{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Kupibilet и рейса нет: проблема возврата денег за отменённые рейсы

Мы гарантируем каждому пассажиру честную цену, поддержку от покупки до приземления и безопасную оплату билета

Kupibilet

Эта фраза встречает вас на главной странице сайта kupibilet.ru, внушая уверенность в том, что сервис позволит вам без проблем долететь из точки А в точку Б. Но проблемы случаются.

Заранее прошу прощения за обилие цитат вначале, но они хорошо раскрывают суть дела, описанную ниже.

8 октября, чтобы вылететь в Москву из Самары по делам, я отправился покупать авиабилет на сайт aviasales.ru, агрегатор подобных предложений. В процессе подбора билетов туда и обратно Aviasales перенаправил меня на Kupibilet. Там я совершил покупку, получил подтверждение и успокоился. Но 9 октября российская авиакомпания Nordwind Airlines, «дочка» туроператора «Пегас Туристик», написала мне письмо:

С сожалением информируем Вас об отмене рейса N4-1131 от 12.10.2020. Ваше бронирование: 82D5BT.

Предлагаем Вам:

Возврат денежных средств:

— Если билет приобретён на официальном сайте авиакомпании https://nordwindairlines.ru/, Вы можете оформить возврат билета через раздел "Центр поддержки": https://help.nordwindairlines.ru/forms/involuntary-change-ticket


— Если вы оформляли билеты через туристическое агентство, в интернете (но не на сайте https://nordwindairlines.ru/) или в билетных кассах, заявку на возврат нужно подать по месту покупки билета.

Nordwind Airlines

Местом покупки билета был сайт kupibilet.ru. Я обратился в службу поддержки по почте privet.kupibilet.ru с формальной просьбой вернуть средства с единственной целью — чтобы моё обращение зафиксировали, и машина документооборота заработала:

Здравствуйте, у меня отменили рейсы. Прошу вас вернуть средства на карту, с которой прошло списание.

Заказ: № 6118698961

Рейс: N4-1131 KUF-SVO 12.10 в 08:00

Заказ: № 6118698961

Рейс: N4-1130 SVO-KUF 14.10 в 22:50

Алексей Лисовицкий

11 октября (что не очень хорошо, потому что прошло два дня, а это авиабилеты, у которых есть некоторый срок актуальности) я получил ответ от Kupibilet:

Приносим извинения за длительное ожидание ответа.

В связи с отменой рейса возможно провести вынужденный возврат билета 2166115094183.

Сервисный сбор за процедуру возврата составит 1000,00 руб. за один билет.

Также будет удержан сбор платежной системы в размере 104,00 руб.

Светлана, Служба Заботы о клиентах Kupibilet.ru

Понимая, куда идёт разговор, я решил уточнить обоснование сервисного сбора:

Светлана, простите, я не понял: я должен заплатить сервисный сбор за неоказанную мне третьей стороной услугу?

Алексей Лисовицкий

На что получил ожидаемое обоснование, которое, тем не менее, оставило у меня вопрос о том, насколько обоснованы сам факт наличия такого сбора и право на него у Kupibipet:

Сбор взимается агентством Kupibilet.ru согласно опубликованной Оферте.

Информация доступна при оформлении заказа, а также в любое время с главной страницы сайта, в разделе «Помощь — Возврат и обмен».

Без согласия с Офертой и Правила возврата и обмена совершить покупку билетов на нашем сайте невозможно.

Светлана, Служба Заботы о клиентах Kupibilet.ru

Суть проблемы

Светлана была вежлива и обходительна. Она предоставила мне всё, что я попросил. И получилось, что я, по невнимательности, предоставил Kupibilet карт-бланш на удержание с меня сервисного сбора. Это приходится признать, потому что длинная оферта компании гласит:

6.11.1.За возврат билета, приобретенного в результате перехода на Сайт по ссылке с другого сайта:

В случае, если без учета удержания сервисного сбора сумма к возврату по билету составляет 3600 рублей и более, сервисный сбор составит 2000 рублей;

В случае, если без учета удержания сервисного сбора сумма к возврату по билету составит менее 3600 рублей, сервисный сбор составит 1500 рублей;

В случае, если без учета удержания сервисного сбора сумма к возврату по билету составляет менее 2100 рублей, сервисный сбор составит 1000 рублей.

В случае, если в заказе на одного пассажира оформлено два и более билетов, сервисный сбор за возврат билетов взимается однократно с каждого пассажира.

6.11.2. За возврат билета, приобретенного напрямую на Сайте:

В случае, если без учета удержания сервисного сбора сумма к возврату по билету составляет 3100 рублей и более, сервисный сбор составит 1500 рублей;

В случае, если без учета удержания сервисного сбора сумма к возврату по билету составит менее 3100 рублей, сервисный сбор составит 1000 рублей;

В случае, если без учета удержания сервисного сбора сумма к возврату по билету составляет менее 1600 рублей, сервисный сбор составит 750 рублей.

В случае, если в заказе на одного пассажира оформлено два и более билетов, сервисный сбор за возврат билетов взимается однократно с каждого пассажира.

6.11.3. За возврат билета в случае отмены рейса или изменения расписания - 1000 рублей.

6.11.4 За обмен билета или ваучера на новый билет - 2000 рублей;

6.11.5 За изменение номера документа и/или даты рождения пассажира в билете, за оформление багажа - 600 рублей;

6.11.6. За оформление билета на ребенка с местом, отдельно к ранее оформленному заказу на взрослого пассажира - 500 рублей. Услуга предоставляется при наличии технической возможности в системе бронирования. Некоторые перевозчики данную возможность не предоставляют.

6.11.7. За аннуляцию билета - 700 рублей. В случае, если в заказе на одного пассажира оформлено два или более билетов. сервисный сбор за аннуляцию билета взимается однократно с каждого пассажира.

6.11.8. За предоставление дополнительной справочной информации по вопросам:

— ортодромии (кратчайшее расстояние между городами) - 500 рублей;

— аннуляции билетов в день оформления - 500 рублей;

— о стоимости (в случае, если требуется справка по иной форме, чем стандартная справка, загружаемая в Личный кабинет) - 500 рублей.

Как вы можете заметить, оферта раскрывает обширный список сервисных сборов, которые дают компании заработать на том, что она держала ваши деньги в течение минут, часов, дней. В моём случае, я должен заплатить за хранение своих денег тысячу рублей за два дня. За те же деньги я могу на месяц арендовать банковскую ячейку в одном из крупных банков России.

Мне не была оказана услуга, а за возврат средств из-за её неоказания я, в данном случае, должен заплатить тысячу рублей, не считая сбора платёжной системы. На мой взгляд, данная оферта предоставляет сервису Kupibilet свободу реализации схемы, в которой, при сговоре авиакомпании и сервиса, вы можете купить билет, после чего авиакомпания отменит рейс, а сервис и, возможно, авиакомпания, заработают на воздухе между фактом оплаты и возврата средств на ваш счёт.

Стоит оценить иронию сочетания воздуха и денег в этой ситуации.

Способ решения

Я не захотел платить Kupibilet сервисный сбор — это моё право и мнение. Вместо этого, поняв бесперспективность обращения с такой позицией к сервису, а также к Aviasales как агрегатору и сразу открестившейся от меня авиакомпании, я написал заявление на возвратный платёж или чарджбек в Сбер, со счёта которого осуществил оплату билетов. Пришлось полчаса бороться с робоконсультантом и перезванивать из-за сброшенного звонка, но вежливый консультант помог. А в приложении банка поступило сообщение:

Ваше обращение №201012-0703-966400 от 12.10.2020 принято в работу. Срок рассмотрения до 26.10.2020 включительно.

Сбер

Чарджбэк (англ. chargeback) — это процесс оспаривания банком операции по карте, произведённой держателем в торговой точке (например, интернет-магазине).

В иной формулировке, это вид императивной гражданской ответственности банков и других финансовых организаций за факт поставки, которая возлагается на них международными платежными системами. Процедура опротестования транзакции банком-эмитентом (в целях защиты прав плательщика), при которой сумма платежа безакцептно списывается с получателя (банка-эквайера) и возвращается плательщику, после чего обязанность доказательства истинности транзакции возлагается на получателя.

На момент публикации статьи я не успел получить ответ от Сбера по применимости чарджбека. Но сообщу о результатах в комментарии.

Для чего мне эта статья

Этой статьёй я хочу предостеречь пользователей Kupibilet и подобных сервисов от беззаботного приобретения авиабилетов. Мне, как и многим моим друзьям, среди обилия интернет сервисов с офертами, на которые, при вдумчивом чтении, надо тратить часы в день, свойственно принимать их с пониженным вниманием. И это проблема утопающих.

Но сервисы должны учитывать, что в результате даже легальных действий они могут стать фигурантами таких статей или юридических разбирательств, связанных с обоснованностью принимаемых ими решений по монетизации.

Мне также хотелось бы предложить людям с похожими проблемами решение в виде чарджбэка, который я протестирую на себе, сообщив о результатах в комментарии.

Буду признателен, если юристы, представители Kupibilet или другие квалифицированные люди в комментариях предоставят обоснованную критику моей и любой другой позиции упомянутых в статье лиц. Я обязательно разберусь в ситуации — и не исключено, что заплачу ставший предметом разногласий сбор, если иное не предусматривают политики компаний или законы России.

А вы, уважаемые читатели, будьте внимательны и отстаивайте свои права.

Дополнение по результатам чарджбэка

Финал истории поможет вам сэкономить время и нервы.

Сотрудник Сбербанка в срок, 2 декабря, вышел со мной на связь по телефону и сообщил о результатах обращения банка по чарджбэку в банк-эквайер Тинькофф, который, очевидно, провёл проверку Kupibilet.

В результате мне не вернули комиссию, но вернули остальные деньги за её вычетом. Проверка, по словам специалиста Сбербанка, выявила, что я сам согласился на условия заказа.

Действительно: как я пояснил выше, я этого не отрицаю. Я отрицаю лишь справедливость наличия в условиях Kupibilet такой комиссии и подозреваю сговор Kupibilet с авиакомпанией Nordwind Airlines, которая самоустранилась из решения вопроса в первом же письме об отмене рейса.

Предлагаю вам три вывода:

  • Читайте условия использования сервисов
  • Имейте в виду всё вышеописанное, если решили обратиться в Kupibilet или Nordwind Airlines. Вас может ждать неожиданная комиссия
  • Не ждите возврата комиссии по чарджбэку, но делайте его, потому что каждый такой случай является прецедентом для банков и проблемой для Kupibilet, которая не собирается упускать возможность заработать без оказания услуг
  • Сумму за вычетом комиссии вам всё-таки вернут

Вновь приглашаю к диалогу юристов, которые могут дать правовую оценку комиссии и действий Kupibilet — в том числе для судебной претензии.

Я также благодарен десяткам людей, которые в комментариях и личных сообщениях выразили солидарность со мной в данном вопросе, попав в аналогичные ситуации.

0
231 комментарий
Написать комментарий...
Igor Zhorov

 Хочу привлечь внимание @Авиасейлс 
Я, наверное, смалодушничаю, и соглашусь выплатить "отступные" "Голубому Кролику".  Но вот чтобы было понимание: КупиБилет - nongrata безусловно. Авиасэйлс практически туда же. Практически, потому что пользоваться буду исключительно как справочной системой

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei S

У вас тоже отмененный рейс? Если еще не платили им, не делайте этого.
Есть два способа вернуть деньги: простой и трудный. Я испытываю оба.

1. Простой путь - чарджбэк через ваш банк. Мне вернули 100% (Тинькофф, если читаешь, то знай, что за это я простил все старые обиды ;) )
Да, срок полтора-три месяца, но это лучше, чем выкидывать несколько тысяч. И ходить никуда не надо: подаете претензию в Купибилет, через 10 дней заявление на чарджбэк в свой банк с приложением этой претензии. Потом ждать. Вероятность конечно 50/50 и зависит от компетентности сотрудника претензионного отдела. Но даже в случае неуспеха, будете знать, что Купибилету это все в убыток. Напишите мне в ЛС, я скину образец претензии.

2. Сложный путь - суд по компенсации в соответствии с ЗОЗПП. Я пока в середине пути.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Чистякова

Алексей, как ваши успехи с судом? Вернули в итоге?

Буду благодарна если поделитесь текстом претензии и искового, если вам это помогло.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei S

Я вернул средства за билет через чарджбэк. Но суд продолжается, уже по компенсациям, предусмотренных законом. Для меня это принципиальный вопрос. Потому что такого свинства я еще ни разу не встречал.

По поводу суда с Купибилетом, вдруг кому захочется заморочиться как мне.

Когда вы пишите претензию, обращение или запрос в Купибилет, с вами общается не Купибилет, а компания "Современные технологии". Они бьют себя в грудь, и с пеной у рта кричат, что вы гавно, а они Д'Артаньяны и готовы это доказывать в суде. Но получив исковое, оказывается, что все наоборот. Присылают в суд документы, в которых сказано, что никакого отношения к деятельности Купибилета они не не имеют и всего лишь консультируют клиентов в качестве нанятой компании. А всю деятельность ведет Ecos Group BV, зарегистрированная в Нидерландах.

Несмотря на то, что в оферте Купибилета сказано, что в случае разногласий все решается в суде Амстердама, есть позиция Роспотребнадзора - если деятельность ответчика направлена преимущественно на российских клиентов, то при нарушении прав потребителей рассмотрение дела ведется в российском суде. Эта позиция подтверждена судебными решениями по аналогичным случаям.

Поэтому суд проходит следующим образом (коротко и упрощенно). Истцу необходимо исковое и все документы предоставить на русском и английском языках. В связи с тем, что ответчик иностранное лицо, судья составляет необходимый комплект документов для опроса Ecos Group BV в суде Нидерландов и приглашении его в российский суд. Сразу подскажу, что судье надо помочь и перевести этот комплект документов также на английский (там всего пара страниц). На этом пока ваше участие в суде останавливается. Суд сам направляет документы куда надо. Одновременно судья назначает четыре судебные заседания с интервалом в несколько месяцев (истцу не надо на них ходить). Это формальность, которую необходимо соблюсти. Ecos Group BV дается достаточный срок в течение года, когда они могут прийти в суд Нидерландов и пояснить свою позицию, либо приехать в российский суд, либо нанять здесь юриста. Что естественно они не делают. Последнее заседание, где судья не будет уже ждать ответчика, поскольку все процедуры соблюдены, будет в ноябре. То есть дело должно быть рассмотрено в течение года.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Чистякова

Спасибо за подробный ответ, тоже хочу довести дело до суда, чтобы таких недобросовестных компаний было меньше. 

Ответить
Развернуть ветку
228 комментариев
Раскрывать всегда