(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Менеджеры по продажам жалуются на «плохие» лиды и не могут закрыть сделку — что делать

Иногда менеджеры и правда не могут закрыть сделку, но не всегда из-за плохих лидов. Сегодня статья не про контекстную рекламу — подготовил чек-лист «Как найти слабые места в отделе продаж». Спойлер: увольнять никого не будем.

С претензией к качеству лидов сталкиваюсь частенько. Но когда мы с клиентом погружаемся в проблему глубже, то во многих случаях выясняется, что с лидами неправильно работали или вообще не работали. Делюсь советами, которые помогут улучшить работу отдела продаж и увеличить число сделок. Про некачественные лиды, которые приносит непосредственно Яндекс (а их сейчас стало действительно много) — мы поговорим в отдельной статье, там тоже много интересных моментов.

Богдан Ефремов — руководитель агентства Efremov Media и ppc-специалист

Отдел продаж частенько формируется стихийно: сначала была секретарша, которая отвечала на звонки покупателей, потом наняли помощника, который стал отвечать на звонки вместо нее. Чтобы этот помощник и его напарник, которого тоже взяли помогать, не мешали своими звонками, их пересадили в отдельный кабинет. Вот вам и отдел продаж. Никакой подготовки — отвечай на звонки и продавай. Это как «построй дом». Какой дом, из чего, для кого? Вот где кроется главная проблема — нет понимания, что продажник делает и для чего.

Итак, что нужно узнать, чтобы найти слабые места.

1. Есть ли понимание задачи

Иногда люди относятся к работе как к чему-то, что нужно перетерпеть. И проблема такая возникает часто оттого, что они правда не понимают, для чего их наняли, чего от них ждут. Прежде чем требовать результата или ругать лиды, уточните, знает ли менеджер:

  1. Что он продает — не только название продукта, но и его характеристики, конкурентные преимущества и возможные недостатки. Для этого некоторые продвинутые руководители пишут «Книгу продукта», где собирается все-все, что известно о товаре. На старте будет достаточно обычного гугл-дока, который постепенно будет обрастать всякими нужностями, например, появилось новое возражение у покупателей — записали. Научились его обрабатывать — записали.
  2. Какие у него цели на месяц, на неделю, на сегодняшний день. Знаю менеджера, который на вопрос «А какой у тебя сегодня план продаж?» ответил «Никакой». Был скандал, менеджеру выговор, а дело было в том, что он реально не знал, что у него должен быть план. Это упущение руководителя отдела, который, кстати, больше всех еще возмущался на зеленого бедолагу. Хотя руководитель, который скидывает всё на своих подчинённых перед начальством — это уже отдельная беда.
  3. Какая у него задача — не отвечать на звонки, не регистрировать заявки, а продавать. Продолжение истории из предыдущего пункта: менеджер без цели и плана думал, что его задача вовремя прийти в офис, отстрадать свои 8 часов и уйти в 17:20, чтобы никто не возмущался, что он уходить ровно в пять.
  4. Кому он продает или ЦА, как говорят в маркетинге. Знание покупателя, его потребностей, привычек, ограничений очень помогает наладить процесс продаж. Иногда аудиторий может быть несколько, и с каждой надо работать по-своему. Элементарно может различаться восприятие цены на ваш продукт. Исходя из этих знаний, менеджеры смогут предложить сопутствующий товар или не навлечь на себя праведный гнев покупателя, который и так покупает скрепя сердце.

Каждый менеджер должен знать, что за продукт он продает, какой, почему его могут купить, а могут и не купить. У него должны быть цели на месяц и на день. Спросите своего менеджера, какой у него сегодня план — ответ может неприятно удивить.

2. Есть ли понимание процесса

Когда вы опишите продукт, соберете возражения и алгоритмы их отработки, у вас уже будет почти шаблон для действий. Сразу оговорка: не пишите менеджерам скрипты, дайте им отправную точку и конкретизируйте цель, а путь пусть они строят сами. Если вы сядете писать скрипт, вы создадите его под себя, то есть под свою манеру общения, свой темперамент, уровень упорства и готовности войти в положение. Но менеджеры ваши, скорее всего, на вас не похожи. У вас могут работать меланхоличная особа с мелодичным голосом и шустрый парень-огонек — и оба могут продавать одинаково хорошо, используя свои особенности.

Итак, сами менеджеры могут написать себе скрипты. Вы же или руководитель отдела продаж должны помочь им в этом: собрать список возражений, обсудить, как их можно отработать. Только не устраивайте показательные выступления, где меланхоличная особа должна во что бы то ни стало продать телефон, а парень-огонек — не купить его. Будьте союзником, а не надзирателем.

3. Есть ли понимание ролей

В компании может быть один менеджер по продажам или десять. Если менеджеров много, у них должна быть какая-то иерархия. Без контроля она формируется сама: появляются авторитетные дамы, которые снимают сливки и быстро ставят галочки в плане, и менее уверенные в себе ребята, которые вместо того, чтобы продавать, заполняют таблички за всех. Пример не выдуманный. Такие ребята не выполняют план, им некогда погружаться в продукт.

Итак, если в отделе есть какие-то задачи по заполнению таблиц, составлению планов и раскладыванию договоров по стопочкам — распределите эти роли и покажите пальцем на ответственных. Так, каждый менеджер будет делать что-то свое, сможет нормально планировать время, чтобы и табличку успеть заполнить, и план выполнить.

4. Есть ли у менеджеров план или шаблон работы

В строительстве есть такая штука — ППР или план производства работ. Это таблица, где с точностью до дня расписано, какая бригада, когда и что делает. Менеджеры могут точно так же составить для себя план взаимодействия с клиентом. Для турагентства он может выглядеть так:

Здесь важно, чтобы менеджер не растягивал каждый этап. Если он не перезвонит через 10 минут, то через 30 клиент уже купит тур в другом месте. Если менеджер не направит договор в течение двух часов, как обещал, то через 2 часа 2 минуты клиент будет в негодовании звонить сам. Ни о какой продаже доп услуг и речи быть не может, он же зол.

5. Умеют ли менеджеры на подлете классифицировать клиентов

Этот пункт возвращает нас к знанию ЦА. У каждой компании формируется определенный портрет потенциального покупателя или даже несколько. Под каждый сегмент прорабатывается своя стратегия разговора, действий, даже ППР может отличаться. Умение классифицировать клиента помогает быстрее найти к нему подход, правильно оценить его финансовые возможности, триггеры покупки. Это умение не только приносит вам прибыль в моменте, но и работает на лояльность, ведь чем лучше менеджер понимает покупателя, тем приятнее с ним общаться, а значит, захочется вернуться.

Я перечислил базовые вещи — этому учат на курсах для менеджеров по продажам и их руководителей, но отсутствие этих вещей встречается довольно часто. Особенно в офлайн. Был менеджер, который просто зачитывал мне информацию по брошюрке со стенда в компании, которая подключает ТВ и интернет. Надеюсь, это был стажер. А у вас есть похожие истории?

Напомню, что я специализируюсь на контекстной рекламе и больше о ней рассказываю в Телеграм-канале — присоединяйтесь, если нужны разборы новинок Директа, обзоры инструментов и обсуждение проблем с настройками или показателями.

Жду ваших историй в комментариях, увидимся там.

Нужна помощь с запуском рекламы — велком на сайт efremov-m. ru.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
76 комментариев
Написать комментарий...
keysersoze

Согласен с автором в том, что не надо ругаться на лиды, пока не доказано, что все остальное в порядке. Сначала создайте хорошую систему.

Что мы используем у себя (600млн оборот компании, 26 менеджеров по продажам):

- Постоянное обучение. Есть свой Корпоративный Университет (2 человека), который регулярно обучает и переобучает людей. Для нас это стоит 150к/год за платформу (iSpring) и 70-80к/мес на зарплаты, но вы можете сделать бесплатно в Moodle. Мы начинали именно так.
- Аттестация каждые 3 месяца. Контрольная, как в универе - менеджер тянет билет, отвечает, если результат плохой, то теряет лиды и отправляется на переобучение. Бесплатно, своими силами.
- Тайный покупатель. 2-3 раза в неделю. Не штрафуем, но публикуем результаты, и подмечаем лучшие находки, крутые продажи и т.п. 4000/мес, исполнителей ищем на Workzilla.
- Хорошие бонусы и проценты. Но это не главное. Главное - онлайн визуализировать доход менеджера. Многие компании наступают на эти грабли. Компаниям следует сокращать время между действием и получением вознаграждения, пусть даже это будет цифра дохода в гугл-таблице. Но онлайн! Продал — цифорка выросла. Гугл таблицы - бесплатно!
- Лидов не хватает на всех! Если у вас лидом можно пренебречь, то у вас слишком мало менеджеров!
- Культура и геймификации. Об этом можно почитать у меня в блоге.
- Популяризация “легенд”, постоянные рассказы про лучших клиентов, большие продажи и т.п. Надо создать атмосферу, в которой начинает цениться смелость и настойчивость. Как недавно сказала одна наша сотрудница, зарабатывающая по 20к рублей себе в карман на сделке “хаметь надо постепенно”. Менеджеры должны быть в хорошем смысле хамами и не бояться денег.

Ну и следует понять, что “плохой лид” - субъективное понятие. Для сильной компании с оптимизированными бизнес-процессами даже плохой лид будет приносить деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Be #inSuccessCommunity

Вы психи:) У меня все проще. Хочешь работать- работай, не хочешь ну сам знаешь. Второе есть маркетинг с которым есть договоренность по поставке лидов. Холодные продажи не эффективны- для этого есть маркетинг в связке с RPA. Сейчас на подходе ChatGPT - ИИ рулит и облегчает работу.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Какие Ваши задачи решает ии?)

Ответить
Развернуть ветку
Be #inSuccessCommunity

Маркетинг - привлечение клиентов на основе нейронной сети. RPA - речевые боты, заменяют холодные продажи. Обзвон идет не тет-а-тет а сразу в 1000-х клиентов. Итог: лид.ген по маркетингу получается качественный далее передача на RPA обзвон тех то пришел (сужаем воронку продаж) => переводим на человека у которого одна функция- дожим и допродажи. Экономия на ФОТ и цикле сделки. Но это работает только с простыми продуктами (шаблонные решения), если продукт сложный нужно думать по-другому.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Котовский

Rpa работает с простым продуктом , коротким циклом сделки, чаще в2c, а холодный поиск и обзвон в правильных руках пушка крупного калибра, только мозг нужен что справляться

Ответить
Развернуть ветку
Be #inSuccessCommunity

И да нет. RPA действительно работает с простыми продуктами, но не только в b2c. Обращали ли Вы внимание как функционирует fintech в b2b? Или как по-новому можно продавать простые шаблонные сервера в в телекоме? И кстати если правильно выстроить процессы, можно и ФОТ подсократить, за счет смены фокуса продажников с холодных на аккаунтинг. А также у таких продажников и мотивация растет к работе, т.к появляется результат. Наша компания именно такие бизнес процессы и встраивает. Но работаем мы только со средним и крупным бизнесом.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Котовский

Дайте контакт в личку. Инетересно.

Ответить
Развернуть ветку
Nygard Gennadi

Знаем вы ваши RPA - речевые боты)) Напишешь такому. А тебя попросят оставить имя, контакты и уйдут в закат.
Пишешь ему - Аллё. гараж! Есть кто дома? А в ответ тишина. И мёртвые с косами стоят.
Я уж и пытаться перестал. Сразу ищу потенциального клиента сам, по соц сетям например. Качество продаж значительно улучшилось.

Ответить
Развернуть ветку
Be #inSuccessCommunity

Я думаю, Вы просто не правильно осведомлены о b2b продажах, а свое видение b2c экстраполируете на ранок b2b. Кстати в b2c, RPA используется активно и заменят труд, замечу очень дорогой труд менеджера для компании, на роботизированный. Если Вы посмотрите на экономику не как специалист-менеджер, а как владелец бизнеса, то со мной согласитесь. Вот плюсы от использования:
1) экономия на налогах, вследствие минимизации затрат на Фонд оплаты труда
2) работа в режиме нон-стоп
3) работа не с одним, а с 1000-ми заказчиков
4) смена фокуса менеджеров с «холодных» продаж с конверсией c1 не более 5% на c2 - конверсия 18%. Также уменьшается текучка

Я рекомендую Вам смотреть не как обыватель, а подходить профессионально к вопросу, все-таки vc.ru платформа не для обывателя :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Тоже интересно

Ответить
Развернуть ветку
keysersoze

chatGPT да... я за 2 дня понял, что 30% моих задач лучше и быстрее выполняются машиной. Страшно!))) Уже подыскиваю себе подходящий коллектор и железную бочку, буду там газеты жечь, чтобы было тепло...

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Artemev

Про RPA интересно. Как именно используете в маркетинге?

Ответить
Развернуть ветку
Be #inSuccessCommunity

RPA не в маркетинге- RPA в продажах. Нейронка в маркетинге

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Artemev

Ок, а RPA в продажах как используете?

Ответить
Развернуть ветку
Be #inSuccessCommunity

Выше описал. Есть компания - роботтера у них есть кейсы.
P.S: в данной компании не работаю и это не реклама компании. Просто нравятся их кейсы.

Ответить
Развернуть ветку
Nygard Gennadi

Помоему вы пытаетесь впарить нам свою продукцию. Неплохая попытка )))

Ответить
Развернуть ветку
Be #inSuccessCommunity

Я же уже писал. Я не работаю в этой компании. И незамотивирован на их продажи. У меня другой бизнес - выстраивание процессов в компаниях среднего и крупного бизнеса. Одним словом работаю с богатыми и кого есть четкое понимание, что им это надо. Поэтому не считаю необходимым доносить ценность своего ремесла, кто знает сам приходит. Работа с возражениями тоже упускаю - для этого у меня есть маркетолог, который ориентирует наш бизнес именно в тот сегмент, который не имеет возражений (см. выше). Я бы назвал себя так - я iPhone. А как известно за iPhone приходят те кому он нужен и рекламировать его сильно не надо.

Ответить
Развернуть ветку
73 комментария
Раскрывать всегда