От убытков в 7 млн рублей до оборота в 120 млн. У нас был хаос вместо структуры — как не угробить бизнес и выйти в плюс
Большинство компаний терпят неудачу в первый год: амбициозные проекты закрываются из-за финансовых потерь, неумения организовать процессы и других проблем в управлении бизнесом. Наби Ибатулин столкнулся с похожими трудности, но справился — за два года его компания смогла выйти на оборот в 120 миллионов.
Привет! С вами Алла, журналистка сообщества предпринимателей CLUB.ORG. Резидентами CLUB.ORG являются бизнесмены из различных отраслей. Я поговорила с членом клуба Наби Ибатулиным.
Наби Ибатулин — CEO Neti Mobile: компания занимается комплексной разработкой веб- и мобильных систем. Наби прошел путь от разработчика до совладельца компании.
В 2001 году Наби стал сертифицированным Java-разработчиком, работал в зарубежных проектах. В 2019 году его пригласили в IT-компанию Neti: и после успешного тестового проекта предположили открыть новое направление внутри группы компании.
В интервью моему коллеге, Ивану Замятину, Наби Ибатулин рассказал, что за первый год управления сделал минус 7 миллионов рублей, а спустя два года пришел к годовому обороту в 120 миллионов. В нашей беседе Наби объяснил, как у него получилось зарекомендовать себя в компании и преодолеть кризис.
В Neti вам дали «проект на пробу». Как вам удалось прийти от единичного проекта к работе на постоянной основе и созданию отдельной компании?
Прежде, чем запустить новое направление, мне предложили два проекта. Первый касался сканирования ценников в магазине. Для гипермаркета «О'КЕЙ» мы реализовали мобильное приложение, сделали интеграцию с Axapta. В тот момент в моей команде был еще один разработчик: работали мы вдвоем. Мы показали результаты — и нам дали второй проект.
Следующей задачей стала логистическая программа «Еаптека», которая позволяет водителям развозить лекарства.
Оба проекта делались в течение полугода. Уже в сентябре 2019 года, когда мы говорили о старте второго проекта, начались разговоры о создании нового направления. Мы выявили, что у рынка есть потребность, значит, есть и возможность реализовывать свои идеи.
Почему первичный результат был минус 7 миллионов рублей? В чем причина?
Я перешел на совершенно другой формат работы. Изначально у меня было понимание, что нужно заниматься исключительно техническим направлением: погружаться в проектную деятельность, продумывать архитектуру — все то, что обычно делает CTO.
Хотя у нас был менеджер по продажам, через полгода такой работы я понял, что мне тоже нужно погружаться в продажи: пройти обучение, получить базовое понимание того, как выстраивается структура, какие направления существуют, как правильно организовывать отношения внутри команды.
Мы набирали сотрудников под конкретные проекты, и у меня не было достаточного понимания постоянной организационной структуры.
Как удалось убедить руководство и инвесторов продолжать работу, вкладываться в проект после первого убыточного года?
У руководства уже был выработан план: были выделены сроки и бюджет. Они понимали, что это инвестиционный проект. После того, как в 2020-й прошел в минусе, в 2021-м начались разговоры, что если к концу года ситуация не изменится, то придется закрыть направление.
В итоге мне дали время на исправление ситуации.
Что помогло выбраться из кризиса? Какие уроки удалось вынести из первого неудачного года?
Так, я принял решение нанять консультантов-экспертов, которые помогли перестроить отдел продаж, потому что его прежняя структура не соответствовала нашей бизнес-модели. Мы поняли, что не так продаем, где не так продаем, как лучше это сделать.
Не хватало систем отчетности — они начали внедряться. Стало ясно, что оргструктуры определенно не было: вместо нее существовало ощущение хаоса. Появились звенья, ответственные, руководители отдельных блоков. У нас выделились ведущие разработчики, которые отдельно общаются с командой разработки. И все эти изменения дали результаты.
Какие успехи были достигнуты за время существование компании?
В 2021 году годовой оборот составил 47 миллионов.
В 2022 году был скачок — 120 миллионов.
В 2023 году произошел откат. Получилось около 94 миллиона.
В 2022 мы достигли высоких показателей за счет внедрения регулярного менеджмента и планирования: до этого мы ничего не продумывали на месяц-два вперед. Так мы смогли отслеживать динамику, принимать решения: что нужно усилить, чему уделить внимание.
В 2023 году откат произошел по той причине, что в 2022-м в компанию было вложено много сил. Я стал немного отходить от бизнеса, думая, что дальше он сможет функционировать самостоятельно. Но это оказалось не так — ощущение было преждевременным: и возникли различные проблемы и нюансы.
Какие планы на развитие в 2024-м году?
Мы продолжаем путь систематизации отделов, выстраивания более качественной и точечной работы. Мы стремимся к тому, чтобы эта машина могла работать без моего активного участия: для этого нужно выявить контрольные точки.
Масштабные задачи стоят у отдела продаж. Мы хотим запустить много новых каналов, форматов взаимодействия. Мы сейчас делаем бóльший фокус на экспертном контенте, чтобы показать свои навыки, умения.
