{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

5 причин ваших провалов как руководителя проекта

Неудачные проекты запоминаются надолго. И задним числом вы, наверное, можете вспомнить множество причин, почему что-то пошло не так в проекте под вашим руководством. Однако, прочитав эту статью, вы поймёте, что не все из них вы определили правильно. Итак, 5 причин ваших провалов как руководителя проекта, о которых вы, возможно, не знали.

Причина 1: Вы не знали о главном правиле проектного менеджера.

Оно звучит так: «Главная цель руководителя проекта — это не успешное завершение проекта, а убедиться, что сделано всё возможное и необходимое, чтобы проект стал успешным». Что называется, прочувствуйте разницу. Дело в том, что успех проекта не всегда зависит от действий руководителя проекта, могут измениться внешние условия, руководство может прекратить финансирование или не выделить вам обещанных ресурсов, вас могут подвести подрядчики, или у руководства поменяются приоритеты. Сотни рисков в любую минуту времени висят над проектом, но, если лично вы как РП сделали всё правильно, то и руководство и клиенты будут вам благодарны или, как минимум, не станут открыто сваливать ответственность за провал на вас. Однако именно в части «сделать всё правильно» зарыты остальные основные причины провалов. Что характерно, большинство из них связано с плохой коммуникацией.

Причина 2: Вы недостаточно коммуницируете с командой.

Как говорят американцы, “Visibility is a form of communication”, и если вы недоступны для членов своей команды – вы рискуете, что они не зададут вам тех важных вопросов, которые отделяют правильно, качественно и в срок сделанную задачу, от неприятного сюрприза, о котором вы узнаете слишком поздно. И да, регулярно проводить планёрки – недостаточно, если коммуникация на них идёт в одну сторону. Вы должны обеспечить атмосферу психологической безопасности, в которой нет боязни задать «глупый» или «неудобный» вопрос. Терпеливо и подробно отвечайте на каждый вопрос, а если у вас нет ответа, идите и ищите его, чтобы вернуться и всё таки ответить. Такая политика позволит вам вовлечь всех участников команды и использовать их ресурс на 100%. И если вы скажете, «но тогда я только и буду что бегать и отвечать на вопросы! Когда заниматься делом?», то следующая причина точно о вас.

Причина 3: Вы непременно хотите «что-то делать своими руками».

В основе такого желания – миф (ограничивающее убеждение), что если вы не делаете, что-то на проекте своими руками, то окружающие будут думать, что вы «только болтаете». Запомните: хороший РП умеет делегировать, отличный РП делегирует всё кроме управления целями, стратегией и развитием команды. Если для вас важно «делать своими руками», может лучше было остаться специалистом? Если для вас важно быть хорошим РП и играючи делать сверхуспешные проекты, делегируйте исполнение задач, и уделите больше времени согласованию целей и сроков. Ведь если вы этого не сделаете, то угодите в причину номер 4.

Причина 4: Вы недостаточно коммуницируете с руководством и заказчиками. Самая распространённая и самая роковая по своим последствиям ошибка РП. Особенно ей грешат начинающие руководители проекта. Зачастую им кажется, что если они накоротке общаются с ключевыми спонсорами и заказчиками, то все всё о проекте знают и одобряют его решения. Обычно эти розовые очки разбиваются о первый «гейт» или Управляющий комитет проекта через несколько месяцев от его начала, где выяснится, что заказчики хотели НЕ ЭТО, руководство ничего НЕ ЗНАЛО, а РП – провалил. Поэтому один из главных ключиков к успеху проекта – регулярная формализованная очная коммуникация с заказчиками и руководством. И не по отдельности, а только собирая всех вместе (заказчики + руководство + вся команда проекта) на формальной встрече по отчёту о ходе проекта, к которой вы вместе с командой будете готовить презентацию с обязательными разделами (исходная ситуация, отметка на дорожной карте проекта, выполненные задачи, ключевые риски и следующие шаги проекта). Проводите такие встречи не реже, чем раз в две недели (ну или хотя бы раз в месяц). А если кто-то скажет вам, что «слишком много встреч – работать некогда», игнорируйте его, потому что перед вами любитель «делать что-то своими руками. Эдакий «антигерой» от проджект менеджмента, потребляющий по пять литров кофе и по блоку сигарет в день, вечно несущийся куда-то с выпученными глазами и засиживающийся на работе по вечерам и выходным. В глубине души он рад, так как ему кажется, что такое поведение делает его «всем нужным». Но на самом деле он просто сделал себя «узким горлом» проекта и главной причиной срыва сроков и бюджетов. Не будьте таким как он. Кайфуйте не от «чувства нужности», а от крутых результатов.

