{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как писать классные ИТ-тексты

Дайджест контента, который поможет создавать работающие ИТ-тексты

В этой статье вы найдете ссылки на материалы, которые помогут разобраться в теме и научиться создавать работающие ИТ-тексты. Полезное найдут для себя не только новички, но и опытные редакторы и райтеры. Изучайте, пробуйте на практике, внедряйте в свою работу.

Если вас заинтересовал этот заголовок, то скорее всего вы ИТ-специалист, автор или редактор, у которого есть потребность создавать текстовый контент для ИТ в самом широком понимании этого слова. Начинающий стартапер, который хочет познакомить со своим продуктом широкую аудиторию. Гейм-дизайнер, который думает прокачать личный бренд за счет публикации экспертных статей. Разработчик, которому нужно освоить, как писать посты в корпоративный блог на Хабре. Редактор, который решил попробовать новые сферы работы, но никогда не работал с ИТ-текстами.

Все проблемы, связанные с созданием ИТ-текстов можно разделить на две группы. Первая — у вас есть экспертиза в ИТ, но ее нет в копирайтинге и редактуре. Вторая — противоположная ситуация, вы отлично владеете словом, но далеки от программирования и всего, как-то связанного с ИТ. Конкретные боли могут выглядеть так:

  • райтер пробует писать тексты для ИТ, но айтишники их постоянно зарубают;
  • автор работает с ИТ-экспертами в постоянном стрессе, не понимает как сделать общение с ними продуктивным и оптимизировать процесс;
  • ИТ-специалиста раздражает, что приходится тратить дополнительное время, чтобы снабжать райтера фактурой, а потом проверять за ним финальные тексты.

Я собрал этот дайджест, чтобы немного облегчить жизнь всем, у кого есть желание и потребность научиться не только писать ИТ-тексты, но и понимать как всё устроено, как можно их оценивать, улучшать и распространять в нужных каналах.

Блок 1 Что такое ИТ?

Перед тем как говорить про тексты для ИТ, давайте проясним и зафиксируем, что же обычно понимают под информационными технологиями. ИТ — это всё, что относится к информационным технологиям: софт и его разработка, «железо», мобайл, гейминг, высокотехнологичные сервисы и стартапы.

Информационные технологии (ИТ) — это бизнес-сектор, который занимается вычислительной техникой, включая аппаратное обеспечение, софт, телекоммуникации и вообще все, что связано с передачей информации или системами, облегчающими коммуникацию.

В чём отличие ИТ- и диджитал-профессий: цифровая трансформация и мнения экспертов. ИТ, диджитал, хайтек — в чем разница и сходство. Так уж ли важно отличать одно от другого?

Почему цифровые технологии вытесняют аналоговые

Краткий обзор по эволюции цифровых технологий

Быть в контексте актуальных новостей из мира ИТ помогает спецрассылка «Технологии» The Bell (выполняет функции иноагента).

Блок 2 ИТ-тексты и их качество

ИТ-тексты включают в себя множество форматов и тематических направлений. Обзоры гаджетов и девайсов, статьи на Хабр, пресс-релизы о выходе на рынок технологических новинок, гайды по использованию софта и девайсов, аналитические статьи для СМИ и многое другое. Однако, при всем их многообразии оценить их качество можно с помощью стандартного и небольшого набора критериев. Например такого:

  • общая грамотность;
  • оформление и аккуратность (форматирование, указание источников картинок, ссылки на первоисточники, исследования и т.д.);
  • соответствие стиля площадке, формату и ЦА;
  • учтены ли все требования и пожелания заказчика текста;
  • техническая грамотность (адекватное употребление терминов и понятий, экспертные заключения не вызывают сомнений или подтверждаются ссылками на авторитетные источники);
  • соблюдение дедлайнов.

Из этого списка видно, что некоторые параметры связаны напрямую не с самим качеством текста, а с тем насколько точно и хорошо текст решает задачи и достигает целей, поставленных перед ним заказчиком.

