Инвестировать в логистику и догнать Ozon: Тигран Худавердян о развитии «Яндекс.Маркета», конкурентах и планах на роверы

Главное из разговора Forbes c управляющим директором группы компаний «Яндекс».

План «Маркета» — догнать Ozon

  • По итогам 2021 года товарооборот всего сегмента электронной коммерции «Яндекса» вырастет на 200%, прогнозирует Тигран Худавердян. За второй квартал общий объём оборота товаров (GMV) сегмента вырос на 155%, до 35,1 млрд рублей.
  • В Goldman Sachs среди крупнейших игроков российского рынка электронной коммерции называют Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и AliExpress. По словам Худавердяна, компания «сейчас сфокусирована на том, чтобы догонять ближайшего конкурента — Ozon, это важнейшая тема».
  • Стать первыми хотят многие: AliExpress видит себя в тройке лидеров, Ozon планирует достичь оборота 2,5 трлн рублей к 2026 году, заняв треть рынка, «Сбер» — стать третьим на рынке электронной коммерции к 2023-му с оборотом 500 млрд рублей, а к 2030-му — занять первое место, обогнав Ozon и Wildberries.

Если бы мы хотели оставаться маленьким игроком, то предоставляли бы сервис по онлайн-торговле только в Москве. Амбиции быть крупным федеральным игроком в числе лидеров на какой-то из позиций у нас есть. Но зачем сейчас друг друга раздражать? Кто-то из нас будет первый, кто-то второй, кто-то третий. Поживем — увидим.

Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекс»
  • За весь 2021 год «Яндекс» планирует вложить $650 млн в развитие«Маркета», «Еды» и «Лавки». До этого компания хотела инвестировать $400-500 млн. По словам Худавердяна, деньги пойдут в основном на логистику: склады, распределительные центры, пункты самовывоза.
  • Сейчас у «Маркета», «Еды» и «Лавки» восемь складов общей площадью 260 тысяч м². На сколько вырастет их количество, в компании не говорят.

«Маркет» — это ещё и технологии

  • Бизнес «Яндекс.Маркета» — это не только физическая инфраструктура, но и технологии. По словам Худавердяна, в ИТ-команде сервиса сейчас около 1200 человек.
  • Чтобы контролировать качество доставки в регионах, «Яндексу» пришлось отказаться от сторонних курьерских служб в крупных городах: невозможно было узнать, доставлен заказ или нет.
  • Автопарком фургонов для доставки управляет «Яндекс.Драйв». На машинах установлены специальные платы телематики. Они позволяют следить за передвижением автомобилей и её показателями, например уровнем топлива.
  • «Маркет» также использует генеративные нейросети. Они позволяют анализировать большие объёмы текста в отзывах, а затем создавать на их основе дайджест про конкретный товар.

Скептик скажет: за счёт этой технологии нельзя победить Ozon. И я согласен. Но если у нас будет критическая масса разных технологических решений, это существенно улучшит продукт и сделает нас более эффективными в процессах.

Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекс»

«Яндекс» планирует предлагать роверов другим компаниям

  • «Яндекс» начал тестировать роботов-курьеров в 2019 году, а летом 2021-го «Роверы» стали доставлять заказы в кампусы университетов США.
  • «Роверов» создаёт Yandex Self-Driving Group в Москве, которая делает беспилотные автомобили. Пока «Яндекс» может выпускать около 100 роверов в месяц, а оператор одновременно мониторить до 10 устройств.
  • По словам Худавердяна, скачок в технологии произойдёт, когда один оператор сможет следить за 100 роверами. Тогда речь пойдет о бизнесе в десятки тысяч роверов в месяц, а «Яндекс» сможет предоставлять их как услугу, в том числе другим компаниям.
«Яндекс.Ровер» «Яндекс»
«Яндекс.Ровер» «Яндекс»
2929
80 комментариев

 По словам Худавердяна, скачок в технологии произойдёт, когда один оператор сможет следить за 100 роверами.Скачок произойдет, когда цена доставки ровером будет ниже курьера, а сам он ездить будет быстрее его. И это вряд ли получится у Яндекса в ближайшие годы.

37
Ответить

Не помню на каком сайте, но читал статью по исследованию распространения ии в обработке звонков в европе, короче, итог таков, 90% крупные компании имитируют ии реальными людьми, чтоб поддержать тренд и не обанкротится, т.к. введение и обучение ии в разы дороже чем стоимость оператора)
Еще долго будут у роверов вместо мозгов операторы

13
Ответить

Тем более, от "Яндекса" тут не зависит ровным счётом ничего. При идеальной инфраструктуре уже сейчас возможна полная автоматизация доставки.

1
Ответить

Почему это не получится?

Ответить

Яндекс выдающаяся технологическая компания, которая вполне успешно противостоит мировому монстру в лице гугл.

Но в торговле у них ничего не получится, по крайней мере, не получится обогнать Озон или WB, так как торговля очень сложное дело, очень много нюансов. Она должна быть главным направлением у компании, как это происходит в Амазон, Алибаба, Озон или WB.

PS Только сегодня пришло от Яндекса письмо написанное роботом, что мой магазин заблокирован, причина блокировки: не проставленные финальные статусы у некоторых заказов.
Зашел в эти заказы (всего десяток) и увидел старую боль с которой обращался к яндексу много раз, люди заказывают и не выкупают, отказаться от заказов без предоплаты нельзя, пункт СДЕК-а позволяет держать такие заказы две недели, но Яндекс считает, что неделю достаточно и тупо блокирует весь магазин. 
Возможность добавление трека в модели DBS анонсировали пару месяцев назад, но функция так и не работает в реальности, техподдержка уже месяц пытается выяснить почему программисты выкатили нерабочую фичу.
Вот как они с таким подходом собрались кого-то побеждать?

19
Ответить

Боюсь, тут вера Яндекса в свои технологии скорее подведёт их. Их вера уже дошла до того, что в поддержке (не) отвечают бездушные боты, не понимающие смысл сообщений, а все вопросы решаются только через VC.ru и соцсети. Впрочем, непонятно, какие у них такие технологии касательно товаров, в которых они существенно опережают тот же Озон или Алиэкспресс? Нейросети сейчас не клепают только ленивые.

В вопросах доставки важно человеческое взаимодействие с пользователями, а эта именно та компетенция, в которой Яндекс плавает. Как они могут хорошо относится к пользователям, если даже в отношении к собственным сотрудникам у них проблемы и хронические недоплаты? Причём речь не только о таксистах/курьерах, которых они тоже умудряются обижать больше конкурентов, но о вполне себе сотрудниках офиса и разработчиках. В этом ключе иронии добавляет то, что в этом вопросе их опережает тот же Тинькофф, который они чуть было не договорились купить, но тупо пожадничали. А специалистов по нейросетям легко схантят конкуренты, просто предложив рыночную зарплату.

Что же, запасаемся попкорном и ждём лулзов с описаний товаров в стиле китайских продавцов.

15
Ответить

Это особенно становится понятно когда начинаешь общаться с HR Газпрома или Яндекса, у них в тоне голоса всегда чувствуется "выебон", а это целая корпоративная культура :)

4
Ответить