{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Как IT-стартапу получить первые кейсы с крупным бизнесом, не имея подобного опыта — 7 способов из личного опыта

Любой стартап — как вчерашний студент: без опыта не берут, а получать опыт не дают. Нам в Satori удалось сломать систему и без опыта работы с крупным бизнесом поработать с Банком УралФД, АльфаСтрахование-ОМС, Барс Груп, Аналитическим центром при Правительстве РФ. Почему традиционная реклама не канает и как все-таки продавать сложные решения.

Константин Могилевкин
основатель IT-компании полного цикла Satori

Мы в SATORI занимаемся сложными проектами с бэкенд-разработкой. Также у нас своя система по управлению данными DLH: сбор, обработка, хранение и использование.

Как и многие IT-компании на рынке, мы столкнулись с проблемой «выпустившегося студента». То есть, чтобы поработать с крупным заказчиком, нужен кейс работы с крупным заказчиком. Но ты не можешь его получить, потому что крупные заказчики не работают с новичками. Да, не только студенты страдают от строчки в вакансии «опыт работы с подобными проектами 1-3 года».

Замкнутый круг: чтобы поработать с крупным заказчиком, нужен кейс с крупным заказчиком

Вот и у IT-компаний та же проблема

В Satori я попробовал семь способов завоевать доверие крупных заказчиков, и у нас получилось. За 5 лет в нашем портфолио появились кейсы

В статье поделюсь, что нам помогло, и как вам применить наш опыт в своей работе. Будет полезно основателям и руководителям компаний, которые «подвисли в воздухе»: ты еще не большой, но уже не такой маленький, и денег не хватает, и более четкого позиционирования. «Мастодонтам» будет полезно узнать, как перестроить маркетинг, чтобы по-другому продавать сложные продукты и решения — об этом тоже расскажу.

Почему реклама не поможет найти крупного клиента

На бэкенд-разработку заказчика найти сложнее, чем на создание тех же сайтов, которые нужны ± всем. Если ты веб-студия или диджитал-агентство, размести рекламу, добавь бренд в подвала сайта клиента — и лиды попрут. Этапы довольно простые: ТЗ → дизайн → разработка. Результат принимают исходя из того, нравится или нет.

С бэкенд-разработкой все гораздо сложнее. Она решает узкие задачи и стоит намного дороже. Рекламировать ее бессмысленно, потому что таких разрабов ищут не в рекламе, а по знакомым. Спрос ниже, поэтому кейсов меньше, при этом многие нельзя показывать из-за NDA.

Студий разработки много компаний «сдуваются» уже в первый год работы. Но нам хотелось все поменять и найти любые лазейки, чтобы задержаться на рынке. Способы неочевидные, но проверенные — я поделюсь нашими кейсами и именами (по возможности). Голословным быть не хочу.

1. Получить заказ от инновационной дирекции при крупной компании, которая ищет пилоты на рынке

В чем суть. При каждой крупной компании есть дирекции по инновационному развитию. Они ищут продукты и услуги на рынке и за небольшие деньги внедряют их у себя. Например, московский инновационный кластер (МИК), инновационные дирекции при банках и крупных промышленных предприятиях.

Что делать. Стать резидентом Сколково, Иннополиса, крупных IT-парков, венчурных фондов. Дальше они сами с вами свяжутся — напрямую или через представителей платформ.

Отчасти Собакевич прав

Как это сработало у нас. Мы стали резидентами Сколково, Астанахаба в Казахстане и IT-парка в Казани. Когда часто мелькаешь, то к тебе начинают обращаться. Например, в Ленте увидели наш продукт по управлению данными в Сколково и захотели посмотреть ДЕМО.

Плюсы и минусы

✅ Получаешь PR и становишься заметным среди крупняков.

✅ Можешь доработать продукт не в вакууме.

✅ Если в компании подтвердили внедрение, — это кейс для других крупных заказчиков и знак того, что риск провала с вами ниже, чем с конкурентами.

❌ На таких проектах особо не заработаешь. Готовьтесь выполнять их больше для кейса, продукта и контактов. Но это нормально на старте.

