{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери (loss aversion) — поведенческая аномалия, проявляющаяся в условиях неопределённости и риска. Её суть заключается в том, что люди испытывают больше неудовольствия от потери, чем удовольствия от получения эквивалентной прибыли. Впервые данная концепция была описана учёными и нобелевскими лауреатами Амосом Тверски и Даниэлем Канеманом в рамках их Теории перспектив. Неприятие потерь широко используется в психологии и экономике. Согласно Теории перспектив, неприятие потерь возникает в связи с наличием у людей точек отсчёта (Wiki). Если коротко, то никто не любит терять деньги. Сильнее, чем их получать. А инвестиции — это инструмент для получения прибыли, хоть и связанный с огромными рисками.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал про инвестиции в акции и облигации, финансы и недвижимость.

Получай, неприятие потери, на тебе!

Итак, предположим, что у меня есть акции Газпрома (упс, они у меня и правда есть). У тебя, например, есть акции Сегежи. Да и Газпрома тоже, чтобы не мелочиться.

Ни Газпром, ни Сегежа расти в ближайшем будущем не будут. Да и не в ближайшем будущем, возможно, тоже. Но продать их = зафиксировать убыток, возможно, довольно существенный. Это никак не увязывается с целью — получение прибыли от владения этими бумагами. И вот тут самое интересное. Чем дольше инвестор не решается такие акции продать, тем больше он теряет. Чем дольше инвестор не может принять потерю, тем больше становится эта потеря.

1. Это нормально. Нежелание получать убыток — естественная реакция. Психология.

2. Это было неизбежно. Никто же не враг себе, правильно? Ну не судьба.

3. No pain — no gain. Рынок умеет делать больно, история доказывает это на всей своей протяжённости. И идти против него — себе дороже.

Самое сложное в этой истории — перестать рефлексировать и сделать следующий шаг. Одно дело, когда валится весь рынок. И покупать подешевевшие акции — праздник. Другое дело — отдельные компании.

Оказавшись перед убыточной позицией, что ты ей скажешь?

«Хочу ли я купить ещё?» — этот вопрос расставит всё по своим местам. Если ты готов усреднять позицию, взвесив все за и против, нуок. Тут не до эмоций, конечно же. И дело не в религии, просто веры недостаточно, нужны фундаментальные аргументы.

В итоге. Да — ок. Не надо продавать. Нет — пора. Дальше нам не по пути, мы с тобой не пара, прости. Со спокойной душой и чистой совестью можно зафиксировать потерю и жить дальше, потому что бездействие может привести к ещё большему убытку, чем тот, который уже зафиксирован.

Продал Газпром

Итак, как я уже написал в начале поста, у меня были акции Газпрома. Когда я дописал до этого момента (8 мая, в 20:48), у меня их не осталось. Бывайте, ихтиандры ***. Я не хочу их докупать. Я не вижу в обозримом будущем, почему дела у Газпрома пойдут лучше. Убыток составил -8,82%. Дальше деньги бы продолжали не работать.

Я считаю, что проделал очень важное упражнение. Не знаю, выплатит ли в итоге Газпром дивиденды или нет. Я надеюсь, рано или поздно Газпром сможет восстановить свой бизнес. Но я буду наблюдать за этой историей не как акционер. Нужно будет скорректировать стратегию и перераспределить целевые доли акций в портфеле.

У кого какие есть токсичные акции, котлетеры и туземцнщики? Почему не избавляетесь от них?

Подписывайтесь на мой телеграм-канал про инвестиции в акции и облигации, финансы и недвижимость.

0
158 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Кашицын

Вот Пятёрочка пойдет по стопам Макфы или не пойдет?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А что с ней не так, кроме того, что она в принципе должна бы закрыться? Ценник - как в том же "Перекрестке", только ассортимент уже и качество товаров - хуже. Расчёт, видимо, на старушек, которые по привычке считают это дешевым магазином.

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog

И Пятерка, и Перекресток - принадлежат одной компании. Пятерка раньше считалась нищемаркетом, а Перекресток - илитой. Сейчас уже Пятерку не каждый может себе позволить, поэтому открылся Чижик, он принадлежит этой же компании. Встаем с колен.

В ближайшее время будут открываться еще форматы а-ля сельпо, площадью с туалет, где можно просто тушенку и сахар купить, самые дешевые. А Пятерку превратят в формат американских 7eleven, где в основном будет готовая еда, готовый кофе, выпечка, чипсы и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Борис

Помню в 90-е по электричкам ходила алкашня и продавала фрукты в пакетах, они их набрали среди горы фруктов и овощей на выброс, их пускали на овощебазу и они рылись в горах испорченных продуктов. Возможно вскоре возродят такой формат.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Да фиг.
Я ж говорю, ценник в "Перекрестке" с "Пятерочкой" - один. Только в пятерочках всего меньше, хуже и грязнее. "Чижик", как я понял, это вообще склад каких-то неликвидов и нонейм-продукции в единичных SKU.
Фишка в том, что на все окрестности у меня - 3 "Перекрестка", 10 "Пятерочек" и 1 "Чижык" где-то в преддверьях ада, где ему и место.
Вот и выходит, что в любом случае попрёшься в "Пятёрочку" с большей вероятностью, они тупо ближе. Хоть и смысла туда идти - никакого.

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog
ценник в "Перекрестке" с "Пятерочкой" - один

Вам так кажется, потому что вы один и тот же набор брендов сравниваете. В Перекрестке будет более дорогой набор вин. А в Пятерке будет больше выбор товаров "Красная цена". В Пятерке будет чаще акция на замороженную курицу, а в Перекрестке - на пармезан и колбасную нарезку.

Посмотрите разницу в цене кофе Carte Noire. Сейчас разница в два раза на вес 95 гр. На 190 гр акция в Перекрестке, а в Пятерке 190 вообще нет.
Или вот я нашел Nescafe Gold в пакете 130 гр, разница ровно 100р. в цене в пользу Пятерочки.

Таким образом и формируется разница в чеках у покупателей.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Красные ценники - это девиации. Возможно, именно на них репутация магазина для бедных и держится. Но это ж несъедобное чаще всего, в отличие от собственных марок "Ашана", "Билла" и даже "Ленты".
Кроме того, у "Перекрестка" всё намного интереснее с системами лояльности, скидками, кэшбеком и даже доставкой.
Я не закупаюсь деликатесами, меня не интересует цена как приоритет над качеством и акции, беру среднестатистические продукты - одно и то же. И как по мне - "пятерочка" тут только как "фиг с ним, время дороже".

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog

Репутация держится на скидках на замороженную курицу :) Ее чуть ли не по себестоимости отдают. Там бабки прибегают и дерутся за последнюю тушку, ну и заодно, раз уж пришли, им втюхивают чуть подорожавшую гречку, подорожавший творог, яйца. На этом и делают маржу)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Не знаю, возможно, от региона зависит. Чаще наблюдаю там гастеров и офисных одиночек после работы. Бабки больше в "Ленте" пасутся. Драк за куриц тоже не видал - не дефицит, да и по деньгам дешман.
Мои старики в принципе брезгуют туда заходить, считая это каким-то притоном и не реагируя ни на какие аргументы. Им что "пятерочка", что "Вкусвилл" - место, где продадут тухлятину, да ещё и скомпрометируют амикошонством и моветоном.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кашицын

Пятёрочка считается более дорогим магазином,для низких цен у них есть Чижик.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Да. Но градация там явно сбита. Нет смысла ходить в "Пятерочку", если в окрестностях есть "Перекресток".
В Москве "Чижик", к слову, фиг найдёшь. Я в Подмосковьи увидел впервые. Зашёл, походил меж мешками и тележками, в ужосе вышел. Это что-то из 90-х, тяжело воспринимается.

Ответить
Развернуть ветку
Борис

В Москве полно Чижиков, у себя в районе внутри МКАД минимум два Чижика знаю.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Я в Хорошево-Мневниках живу. Посмотрите, сколько их на район в сравнении с любой сетью.
Впрочем, и хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Борис

Хорошево-Мневники не окраина и приличный район, там перекрестки и азбуки в ходу, а чижики больше по окраинам, где больше глубинного народа с небольшими зарплатами. Наверное в Хамовниках вообще чижиков нет.

Ответить
Развернуть ветку
igotosochi
Автор

Не, тут нет ни одного чижика. Есть Дикси.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кашицын

Анекдот про магазин Чижик.Почему в Чижике такие низкие цены?Потому что покупателям Чижика приходится слушать дебильную рекламу.

Ответить
Развернуть ветку
Борис

Возможно товарищ имел ввиду приватизацию в пользу государства всей компании X5 ритейл.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну, если так. Только смысл это прихватизировать без всей структуры. А её не прихватишь.

Ответить
Развернуть ветку
155 комментариев
Раскрывать всегда