Причина 5: Вы недостаточно информируете окружающих о своих успехах. Когда вы непрерывно варитесь в реальности своего проекта, на определённом этапе вам начинает казаться, что о вашем проекте знают все в организации, ну уж все стейкхолдеры и енд-юзеры знают точно. Этот миф, как нельзя более далёк от реальности, и ваша задача как РП организовать этот непрерывный поток коммуникации внешним получателям. Во-первых, обязательно упомяните, что хорошего сделала команда на общей регулярной отчётной встрече из пункта 4. Выделите для этого отдельный слайд в презентации, а строчки о достижениях выделите жизнеутверждающим зелёным цветом. Не ограничивайтесь этим. Сделайте на этом акцент в своей речи, и непременно спросите об обратной связи у заказчиков и стейкхолдеров, присутствующих на этой встрече. Более того, зафиксируйте их хвалебную обратную связь письменно и разошлите в виде протокола о встрече всем, до кого дотянется рука. Пусть у стейкхолдеров станет спокойнее на душе от мысли, что всё идет хорошо, а ваша команда получит заряд позитивной энергии. Вам кажется, что вы сделали достаточно, вы великолепны? Нет, мы ещё даже не начинали! Выпускайте ежемесячное новостное сообщение о ходе проекта в виде мини-стенгазеты с фотографиями, интервью и статьями. Договоритесь с вашими внутренними коммуникациями о том, чтобы ваше сообщение включили в регулярную рассылку по всей организации. Не надо скромничать. Как говорят музыканты: «Скромность – самый верный путь в неизвестность!». Делайте это и ваши проекты будут получать всё необходимое им финансирование и ресурсы, а ваше имя обязательно всплывёт при обсуждении следующего крутого проекта!

Можно ли сделать проект, не обращая на эти ошибки и правила? Конечно, можно. Но с ними достичь успеха будет гораздо проще!

Узнайте больше о практиках эффективной коммуникации в нашем телеграмм-канале «Эффективная коммуникация» @tealpeoplechannel

0
53 комментария
Написать комментарий...
toverovskiy
Главная цель руководителя проекта - это не успешное завершение проекта, а убедиться, что сделано всё возможное и необходимое, чтобы проект стал успешным

Пиздец :-)

Даже интересно, вы бы сами наняли, скажем, прораба, главная цель которого была бы не в успешной постройке вам дома, а в делании всего возможного, чтобы построить. Ну а если бы дом не построился, то вы бы как клиент были бы благодарны прорабу.

Ответить
Развернуть ветку
Naumov Alexey

Тут так предложение построено что кажется что это разные цели, но глобально это одно и тоже. «следите что бы все сделали свою часть работы» и «сделайте часть работы» отличная вот тут только.
Я нанимаю манагерами людей не занимающих профессионально чем то(как часто из программистов дизайнеров и тд ) что бы он не говорил да я щас сам лучше напишу и тд, и тогда команда учится. Он учит понимать свое видение, остальные свою роль и свою ответственность и свою награду

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

У проекта не может быть разных целей.
Цель у проекта одна - всё сделать в срок, в бюджет и так качественно, чтобы заказчик остался доволен.
Проектный треугольник никто не отменял.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Зайцев
Автор

На мой взгляд разные цели проекта - это в принципе одно из качеств любого более или менее масштабного проекта. Ну или точнее разное понимание целей.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Павел, есть сложившиеся эффективные и систематизированные методики и практики управления проектами.

С какой целью вы придумываете свою методу?

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Просто, судя по всему, Павел работает на проектах, результат которых никому не важен - в срок, чтобы стейкхолдеры были довольны, бюджет освоен, а после того, как акты подписали - хоть трава не расти. Да, на этих проектах нужно работать именно как Павел расписывает.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Королев

Я тут вступлюсь, а с каким конкретно пунктом вы спорите? Бывает ли провал проекта не провалом менеджера? Да, бывает. Не все проекты можно реально сделать, теряется интерес заказчика, неготовность собственника решать оргпроблемы в компании, неготовность финансировать, смена заказчика, там миллион причин, когда менеджер практически не имеет шансов успешно выполнить проект. И да, в таком случае судить будут по усилиям

Хорошая статья, все пункты валидные.

