{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Мне понадобилась справка о двух входящих звонках на мой номер — в поддержке «Мегафона» отказали

Ведь у них «никто такими вопросами не занимается». А ещё делюсь забавным примером, на кого переводят требовательных (aka проблемных) клиентов. Почувствовал, будто в офлайне мне сказали: «Молодой человек, сейчас вам наш охранник объяснит, что вам пора идти из салона связи». UPD: Попросил то же у другого оператора и добавил их ответ в конец статьи - есть на что ориентироваться.

Яркий пример качества клиентской поддержки в компании Мегафон. Справедливости ради, это является правдой и для многих других российских компаний...

Но в начале, небольшая цитата, чтобы вдохновиться, чего некоторые наивные потребители могут ждать от клиентского сервиса:

Я помню, как несколько лет назад я оказался в Санта-Монике, штат Калифорния, на конференции по продажам, которую устраивала корпорация Skechers. После бурного вечера в баре наша небольшая компания собралась в чьем-то номере, чтобы перекусить. Моя знакомая из Skechers нашла в меню службы сервиса в номерах пиццу «Пепперони» и попыталась ее заказать, но с разочарованием выяснила, что отель не доставляет блюда после одиннадцати вечера. Мы опоздали на несколько часов. Мы все были навеселе, и кто-то в шутку предложил ей заказать пиццу в Zappos. Она приняла вызов и, набрав номер и включив спикерфон, стала объяснять очень терпеливому оператору Zappos, что она остановилась в отеле Санта-Моники, что умирает от желания съесть пиццу «Пепперони», что служба сервиса отеля уже не доставляет горячие блюда и что она хочет знать, чем ей может помочь Zappos. Оператора Zappos вначале немного смутил этот звонок, но затем служащая пришла в себя и попросила немного подождать. Через две минуты она назвала нам пять ближайших мест в районе Санта-Моники, которые еще были открыты и где можно было найти пиццу в это время. Честно говоря, я немного колебался, включать ли эту историю в книгу, потому что вообще-то не хочу, чтобы все читатели начали звонить в Zappos и заказывать пиццу. Просто я подумал, что это прикольная история, иллюстрирующая, как здорово не иметь стандартных текстов в колл-центре и делегировать оператору полномочия определять, что хорошо для вашего бренда, вне зависимости от того, насколько необычна или причудлива ситуация

Тони Шей (основатель онлайн магазина обуви и одежды Zappos), в книге "Доставляя счастье. От нуля до миллиарда"

Мне понадобилась простая справка - о том, что на мой номер были совершены два звонка. Не найдя кнопку для генерации такой справки в приложении, я подумал: "Ничего страшного, наверняка поддержка легко сможет помочь мне. Тем более, у меня уже был опыт с одним из банков, когда нужен был нестандартный документ, недоступный автоматически. Они просто взяли день, чтобы его подготовить и прислать по email".

И вот наивный я пишет в Мегафон. Конечно, сначала общаемся с ботом и лишь через какое-то время появляется живой человек Владислав. Обладаете ли вы VIP статусом в Мегафоне или нет - бота не избежать. Это вам не Аэрофлот, где владельцам платиновых карт сразу отвечают живые люди.

Владислав, несомненно, прекрасный и вежливый человек. Проблема лишь в том, что ему абсолютно плевать на мою потребность. У него есть четкий регламент и скрипты, от которых он отступать не планирует. Подумать, правда ли просьба клиента требует больших ресурсов или технически нереализуема - задача не из этого регламента. Ведем такую вот бесполезную переписку:

Как вы могли заметить в конце прошлой карусели, Вячеслав был утомлен необходимостью объяснять мне повторно, что к просьбам клиента он равнодушен. И диалог был переведен на некоего Дмитрия. "О чудо, мою просьбу перевели кому-то, кто будет способен с ней помочь. Может, это руководитель Владислава. И у Дмитрия есть принтер, сканер и ручка", - наивно подумал я.

Но не тут-то было. Дмитрий оказался неким сотрудником, обученным общаться в быковатом тоне. На него, судя по всему, переводят проблемных клиентов:

Я ожидал, что в конце диалога меня пошлют в пешее эротическое путешествие. Но пронесло.

Итого, что мы имеем. Простейшая просьба лояльного клиента, у которого в Мегафоне шесть симок, две из которых на безлимитных тарифах. Заметьте, это не просьба снизить мне стоимость тарифа в три раза или построить базовую станцию возле моей дачи в 300 км от МКАД. Это просьба, которая стоит 3 минуты времени и 5 руб. инвестиций на печать справки. И уж точно это не просьба заказать пиццу или сделать что-то, что с Мегафоном не связано.

Делаем выводы :)

Под впечатлением от некоторых комментариев решил провести эксперимент. И попросить то же самое в другом сотовом операторе, качество обслуживания в котором считаю достаточно хорошим. А то, может быть, у меня правда какие-то влажные мечты об уровне сервиса, которого не бывает в реальной жизни. Смотрите-ка, оказывается можно:

  • на такую просьбу ответить не шаблонным отказом
  • ответить сразу человеку, а не боту
  • перевести меня на другого сотрудника, но не чтобы тот более решительно мне отказал, а чтобы смог помочь в ситуации, которая поставила в тупик первого специалиста

Сразу отвечу на подозрения, что это завуалированная реклама Тинькофф. По моим комментариям к другим статьям вы можете заметить, что я Тинькофф нередко критикую. Более того, когда-то вообще обращался в ЦБ с жалобой на работу банка. Но тут факт налицо: небо и земля клиентского обслуживания.

Все-таки подобную технически архисложную справку, создающую невообразимый объем рисков для публичной компании и требующий колоссальных затрат времени и сил - оказалось возможным сделать у кого-то из сотовых провайдеров России. Браво!
0
279 комментариев
Написать комментарий...
Tim Rizhov

Да, тинек умеет в справки. Я понял это, когда прочитал в правилах получения шенгенской визы на сайте консульства одной из стран ЕС что-то вроде "справка о балансе банковского счёта принимается исключительно в бумажном виде*
* для всех, кроме клиентов банка Тинькофф".

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin
Автор

А всего-то нужно было усвоить простую истину. Нет ничего страшного в том, чтобы написать на бумаге (или экране компьютера) правду и подтвердить ее подписью и печатью. Даже если это правда не предусмотрена регламентом

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

" Нет ничего страшного в том, чтобы написать на бумаге (или экране компьютера) правду"
почитайте закон о защите персональных данных :)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin
Автор

А они тут причем?..

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

ну я к тому, что если какая-то контора напишет на листе бумаги правду, и в этой правде будут персональные данные, то "за эту правду лет на десять можешь сесть" (с)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin
Автор

А, ну тут вы правы. Гос. тайну тоже писать не стоит. Просто нужно обучить и уполномочить сотрудников делать правильные вещи

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shibaev

чьей подписью и какой именно печатью (оба этих вопроса важны)? давайте с этого начнём. Мне просто реально интересно. У компании не предусмотрены нестандартные справки, у Тинькова предусмотрены. Отступить от регламента и сделать кастомную справку - это приключение длиной в неделю (в лучшем случае) в таких больших компаниях.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin
Автор

Я пытаюсь через статью и комментарии высказать мысль, что компания может сделать для клиента иногда больше, чем «предусмотрено». Иначе выражаясь, компания, которая пытается все предусмотреть, должна предусмотреть и нетипичные запросы. А лучше - дать свободу действий в каких-то рамках даже (о шок!) рядовым сотрудникам. Чтобы сотрудник контакт центра мог поставить свою подпись и сверить это круглой печатью Мегафона «для справок», которая лежит у начальника смены контакт центра, например

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shibaev

Таааак, вы почти приблизились к разгадке почему этого нет. И на основании чего сотрудник контакт-центра подписывать будет кастомную справку?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin
Автор

Да я уже давно понял разгадку вашей загадки. Разгадка в том, что в забюрократизированной компании никто не уполномочит «обычного» человека подписывать что-то. Что даже справку о том, что их компания называется «Мегафон», нужно согласовать с пятидесятью людьми. Вы, как и я, наверняка уже много лет в крупном бизнесе и знаете, как регламенты и процедуры отдаляют нас от здравого смысла и гибкости. А посмотрите не с позиции своих знаний, а с позиции здравого смысла - что мешает уполномочить любого оператора подписывать справку о правде, в которой он уверен?

В качестве небольшого контрастного душа на этот счет, советую свежую книжку No Rules Rules о нетфликсе. Вот пример, как сотрудник испытал схожее с вашим удивление:

In 2009, I joined Netflix as a marketing manager. After three months I prepared a three-million-piece direct-mail campaign. We were using snail mail to send out brochures with photos of our most popular movies. The project had a sticker price of almost a million dollars. I printed the Statement of Work and found my boss. “Steve, how do I get the approval process started for this million-dollar expense?” I asked, braced for the worst. “You just sign it and fax it back to the vendor,” he told me. I kid you not. I nearly hit the floor.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shibaev

А мне кажется, вы вообще книжку по диагонали читали и сейчас выдираете слова из контекста. Там ещё написано о том, что Нетфликс разделяет сотрудников на создающих и поддерживающих (те, что ценность непосредственно не создают). Первым они платят по верху рынка и дают свободу, а со вторыми у них всё по-другому. Как это относится к тому, что огромная компания должна дать каждому из тысячи низкооплачиваемых сотрудников право подписи пусть даже на таких документах, я не очень понимаю. Не говоря уж о том, что надо будет написать тучу доверенностей.
И кстати, попробуйте у Нетфликса попросить в саппорте нестандартную справку :)

Ответить
Развернуть ветку
276 комментариев
Раскрывать всегда