{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Ты — плохой, а вот ты — хороший: подходы к оценке эффективности сотрудников

Все, сказанное в статье, сугубо личный опыт, которым хочется поделиться. Я с 2008 года в собственном бизнесе (успешно) — управляю ИТ-компанией и Школой Программирования для детей.

Как же много я перепробовал методик оценки сотрудников, и это процесс в несколько стадий: отрицание, гнев, торг… Шучу. Важно изначально посмотреть откуда берется сама потребность оценки, ведь по сути — это подкрепление ожиданий.

Стадия первая (делай, как я, и будешь молодец)

Самое простое — это оценивать человека по себе: если все будут так же круто мотивированы и готовы фигачить день и ночь, то мы, как компания, улетим в космос, а я и сотрудники будем бежать по полосе прибоя в закат, взявшись за руки.

Пишу для CIO/CTO/CDTO. Процессы, персонал, мотивация и другие не технические особенности работы ИТ-руководителей. https://t.me/vroderabotaetno

Увы, но абсолютно не рабочая штука. Собственник и наемный менеджер по разному видят этот закат и полосу прибоя, и техника бега тоже у каждого своя.

Стадия вторая (оцифровка)

После неудачных поисков своей копии начинаешь думать о рациональных методиках оценки. Как в школе: Поведение и Прилежание. Пришел на работу вовремя? Плюсик за поведение. Сделал план продаж? Плюсик за прилежание. Вот и вся математика. Только вот мотивации в такой оценке нет, от слова совсем.

Стадия третья (кофе, печеньки и кнут).

Мы же все за рост и развитие, а кто лучше всего знает как развивать сотрудника? Конечно же, его начальник или HR. Ведь если доверить это самому сотруднику, то мир схлопнется. Система оценки начинает обрастать переменными: просто задачи, сверхзадачи, ассессменты, раскладываем личность на молекулы с детальной оценкой каждой их них, определяем сильные и слабые стороны и бла-бла-бла.

А также не забываем про антураж: офис, как у гугл, кофе, печеньки, боржоми и кулер. Не спорю, что метод классный, много упражнений, но вот только у меня вопрос… А работать-то когда, ведь тебя круглосуточно оценивают?

Стадия четвертая (как в сериале «Миллиарды»)

Помните Венди Роудс?

«Нужно быть на сто процентов хорошим в работе и быть на сто процентов хорошим человеком. Если узнаешь, как это, давай оба уволимся и напишем об этом книгу».

Венди Роус

Поэтому убираем все рациональные методы и зовем психолога. Самое главное не лайф-коуча, а то он расскажет про жизнь вне корпорации, и все разбегутся. Психолог раскладывает всех по психотипам, полочкам и баночкам, выявляя те вещи, которые человека и правда привлекают, и отдает на реализацию руководству. А оно (руководство) делает все наоборот. Но стоп, мы ж тут про оценку, а не про реализацию

Стадия пятая (моя)

Если что, я точно прошёл 3 первых стадии (до Венди не добрался) и только недавно понял, что оценки не особо нужны. Что с ними делать? Лично мне непонятно. Главная метрика крутого сотрудника — ВОВЛЕЧЕННОСТЬ.

И я не про то, чтобы херачить по 12 часов в день (привет, синдром загнанной собаки ). Вовлеченность не оцифровать – ее слышно, видно, она чувствуется. Это про то, когда сотрудник может ответить на вопрос «а зачем ты сюда ходишь каждый день?».

И ответ будет точно не про зарплату, ипотеку и какие-то там обязательства. Хотя, разумеется, всё вышеперечисленное тоже будет присутствовать, как доп.мотивация, но самое главное, чтобы по человеку было видно, что он хочет «копать», тогда и «лопата» от руководства приложится.

Пишу про ИТ, людей, процессы, неопределенность и про себя в Telegram. В общем, самые умные мысли там https://t. me/vroderabotaetno

0
93 комментария
Написать комментарий...
Встанислав Шишкин

Написана статья инфоцыганом как будто. Для сотрудника мотивация-он сам, и его семья. Прокормить, одеть, обучить, и тд. Почему сотрудник должен херачить по 12 часов, потому что потому? Какая тут может быть мотивация, кроме денег? Какая вовлеченность может быть в зарабатывании денег для кого то другого? Другое дело, если в кармане сотрудника акции этой компании, то да, другое дело, он для себя и будет стараться считай. А так вы дохера хотите, ребята.