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Самый главный скилл менеджера - не ввязываться без существенных компенсирующих причин в слишком рискованный проект.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Зайцев
Автор

Не, на таких проектах не работал.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Королев

Сомневаюсь, что вы глубоко знакомы с методиками ведения проектов. Пункты Павла ничему не противоречат, просто показывают проблемы с фокусом на коммуникацию

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Прекрасно.
Вернемся к классике, т.е. pmbok 7.
Что там указано по поводу пунктов, что топит Павел?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Королев

Вы серьезно?
Когда я учился в моде был пятый и уже там в явном виде говорилось про важность выявления заинтересованных проекта, что не только успешный проект это не только когда спонсор доволен, но и другие ключевые заинтересованные, включая пользователей, это все про п.4

Про п.5 там целый раздел про PIR, анализ результаты проекта, выводы

Седьмой знаю очень поверхностно, но он на порядок больше повернут в сторону коммуникации, там один из ключевых принципов - это команда, п2, в как один из ключевых факторов успеха.

Серьезно, если вы учили в какой-то редакции стандарт и для вас пункты выше это бред - то скорей всего либо вы не поняли, либо у вас ещё недостаточно практики, это не в обиду,

Но можем подискутировать, предложите своё видение, что ставит стандарт как главные задачи менеджера?

Ещё обратите внимание, pmbook не описывает проблемы менеджеров, он описывает процессы. Поэтому вязать статью 1в1 к стандартам все равно не получится. Скорее какие процессы/принципы в стандарте позволяют избежать этих проблем

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

А как сказанное вами коллертруется с громким заявлением "«Главная цель руководителя проекта - это не успешное завершение проекта, а убедиться, что сделано всё возможное и необходимое, чтобы проект стал успешным».

Главная цель, Карл !! ))
Это не завершить проект в срок, в рамках бюджета, а типа "убедиться что сделано всё возможное"

Типа "ну мы же работали, а что зерня получилась мы уже обсуждали". )

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Королев

Развивайтесь как рук проекта, делайте более масштабные проекты и вы поймёте смысл сказанного

Pmbook в явном виде не пишет так, как сформулировал автор. Нужно понимать, что проект - это про создание нового, это априори более рискованное предприятие, мероприятие. Нет супердостоверной статистики про успешность проектов, но то, что проект неуспеха очень высокий. В таких условиях действительно важно сделать все, что можно, потому что даже в этом случае часть проектов закончится неуспехом. Считайте это более философским рассуждением, чем то, что вы сказали бы на собеседовании

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Во бвлобольство и инфоцыганщина "желайте более масштабные проекты и вы поймёте смысл сказанного".

Проект — это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Такое определение даёт PMBoK.
Цель проекта чётко прописывается в паспорте проекта.
Дальше декомпозиция цели, сроков и бюджетов.

А вы спми то РМ на каких проектах?
Порядок бюджетов и сроков?
И какие у вас сертификаты как у РМ?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Королев

Смотрите к чему мы пришли
Из вашего общего недовольства почти мы выяснили, что вы несогласны всего с 1 пунктом, при этом вы используете только стандартные термины, и у вас в жизни не было опыта, когда успех проекта изначально маловероятен (примеры таких ситуаций я привёл выше)

Что рекомендует pmbook или любой другой стандарт в таких ситуациях? Надеюсь спорить с тем, что такие ситуации бывают, спорить не будете

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Дмитрий, вы чудесно и виртуозно уходите от прямых конкретных вопросов и переходите на личности, при этом упёрто считаете, что вам отвечает делитант в проектном управлении.

Да, полностью не согласен с подходом, когда инфоцыгане втирают про проекты в ключе "«Главная цель руководителя проекта — это не успешное завершение проекта, а убедиться, что сделано всё возможное и необходимое, чтобы проект стал успешным», при этом не предоставляя ни одного пруфа.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Королев

Не дилетант конечно, это вы сказали. Но как минимум человек из интегратора или гос, у которого опыт уже есть, проекты максимум на 300-400 FTE. Хорошо, что вы цитируете pmbook, но PMP думаю не получали. Очень верите в обучение менеджеров, я кстати тоже

Pmbook явно не говорит, что делать, если вы оказались в ситуации, когда нет условий для проекта. Задачу дали, полномочий нет. Ситуация более частая, чем вам кажется. И она не всегда понятна сначала, либо опыта нехватает понять/поменять. Проектная этика говорит, что нужно отказываться руководить такими проектами. Но если вписался и отказаться по разным причинам нельзя, то нужно делать максимум, чтобы привести к успеху. По этому в конце и будут оценивать

Ответить
Развернуть ветку
Павел Зайцев
Автор

Мне кажется методики для проекта, а не проект для методик. Если это тольконе проект по внедрению методики

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Вообще нет, проекты редко в срок и по деньгам вписываются, главное цель - чтобы заказчик был доволен результатом.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Изначально понимаем, что мы заказчика прикинем по бюджету и срокам?

А что это за такие волшебные проекты?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Зайцев
Автор

именно

Ответить
Развернуть ветку
50 комментариев
Раскрывать всегда