2. Привлечь внимание авантюристов и гиков

В чем суть. Обычно в компаниях есть СТО и руководители цифровой трансформации, которые при общении понимают, что вы — специалист в какой-то определенной части. Допустим, в управлении данными или в определенных классах систем, которые им нужны. И даже если у вас пока нет опыта, могут помочь что-то пропилотировать в их компании или порекомендовать вас на оказание определенных услуг. В общем, «рыбак рыбака».

Что делать. Найти агента-представителя компании и выстроить с ним лояльные отношения. «Вешать на него погоны» — говорить, что точно его не подведете, чтобы помочь выполнить KPI. Акцентировать внимание на проектах, которые ему важны.

Чтобы выйти на такого агента, подключайте сарафанное радио. А для этого хорошо выполняйте свою работу. Продавайте услуги честно: если чего-то не умеете — так и говорите. Технари компаний, с которыми вы работаете, посоветуют вас другим технарям.

Как это сработало у нас. Будет неправильно делиться таким кейсом и называть конкретные компании. Могу лишь только сказать, что этот способ проверен неоднократно.

Плюсы и минусы

✅ Проще продвинуть выгодные для вас решения, так как на той стороне за вас уже поручились.

✅ В перспективе можно получить больше задач от компании и получить «жирный» кейс.

❌ Если покажете «гиковатость» сразу, то потеряете клиента — привлекайте внимание к продукту с помощью «спецэффектов», а техническую подкованность приберегите для следующего этапа.

❌ Сложно влиять на процесс, но можно — в 7 пункте расскажу, как.

3. Поучаствовать в тендерах по 223-ФЗ или 44-ФЗ

В чем суть. На разных площадках публикуют тендеры, на которые можно заявиться в рамках двух федеральных законов. Первый — 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Второй — 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кажется, что везде уже есть свои подрядчики и вам даже пробовать не стоит, но на деле тендеры выигрывают и новички.

Что делать. Выбрать подходящий тендер на площадке и подать на него заявку. Как правило, выбирают того, кто сильно сбил цену. По 223-ФЗ подаваться проще — проекты здесь коммерческие, меньше требований по оплате и лицензиям. По 44-ФЗ сложнее — в госпроектах закручивают гайки только так.

Как это сработало у нас. Мы в Satori подали заявку на платформе «Росэлторг» по 223-ФЗ и выиграли тендер «РусГидро ИТ сервис» — предложили самую низкую цену. До конца 2023 года завершим создание единой информационной платформы по пилотному проекту. Планируем рассказать об этом кейсе отдельно с двух сторон: нашей и заказчика.

Сначала мы предложили нашу систему DLH по управлению данными, но предложение отклонили: не согласились купить лицензию и хотели open source решение. В итоге мы создали Единую информационную платформу на базе open source — компонент, архитектурой похожей на наш продукт.

4. Стать субподрядчиком IT-интегратора или единственного крупного поставщика

В чем суть. IT-интеграторы и крупные поставщики подаются на тендер или получают клиента другим путем. Госкорпорации и известные компании не хотят рисковать и работают с интеграторами и генподрячиками по одной причине: риск «обосраться» у миллиардной компании ниже, чем у компании с оборотом в 50 миллионов. Проект включает в себя много сложных работ: управление данными, деплой, разработку мобильных приложений, сайта, корпоративного портала. У генподрядчиков в какой-то части нет свободных ресурсов или «белое пятно» — недостаточно компетентны. Они берут на субподряд мелкие компании.

Что делать. Работать с такими генподрядчиками, и прийти к ним даже до того, как появится возможность получить такой кейс. Выполнять небольшие субподрядные работы. А к моменту, когда крупный заказ появится, — поручат вам, так как вы уже заработали репутацию.

Как это сработало у нас. В интеграторе работал хороший знакомый, который знал, на что способна наша команда. Сроки поджимали, и нужно было срочно взять кого-то на подряд. Иначе в интеграторе могли попасть на пени от заказчика и потерять имидж. Работали с генподрядчиком в сфере финансов (не могу назвать из-за NDA), дорабатывали для них бэкенд по требованию.

Плюсы и минусы

✅ Меньше рисков, чем при работе с тендерными проектами и крупными компаниями напрямую — у генподрядчика больше ресурсов, и вы получаете выплаты своевременно: есть и авансы, и поэтапная оплата.

✅ Закладываете фундамент для будущей работы — в случае успешного кейса получите еще заказы на субподряд.

❌ Работа в режиме burning ass — в такие проекты зовут либо когда сроки поджимают, либо когда уволилась целая команда, и ищут замену.

❌ Много не заработаете — генподрядчик заберет себе 10-20% маржи.

5. Показать себя через другой вид сервиса

В чем суть. Компаниям без громких кейсов сложнее продать свой продукт, чем отдельную услугу. Поэтому с крупными заказчиками проще начинать с услуг и только потом продавать продукт — когда зарекомендуете себя как хороших исполнителей или продукт сможет решить другие проблемы заказчиков.

Что делать. Подгототовить продукт, иначе его сложно будет продать. Согласиться на оказание точечной услуги для крупного заказчика и внимательно слушать на встречах, в чем еще есть проблемы. Задавать вопросы, с помощью которых вы можете подвести заказчика к продукту. Попробовать продать и тем самым сделать upsell или cross-sale.

Как это сработало у нас. Начали работать с крупным банком над созданием единого API для подключения партнеров. Пока делали API, выяснили, что в компании все плохо с данными. Мы предложили попилотироваться с нашим продуктом DLH по управлению данными по себестоимости. Сейчас это один из ключевых наших заказчиков.

Плюсы и минусы

✅ У заказчика уже есть к вам доверие, и продать будет проще.

✅ Получите кейс с более комплексным решением задачи — это всегда больше ценится.

❌ Возможно, допродажи придется делать по себестоимости.

6. Зарабатывать репутацию, чтобы вас рекомендовали

В чем суть. Личные рекомендации работают лучше всего. Например, два СТО идут в баню и начинают обсуждать дела. Один хвалится, что запустил крутой проект, много на этом сэкономил или заработал. Другой просит контакт. Так вы попадаете в список доверенных подрядчиков.

Что делать. Не допускать ошибок, пока вы небольшая компания. Если ты один раз где-то профакапился, то это еще долго будут обсуждать в узких кругах. Крупные компании уже могут позволить себе погрешности в виде неудачных проектов. Но пока у вас нет в портфолио громких имен и крутых проектов, — нужно работать на имидж, даже не на деньги и очень скрупулезно.

Как это сработало у нас. К нам по сарафанке неоднократно приходили крупные проекты. Например, из сферы страхования. Тогда интегратор сказал «Эти ребята точно сделают», и к нам обратились.

Плюсы и минусы

✅ Вам заранее доверяют больше, чем другим компаниям, и у вас в этот момент даже нет конкурентов.

❌ Ошибки стоят дорого. Одна ошибка сломает сарафан.

7. Сотрудничать с техноброкерами

В чем суть. На рынке есть компании, которые я бы назвал «айтишными риелторами». У них в штате нет техспецов — только инноваторы и продажники. Мониторят рынок и помогают заказчикам подобрать продукт. Техноброкеры добавляют в свой портфель несколько продуктов и участвуют с ними в стартаперских движухах. Там выискивают компании и заключают с ними агентский договор. Получают за каждую сделку свой процент.

Что делать. Участвуйте в конкурсах и митапах, где есть техноброкеры. Разошлите для них коммерческое предложение. Наращивайте медиавес, чтобы техноброкеры узнали про вас сами.

Как это сработало у нас. Мы подписали агентский договор с техноброкерами «DIA Innovation», которые нашли нас в числе резидентов IT-парка в Казани. Через них мы вышли на МТС. Два месяца пилотировали наш продукт, и в итоге им заинтересовались.

Плюсы и минусы

✅ Не тратите время на привлечение лидов и первичную продажу — за вас это делают техноброкеры.

✅ Вы «под зонтиком», а риски берет на себя техноброкер: вы работаете по постоплате и перечисляете комиссию уже после получения средств.

✅ Не обязаны браться за все проекты, которые вам предлагают.

❌ Придется выплачивать агентский процент.

Что в итоге

Реклама не поможет найти средних и крупных заказчиков. Нужно показывать экспертность через релевантные кейсы и пилотные проекты. Обычно это называется solution selling c долгим отложенным эффектом.

Чтобы получить крупный проект, нужна доменная экспертиза. Компании с большими оборотами любят узких специалистов. Руководители могут на них положиться и снизить риск факапов на проекте.

Даже если общаетесь с гиком, объясняйте простым языком. Показывайте глубокую экспертизу и техническую подкованность, когда уже «зацепили» и удивили теми результатами, которые может дать продукт или услуга сверх ожиданий.

О кейсах рассказываем на сайте Satori. Опубликовали те, которыми можно делиться.

Описать задачу на бэкенд-разработку или узнать больше о платформе управления данными можно у меня в Телеграм.

0
37 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Ма

Шуточки у вас, однако ;)

Ответить
Развернуть ветку
Поросенок Пётр

Шарикова звать Собакевичем, какой смысл? Как связаны эти два персонажа? Это ошибка а не шутка.

Ответить
Развернуть ветку
HEIM

Если бы люди знали что Шариков на самом деле собой их олицетворяет, они бы из него мемов не лепили.

"Собачье сердце" в иносказательной форме повествует историю человечества, некий профессор Преображенский произвел эксперимент и создал человека, но результат ему не понравился, после чего он вознамерился стереть с лица земли все человечество.

Бытие
1:27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
6:5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6:6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
6:7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

Ответить
Развернуть ветку
Поросенок Пётр

А я дальше и не копаю, ибо уровень дискуссии не тот у автора.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин
Автор

Спасибо за вашу внимательность, поросенок)

Ответить
Развернуть ветку
Поросенок Пётр

Это не внимательность, это образование.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин
Автор

Спасибо за ваше образование, поросенок

Ответить
Развернуть ветку
Лариса Титова

обожаю шибок)) картинка пять баллов

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин
Автор

Отдельное спасибо Сергею Перевозчикову за помощь в редактуре https://t.me/krometexta

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Перевозчиков

фсегда рат

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

Это Константин так красиво перевел стрелки кого винить в фэйле с Шариковым.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин
Автор

Вау, я даже не думал об этом))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Перевозчиков

Я серьезно думал, что он Собакевич

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин

Знакомые лица)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин
Автор

Шарикова узнал?)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин

Всех узнал) ты забыл еще один способ упомянуть завоевания крупняка - написать статью на vc )

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин
Автор

Я не хотел писать этот способ без упоминания club.org )

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

Надо качать продажи

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин
Автор

Согласен) помогите

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Самбуров

Костя, а 7 способов выше не раскачивают? ))

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин
Автор

Они готовят базу для системных продаж) без кейсов продавать крайне проблематично

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Перевозчиков

Тоже могу помочь — сделать тебе понятные посадочные про услуги и платформу, упаковать кейсы, сделать крутую презу. Ну обсудим 😁

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин
Автор

В тебе не сомневаюсь)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

С удовольствием. Написал в ЛС

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

Даже на сайт сходил — так и не понял, как расшифровывается DLH

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин
Автор

Deductive Lake House

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

Всегда было Data Lake House. Я смотрю вы придумали что-то новенькое?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин
Автор

А у нас Deductive, чтобы акцентировать внимание, что там есть расширенный потенциал аналитики

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

Я бы использовал аббревиатуру DDLH - Deductive DLH, чтобы обозначить разницу. Но могу понять почему вы используете DLH - для простоты общения, и чтобы в нужный момент подчеркнуть, что на самом себе Deductive LH.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

прикольно. спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Ефимов

Константин, статья супер полезная и релевантная для меня, на vc таких очень мало( спасибо, что поделились проверенными способами, а не гипотезами, и побольше крупных и адекватных заказчиков🤝

надеялся что у вас есть телеграмм канал, чтобы сразу вас читать без поисков, но увы(

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин
Автор

Дмитрий, спасибо. Телеграм канал в планах, надеюсь, в конце Января уже будет

Ответить
Развернуть ветку
Джимми Юрин

Заводить связи на корпоратах

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин
Автор

На корпоративах?)

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Харин

Через баньки.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин
Автор

Непорочные связи в баньках?

Ответить
Развернуть ветку
Maks Uss

Ничего не понял, как всё понять?

Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
Раскрывать всегда