Одна из главных задач редактора или автора ИТ-текстов — помогать экспертам четко формулировать цели и задачи текста, а также грамотно управлять их ожиданиями от будущих результатов.

Гайд: как оценить качество текста. Подойдет для оценки не только ИТ-текстов и будет полезен начинающим специалистам.

Инсайт

Качественный текст может быть неидеальным, также как и процессы его производства. Главное — чтобы он выполнял поставленные перед ним цели. Не существует какого-то абстрактного качества текста, и по большей части оно находится в голове у заказчика. Формализованные параметры, связанные с языком и грамматикой, которые могут оценить специалисты — редакторы, райтеры или маркетологи, конечно, влияют на итоговую оценку текста, но это лишь малая часть от «общего качества».

Рассылка «Что почитать редактору». Ежедневные письма с дайджестом полезных статей для специалистов, создающих текстовый контент.

Блок 3 Текст как продукт

Я евангелист продуктового подхода при подготовке любых текстов. Вот как обычно происходит работа с текстом:

Идея заказчика — ТЗ — Написание текста — Публикация на площадках. Здесь размещение текста на площадке — финальный этап работы, после которого к материалу больше не возвращаются.

При продуктовом подходе процесс создания текста становится другим:

Анализ концепции и контент-стратегия — Создание MVP (иллюстрирующего драфта) — Публикации и тестирование — Доработки.

Любой текст должен создаваться в рамках контент-стратегии, которая определяет что, как и для кого мы пишем. Автор и редактор должны понимать для каких сегментов ЦА они создают контент, каких целей он должен помогать достигать и какие задачи решать.

Для того чтобы проанализировать, как работают тексты, их можно опубликовать на UGC-площадках или в своих каналах и посмотреть сколько они собирают трафика, какую вызывают вовлеченность и насколько хорошо приводят к конверсии в целевые действия. На этом этапе текст можно не доводить до совершенства — здесь главное протестировать гипотезу.

Если контент заработал так, как вы планировали, можно улучшать материалы: добавить эффектных картинок, детализировать информацию и улучшить верстку. Далее можно масштабировать пул текстов на схожие тематики, отвечающие на аналогичные запросы ЦА.

Если статья не взлетела, нужно проанализировать причины и понять, как можно улучшить решение. Такая работа часто приводит к интересным инсайтам. При этом, если вы выяснили, что гипотеза не сработала, можно осмысленно отказаться от нее в дальнейшем.

Продуктовый подход помогает достигать бизнес-целей с минимальными затратами ресурсов и времени. Он избавляет заказчика и создателей текстов от выполнения ненужных задач и усложнения процесса подготовки контента.

Product Hunt — это отличный ресурс для прокачки продуктовых навыков.

Это место, где энтузиасты, любящие продукты, могут поделиться и узнать о новейших мобильных приложениях, веб-сайтах, аппаратных проектах и технических разработках.

Блок 3 Тандем райтер — эксперт

Роль автора при подготовке контента в ИТ может выполнять сам эксперт, райтер или редактор. У каждого из них будет своя мотивация писать, но в целом есть три важных причины: продвижение личного бренда, профессиональный рост и деньги. Эксперт может писать для себя и прокачивать свой авторитет в отрасли, формировать личный бренд и просто тешить свое тщеславие. Это всё внутренняя мотивация.

К сожалению, мотивация бывает и внешняя. Например, когда специалисту нужно писать для компании, в которой он работает. Делать он это может, например, потому что об этом попросило руководство — тогда подготовка статей ложится на него в нагрузку к основной работе. Это сложный случай, когда внутренней мотивации у эксперта нет, работа над текстами постоянно стопорится, а в итоге получаются унылые формальные материалы. Здесь есть только один выход — любыми способами переводить внешнюю мотивацию во внутреннюю.

