{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

100 синонимов д***ма: как оценили москвичи «Большую глину №4»?

Этим августом на Болотной Набережной установили самый спорный памятник в Москве. «Большая глина № 4» навела много шума. Мы с коллегами из Russian Field выяснили, как на самом деле москвичи восприняли новую скульптуру, и развенчали (а может и нет, все ответы в статье) 5 мифов о жителях столицы.

Скульптура «Большая глина № 4» дала горожанам повод поупражняться в остроумии. Как ее только не высмеивали: спрашивали, чья это куча на Болотной, называли куском д***ма, предлагали сдать «арт-объект» на металл. Большинство ассоциаций дурно пахли, но среди спорщиков были и те, кто увидел в «Глине» глину.

Этот инцидент показал, что москвичи неоднозначно относятся к современному искусству в городском пространстве. Команда Russian Field провела социологическое исследование, чтобы выяснить честное отношение горожан к скульптуре, а также оценить потенциал арт-инсталляций в Москве.

«Глина» ваша никому не нравится!

Гениальная это работа или провал художника — мы судить не стали. Решили, что интереснее будет спросить об этом жителей столицы.

Мы понаблюдали за инфополем вокруг «кучи» и выделили 5 главных мифов (а может и не мифов) о Большой глине, москвичах и современном искусстве:

1. Все видят в скульптуре отходы жизнедеятельности.

2. Наш народ не хочет разбираться во всем новом и непонятном.

3. Жителям столицы не нравится эта скульптура, независимо от смысла, который вложил в нее автор.

4. У горожан высокие требования к произведениям искусства.

5. Москвичи не хотят видеть произведения современного искусства в городском пространстве.

Эти смелые заявления мы решили проверить. В опросе участвовали 800 москвичей: 360 мужчин и 440 женщин от 18 лет.

А главное — зачем?

Интересные результаты показал вопрос о том, зачем арт-объект поместили на Болотной набережной. Вам мы сразу по-секрету сообщим, что «Большая глина» выросла перед зданием ГЭС-2 не просто так, а в связи с открытием нового арт-пространства. Поздравляем, вы уже знаете о скульптуре больше, чем 99% участников нашего опроса!

Среди них есть те, кто не понимает логики установки инсталляции (20.1%). А также нашлись люди, уверенные, что на размещении скульптуры кто-то неплохо заработал (9,4%). Еще более злой умысел углядели 6,1% опрошенных. По их мнению те, кто поставил «Большую глину» на Болотной набережной, просто хотели поиздеваться над москвичами.

Одно ясно точно — это куча

Скульптура вызвала у москвичей неожиданно широкий круг ассоциаций. Вопрос был открытый, без возможности выбрать один из вариантов, поэтому 32,5% ответов даже не поддавались обобщению. Вот, что нам всё-таки удалось выяснить.

30,2% опрошенных уверены, что «Большая глина № 4» — это куча д***ма или г**на, 11,5% увидели в скульптуре массивные нагромождения глины, а 6,3% — пластилин.

Цитата: «[ассоциируется] с нынешним состоянием экономики РФ»

Но этим ассоциации не ограничились! Часть москвичей нашла в «Большой глине» черты животных (7,5%), а другая группа опрошенных (3,2%) сообщила, что видит стихию: бушующие волны и сильные порывы ветра.

Оказалось, что круг ассоциаций значительно шире, чем мы предполагали. Животные, море, облака — более половины опрошенных отказывались видеть в «Большой глине» исключительно «кучу испражнений».

Облить помоями и дело с концом

Гипотеза о том, что наш народ не готов разбираться в чем-то непонятном, родилась из высказываний некоторых медийных лиц. В частности, Ксении Собчак, которая так прокомментировала ситуацию с «Большой Глиной»:

Неужели все действительно так плохо? Опрос показал, что мнение это спорное, ведь большой части респондентов (31,4%) было бы интересно узнать, что означает новая инсталляция. А 11,4% опрошенных сказали, что в целом интересуются творчеством, им важен посыл всех арт-объектов. Были и те, кто уже знал замысел художника — они вошли в 6% опрошенных.

Тем не менее, доля респондентов действительно не интересуется тем, какой смысл вложил в скульптуру художник: 19,3% участников опроса уверены, что произведение искусства должно быть понятно с первого взгляда, а 22.5% заявили, что им безразлична именно эта инсталляция.

Исследование показало, что москвичи имеют тягу к познанию смысла, вложенного в объекты современного искусства. Поэтому нельзя сказать, что они относятся с тотальным неприятием к инсталляциям, которые появляются на улицах.

Смысл понимаем, но симпатии не испытываем

В «Большой глине № 4» художник хотел запечатлеть процесс творчества. Сама скульптура — увеличенная копия глины, которую Урс Фишер разорвал и хаотично сложил друг на друга. Зная это, вы стали относиться к ней лучше?

«Рейтинг» этого арт-объекта выше на 6% среди знающих задумку автора, тем не менее, большинство из этой группы респондентов также не выражают симпатий к скульптуре. Лишь 4,9% тех, кто знал смысл, признаются, что им скульптура им нравится, 18,1% — скорее нравится. Большинство непреклонны — «Большая глина № 4» не нравится им независимо заложенного смысла: 48,6%, а 19,4% — скорее не нравится.

Знание об авторе инсталляции также не отражается на симпатиях к скульптуре: 55,4% знающих об авторе утверждают, что арт-объект им однозначно не нравится, а 21,5% скорее склоняются к такому решению.

Искусство или нет: вот в чем вопрос

Мы выяснили, что многие не понимают смысла скульптуры, большому количеству человек она не нравится. Но на этом плохие новости для современного искусства не заканчиваются. Оказалось, что большинство москвичей ставят под вопрос сам факт принадлежности «Глины» к искусству.

54,6% участников опроса не считают инсталляцию на Болотной площади произведением искусства, а 19,4% скорее придерживаются такой точки зрения. Доля «ценителей» скульптуры невелика — лишь 4,5% опрошенных однозначно считают «Большую глину» арт-объектом.

Мы вплотную приблизились к четвертой гипотезе: у москвичей высокие требования к произведениям искусства. Оказалось, что это действительно так.

Обобщая результаты опроса, мы выделили четыре критерия, по которым респонденты оценивают произведения искусства:

  • Красота и привлекательность: 20%.
  • Понятность и наличие смысла: 17,5%.
  • Отклик в душе созерцателя: 6,9%.
  • Уникальность и оригинальность: 2%.

Лишь 2,6% опрошенных считают, что критериев для произведений искусства быть не может. По их мнению, творчество должно быть свободно от оценок.

Идея-то хорошая, а воплощение — г***но!

Мы спросили у москвичей, готовы ли они видеть другие объекты современного искусства на Болотной набережной. Эта идея явно нашла у них отклик: 16,9% опрошенных воспринимают эту идею определенно положительно, 33,5% скорее положительно.

Были и те, кто не отнесся к предложению с восторгом: 8,1% настроены к нему крайне негативно, а еще 12,9% оценивают его скорее отрицательно. Оставшиеся 17% опрошенных и вовсе показали свое безразличие.

Если не арт-объект, то что?

У многих респондентов оказалось свое мнение о том, чем стоит заменить инсталляцию. Ответы были разнообразными, больше половины из них мы смогли разделить на четыре основных пожелания: добавить больше зелени, поставить фонтан, установить памятник и вовсе отказаться от изменений.

Подведем итоги: «Большая глина» москвичам не понравилась, но они не против экспериментов

Инсталляция на Болотной площади действительно не впечатлила москвичей. У них есть четкие требования к искусству, которым она не соответствует. Слишком провокационная, чересчур напоминающая экскременты — она буквально оскорбила их чувство прекрасного.

Но несмотря на высокие критерии оценки творчества, горожане готовы видеть на площади произведения современного искусства. Большая часть опрошенных выразила желание разбираться в их смысле, а значит, жители города уже открыты к необычным арт-объектам.

А на какой стороне вы: классическое или современное искусство?

0
5 комментариев
Александр

Я живу неподалёку от Серпуховской и каждый день утром хожу через Музеон и ГЭС-2, чтобы сесть в метро до работы на Кропоткинской.

Большая глина выросла не просто в эфемерном центре Москвы, но, неизбежная для меня из-за своего положения и масштаба, оказалась в центре моего внимания.

Мне не довелось ни с кем пошутить шутки про испражнения - настолько быстро они стали мейнстримом, так что я был вынужден перейти от созерцания к абстракции и удивиться, насколько смелой и мотивирующей оказалась Большая Глина.

Насколько я понимаю, она - первый штрих художника, грубое, но неизбежное начало, ответственный и полный сомнений этап. Многие художники и писатели говорят о страхе пустого листа, и я предполагаю, что необработанная глина не менее страшна. Большая Глина - попытка зафиксировать этот страх. Многократно гиперболизировав размер, Фишер пытается передать эмоциональный вес, который имеет глина; металлизированная поверхность создаёт ощущение неподатливости… и всё же это всего лишь глина, ей предстоит переродиться в руках творца.

Удивительным образом эта скульптура придала мне сил, напомнила, что я не одинок. Всегда сомневаясь в своих начинаниях, я вижу в них только неприступную Большую Глину, но забываю о том, что и другим людям свойственно сомневаться, что в начале пути не бывает легко никому.

Друзья, которых устраивает объяснение композиции в духе «это кусок испражнений хаха» говорят, что я просто провёл слишком много времени с Большой Глиной и стал наслаждаться её убогостью - такой стокгольмский синдром. Может быть, но я не жалею, ведь, в конце концов, меня позитивно мотивировали, а это здорово.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Кобец

Скорее всего у меня не настолько развито воображение и кругозор что бы увидеть в Этом то что вы описали. Я видел то, что и 70% опрошенных. 
Наверное вы и в квадрате Малевича что то видели. 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Федотов
Автор

Если долго всматриваться в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя, это правда. Но вообще очень здорово, что идея Фишера смогла найти отклик в вас и стала опорой в трудный момент.
Возможно, если бы Галкин жил на Серпуховской, он бы тоже рано или поздно поменял своё мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг

Воплощение действительно слабовато на мой (художника) взгляд. Взгляд скульптура на творческий процесс в данном произведении какой то узкий и субъективный. Такое произведение больше подойдёт для торгового центра, а не для городского пространства.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Федотов
Автор

Да, это очень интересный вопрос, где бы смотрелась такая скульптура! Значительное большинство опрошенных нами респондентов – 86,9% – не представляют миниатюрную копию «Большой глины №4» у себя на даче, в доме или даже на рабочем столе. Но может быть с торговым центром всё было бы иначе)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда