{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Гайд СберМаркета: как построить проектный офис с нуля

Мы за два года выстроили и стандартизировали процесс управления проектами в компании на базе методологии P3.express. Я, Дмитрий Ирешев, руководитель проектного офиса СберМаркета, пошагово расскажу, как это было.

Материал подготовила команда СберМаркета специально для онлайн-школы PMCLUB.

Наша проектная команда :)

Выбор фреймворка

На первом этапе я изучал разные подходы управления проектами. Но на практике большинство популярных методологий не подходило. И вот почему:

  • PMBOK — слишком сложно. В руководстве перечислено много инструментов, которые в большинстве проектов будут излишни.
  • Prince2 — непривычная для России методология, требует немало времени для адаптации.
  • Scrum — удобный фреймворк, но в нём не хватает инструментов для лидирования проекта целиком. Например, дорожной карты, контроля бюджетов, работы с рисками.
  • Agile — моя личная боль. «Эджайла» как такового не существует, это скорее философия, у которой есть свой манифест и свои практики.

Так как мы работаем над реальными проектами, нам нужны конкретные инструменты, которые могут достичь цели и сократят неопределённость в проектах. Под проектами мы подразумеваем активности продолжительностью больше 3 месяцев, которые чаще всего реализуют кросс-функциональные команды.

В итоге мы выбрали P3.express, потому что он содержит оптимальный набор чётких шагов: запуск проекта, планирование цикла, чек-листы и так далее.

Три базовых принципа

Мы сформировали принципы, от которых в дальнейшем отталкивались при адаптации методологии:

  1. Понятно. Не используем сложные определения, максимально упрощаем отображение информации и визуализируем данные.
  2. Достаточно. Инструментов должно хватать для реализации любого проекта в компании.
  3. Универсально. У компании должна быть возможность реализовать любой проект с помощью описанной методологии, шагов.

Определились с терминологией

Чтобы избежать путаницы в команде и говорить друг с другом на одном языке, мы собрали базу знаний с основными понятиями.

Банальный пример: попробуйте собраться с группой коллег и дать определение, что такое проект, продукт и операционная задача, по каким критериям вы различаете. Оглянуться не успеете, как пройдёт несколько часов в спорах.

Поэтому я даже написал отдельную статью на «Хабре». И вам в своей команде тоже советую вместе определиться с терминами и зафиксировать их в базе знаний.

Реестр проектов

Далее мы создали простой реестр проектов, в котором указываем: название проекта, его статус, контакт руководителя проекта, категорию, департамент и заказчика. Такого объёма нам достаточно.

Сюда также можно добавить: конечный срок реализации, бюджет и всё то, что вам необходимо иметь в быстром доступе без необходимости проваливаться в карточку проекта.

Процесс управления

Как я писал в начале статьи, за основу мы взяли методологию P3.express. Она состоит из 33 конкретных шагов, которые разделены на 7 этапов.

Первый этап — подготовка проекта. Два последних — завершение и послепроектная работа. Этапы 2−5 — цикл проектной работы, который длится от двух до четырёх недель и повторяется до завершения проекта.

Вот как он выглядит:

Что мы изменили:

  • Первым делом переписали названия этапов на более привычные для команды. Так, например, «Закрытие цикла» переименовали в «Ежемесячные действия».
  • Затем разделили большой этап «Запуск проекта» на два поменьше — такие как «Идея» и «Планирование».
  • Добавили в самое начало, когда определяются роли в команде, шаг «Определить Заказчика проекта». Он подходит для крупных компаний (от 500 человек), так как в них часто визионер и спонсор — это разные люди. Поэтому лучше добавить отдельную позицию, чтобы эффективно управлять проектом.

Описание шагов

Далее мы описали каждый шаг в цикле управления проектами. Старались писать максимально доступно и понятно, чтобы было легко внедрить методологию в процессы.

Когда понятно — нет страха, когда нет страха — можно пробовать и экспериментировать.

Рассмотрим подробнее, к примеру, этап «Идея». В нём мы сделали чек-лист из шагов, которые обязательно необходимо сделать на каждом из фаз жизненного цикла. Описали шаги и указали типичные ошибки — в базе P3.express есть много таких примеров, но мы их обогатили нашими реальными кейсами.

Так, на этапе определения заказчика мы предупреждаем: не стоит назначать заказчиком кого-то из топ-менеджмента. Наша практика подтверждает: Заказчик — это активная роль, ему необходимо участвовать в звонках, принимать решения, детально погружаться в проект. То есть это должен быть человек, у которого достаточно на то времени.

Не буду детально рассказывать о каждом шаге — иначе получится слишком длинный материал. Главное в этой истории то, что нужно оценивать особенности, потребности и ограничения команды и адаптировать процесс под них. «Разжёвывать» всё детально, но без лишней серьёзности, а порой даже с мемами и шутками.