Ответить
Развернуть ветку
Инженер-душнила

деньги самая второсортная мотивация.

и когда тебя заебали все остальные аспекты твоей работы/професии никакие деньги не заставят тебя работать с энтузиазмом

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Не очень хороший человек
Для сотрудника мотивация-он сам, и его семья

Что он сам? Он сам что? Семья его что? Для сотрудника (человека), важным должно быть его дело, а потом все остальное, т. к. дело кормит и одевает. Интерес к сфере, интерес самореализации (после 40 без самореализации можно и без семьи остаться).

Не ляпните такое на собесе))

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Kirill Zaytcev

никакая,компания не его,бизнес не его,считать иначе глупость

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Соколов
Увы, но абсолютно не рабочая штука. Собственник и наемный менеджер по разному видят этот закат и полосу прибоя, и техника бега тоже у каждого своя.

Кто-то жопой статью читал просто. Вы поаккуратнее, зрение так испортите.

Ответить
Развернуть ветку
kotova lidiya

Не у всех людей мотивация внешняя и отрицательная - остаться без средств к существованию. Есть люди, которые работают на внутренней положительной - потому что интересно и позволяет приложить навык и талант. Вот таких сотрудников и ищет автор. Другая проблема, что их все ищут, но часто не знают что потом с ними делать.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin G

Оценка сотрудника по себе.
Те работать он будет как топ, а получать раз в пять меньше?

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Захарова

оценка сотрудника по себе...

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек

— Анночка, пройдемте со мной в совещательную...
— Антон Сергеевич, я нихачу, что вы себе позволяете?
— Вы как-то не вовлечены в рабочий процесс...

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

1. По себе оценивать - такое себе. У вас разные задачи и мотивация. Фигачить от забора до обеда - штука тоже не очень умная.
2. За свою жизнь повидал такое количество прилежных исполнителей, которые толком ничего не сделали, и раздолбаев, которые двигали компанию вперёд, но у них были сплошные минусы... И это не исключение из правил.
3. Какая-то хрень. Сверхзадачи - прекрасный демотиватор, если за них после их исполнения просто похлопают по плечу.
4. Не смотрел, но кажется, что это хрень.
5. ВОВЛЕЧЁННОСТЬ - и вы эту стадию пройдёте. Поверьте, она не имеет ничего общего с результатом.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Голиков

Проблема мотивации не в том, что сотрудники хотят ничего не делать и получать зарплату, а в том, что их руководитель точно такой же

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Ericson

Ну вот зачем ты это написал? Автор проводил анализ несколько лет, написал тебе здесь. Я с ним полностью согласен, так как такая же головная боль и думаю у многих руководителей, всегда нужно подстраиваться и искать истину. Тот руководитель, который этого не делает, как написал ты, статью и не напишет здесь

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Dmitriy Morozov

В смысле, что они тоже могли бы быть руководителями? Не все этого хотят. Объясните поподробнее плиз свою мысль

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Дарт

Имеет ли право на жизнь в организации невовлечённый сотрудник который выполняет в срок все задачи? Сказано что главная метрика вовлечённость. Ок, но как её измерять?

Ответить
Развернуть ветку
Куртуазный маньерист

На нашем семинаре за Х рублей, вы сможете научиться чувствовать вовлечёность сотрудников.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зарецкий

когда то читал бред про невидимое увольнение,мол если сотрудник не отвечает внерабочие часы - он уволился

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Человек с бульвара

Угу в 20 лет я то же верил во всю эту хрень. А в 40 мне важен размер пополнения моего банковского счета. Если меня не устраивает размер этого самого пополнения, то работодатель будет послан на хуй.
А все эти сказки про вовлеченность и другую хрень оставьте молодым, как показывает мой опыт, им это нравится.
А я буду работать эффективно в случае эффективной зарплаты.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин
А я буду работать эффективно в случае эффективной зарплаты.

А если зарплата не соответствует вашим ожиданиям, то вы будете работать неэффективно?

И ведь реально таких дохуя и больше. Вместо того, чтобы уволиться с места, где их не ценят, они ебут вола на рабочем месте пока не выпнут.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Перламутрово-Мышиный

У нас так чиновники работают - набить карман, «а после нас хоть потоп». Не все люди даже кредиты могут выдавать, вроде все в рамках закона, а морально-этические нормы не позволяют.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Для оценки эффективности есть как объективные, так и субъективные факторы.
Из объективных - ЦКП и KPI можно применить к большинству сотрудников, так чтобы измерять их эффективность справедливо и соразмерно вкладу в дело. Я рекомендую применять схему с 2-3 разными KPI и прогрессивной шкалой.
(И конечно не заниматься маразмом вроде привязывания КPI и мотивации зав.складом к чистой прибыли всей компании или другим цифрам - он на это никак напрямую не влияет, а получать деньги на основании случайных событий и факторов люди очень не любят). Для тех сотрудников, чью работу нельзя справедливо (!) привязать к KPI и цифрах, эффективность можно оценивать качественно - насколько хорошо выполнил работу без косяков.

А субъективно сама по себе вовлечённость ни о чём не скажет, это только один критерий из десятка. Например, человек идеально выполняет свою работу с супер-качеством, строго по ТЗ, в срок или с опережением, но при этом принципиально приходит и уходит по часам, не берет трубки в нерабочее время и отказывается участвовать в корпоративных мероприятиях и общением с коллегами и руководством за пределами этого ТЗ. Скажете, что не вовлечённый и надо увольнять?
А вот например очень вовлеченный сотрудник, который искренне более душой за карман собственника, инициативный, в каждой дырке затычка, старается, живёт работой 24/7... вот только всё что ни делает, проваливает, срывает сроки, не соотвествует должности по квалификации и опыту, конфликтует с коллегами. Будете премировать и повышать?

В HR-науке давно взято за базу, что мотивация бывает как материальная, так и нематериальная. И единственное правильное решение - это их комбинация. И не забывать, что люди ходят на работу ТОЛЬКО для того чтобы обменивать свои компетенции и время на деньги.

И шутки шутками, но под "компанией" обычно понимается благосостояние собственника. В 90% случаев бизнес создан и развивается только для того чтобы приносить доход лично собственникам. В 10% оставшихся еще и несёт пользу обществу, Стране и Народу, когда производятся какие-то важные и нужные продукты. А 100% торговых организаций, занимающихся перепродажей, не имеют такой ценности. Я веду к тому, что когда собственник пытается заразить идеей "светлого будущего компании", ради которого они должны быть вовлечёнными и работать сверхурочно не требуя денег, этому самому собственнику надо понимать, что сотрудники не идиоты и всё понимают: светлое будущее будет только у семей бенефициаров бизнеса.
И требовать вовлечённость - лучший способ ДЕмотивировать сотрудников.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин

Наверное проще научиться замерять сначала результат компании. Потом научиться замерять результаты конкретный сотрудников. Причем так, чтобы сумма этих результатов хоть как-то билась с общим результатом компании.
А дальше все проще. Оценка — это отношение того, что дал компании сотрудник, и того, что компания дала сотруднику (потратила). Плюс динамика этого баланса во времени.
Начните хотя бы с этого, прежде чем лезть в какие-то тонкие материи типа вовлеченности, мотивации и прочего. Более того, имея такие метрики вы и KPI для сотрудников легко сделаете, OKR поставите. Да все что угодно, причем без психолога, коуча и прочих.

Ответить
Развернуть ветку
Нарман

Конечно всё проще.
Люди, вам сколько лет, фантазеры?

"замерять результаты конкретных сотрудников." - это нереально в принципе.

"Оценка — это отношение того, что дал компании сотрудник, и того, что компания дала сотруднику (потратила)." - как занятно. Чтобы компания что-то именно дала сотруднику.

"Более того, имея такие метрики вы и KPI для сотрудников легко сделаете" - насколько помню, KPI не предусматривает интересов сотрудника.

и тд и тп

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Инженер-душнила
Лучшая мотивация сотрудника - ДЕНЬГИ.

покажите на этой кукле - как вам предлагали работать не за деньги

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Иван Михайлович

Зашел написать тоже самое. Нафиг мне ваша похвала, если свистит в карманах

Ответить
Развернуть ветку
Перламутрово-Мышиный

Так вроде нигде и не написано, что надо работать за спасибо и без денег.

Ответить
Развернуть ветку
Герман Петров

Вроде как и на 100 процентов согласен, но когда поработал на безумной нервотрепке, где меня ни. во что не ставили (только в моральном плане) и за хорошую зп. Через полгода уже вспоминал о той милой работе, где была мотивация не только бабками..

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сечин

Зарплата как доп мотивация это сильно

Ответить
Развернуть ветку
Нарман

а чё? чем не мотивация.)))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Пяточкин

Нет никаких сложностей в оценке. Каждому сотруднику ставится ряд задач для выполнения. Количество решённых задач и есть оценка. Решил задачу - хорошо, нет - плохо. Всё. Мы живём не в то время, чтобы мотивировать людей словами или печеньками на подвиги. Сейчас, большинство людей стали более осведомленными и меньше ведутся на манипуляции о светлом будущем. Человек, в любой сфере, нанимается для того, чтобы решать задачи и получать за это вознаграждение. Все эти мотивации, печеньки, кулеры с водой и тд хорошо, но главное, чтобы сотрудник был способен решить поставленную перед ним задачу. Если он не знает, как решить вопрос, то никакие кулеры, печеньки и прочее не помогут. Вот это и есть главная оценка: выполняет работу - хороший, нет - плохой.

Ответить
Развернуть ветку
kotova lidiya

У вас два сотрудника. Один сделал десять задач, покрасил десять кнопок в другие цвета. Другой сделал одну задачу - аудит кода, который генерил кучу ошибок в системе. Первому дадите 10 бананов, а второму один?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Слегка Придурковатый

"И ответ будет точно не про зарплату"

Хуйня какая-то. Именно ответ про зарплату и должен быть.

Ответить
Развернуть ветку
don mega

Инфоцыган какойто. Прочитайте учебники.

Ответить
Развернуть ветку
Странный Игрок

Вовлеченность - это оценка в моменте. Условные джуны всегда будут вовлечены, при этом мидлы+ уже могут копнут дерьма в процессах и прочих «печеньках» и любая вовлеченность быстро перерастет в «хреначу за еду» или другие страдания. Еще не встречал, к сожалению, не выгоревших людей в найме.

П.С. Говорю с чем сталкивался. Хорошо, если у кого-то по другому бывает.

Ответить
Развернуть ветку
Перламутрово-Мышиный

Ок, как мотивировать выгоревших? Вот есть человек профессионал, все может, все умеет, но нет моральных сил (без ВП) вовремя приходить на работу.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Дмитрий Матюшин

Главная метрика крутого сотрудника — ВОВЛЕЧЕННОСТЬ,важно чтобы эта вовлеченность была эффективной с результатом ,а не просто участие в процессе

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Сон

Люто плюсую вообще. Все так. Мир спасут вовлеченные команды. Обожаю таких сотрудников

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Охотник

Чтобы что-то мерить, нужно определиться заранее как улучшать показатели и как наказывать лузеров, так чтобы без рукоприкладства, но также эффективно!

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Поэтому так важно поддерживать корпоративную культуру и использовать систему для постановки и контроля задач :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей

Автору вероятно меньше 40-45 лет

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Дело не в возрасте, а в количестве разных мест работы. В разных коллективах под своим управлением, встроенных в разные системы.

Управленческий опыт получается не годами, а количеством увиденных и построенных команд в разных сферах бизнеса, разных компаниях с разными устоявшимися системами управления, корпоративными культурами. Можно дожить до седин и 75 лет, но если весь управленческий опыт получен в одном и том же продуктовом магазине у дома без намёка на грамотный менеджмент, то и в этом возрасте можно остаться неопытным руководителем без понятия о мотивации и прочих HR-ных штуках.

Автор пишет с точки зрения личных проб и ошибок в своём (я так понял, единственном в карьере) месте применения менеджмента. Проще говоря, описывает несистемный личный опыт. И не скрывает этого.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Каруев

Моя главная мотивация это даже не знаю как обьяснять. Например я чтото добился, выполнил КПИ или чтото внедрил а это чтото увеличило другое в 3 раза. Класссно да?) А потом также в других местах и с другими штуками и такие микропобеды в комплексе меня оч сильно мотивируют хочется больше и дальше. Даже если не получится то это +в опыт и в шишки. Я так рассуждаю и отношусь в работе как на дядю так и на клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда