{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Дружба в мире искусства: Энди Уорхол Х Жан-Мишель Баския

К началу 1980-х годов Энди Уорхол уже был одной из крупнейших фигур в мире искусства. Успех его ярких картин обеспечил ему признание и международное имя. Однако Жан-Мишель Баския в то время только пробивался к вершине арт-сцены. После нескольких лет, проведенных в качестве довольно малоизвестного художника граффити, он жаждал признания и был неофитом галерейного мира. Продавая футболки и открытки на оживленных городских улицах, он еще не получил того признания, которое могло бы вознести его имя в эшелон престижа, где находился Уорхол. Никто из них не предполагал, что их будущая дружба превратится в одну из самых восхитительных коллабораций, которые когда-либо видел постмодернистский арт.

У входа в галерею Мэри Бун на Западном Бродвее, 3 мая 1984 года

Прежде чем Баския стал известным в мире искусства, он бросил школу в 17 лет и начал свою карьеру, рисуя на улицах слово SAMO вместе с другом и художником Элом Диасом. Однако только после того, как арт-дилер Бруно Бишофбергер открыл для себя Баскию, рисующего в нижнем Манхэттене, его карьера пошла в гору.

Больше интересных материалов - в нашем телеграме

Когда Бишофбергер познакомил их в 1982 году, Баския наконец получил шанс произвести впечатление на своего кумира. Однако на самом деле их первая встреча произошла несколькими годами ранее в ресторане в Сохо, когда Баския продал Уорхолу открытку, которую он сделал с художницей Дженнифер Стайн. Тем не менее, первое упоминание о нем в дневниках Энди относится именно к этой встрече, в записи от 4 октября 1982 года:

"Поехал встретиться с Бруно Бишофбергером (такси 7,50 доллара). Он привел с собой Жан-Мишеля Баския. Это тот парень, который подписывался SAMO, когда еще сидел на тротуаре в Гринвич-Виллидж и расписывал футболки, а я ему давал время от времени 10 долларов и посылал его в «Серендипити», чтобы он попытался продать эти футболки там. Он один из тех, кто доводил меня до умопомрачения. Он чернокожий, кое-кто говорит, что он пуэрториканец, но, в общем, я не знаю. А тут вот Бруно его «открыл», и теперь он не знает забот.”

Энди сделал обычные портреты на свой Polaroid, а Баския спросил, не сфотографирует ли Бишофбергер двух художников вместе. Как только все было готово, Баския поспешил уйти, отклонив просьбу Бишофбергера остаться на обед. Менее чем через два часа ассистент Баския появился на обеде в буфете с большой картиной, изображающей двух художников вместе в его типичном примитивном стиле. Эта картина под названием "Dos Cabezas"(”Две головы”) зажгла дружбу между двумя художниками и положила начало их творческому сотрудничеству.

Жан-Мишель Баския. Две головы, 1982

Когда их отношения только начинались, Энди относился к Баскии бесстрастно и воспринимал его не более чем подающего надежды парня, который изо всех сил пытался сделать себе имя на нью-йоркской арт-сцене. Однако, если изучить их отношения более внимательно, мы увидим, что мастер поп-арта с самого момента их знакомства скрывал тихие нотки восхищения гранжевым 21-летним парнем.

По мере развития дружбы между двумя художниками, как социальной, так и творческой, они начали создавать совместные работы. В частности, начиная с 1984 года, Уорхол делал записи в своем дневнике о том, когда Баския приходил "поработать над одной из наших совместных картин".

Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол. Зубные протезы / Хранить в замороженном виде. 1984-1985.

Их совместные работы объединили два стиля: узнаваемая техника поп-арта Уорхола противопоставлялась сырому и непредсказуемому подходу Баскии. Они сделали несколько совместных работ "Без названия", но одна из самых известных их совместных работ — "Десять боксерских груш (Тайная вечеря)" (ок. 1985), которая была игривым заявлением против идеологического угнетения в мире искусства.

Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския. Десять боксерских груш (Тайная вечеря). 1985

Однако, несмотря на совместную работу, они по-прежнему существовали в разных мирах искусства. В 1980-х годах Уорхол был уже состоявшимся и уважаемым художником, в то время как Баския только начинал становиться известным в крупных нью-йоркских арт-институциях. Даже после участия в своей первой крупной выставке "Нью-Йорк/Новая волна", прошедшей в MoMA PS1 в 1981 году, он все еще чувствовал себя отчужденным от элитных художественных кругов города, и это стало причиной напряженности в его дружбе с Уорхолом. По мере того как Баския становился все более известным, художники могли творчески расти вместе и создавать свои лучшие совместные работы.

Каждому было что сказать о дружбе Уорхола и Баскии. Критики часто считали, что Баския ухватился за известность Уорхола, а другие утверждали, что Уорхол использовал Баскию, чтобы оставаться актуальным на фоне популярности молодого художника. Даже художник Ронни Катроне сказал:

"Это было похоже на какой-то безумный брак в мире искусства, и они были странной парой. Их отношения были симбиотическими. Жан-Мишель думал, что ему нужна слава Энди, а Энди думал, что ему нужна новая кровь Жан-Мишеля. Жан-Мишель придал Энди бунтарский образ".

Хотя подлинность их дружбы была поставлена под сомнение, если взглянуть на дневниковые записи Уорхола, кажется, что между ними была настоящая связь. Уорхол часто писал слова ободрения и похвалы Баскии в смоем дневнике. Несмотря на критику, глядя на огромное количество снимков, на которых запечатлены моменты и воспоминания, разделенные между ними, трудно поверить, что два художника просто использовали друг друга ради славы и богатства.

Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол. Совместная работа (Стулья/африканец). 1984-1985.

Уорхол был известен своей неловкой манерой поведения на людях и интровертностью. Несмотря на то, что ему было нелегко в личных отношениях, кажется, что культовый художник был больше увлечен любовными похождениями Баскии, чем своей собственной личной жизнью.

Интимность его отношений с Уорхолом также ставилась под сомнение в кругах Нью-Йорка. Одна из подружек Баскии, Сюзанна Маллук, даже заметила: "Энди, как и многие люди, был очень соблазнен и очарован Жан-Мишелем". Однако Уорхол вспоминал в своем дневнике, как другая подружка Баскии Пейдж Пауэлл спросила его: "Ты опять взялся за свои гейские штучки с Жан-Мишелем?", а Уорхол, защищаясь, ответил: "Слушай, да я бы ни за что не лег с ним в одну постель, потому что он такой жутко грязный, что я вообще не могу поверить, что кто-то мог бы с ним сойтись". Это, в сочетании с очевидной незаинтересованностью Уорхола в сексе — его однажды процитировали: "Секс гораздо интереснее на экране или между книжными страницами, чем между простынями", — указывает на то, что отношения были чисто платоническими.

Поскольку художники проводили много времени вместе, занимались спортом, рисовали и ходили на вечеринки, они неизбежно стали очень близки. Но с учетом 30-летней разницы в возрасте между ними — Уорхол родился в 1928 году, а Баския — в 1960-м — их отношения часто переходили грань между дружбой и связью отца и сына.

Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол на благотворительном вечере Gifts For The City Of New York Benefit 7 ноября 1984 года в ночном клубе Area в Нью-Йорке.

Уорхол также поддерживал Баскию в трудные времена. Одна из подружек Баскии, Пейдж Пауэлл, обращалась к Уорхолу за советом по поводу проблем с зависимостью своего партнера, что было отмечено в дневнике Уорхола в 1983 году: "Пейдж очень расстроена: Жан-Мишель Баския сел на героин – и она рыдала, умоляла меня что-нибудь с этим сделать, но что же я-то могу?". Однако когда молодой художник обратился к самому Уорхолу, чтобы рассказать о своих проблемах, тот написал: "Жан-Мишель зашел ко мне, сказал, что у него жуткое настроение и что он покончит с собой, а я лишь рассмеялся и сказал, что это от недосыпа, так что через какое-то время он отправился к себе в номер". Из этих записей становится ясно, что со временем, когда Баския с трудом выходил из депрессии и пристрастия к героину, он начал отдаляться, и Уорхол это заметил: "Жан-Мишель не звонил мне уже больше месяца, так что у нас с ним все, наверное, закончилось".

Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол. Уорхол-Баския Боксерский плакат 1985 (Warhol Basquiat Collaborations At Tony Shafrazi) (1985)

В сентябре 1985 года шестнадцать работ Уорхола и Баскии были представлены в галерее Тони Шафрази в Нижнем Манхэттене. Создание этих картин было страстным и познавательным предприятием для обоих художников, но их выставка, названная "Картины", оказалась полной осечкой. Отношения между двумя художниками были неизбежно неспокойными, и именно после их совместной выставки между ними произошел самый большой разлад. Пресса не только яростно критиковала их работы, но критики также нанесли роковой удар по самому смыслу их отношений. Арт-критик Вивьен Ранор в газете The New York Times назвала работы заявила, что Уорхол использует Баскию как "талисман". Выставка была оклеветана критиками и разорвана на части средствами массовой информации, что заставило Баскию почувствовать, что его работы не были оценены так высоко, как он думал.

Это вызвало напряженность в отношениях между художниками, как вспоминает Уорхол: "Я спросил его, не разозлился ли он на меня за ту рецензию, где его назвали моим талисманом, и он сказал: нет, не разозлился.".Еще до выставки Уорхол писал: "Я прямо-таки затаил дыхание, ожидая, что он поссорится со мной прямо накануне открытия выставки наших совместных картин в галерее Шафрази". Эта неудачная выставка означала, что оба художника практически не общались после нее, и повлияла на последние годы их отношений.

Несмотря на это, тот факт, что Уорхол и Баския были настоящими друзьями, нельзя сбрасывать со счетов. После смерти Уорхола в 1987 году Баския с трудом поддерживал свой творческий образ жизни, вернувшись к деструктивному поведению и усиливая свою героиновую зависимость, чтобы занять себя. Это привело к его трагической смерти в следующем году, когда он был найден мертвым от передозировки в молодом возрасте 27 лет. Тем не менее, оба художника создали великолепные работы, которые до сих пор выставляются вместе по всему миру, символизируя дружбу через личное и совместное творчество.

Титры

Текст написан Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда