Что предпринимателям нужно знать о «Маркете» в 2023 году
Рассказываем, как в наступившем году эффективно стартовать на площадке и как развивать продажи с помощью новых инструментов и сервисов.
Коротко о площадке
54 тысячи — столько продавцов теперь торгуют на Маркете. На их продажи приходится 83% товарооборота площадки. Для них мы растим лояльную аудиторию:
- +40% новых покупателей за этот год;
- 12,5 млн активных покупателей у Маркета сегодня;
- у 57% аудитории маркетплейса достаток выше среднего.
Чтобы лучше понимать потребности предпринимателей, команда маркетплейса сама тестирует продажи на площадке: проходит весь путь от регистрации до продвижения товаров. С этого года Маркет проводит регулярные офлайн- и онлайн-встречи с продавцами, чтобы получать обратную связь. Встречи помогли повысить индекс счастья продавцов (показывает, насколько они довольны сотрудничеством с платформой) — с 3,15 до 3,65 из 5 на конец октября 2022 года.
Используешь сервисы экосистемы Яндекса — увеличиваешь оборот до 30%
Чтобы продавцы увеличивали обороты и прибыль, Маркет приводит к ним аудиторию из экосистемы Яндекса и интегрирует возможности маркетплейса в другие сервисы. Рассказываем о них.
Яндекс Плюс
В программе лояльности Яндекс Плюс уже 15,8 млн человек. Они чаще других пользователей платформы совершают покупки — всё потому, что они могут потратить заработанные баллы в других сервисах Яндекса (на ужин с доставкой, новый фильм на Кинопоиске или новую покупку на Маркете). Товары с кешбэком выгодны и для продавца:
- Товары с кешбэком выделяются на витрине Маркета и попадают в фильтр Кешбэк Плюса.
- Один рубль, конвертированный в один балл Яндекс Плюса, в итоге приносит продавцу в среднем 10 рублей дополнительной выручки.
- Пользователи Плюса в 2,4 раза чаще возвращаются за покупками.
Сплит
Это один из наиболее эффективных инструментов повышения продаж на Маркете: пользователю маркетплейса проще решиться на покупку. А подключается к товарам он автоматически — настраивать самому не придётся. Вот пара цифр:
- Пользователи Сплита покупают на 30% больше, а средний чек растёт в два раза.
- Уже 16% продаж Маркета проходят через Сплит.
Доставка Экспресс и По клику
- В 3 раза больше тратят те, кто заказывают товары с быстрой доставкой.
- В 1,5 раза чаще они возвращались на Маркет и покупали товары из других категорий (самые популярные среди них — Beauty, FMCG, Home, Kids).
У Яндекса очень большая сеть быстрой доставки (больше 100 городов), поэтому покупатель получает товар из ближайшей точки продаж в течение одного-двух часов после оформления. А если готов подождать день — то сэкономит до 25%.
Исследования говорят, что подключение доставки Экспресс на Маркете может дать:
- до +70% — рост среднего чека;
- до +20% — рост продаж.
Также на Маркете у покупателя есть опция доставки по клику. В этом случае товар привозят не на дом или в ПВЗ, а в даркстор Лавки: когда покупателю удобно принять курьера, он нажимает на кнопку и получает заказ в течение 15–20 минут. А с ним — недостающие продукты для ужина, например.
Больше продвигаться — не значит больше тратиться
Буст продаж (продвижение ставками) — инструмент площадки, который увеличивает количество заказов популярных товаров до 43%.
Механика устроена так: продавец назначает ставку — процент от стоимости товара, который готов заплатить за продвижение. Для экономии есть аукцион второй цены: продавец оплачивает продвижение не по своей ставке, а по ставке ближайшего конкурента в аукционе +0,01%.
Маркет сам может порекомендовать оптимальное значение для аукциона. И дарит по 10 000 бонусов (1 бонус = 1 ₽) новым пользователям буста.
Аналитика и хорошие цены — топливо для роста продаж
В личном кабинете продавца есть несколько инструментов и отчётов для анализа продаж и управления ассортиментом:
- Отчёт «Нет на Маркете». Помогает найти новую нишу. В отчёт попадают позиции, которые будут пользоваться большим спросом на маркетплейсе, но пока по каким-то причинам на нём не представлены.
- Отчёт «Популярные товары». Помогает следить за трендами и спросом — а значит, расширять свой ассортимент новыми товарами или увеличивать число востребованных.
- Раздел «Упущенные продажи» — можно найти в отчёте «Цены конкурентов». Составляет список товаров, которые стали реже выигрывать главное место на карточке товара. Данные подскажут продавцу, на какие из них стоит снизить цены.
- Подсказки для работы со складами. Помогут определить, какие товары лучше привозить на склады Маркета и когда. Со дня первой поставки товара его хранение будет бесплатным 30 дней. Затем каждый месяц мы считаем оборачиваемость товара в днях: остатки товара, например, в литрах делим на средние продажи в литрах в день. Если товар оборачивается быстрее 120 дней, он хранится у нас бесплатно. Придерживаясь этих условий, можно не платить за хранение совсем.
- Автоуправление ценами, которое помогает делать их конкурентными автоматически. Границы, до которых продавец готов снизить цены, он устанавливает сам. Цена снижается до меньшей из двух: рекомендованной с учётом анализа цен на других площадках или минимальной на Маркете на данный момент (минус ещё немного) — такая цена сильно увеличивает шансы продавца занять главное место на карточке.
Логистика: быстрее доставишь — больше прибыли получишь
Скорость и качество доставки — то, на что покупатель смотрит сразу после цены. Если сократить срок доставки всего на день, оборот продаж способен вырасти на 15%. А ускорить доставку помогает хранение товаров на складах Маркета (они есть, например, в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Софьине (Московская область) и т. д.).
Оборот растёт, потому что:
- Товары с хорошими ценами и быстрой доставкой ранжируются в выдаче Маркета выше и чаще занимают главное место на карточке товара.
- 98% заказов Маркет доставляет вовремя.
Многие предприниматели боятся делегировать логистику маркетплейсам: «с товаром может что-то случиться». С Маркетом такие сомнения можно отбросить.
И неважно, был ли это телевизор за 100 тысяч рублей или шоколадка за 100.
А если товар найдётся, маркетплейс вернёт и его — бесплатно.
Новые запуски, которые вы могли пропустить
Фиксированные тарифы
Они включают в себя все основные услуги площадки для магазинов. Например, возможность разместить товар на цифровых витринах Маркета, передать платформе приёмку и обработку заказов, всю логистику.
Чем ниже цена, тем ниже тариф. Например, если продавец работает по модели FBY и цена его товара не превышает 99 рублей, за услуги сервиса он заплатит 30 рублей. При стоимости товара от 100 до 299 рублей услуги обойдутся в 40 рублей, а при цене товара от 300 до 499 рублей — в 55 рублей.
Новые тарифы действуют для всех продавцов, которые работают по модели FBY (хранение, сборка и доставка заказов на стороне Маркета) или FBS (товары хранит и упаковывает магазин, а доставляет маркетплейс).
Шоты — новый инструмент продвижения
Шот — короткое видео с демонстрацией товара. Контент может быть любым: распаковка кроссовок, танец в платье, кулинарный мастер-класс с новой сковородой. Ролик позволяет рассмотреть товар, как во время офлайн-шопинга, когда человек, блуждая по магазину, покупает что-то, что изначально даже не планировал.
Для магазинов шоты — дополнительный способ привлечь покупателей, увеличить продажи и выделиться на фоне конкурентов:
- Покупатели видят ленту с роликами на главной странице приложения и на карточке с предложением от магазина.
- Шот переводит покупателя не на общую карточку товара, а на конкретное предложение конкретного продавца.
Инструмент бесплатный для всех продавцов. Ко всем роликам можно добавить описание и фирменные хештеги — чтобы потенциальный покупатель мог посмотреть другие похожие товары от продавца.
Программа лояльности для продавцов Клуб Маркета
Вот что она даёт:
- 15% трат на продвижение через буст продаж возвращается бонусами. Их можно потратить на буст в следующем месяце.
- Продавец может получать выплаты ежедневно, но комиссию платить по ежемесячному тарифу — это 1% вместо 2,2%.
- 7% скидка на аренду автомобилей в Яндекс Драйве сроком от месяца.
Чтобы стать членом Клуба, нужно поддерживать хороший индекс качества, предлагать конкурентные цены и продавать значительное количество своих товаров с кешбэком в виде баллов Плюса.
Реферальная программа
Продавцы могут приглашать на маркетплейс других предпринимателей — по промокоду. За каждого приглашённого Маркет платит 10 тысяч рублей на расчётный счёт после того, как приглашенный продавец отгрузит свои первые заказы на сумму от 10 000 рублей.
Пока можно пригласить продавца, который:
- имеет юрлицо (как ИП или организация);
- впервые регистрируется на Маркете (это условие проверяем по ОГРН);
- согласен работать по модели FBY (продажа со склада Маркета), FBS (продажа со склада продавца) или Экспресс.
Если вы уже продаёте на Маркете как юрлицо или ИП с российским гражданством, то можете присоединиться к программе прямо сейчас. Остальные юрлица могут оставить предварительную заявку на участие — Маркет свяжемся с вами, как только программа расширится.
Запустим совсем скоро
Деньги на развитие
Магазины, которые активно торгуют на Маркете, смогут получить дополнительные средства на развитие бизнеса. Тестировать продукт начнут до конца года.
Отдельная витрина продавца на Маркете
Её могут создать как крупные сетевые ритейлеры, так и небольшие специализированные магазины — например, фермерские лавки или шоурумы локальных марок одежды. Бренд может оформить витрину в своём фирменном стиле, чтобы она выглядела так же, как его магазины в офлайне.
Это поможет привлечь покупателей, увеличить средний чек, повысить продажи сопутствующих товаров и долю спонтанных покупок. В дальнейшем такие витрины будут показываться не только на Маркете, но и на других сервисах Яндекса — например, в Яндекс Go.
За этот год Маркет сильно изменился — итоги подводили на конференции E-com сфера. О том, что маркетплейс делает для продавцов, гостям рассказали 15 спикеров из команды Яндекс Маркета и партнёры. Выступления можно посмотреть в записи на нашем YouTube-канале, а стать продавцом быстрорастущей площадки можно уже сейчас — или в новом году.
Я не очень понимаю : зачем привлекать новых продавцов, запускать акции : 10000 р. за "приведи друга", фиксированные тарифы для товаров до 500 р., когда служба поддержки практически не функционирует. У нас после снегопада 19.12.22 г. водитель одну поставку ( у нас FBS) сдал с опозданием на 14 минут и нам отключили магазин и скрыли товары. Даже на ВБ такого нет. М это при том , что сам ЯМ значительно отстает от ВБ и Озон. Может людей, которые привлечением новых продавцов занимаются перекинуть на удержание тех что уже есть?
Здравствуйте, Алексей!
Если случился форс-мажор, то напишите в поддержку и подробно расскажите о нём. Так мы сможем всё проверить и заранее скорректировать индекс качества. Если проблема ещё актуальна, подскажите ID магазина или номер обращения, пожалуйста. Подключимся и ускорим решение
Обращение № 563409159542. Да Вы только что включили магазин, с лимитом 30 заказов в день. Но сейчас самый сезон, 14-минутное опоздание никак не повлияло на дальнейшую доставку клиентам. Индекс качества, который у нас теперь понизился, кстати у вас складывается не только из нашей работы, но и работы курьеров ЯМ, и нам в отзывах часто пишут, какие бестолковые курьеры. У вас же раньше была служба поддержки с "живыми" менеджерами, может ее вернуть?
Здравствуйте!
Повысили лимит до 40 заказов в день. Если будут ошибки в их обработке, ограничение можем пересмотреть. Как только индекс станет 95 и выше, лимита не будет.
Подробно рассказываем про индекс качества здесь: https://clck.ru/32qKqo
Где здесь? :)
Яндекс, такой яндекс