Мероприятия по проектной деятельности

Ивенты помогают нашей команде держать ритм и постоянно развиваться. Вот какие форматы мероприятий мы придумали:

PM Lean Coffee

На этой встрече собирается «тусовка» из проектных руководителей и менеджеров, где мы обмениваемся опытом и разбираем боли.

Встречи с экспертами

Мы стали звать экспертов из других компаний, чтобы те поделились новыми знаниями и инсайтами. Не бойтесь писать в личку профессионалам на рынке — в 99% случаев им будет принято, и они согласятся выступить у вас.

Бенчмаркинг

После мы решили попробовать познакомиться с проектными офисами других компаний, чтобы посмотреть, как у них всё устроено, сравнить и поделиться своим опытом. Как мы искали нужные контакты? Очень просто! Писали руководителям в личку в соцсетях, и за всё время нам отказали лишь один раз.

Ревью по проектам

Здесь презентуем старт новых проектов, итоги по завершённым, разработанную функциональность, проводим выступления на околопроектные темы, обсуждаем риски и новые инструменты.

На ревью приглашаем всех руководителей по проектам, заказчиков, членов команд. И проводим ивент раз в квартал.

Инструменты

В работе мы часто используем шаблоны, помогающие экономить время на всех этапах проекта. О самых интересных из них рассказываю ниже.

1. 1-Pager — шаблон, в котором мы собираем ключевую информацию по конкретному проекту: цели, метрики, сроки, затраты, дашборды, важные ссылки и ещё много чего.

Также фиксируем договорённости и последовательность решений. На каждый из проектов команда заводит отдельный 1-Pager.

Шаблон выглядит вот так:

2. NPS (Net Promoter Score) — индекс удовлетворённости услугой/товаром, который перекочевал из маркетинга в наши практики.

Мы обязательно по этой метрике измеряем удовлетворённости результатами проекта заказчиков, пользователей и команды. Вот как считается NPS:

  • Предлагаем оценить удовлетворённость результатами и ходом ведения проекта по шкале от 1 до 10.
  • Из количества промоутеров (те, кто поставили 9-10) вычитаем количество критиков (кто поставил от 1 до 6).
  • Делим на общее количество участников опроса.
  • Умножаем на 100%.

NPS может быть как положительным, так и отрицательным. Из наших личных крутых достижений — с начала года мы достигли очень высокого показателя «лояльности» в +40%!

Принципы руководителя по проектам

Проектный офис рос, и мы с руководителями решили определиться с нашими ключевыми принципами, которые применяем в работе. Собрались и в режиме брейншторма просто набросали идеи, а потом проголосовали за конкретные принципы и зафиксировали их.

Получилась небольшая таблица, которая и сегодня помогает нам разрешать спорные ситуации. Ниже приведена только часть принципов. У вашей команды будут свои.

Обучение

Банальная истина — новые знания и навыки позволяют соприкоснуться с разными областями, развивают мышление, гибкость ума и расширяют спектр возможностей. Поэтому важно продолжать учиться самому и мотивировать обучаться команду.

В СберМаркете мы внимательно подходим к образованию — стремимся, чтобы у сотрудников был свой план развития, чтобы у них был стимул расти, развиваем внутреннее обучение. Если вдруг нет подходящего курса внутри, мы отправляем сотрудника в экспертные школы.

Также в своей базе знаний мы собираем табличку с бесплатными материалами: вебинарами, курсами, статьями по проектному управлению.

К слову, все наши руководители проектов проходили курсы по P3.express, чтобы глубоко погрузиться в основы методологии — а после помогать её адаптировать.

Лучший проектный путь

По своему опыту я понял, что наиболее комфортный экологичный путь развития руководителя проектов заключается в трёх шагах:

  • P3.express: приятная сертификация, реальные кейсы, курс и тестирование на русском языке.
  • PME — отечественный аналог PMP, стоит недорого и можно использовать как тренировку перед большим тестированием на PMP.
  • PMP — для тех, кому действительно необходима эта сертификация. Стоит довольно дорого ($550), нельзя оплатить с российских карт, требует серьёзной подготовки.

Такой же трек я рекомендую всем проджектам в своём проектном офисе. Советую и вам к нему приглядеться!

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Ильенков

Классный кейс! Дима, спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Kasatov

Дима, классный материал, было интересно почитать!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Ireshev

спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Наиль Исмагилов

Спасибо!

По NPS проектов оценку заказчика и пользователей приравниваете и считаете среднюю? И по проектам отдельно или NPS офиса (среднюю по проектам)?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Ireshev

NPS считается по каждому проекту отдельно. Опросник NPS по конкретному проекту отправляется всем стейкхолдерам: заказчик, пользователи, команда проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Ishkin

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Maximilian Sirenko

Дима, огромное спасибо! Все четко и без воды. С удовольствием задал бы тебе пару вопросов по этой теме.)

Ответить
Развернуть ветку
Pistako

В начале в кучу смешаны методологии управления разработкой, философия и методология управления проектами. Странно, зачем бананы с самолётами сравнивать?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда