Что такое шейминг? Или как портят репутацию в интернете
Профессиональная деятельность, особенно связанная с ежедневным общением с большим количеством людей, несет в себе не только приятные знакомства и сотрудничество, но и неприятные ситуации. И одна из них — публичный «шейминг» или прилюдное унижение. Чаще всего у людей совсем разных профессий любое высказывание личной позиции приравнивается к позиции компании, определенные профессии оказываются вдруг «стыдными», а некоторые бизнесмены получают тонны негатива просто из-за зависти менее удачливых и продуктивных знакомых. Клеймят не только тех, кто действительно оступился, а зачастую даже наоборот, и докопаться до самой сути претензий бывает практически невозможно. В последнее время это явление стало довольно распространенным. Попытаемся на конкретных примерах разобрать ситуации и выяснить, как стоило поступить в каждой из них.
Многие из нас хотя бы раз сталкивались с негативной реакцией на свою работу. Но одно дело, если вам просто нахамили или оставили где-то негативный отзыв, и совсем другое — если история породила огромный общественный резонанс, угрожающий вашей репутации. Такие риски невозможно предугадать, ведь прецедент в таких случаях чаще всего создается специально, либо «высасывается из пальца». Но если обратного пути уже нет, важно правильно работать с таким «шеймингом», чтобы минимизировать угрозу как для собственной репутации, так и для репутации компании в целом.
Ольга Юрковская и «торшинский трест»
Известный психолог, частный консультант и коуч Ольга Юрковская обратилась с просьбой о продвижении своих курсов к самому известному и скандальному digital-специалисту Елене Торшиной. СМИ и медийные персоны редко берутся за сотрудничество с инфобизнесами и другими «непроверенными предложениями». Потому продвижение подобных проектов — задача повышенной сложности. Тем не менее Торшина за реализацию проекта взялась, объявив ценник в 1,1 млн рублей, и работа была запущена. После публикаций количество запросов Ольги Юрковской в поисковых сетях резко возросло. Да и сама героиня отметила резкий рост своей выручки в сравнении с прошлым периодом: с 6 до 10 млн рублей.
Казалось бы, надо радоваться. Но нет, у Юрковской возникли сомнения в компетентности специалистов, нанятых Торшиной, а также в целесообразности конкретных размещений. Между собой стороны разрешить конфликт не смогли и решили вынести скандал на суд общественности. И началось страшное — взаимные обвинения, переход на личности, скриншоты и раскачивание аудитории, которая принимала ту или иную сторону. Очень часто происходит так, что не разбираясь в специфике той или иной деятельности, заказчик не понимает формирование стоимости услуги и думает, что мог бы сам сделать то же самое.
Как отреагировала Елена Торшина:
Все вопросы, связанные с «разборками» решал партнер Елены Михаил Фадеев. Именно он и общался с Ольгой до начала огласки всей истории. В итоге, Торшина решила отреагировать на публичный выпад в свою сторону сама, опубликовав ответную колонку, где и рассказала о том, как же ее «угораздило» заняться продвижением инфобизнеса. В сложившейся истории реакция Торшиной выглядела бы уместной, если не учитывать личные претензии к самой Юрковской. Есть цифры, есть статистика, есть рост прибыли у заказчика. И все же, отношения между заказчиком и подрядчиком лучше выяснять в судебном порядке, а не на публике.
Как стоило бы поступить:
Отношения, когда одна сторона оказывает услуги другой за вознаграждение, должны быть связаны договором. Здесь же никаких документов оформлено не было, а вот претензии по выполнению работы были. Верным решением было изначально заключить договор со всеми KPI и размещениями и, при наличии претензий, решать дело в судебном порядке, а не устраивать публичный скандал, который длится уже долгие месяцы.
Если противостояние Торшиной и Юрковской получило широкую огласку по большей части в digital и медийной среде, то следующая история стала по-настоящему народной.
Петр Лидов и анонимный канал
12 июня в Москве на Тверской прошел митинг против коррупции. В это же время неподалеку известный ведущий и PR-директор «МегаФона» Петр Лидов гулял с маленькой дочкой. Митинг был шумным. Естественно, никаких приятных эмоций происходящее у родителей маленького ребенка не вызывало, о чем Лидов и написал в Твиттере в довольно жесткой форме. Это спокойно могло остаться незамеченным, утонув в ленте, но кто-то из команды «Беспощадного Пиарщика» твит увидел и решил раскрутить историю. После небольшого поста в телеграм-канале в медийной среде начался скандал, после чего вышла статья в «Ведомостях». На пиарщика полились угрозы, требования публичных извинений как от него самого, так и от компании.
Как отреагировал Лидов:
Представители «МегаФона» осудили Петра Лидова и назвали высказывания некорректными. 15 июня он извинился и удалил все твиты, касающиеся митинга на Тверской. По его словам, угрозы никак не повлияли на его решение покинуть компанию, поскольку все написанное было результатом сильных эмоций, а компания не должна отвечать за высказывания своих сотрудников, особенно учитывая что в «МегаФоне» их больше 30 тысяч.
Как стоило поступить:
В идеальном мире, конечно, лучше бы не писать такой твит, но, к сожалению, иногда эмоции оказываются сильнее, чем хотелось бы. Казалось бы, что можно простить человеку ошибку, выслушать его извинения и на этом отпустить ситуацию. В конце концов, твит - это правда не преступление. Но кому-то было очень нужно раздуть из произошедшего скандал. А когда тебя начинают целенаправленно “сливать” в СМИ, то выпутаться довольно сложно (а иногда невозможно).
Часто бывают ситуации, когда и делать ничего не нужно, а ты просыпаешься утром и читаешь про себя кучу статей о несуществующих событиях в биографии.
Анатолий Сморгонский и пропажи “ярдов”
Анатолий Сморгонский, ранее занимавший пост генерального директора Yota, объявил о создании нового бизнеса. На следующий день на онлайн-ресурсах появилось несколько десятков публикаций о “рейдерском прошлом” г-на Сморгонского. После писем СМИ с вопросом об источнике информации и достоверности данных некоторые издания просто удалили публикации, а некоторые ресурсы, зарабатывающие на распространении подобного контента, предложили удалить статьи за несколько десятков тысяч рублей. Подобным образом кто-то пытался испортить репутацию бизнесмену.
Как отреагировал Сморгонский:
Публичная активность по этому поводу не найдена
Как стоило поступить:
Врать можно все, что угодно, а человек, который вынужден оправдываться, ограничен правдой. В таких случаях юристы обычно говорят, что нужно подать иск о защите деловой репутации, но длятся подобные дела около 6 месяцев, поэтому особой популярностью не пользуются. Часто есть юридические уловки, которые помогают убрать материалы быстрее - использование личных фотографий авторами текста, например. Снимать подобные материалы за деньги - бесполезно, потому что завтра появится еще 10 новых, так как для ресурсов это новый заработок. По сути, самый правильный путь - это думать заранее и выстраивать свой бренд в интернете так, чтобы сфабрикованные материалы не оказались в топе. Но, начиная бизнес, не все думают о том, что кто-то будет специально портить их репутацию.
Мария, я очень удивлена тому, как Вы представили ситуацию, почему-то опираясь только на слова Елены, а не на предоставленные мною доказательства:
https://vc.ru/29837-ugrozami-pytalis-vybit-eshche-polmilliona
У нас были согласованы цены и размещения, Торшина пообещала сделать 20% наценки к ценам блогеров. Однако постфактум решила завысить согласованные цены в 5-10 раз, аргументируя это смешной табличкой трудозатрат, якобы "её Вася" 16 часов делал переводы с Яндекс.Деньги на Яндекс.деньги, якобы одно размещение занимало 29 часов (по 7 часов согласований со мной, да), якобы они написали 44 текста (где эти тексты?) и так далее.
И, разумеется, никаких продаж от странных размещений не на мою ЦА без рекламы курсов сделано не было. Разница между августом, когда я была в отпуске и не вела курсы, и активным декабрём - это никак не заслуга Торшиной. Так как все продажи в декабре были за счёт курсов, которые она вообще не рекламировала.
Ну что это за вялый заход на срач? А где же – "эта коза, понаберут по объявлениям, бюджет по задротам раскидали"?
С таким материалом мы тут движуху не раздуем.
Ольга, вам же написали в статье, что нужно о таких вещах заранее думать (договор, kpi и т.п.), а не выносить срач в общественное пространство. До вас так и не дошло, что это выглядит непрофессионально?
Ну или вы решили эту тему для своей раскрутки обмусолить в очередной раз.
Проблемы были не в некомпетентности её специалистов, а в том, что получив аванс за следующие размещения и не предоставив нормального отчёта по предыдущим, она и её партнёр Фадеев неожиданно разорвали сотрудничество и угрозами (они угрожали мне разместить поддельные негативные отзывы - и, кстати, в последние недели такие явно заказные статьи массово появились) выбивали мифическую задолженность в полмиллиона рублей, так как они в одностороннем порядке решили изменить согласованные заранее цены. Для обоснования они предоставили фейковые трудозатраты.
Вы опять тут со своей скучной зазубренной информацией?
если я не ошибся
Узнаю автора по - Многие из нас хотя бы раз сталкивались с негативной реакцией на свою работу.
хоть кто-то узнает автора)
Мария, почему Вы, упомянув меня, пишете: "не разбираясь в специфике той или иной деятельности, заказчик не понимает формирование стоимости услуги и думает, что мог бы сам сделать то же самое"?
В моих статьях я указала, что и до сотрудничества с Еленой я самостоятельно делала нужные мне размещения, и после Елены я сделала более ста нативных размещений рекламы у блогеров. Так что в формировании стоимости услуги я разбираюсь прекрасно, и не пойми на кого рассчитанной табличкой трудозатрат обмануть меня Елене не удалось.
Или Вы считаете, что вот этот бред в табличке и есть формирование стоимости услуг?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Алекс Д. (главный курьер-аналитик) | 23 см. в ледяной проруби *врёт, 3 максимум*
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
.
Чему я должна была радоваться, если не секрет? Полностью бесполезным размещениям не на мою ЦА? Размещениям, вообще не содержавшим рекламы моих курсов? Отсутствию продаж от сделанной Еленой Торшиной РК? Завышенным постфактум ценам, оскорблениям и угрозам?
Вообще-то завышать согласованные цены и смешными табличками пытаться выбить из клиента двойной бюджет - это не про бизнес, это полностью неделовое и неадекватное поведение подрядчика. Поэтому да, я обратилась в полицию и мои юристы подготовили иски в суд.
Почему, интересно, в таких предъявах всегда присутствуют "юристы" во множественном числе? Типа западло иметь одного юриста? Никто ведь не говорит, – "Сейчас мои водители к вам подъедут"
Лапук, почему от вопросов Юрковской отмалчиваешься?
И в абзаце про Мегафон что-то так и нет ответа на вопрос «Как стоило поступить»
Стоило сколько-то лет назад поступить на Public Relations
тсссс
это часть Торшинской многоходовочки.
Мария, если не секрет, написание этой статьи в защиту Елены Торшиной Вам оплатил торшинский трест?
Иначе я не понимаю, почему Вы игнорируете все цифры и предоставленные мною доказательства, игнорируете все факты, начиная со статьи на сайте Елены, игнорируете одностороннее изменение цен со стороны Елены, игнорируете отсутствие продаж от РК Елены, игнорируете очень странное содержание размещений и то, что они были сделаны не на ЦА клиента... А почему-то транслируете в Вашей статье позицию, обеляющую Торшину и Фадеева...
Очень всё это странно...
Да! А еще почему она не выкладывает ваши видеозаписи с приглашением на вебинары?
Мария, почему вы меня игнорируете? Что вы себе позволяете? Мария, я вас не слышу! Отвечайте, Мария!
Пацаны, подключаемся. У меня дошик стынет.
А вот Лидова совсем не жалко.
Лидов выступил в духе Зидана в паре Зидан-Матерацци. Все знали, что он уходит, но Пётр устроил из этого фейерверк. Причём тут жалость вообще?)
Первый раунд бились Торшина с Юрковской, но тут пришла Мария Лапук и, кажется, начался второй...
Запасся попкорном.
Мария уже пожалела, что написала эту статью, думаю. Юристы и к ней уже иск подготовили. Коллегии юристов!
Мария, очень странно считать лишние 1223 запроса (декабрь по сравнению с октябрём) "резким ростом".
Во-первых, у меня около 200 тысяч подписчиков в рассылке, более 100 тысяч посещений сайта. Как 1% может быть резким ростом? O_O
Во-вторых, ни один из этих посетителей моего сайта не сделал ни одной покупки.
Почему Вы, упоминая меня, пишете про СМИ? Мои статьи и экспертные комментарии ежемесячно публикуют десятки СМИ, в том числе такие крупнейшие российские сайты, журналы и газеты как «Cosmopolitan», «Ведомости», «Генеральный директор», «Независимая газета», «Лиза», «Счастливые родители», «Glamour», «Elle», «WMJ», «Клео», «Ева», «Passion», «Woman», «Комсомолка», «Московский комсомолец», «РИА Новости», ИА REX, «Psychologies», «7я», «The Village», «Metro», «Women's Health», «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Маркетинг и финансы», «Letidor», «Банки.ру», «Наша психология», «Психология сегодня» и другие.
У вас договор с Торшиной есть ?
Антихайп, пост-ирония, жесть он крут, говорят это лучшие панчи, врут?
Мария, почему Вы пишете, что Елена решила отреагировать на публичный выпад, если огласка конфликта началась со статьи на сайте Елены, где она меня оскорбила, оклеветала, придумала несуществующие у меня курсы, обвинила в бог весть чём? При этом Елена лично познакомилась с моими детьми, мы все вместе обсуждали продвижение их ютуб-канала, Елена смотрела снятое ими в Дубай видео, а потом она написала, что якобы я бросила своих детей. Вот как так можно?
То есть Елена Торшина и Михаил Фадеев, даже не пытаясь объяснить происхождение цифр в этой смешной табличке, просто удалили практически всю оплаченную мною рекламу, присвоили себе мой аванс и напечатали клеветническую статью с целью дискредитировать мою деловую репутацию.
Оля , если вы меня не разбаните в ФБ, я всем расскажу, как вы меня забанили за невинное реалистичное замечание, констатацию факта
Кто бы вы думали ворвался в этот славный чятик?
Это не статья про шейминг. Это статья про разборки кого-то с кем-то.
Тема не раскрыта.
Что за "шейминг"? Да Хейтеры они просто, для многих это смысл жизни что-то хейтить в интернете, они как энергетические вампиры этим питаются. Раньше были тролли, теперь хейтеры. Лучше всего на них не обращать внимание или удалять их комменты если возможно это их самих сильно бесит.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Как стоило поступить:
В идеальном мире, конечно, лучше бы не писать такой твит, но, к сожалению, иногда эмоции оказываются сильнее, чем хотелось бы. Казалось бы, что можно простить человеку ошибку, выслушать его извинения и на этом отпустить ситуацию. В конце концов, твит - это правда не преступление. Но кому-то было очень нужно раздуть из произошедшего скандал. А когда тебя начинают целенаправленно “сливать” в СМИ, то выпутаться довольно сложно (а иногда невозможно).
Часто бывают ситуации, когда и делать ничего не нужно, а ты просыпаешься утром и читаешь про себя кучу статей о несуществующих событиях в биографии.
Так как?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором