«Тинькофф банк» — заблокировали по ложному обвинению
Уже более четырех лет я пользуюсь услугами этого банка. У меня подключен «Тинькофф премиум» (2000 руб/мес), пользуюсь их услугами сотовой связи (Тинькофф мобайл), покупаю страховки жизни и здоровья на себя и близких, иными словами, я — что ни на есть, очень лояльный клиент банка.
В начале лета я начал продавать и покупать предметы в играх используя счет в этом банке. Существует письмо Минфина от 17.05.2018 N 03-04-07/33234, которое говорит о том, что физ. лица, получающие доход от купли-продажи криптовалют, должны подавать в НДФЛ и декларировать свои доходы за вычетом расходов. Учитывая, что Минфин допускает такое для криптовалюты, логично предположить, что доходы с каких-то игрушечных предметов тоже можно законно задекларировать в апреле и спать спокойно. Но это не так.
21 декабря мне приходит на почту «письмо счастья», в котором в рамках 115 ФЗ просят до 24 числа пояснить, занимаюсь ли я покупкой и продажей криптовалюты и запрашивают соответствующие документы (Нотариально заверенные! скриншоты с бирж, справки НДФЛ и т.д.).
Поскольку я уехал отдыхать за город, заметил это письмо только 23 числа и сразу же позвонил в свой любимый банк. Со мной разговаривал персональный менеджер Петр. На вопрос о криптовалюте я ответил как есть: не занимаюсь, а вот ценными предметами в играх — да, бывает и покупаю, и продаю. На что Петр сказал, что в таком случае мне нет необходимости предоставлять никаких документов и вообще отвечать на это письмо. Нужную информацию он сам зафиксирует и передаст коллегам. Я его даже переспросил, «Точно ли не надо?», поскольку переживал, что 24 числа могут заблокировать, т.к. я ничего не отправлю в ответ на письмо. Но менеджер Петр уверил меня, что все в порядке и я могу не волноваться.
Скриншоты записи звонков прилагаю (Немного некорректно работает распознаватель речи, но думаю общий смысл понятен).
26 декабря последовала полная блокировка счета. Звонок в банк, Константин объяснил мне, что блокировка произошла из-за не предоставленных документов. Затем он вешает трубку посреди разговора и не перезванивает больше. Это так банк начинает со всеми нежелательными клиентами вести себя?
Далее общался с персональным менеджером Александром, который просил меня подтвердить документально, что я занимаюсь криптовалютой. Полный абсурд, вроде банк адекватный, но когда дело доходит до блокировок, видимо, никому нет дела, клиента проще слить, чем разбираться в чем-то. Обещали перезвонить через день.
27 и 28 числа мне никто не звонил, я сам пытался дозвониться 7 раз, но попадал на профилактические работы. Самое интересное, что как только я позвонил с другого номера, мне сразу же ответили. Но не об этом.
29 декабря со мной наконец связался персональный менеджер Евгений (третий персональный менеджер?), мы пришли к тому, что мне надо предоставить документы, показывающие, что я плачу налоги за оборот по счету. Очень интересно как это возможно, если я начал вести эту деятельность в июне 2021, а первую декларацию планировал подавать в апреле 2022. На что получил ответ — «В апреле присылайте, может быть мы Вас разблокируем». Естественно, меня такой ответ не устроил. Далее, в ходе разговора, Евгений попросил отправить все документы по моему ИП, которое было открыто на несколько месяцев летом на патенте, прислать квитанции оплаты взносов, договора с контрагентами и т.д. Очень странный запрос, но что делать, счет разблокировать хочется ведь.
10 января, как только банки открывают свои отделения, я бегу в ВТБ и получаю платежки по оплате страховых взносов ИП (Счет у меня был уже закрыт, так что единственный вариант был ждать окончания новогодних выходных).
4 дня спустя получаю еще один отрицательный ответ от Тинькофф.
Что мы имеем в итоге:
- Почти 3 недели мои деньги лежат на счете, которым мне не разрешают пользоваться;
- Сам счет заблокировали по ложным обвинениям в торговле криптовалютой;
- Полный хаос и дезорганизация в поддержке банка. Один говорит: «не отправляйте документы», другой говорит: «Вас заблокировали, т.к. вы не отправили документы»;
- Блокируют заранее, т.к. думают, что в апреле следующего года ты не заплатишь налоги.
Планирую подавать досудебную претензию. Если не поможет, придется идти в суд, поскольку блокировка моего счета полностью не обоснована, я не занимаюсь обналичиванием денег, финансированием терроризма, криптовалютными обмениками, онлайн-казино или финансовыми пирамидами. Я полностью законопослушный гражданин, соблюдающий все нормы и платящий все налоги, которые обязан.
Жесть.
То есть, условно если я в КС вытащу из кейса керамбит, захочу его продать, продам, то мне сразу счёт блокирнут?
Бред.
@Тинькофф поясните.
Добрый день!
ЦБ и ФЗ 115 обязывает нас и другие банки РФ реагировать на подозрительные операции по счетам.
Это не наша прихоть.
Мы прекрасно понимаем ваши эмоции от этого, но по-другому никак.
От одной операции вряд ли что-либо будет, а если появляются систематические операции без логического объяснения и без документального подтверждения — мы вынуждены реагировать.
Постарались максимально обширно ответить на ваш вопрос, надеемся на понимание.
А то, КАК реагировать вам тоже ЦБ и ФЗ 115 прописывает, или вы сами выбираете метод давления на клиента, понимая, что он, по сути, в безвыходном положении?
По закону клиент предоставляет документы, необходимые для документального фиксирования операций, которые показались сомнительными. Есть примечательный нюанс: это требование находится в разделе, озаглавленном "Обязанности организаций, работающих с денежными средствами". То есть получается какая коллизия. Клиент не предоставил документы, банк недостаточно задокументировал операции. Кто нарушил обязанности свои? По закону — нарушил банк. Хоть он вроде как и не может повлиять на то, что клиент махнул на него рукой и отказался хотя бы что-нибудь подтвердить. Какой выход? Заблокировать счёт, тогда у клиента появится стимул как-то эту проблему решить. А банк подскажет. Дайте нам листов 100, а лучше 200 со всякими документами. Лучше заверенными.
Но вот есть такой момент, о котором не надо забывать. Совершение каких-либо действий в отношении самого клиента или его имущества или угроза такими действиями, если клиент их обоснованно воспринимает реальными, если целью этого является принудить клиента к совершению каких-либо действий, — это имеет вполне определённое название. Шантаж.