Мы идем в сторону расширения партнерских отношений, чтобы позиционировать себя на рынке более открыто, стать более узнаваемыми. Планируем участвовать в конференциях и мероприятиях не только как слушатели, но и как спикеры, информационные партнеры.
Плюс рассматриваем возможность создания небольших коробочных решений, которые станут недорогим и функциональным инструментом для множества бизнесов. Мы в основном заточены под заказную разработку: каждый раз делаем что-то уникальное и специфическое. Но все же у бизнеса есть повторяющиеся проблемы. Какие-то инструменты, мобильные приложения могли бы оптимизировать эти процессы, снизить издержки или позволить легче привлекать новых клиентов.
Я планирую больше внимания уделять созданию коробочных решений под определенную специфику отрасли, в которых есть реальная необходимость и которые будут доступны по стоимости. Одна из проблем для малого и среднего бизнеса — это то, что у заказной индивидуальной разработки высокая стоимость. Важно все грамотно все рассчитать; иметь понимание, как отобьются средства, вложенные в разработку и как они в дальнейшем будут приносить больше профита компаниям. Коробочные решения позволят эти вещи внедрять и запускать быстрее, потому что они стоят в разы дешевле.
В сообществе CLUB.ORG собрались предприниматели из разных областей. Участники клуба открыты к общению, готовы делиться своими знаниями и опытом. А тем, кто хочет писать статьи, которые приносят результат, добро пожаловать в сообщество «Авторов с Уолл-Стрит»: здесь рассказывают о секретах попадания в топы.
Как вы справляетесь с кризисами в компании? Поделитесь опытом в комментариях!
Подушню про заголовок. Если что убыток и оборот это про разное. При любом обороте может быть как прибыль, так и убыток.
Тоже хотела зайти подушнить. Заголовок режет глаза.
Да, вы правы.
Мягко так подушнил )))
Это как от Луны до Китая
Опять знакомые лица)
Это точно!
Жесть, мне кажется просто повезло, но все же молодцы что смогли преодолеть неудачи и не сдаться
Редкий случай: большинство предпринимателей, наоборот, жалуется, что им жутко не везло - по крайней мере на первых порах.
Это они просто себя сильно жалеют и делают по минимуму)
Да, без удачи сложно )
Всегда подкупают такие искренние истории) Спасибо!
Да, а еще история весьма вдохновляющая.)
Это точно)
Вы как успеваете и здесь и у себя в статье?
Так и вы успеваете)))
Вы как успеваете и здесь и у себя в статье
От убытков в 7 млн рублей до оборота в 120 млн. У нас был хаос вместо структуры — как не угробить бизнес и выйти в плюс — Алла Новикова на vc.ru
• Большинство компаний терпят неудачу в первый год из-за финансовых потерь, неумения организовать процессы и других проблем в управлении бизнесом.
• Наби Ибатулин столкнулся с подобными трудности, но справился - за два года его компания смогла выйти на оборот в 120 миллионов.
• Ибатулин прошел путь от разработчика до совладельца компании и столкнулся с двумя проектами, которые помогли ему преодолеть кризис.
• Отсутствие регулярного менеджмента, долгосрочного планирования, углубленных знаний отдела продаж и маркетинга привело к такому результату.
• У руководства уже был выработан план, были выделены сроки и бюджет.
• В 2021 году годовой оборот составил 47 миллионов, в 2022 году был скачок - 120 миллионов, а в 2023 году произошел откат.
• Компания продолжает путь систематизации отделов, выстраивания более качественной и точечной работы.
• Планируется создание коробочных решений, которые станут недорогим и функциональным инструментом для множества бизнесов.
Спасибо за резюме! Но лучше прочесть материал полностью.)
Пожалуйста) я прочитал и первый тоже)
Озон какой-то получается
Прочла на одном дыхании!
Спасибо!
🤦♂️
Хорошо что прочЛА)
Убыток - лямов
Оборот - 120 лямов
Прибыль?
Наби в гости зайдет на огонек?)
Что за огонёк?)
в комменты)
аа)) позовём. Когда есть вопросы по существу, он и так приходит)
я тут :)
Надеюсь, заглянет.)
Интересно
поддержу
Спасибо за поддержку!
Алла классная статья, продолжай в том же духе!
Да, стоит прочесть.)
да)
Обычная рекламная статья с кричащим заголовком.
Видимо прибыль показывается минимальная по налогам, в IT много что можно списать, если хороший бухгалтер, а обороты особо не о чем не говорят, можно сделать оборот и миллиард если лям тысячу раз через счета прокрутить, а на реале всего лям был.
Удаче компании в развитии и минус автору статьи тк информации кроме рекламы ноль.
Очень вдохновляюще! Здорово когда не опускают руки и находят пути решения.
Очень интересная статья вдохновляет)
Сколько убытков в 22 году?
Шляпа какая-то. Какая прибыль то 🤦
- Спизднуть, что успешный
- Брать деньги за обучение других успеху
Profit
Тоже про прибыль интересно узнать