой у нас регламент

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Вечерний

• Главбух не может быть эффективным финансовым директором из-за различий в свойствах личности.
• Примеры ситуаций, в которых неправильное решение непрофессионального финдиректора или собственника может погубить компанию.
• Финансовый учет помогает принимать верные управленческие решения и оценивать финансовый результат каждого ТС.
• Построение финансовой модели помогает определить оптимальные решения для открытия нового филиала клиники.
• Финансовый директор должен разработать финансовый план, который должен быть реалистичным и основанным на существующих ресурсах компании.
• Регулярная отчетность и совещания помогают контролировать работу финансового директора и обсуждать финансовые результаты и планы.
• Выбор и контроль финансового директора важны для обеспечения точности и надежности финансовой отчетности.
• Независимый аудит и внешние консультации могут помочь обеспечить точность и надежность финансовой отчетности.

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей

Нет ссылки на кейс клиента

Ответить
Развернуть ветку
Галина Мельник
Автор

поправили. спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Olga Andreyeva

Полезно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

Для меня это высшая математика

Ответить
Развернуть ветку
Галина Мельник
Автор

как и для большинства собственников. именно поэтому всем этим должен заниматься отдельный человек - профи)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

Согласен

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда