{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Канарейку за копейку — почему молодые спецы от вас сбегают

Привет! Меня зовут Даша, и я больше 10 лет занимаюсь контентом в ИТ — журналистике, пиаре, копирайтинге и прочих танцах с текстами. Но это не похвальбы и «икспертности» ради, а так, чтобы был бэкграунд к теме и что не с улицы заскочила мнением помахать.

Недавно на VC.ru вышла статья агентства по контекстной рекламе: «Текучка стажеров такая, что опускаются руки… что случилось с людьми?», где автор размазывает по тексту выражение удивленного Пикачу.

«Я провожу жесточайший отбор стажеров, требую знания выпускников МФТИ, отслеживаю РОИ, адаптирую с экзаменами и не плачу достойную ЗП — а чойта люди сбегают и не прощаются?» — с такими формулировками многие российские работодатели вполне искренне подходят к найму молодых спецов.

И как-то после этого искреннего возмущения испортившейся натурой человека, стало резко тошно. Захотелось рубануть правду, и затеять честный разговор о том, как многие российские компании средней руки (да и рекрутеры тож) абсолютно потеряли чувство реальности и не понимают, кого, зачем и как они нанимают. И следовательно, почему от них сбегают.

Как говорится, низы не могут, верхи не хотят. Разберём типовые ситуации и «боли». Без прикрас, откровенно и жестко. Никаких ссылок на Harvard Business Review, исследования Accenture и HH.ru, ноль цифр и статистики — исключительно философски. Основано на собственном опыте собеседований в пандемию и работе по найму в разного масштаба ИТ-компаниях.

«Мы молодая, динамично развивающаяся компания которая выжмет из тебя все соки».

Понятно, что отношения работодателя и наемного сотрудника это битва Хищника с Чужим, кислоты и ядовитой крови ровно столько же льется . Но, будем честны — у компании намного больше возможностей поставить сотрудника в позу усатого членистоногого и состричь с него всю шерсть, чем наоборот.

Что российские компании с удовольствием и делают. Типичная модель поведения — найти молодых спецов с небольшим опытом работы и оттого «свежих», с «горящими глазами». Предложить им самое дно зарплатной вилки, и, по факту их неопытности и небольших запросов выжать из них до капли максимальную наработку. Орать, прессовать КПЭ и РОИ, заставлять переделывать работу по сто раз... А когда выгорит — ну тогда и выгорит, там за забором еще десять таких стоят, дипломы в руках теребят. А если не выгорит, тогда может и на ступеньку выше поднимется.

Так что вся динамика — это покатушки большинства вниз с американской горки до увольнения, и ужиный полз меньшинства наверх за «печеньками» и ДМС.

Неудивительно, что молодые спецы сегодня быстро кумекают, в чем профит компаний и просто отказываются вовлекаться в эту динамику.

Удивленные рекрутеры еще имеют наглость всплёскивать руками и вопрошать на весь рынок: «неужто не осталось порядочных стажеров/начального уровня, готовых вкалывать за наше наиценнейшее спасибо»? А, спрашивается, для кого? Для тех, кто не пустит тебя близко к опциону? Для тех, из кого придётся выбивать несчастные +5 тысяч к зарплате? Для тех, кто при приеме тебя на работу будет презрительно поджимать губы когда ты озвучиваешь свой ценник?

«Скушай еще этих тёплых корпоративных ценностей»

Второй момент — это тотальное непонимание изменившегося менталитета потенциальных молодых сотрудников. Российские компании избалованы — они основаны и держатся на костяке тех людей, которые выросли в 90е и достаточно некритично восприняли американский подход к работе и успеху. Вот это, помноженное на российские реалии и угар того времени дал совершенно ядерный коктейль из амбиций и подчас раболепского отношения к труду, которое можно выразить следующими постулатами:

  • Работа не волк, стерпится-слюбится
  • Работодатель оказывает тебе, грязному неудачнику, услугу тем, что тебя нанимает, поэтому от тебя ждут лояльности ронина и терпения ангелы.
  • Работа убер аллес, а также махт фрай. Пустите меня поработать хоть на коврик, и я готов работать здесь минимум год!

Вот люди, для которых эти установки абсолютно натуральны, и тащили российский бизнес на своём горбу для белого масы, потому что светоч зарплаты и возможного карьерного роста для такой парадигмы притягателен. Они готовы терпеть, бороться, страдать и грызть уголок двери главбуха ради реализации своих амбиций. Они готовы прыгать на тимбилдингах, добавлять иконки в дашборды и скандировать джингл любимой компании сквозь стиснутые зубы.

Это поколение, свято верящее, что трешка в Москве и хорошая иномарка, плюс любимые игрушки для себя и детей — будет. Надо только захотеть. А у кого нет, надо работать больше.

Но миллениалы/-зумеры — не готовы. Во-первых, они тупо умнее, потому что уже со школьной скамьи читали эти ваши интернеты, в том числе отзовики про работодателей и заунывные стенания наемного люда в Пикабу. Они в курсе рыночных зарплат. Они уже знают, что никаких райских кущ с печеньками не бывает, и что корпоративные ценности пишутся людьми, которые от этих ценностей удалены не меньше, чем Альфа Центавра - от нашего Солнца. Они с циничной усмешкой смотрят на все вот это «мы команда» если точно знают, что «в команде» принято подсиживать, перекла- сорри, «делегировать» обязанности на новичков и присваивать себе чужие достижения.

Во-вторых, им нужно другое:

  • Отсутствие стресса и комфорт в коллективе/рабочем процессе вместо головокружительного карьерного роста с резанием глоток
  • Возможность сторонней самореализации, а значит - перекошенного в сторону жизни баланса «работа-жизнь»
  • Осознание ценности своей работы в человеческом плане, даже если это рутина. Например, что твоя работа нравится коллегам и единомышленникам, а не только «помогает миллионам россиян бла-бла».

И когда вместо вот этого им подсовывают фальшивку в виде постоянных переработок, отсутствия уважения к личному времени, токсичному оральному увлажнению начальственных сидушек и тп, они тихо сливаются подальше от организации.

«Вы не понимаете, деньги - это другое...»

Рыночная ЗП — предмет особых страданий работодателей, особенно по отношению к молодым сотрудникам. Потому что как мы помним, по законам 90-Х и началу 00-Х, зарплата должна вырываться из работодателя, как сердце — из груди жертвы ацтекских ритуалов, стахановскими подвигами и оборотами. То есть, то что тебя взяли на работу, это еще не конец — ты, милок, докажи что ты достоин оплаты своего труда. А мы подумаем.

Хотя есть другой перекос. Те компании, у которых есть деньги и воля их платить, но плохо со всем остальным, оказываются в ситуации когда зарплаты не могут удержать утекающих сотрудников. Их HR пучит глаза и разводит к руками — «дармоеды! Никто работать не хочет даже за такие деньги!»,

Смешно другое — для миллениалов и зумеров размер зарплаты не столь важен, как уже можно подумать. Им нужно вот все вышеперечисленное, и, по своему опыту, я скорее подожму свои зарплатные ожидания если пойму что в компании не самые высокие зарплаты, но зато человеческое отношение.

Так ведь и его не всегда дождёшься — по крайней мере, в честном виде. Особенно ушлые компании средней руки фишку просекли, и активно «мимикрируют» под человеколюбивые организации. И тогда происходит ровно следующее: да, тебе заглядывают в глаза и спрашивают про твою прекрасную душу. Да, кадры беседуют с тобой и осведомляются о комфорте адаптации. Корпоративные порталы пестрят «активностями», а ментор-руководитель кивает и поддакивает что ему «важно получить фидбек».

Потом, правда, за елейными речами всплывает, что в ходе адаптации поменялись условия найма, и теперь вся премиальная часть привязана к КПЭ, потому что «сейчас сложная ситуация и мы решили, что так будет лучше для будущего всего коллектива». А теперь пойди и исполни его, да так, чтобы не пострадал ничей эмоциональный интеллект.

Занавес, гром аплодисментов.

«Секта Свидетелей Силиконового Стартапа»

Ну и самая мякотка клиники, это то, что куча работодателей считают, что если они переймут «лучшие практики» карикатурных стартапов Долины, то молодые сотрудники и стажеры навсегда прирастут к своим креслам, будут сидеть пить кофеек, кушать мюсли за обе щеки и не просить никаких доп.бонусов.

Очистки совести для, надо сказать, что практики действительно перенимают. Но в лучшем российском стиле — бенефис худших людоедских experience.

Промывка мозга начинается с мантры про «крутые огненные проекты, которые мы делаем для наших крутых клиентов», и с каждым витком мотивационного спича крутости всего и вся становится все больше, а блеск в глазах — все фанатичнее. Работнику обещают «интересные задачи» и возможность «творчества» при полной неформальность процесса. Типа, если ты молодой и горячий, то вперед.

Ну, по факту, реально интересных задач реально же бывает не так много. Крутые огненные проекты — опять же, in the eye of the beholder. Творчество и неформальность — тоже такое себе. Но главное ведь — самореализация, баланс работа-жизнь, все вокруг такие молодые и подвижные, и ты тоже будешь!

А зарабатывать денежку нужно все же, и что мы имеем в сухом остатке?

Истерику. Нескончаемую, беспощадную истерику. Человек приходит на «интересные задачи» по, скажем, СММ, а по факту делает 10 задач всего отдела, от эвент-менеджмента до подбирания соплей чаду коммерческого директора. Хотел творчество и неформальности? Получай полный разброд в делегировании и ответственности, но козлом отпущения будет, понятно новичок. И все это под залпы назойливой корп-культуры, написанных левой ногой катающегося на самокате генерального адских КПЭ, списанных под копирку ценностей, которые не имеют ничего общего к области деятельности компании, аппеляции к амбициям (мы из тебя сделаем, мы из тебя вырастим, огогого, бааааальшой человек будешь) и надувания щёк экспертизой. Вынести это из недавних выпускников вузов может мало кто.

Счастливого работника псевдо-стартапа ждет шпыняние и утопление под грузом всей накопленной горе-компанией работой под ободрительный вой «ты герой, наш незаменимый человек-оркестор! Мы любим тебя, вот тебе бесплатный сертификат на обучение у нашего же инфоцыгана-бизнесангела!».

И тренинги, тренинги… Выдающиеся компании еще и экзамены проводят, чтобы вчерашний студент булки не расслаблял.

Сотрудник, понятное дело, валит.

Почему же?

Потому что молодой сотрудник, выходящий на рынок сегодня, живет совсем не этим. В конвейере он не может заниматься развитием своего ТикТока и продавать авторские ковры в Инстаграм. Он не может самореализоваться и не может заработать денег, которые он легко может заработать собственным микробизнесом. Может и небольших денег, но с его нынешним стилем жизни вполне достаточным, в эпоху минимализма и «осознанного потребления». И вместо средней компании он скорее наймётся в крупную корпорацию с понятными и отлаженными процессами.

Выводы

  • Хотите нанимать молодых и неопытных? Либо меняйте «нулевую» ментальность компании, либо ищите состоявшихся работников, которые готовы вскрыть себе мозги для насилия за стабильную зарплату
  • Не можете платить в рынке - берите человеческими условиями и отсутствием насилия на работе
  • Забудьте про то, что ценности компании станут ценностями сотрудников, если вам пришлось сильно напрягать мозг, чтобы понять, что же это за ценности
  • Сотрудник в найме — не собственность и не ваш личный самурай
  • Плюшки и печеньки не стоят ничего и не удержат сотрудников, если коллектив и корп-культура гнилые. А понять это можно по текучке.
  • Канарейка рано или поздно сдохнет.

У меня все, картинки мои)

0
881 комментарий
Написать комментарий...
Vladislav

Я бы так сказал:  

1) На дворе не девяностые. В магазинах есть еда, причем каллории довольно дешевы. Заработать на них можно и в Макдональдсе, и на складе, и курьером. Кем угодно. С голоду без вашей работы никто не умрет. Хотите как в девяностые? Путин не позволит! 

2) На дворе не нулевые. Россиюшка больше не встает с колен, рынок не растет как на дрожжах, а вспышки сверхновых-компаний и сфер больше не заливают небосклон ослепительным светом. Желания "ворваться" в новую тему и выйти на рынок возможностей пропало, вместе с этим самым рынком. Хотите как в нулевые? Путин не позволит! 

3) Все что вы видели в нулевых - результат бума рождаемости СССР с с 1981 по 1991 годы. Больше предложение - ниже цена. Сейчас все наоборот - самое дно демографической ямы выходит на рынок труда. И этих людей в разы меньше чем в нулевых. Хотите снова большое предложение на рынке труда? Либо вернитесь в прошлое и осемените всех, либо сейчас отмените призыв. Но! Путин не позволит! 

4) Совок умер. Причем произошло это только сейчас, а не в 1991. Поколение, восприимчивое к словам про "общее благо", "великую миссию", "грандиозную цель" и прочий бред про хорошую жизнь в будущем кануло в небытие. Все трудоспособное население сейчас - люди, заставшие конец совка и прекрасно понимающие, чем обернулись эти ублюдочные идеи про всеобщее равенство и хорошую жизнь в будущем. Нужно все и сейчас! И строящий дворцы Путин - вот тому подтверждение. В совок он вам не позволит! 

5) Ну и напоследок: любой новый сотрудник, живущий в ужасной россии настоящего, благодаря царю и его экономической политике, не хуже вас видит как падает стоимость денег и как растут цены. Зачем ему оставаться, если с учетом нехватки на рынке труда он легко перепрыгнет к конкурентам на +20 проц к зп, которую вы ему не факт что повысите даже на 10 процентов за год. Либо индексируйте ЗП на 20 проц, либо сразу платите нормально. За копейки работать никто больше не будет. Путин  и его экономика не позволят! 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

6) подумайте о будущем: если сейчас удастся автоматизировать большинство профессий, то что будет через 7-12 лет? :)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Сазонов

При автоматизации производства рабочих новых мест становится не меньше. Работа другая. Создаются рабочие места для обслуживания этих автоматизации. Бухгалтер - сейчас основные моменты делают сервисы даже в банках. И это замечательно. Что делать  бухгалтерам? Быть налоговыми консультантами. И ничего не делать. Был водителем такси/маршрутки? Обслуживай эту технику. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Проблема в том, что автоматизация сокращает число ручного труда, где требовалось двадцать человек, теперь достаточно одного контролёра со знаниями

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Сазонов

Контролёр это хорошо. А обслуживающий персонал? Технический специалист уровня инженера, для обслуживания ЧПУ, элементов станков, замена комплектующих?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Я не могу вам ответить правильно и точно, но исходя из моих размышлений - будет требоваться меньше людей.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Сазонов

Так размышления это размышления. А статистика говорит, о том, что на смену ручному труду приходит интеллектуальный труд. Почему то все боятся замены ручного труда? Потому, что придётся работать головой? Переучиваться? Или цель жизни все время работать руками? Но если ты инженер, работаешь в основном головой, или сервисный инженер, работаешь иногда руками, у тебя достойная оплата, занимайся хобби где надо делать руками, что то. Замена ручного труда, да сокращает количество занятых на отдельном участке. Но, она повышает плотность производства, а плотность производства повышает количество обслуживающего персонала, больше чем было людей ранее, при ручном производстве.
Китай/Тайвань. Производство микросхем. Все автоматизированной. Но что, там мало людей работает? Авто заводы. Людей стало работать не на много меньше. Но сколько сторонних контрактов на обслуживание роботов? Кучи.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Сазонов

На вашем языке вам объясню. Вы представитель организации, которая стремится сократить расходы. Вы их сократите. Но вы заключите контракт с подрядчиком на обслуживание. И вполне вероятно, не с одним. Дальше, ваше производство стало компактнее, вы ставите еще 2-3-4 линии производства. Ваша производительность повышается. Условно у вас было до этого 100 человек в производстве. Вы все автоматизировали. Осталось 20. А подрядчик нарастил штат на 80. И эти 80 все равно работают на вас, за ваши деньги, только вы их платите другой организации. А то и больше людей. В итоге вы сократили расходы, увеличили производство, но рабочие места остались. Вы мыслите исходя реалий своего предприятия, я говорю о концепции развития.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Сазонов

Ps
Я работал в фирме которая, занимается обслуживанием сетевых магазинов. Все очень просто. Приходим, заключаем контракт, берём прошлый штат к себе в штат. Выгода для заказчика в том, что если он занимается торговлей, он перестактся заниматься эксплуатацией, сокращаются издержки на содержание и обучение, остаётся контроль. А мы получаем контракт и доход. ЗП сотрудников оставалась такой же. Но суть в том, что по итогу денег расходовалось заказчиком больше, чем при решении задач собственными силами. А у вас то капексы, то опексы. Вы видите цифры, а что за ними стоит не видите.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

У вас был аутстафф, тут же будет не аутстафф.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Сазонов

Так концептуально суть какая? Появится, станок  его обслуживать надо. Чем больше станков, тем больше обслуживающих специалистов. Автоматизация позволяет разворачивать производства в ранее не подходящих для этого местах.
Я отвечал человеку, который говорил о капексе. Мол смысл вкладывать в капекс, если опекс не изменится. Привел пример аутсорсинга.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Концептуально не совсем верно: было 1000 человек, которых заменили 2 станками и 2-3 обслуживающими. Вопрос: нужны ли рынку эти 995 человек?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Сазонов

Ну сомневаюсь что 1 станок заменит 500 человек. В реалиях сегодняшних дней. Мой посыл в том, что бизнес будет наращивать парк станков. И люди нужны для их обслуживания.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Шулепов

Смотря что считать станком, например, 1 работающий автопилот сколько людей выведет с рынка? Сомневаюсь, что в его развитии будет задействовано столько же людей.
Также это ошибка считать, что автоматизация заменяет только ручной труд. Пример тому амазон, где как раз автоматизация затрагивает во многом контроль за ручным трудом людей. Стоит сделать более умных роботов - сколько складских рабочих и доставщиков уйдет с рынка? Опять же, сомневаюсь что на каждого робота нужен будет один обслуживающий его оператор. За счет цепочки таких автоматизаций, утверждать, что столь же кратно увеличится кол-во людей на производствах этих роботов тоже очень сомнительно.
Все таки, большая часть людей это низкоквалифицированный труд. Если его автоматизировать, то на такое же кол-во высококвалифицированного труда просто не будет спроса. И со временем этот дисбаланс будет только расти, ведь автоматизация будет затрагивать все более сложные и интеллектуальные отрасли.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Сазонов

Автопилот чего? Машины? 1-2 человека. Но и опять. Загрузка, разгрузка. Парковка. Облуживание машины, автоматики, замена запчастей. Контроль автоматики в амазоне. Это повысило качество оказываемых услуг. Смысл осуществлять не качественную услугу. Люди ушли в курьеры. Курьеров тоже заменят роботы. Как и роботы научатся парковаться, грузить и разгружать. Кстати машина это тоже робот, только управляемый человеком. Кран, тоже робот. Отнял много рабочих мест, раньше все таскали руками, поднимали. Сейчас идет замещение человека в этих областях. Не было бы этого, не было бы развития в целом. И сами говорите, низко квалифицированный труд. Это смысл жизни зарабатывать низкоквалифицированным трудом? Учиться и развиваться надо. Сейчас знания доступны как никогда. Это не времена Ломоносова, что бы пешком идти тысячи километров за информацией. В интернете полно литературы и видео уроков.
И я нигде не утверждал, что это это будет кратно. Я говорил о том, что при оптимизации производства и дальнейшем его развитии количество рабочих мест для людей будет расти, только специальности уже будут другие. Это реальный факт, можно сколько угодно рассуждать на эту тему, но ничего от этого не изменится. Так как автоматизация это будущее. Переквалификация работников это тоже необходимая мера. Ведь по сути в нее только все и упирается. Если я был шофером, то я бы и ругался на автопилот. Больше ничего не знаю и не умею. Заставить себя стать умнее и развиваться сложно. В этом вся задача. 
Не пойму смысла рьяно отстаивать старый уклад организации труда. Повышение производительности труда это двигатель который заставляет развиваться. Разве это плохо?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Шулепов

1-2 человека? В несколько миллионов раз больше может? Все что вы перечислили - тоже роботы. Я и не утверждаю, что низкоквалифицированный труд это смысл жизни. Но развитие ИИ, роботизации и автоматизации со временем будет не просто давать новые "станки" и механизмы, как раньше, а целенаправленно заменять функции человека. И со временем это будет происходить все быстрее и заменять более сложные функции. А на перераспределение могут потребоваться долгие годы. Я не говорю, что это случится вот прямо сейчас - может через 10, 20, 30 лет.

Ответить
Развернуть ветку
878 комментариев
Раскрывать всегда