Например, можно рассказать эксперту, что работа над текстами может быть полезной ему по многим причинам. Во-первых, создание текста помогает провести ретроспективу своих знаний и структурировать их. Во-вторых, по-новому оценить их актуальность и применимость в профессии. Кроме того, автор в процессе подготовки текста общается с коллегами, получает обратную связь в комментариях — все это отличная возможность для нетворкинга и расширения круга профессиональных знакомств.

Идеальный тандем для подготовки полезного и интересного ИТ-текста — это мотивированный эксперт и сильный райтер или редактор. При этом эксперт должен регулярно уделять время на общение с райтером, сбор фактуры и рецензирование текста. Профессиональный райтер знает, как сделать текст лучше, интереснее и понятнее для ЦА. Кроме того он понимает, как выстраивать общение с экспертом, чтобы добиться максимального результата от их взаимодействия.

Нужно ли эксперту прокачивать свои копирайтерские скиллы? Однозначно, да. Чем лучше он может формулировать и излагать свои мысли, тем меньше времени будет уходить на подготовку финальной версии.

Нужно ли автору глубоко погружаться в тематики, на которые он готовит тексты? Необязательно, но чем лучше райтер ориентируется в теме материала, тем меньше будет правок от экспертов. Если вы систематически пишете про информационную безопасность или RPA-технологии, овладеть хотя бы понятийным аппаратом в этих сферах — просто must have.

Зачем айтишнику писать статьи?

Как публикация статей на Хабре помогает ИТ-специалистам продвигаться по карьерной лестнице

Как копирайтеру писать для IT без глупостей и стереотипов

Советы как сотрудничать с экспертами и готовить тексты

Как писать технотексты хорошо, а плохо не писать: 47 главных вопросов и ответов про IT-статьи

Изучите реальных примеры, как правильно работать с технотекстами

Блок 4 Работа с заказчиками

Если вы не планируете на потоке создавать контент для сторонних заказчиков — можете пропустить этот блок.

Взаимодействие с заказчиками, управление их ожиданиями и требованиями — важнейшая часть при работе с текстами. Как понять, что действительно хочет клиент? Как разобраться в контексте его рабочих процессов и предложить оптимальное решение?

Когнитивные искажения, замалчивание истинных мотивов, психологическая несовместимость — всё это может влиять на результат и приводить к «неправильной» оценке финального текста, несмотря на формальное соответствие всем критериям качества.

В моей практике был случай, когда компания после вроде бы удачных результатов резко прекратила сотрудничество. Разобравшись в причинах отказа, я выяснил следующее. Работу с контентом инициировал директор предприятия, которому на самом деле нужно было с помощью публикаций поддержать собственное реноме. На старте выяснить это было практически невозможно, так как запрос сотрудники компании красиво завернули в корпоративные бизнес-цели.

Блок 5 Инсайты и гайды

Полезные советы, личный опыт экспертов и всё, что поможет создать классный ИТ-текст, который понравится всем.

Разные типы IT-текстов: о чем стоит помнить переводчику
Особенности и трудности ИТ-перевода и локализации

Технический специалист и редактор: как написать текст вместе без обид и недоразумений
Как техническим специалистам и редакторам писать тексты вместе, где брать вдохновение и как бороться с синдромом самозванца.

Журнал «Яндекс Практикума» просто и понятно о технологиях и программировании.

0
5 комментариев
Виктор Петров

Много ссылок, только ссылки ведут не туда, где есть ответы на реальные вопросы. Вы берете слишком широкую тематику, когда нужна конкретика. Что такое "ИТ-тексты"? Я бы с этого начинал. Кто заказчик? Кто клиент?

Ответить
Развернуть ветку
Видади Исмайлов

такая насыщенная статья ,при изучении нужного и удобного варианта ,есть на что опереться

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii
Автор

спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Timur Aristov

Полезная статья,спасибо Вам ,сохраню себе

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii
Автор

рад, что полезно

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда