{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Зависшие валютные переводы, блокировка кор. счета у «Альфа-Банка», OFAC

Ниже описана одна из ситуаций, которая происходила с клиентом Альфа-Банка в апреле 2022 г. во время проведения валютного перевода.

Последовательность событий и факты

  • Оформлен перевод на отправку долларов США из Альфа-Банка в БКС Банк 5 апреля (из России в Россию);
  • Отправлен Альфа-Банком 6 апреля 2022 (№1 - на иллюстрации);
  • Перевод попал на комплайенс в банк-корреспондент США JPMorgan CHASE 8 апреля 2022 (№2 - на иллюстрации);
  • Через неделю он был отклонен/возвращен банком-корреспондентом CHASE на корр. счет АБ в США 15 апреля 2022 (№3 - на иллюстрации);
  • Как утверждает АБ, транзакцию в Россию вернуть банк не смог, так как, цитирую: "...Проблема возникла из-за блокировки корсчёта..." (№4 - на иллюстрации);

Иллюстрация для наглядности:

Цепочка реконструированна со слов банка.

На запрос доказать попытку возврата денег с кор. счета США в Россию, показав SWIFT сообщение с соответствующим требованием к банку JPMorgan CHASE, Альфа-Банк ответил отказом.

Законодательная база США

Чтобы понять, когда заблокировали кор. счет Альфа-Банка, смотрим законодательство США.

Видим два правообразующих документа:

1) Указ президента США (Executive Order №14024), который вносит Альфа-Банк в SDN лист (объявлены санкции были 6-го апреля) и

2) Генеральную лицензию, которая дает право на завершение сделок до 12:01 EDT 6 мая 2022 (cм. иллюстрацию ниже).

Выдержка из Ген. лицензии №23:

Источник - Office of Foreign Assets Control, 31 CFR part 587, General License #23,  https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_gl23.pdf

Документ буквально так и называется: "Разрешение на завершение сделок с участием Акционерного общества "Альфа-Банк" (Authorizing the Wind Down of Transactions Involving Joint Stock Company Alfa-Bank).

Итого, в соответствии с законодательной базой США, АБ мог проводить операции до 12:01 EDT 6 мая 2022 со своим кор. счетом в США.

Комментарии банка

Усугубляет текущую ситуацию то обстоятельство, что Альфа-Банк 28 апреля опубликовал на VC следующее:

15-го апреля, еще 13 дней назад до этого комментария, точно был известен окончательный статус транзакции ("отклонен/отменен") и местонахождение денег (кор.счет АБ в США). См. скрин ниже.

Источник - GPI tracker транзакции, присланный Альфа-Банк'ом.

Мне об этом факте стало известно лишь через 1,5 месяца переписки, а именно 16 июня 2022 г., когда они все-таки прислали документ под названием "GPI tracker" по e-mail.

27 мая банк банк проинформировал:

42 дня назад до этой публикации было известно, что 15 апреля 2022 г. транзакция была отменена, а местоположение денег - корр. счет Альфа-Банка в США.

Как это трактовать, я не знаю. Могу только перечислять факты - банк владел GPI выпиской в момент ответов, видел статус транзакции, знал ее значение, а публично информировал, будто они "...отменяют платеж...", при том, что платеж уже был отменен, а деньги лежали на их счетах уже 13 дней назад.

Во втором же случае АБ ссылался на "вольное оперирование статусами" банком-корреспондентов JPMorgan Chase 27 мая 2022 г., хотя в методичках OFAC еще с 11 августа 2020 было указано, что значит статус REJECTED и когда он применяется в случае санкционного воздействия (см. подробнее об этом ниже).

Менеджмент в кризисной ситуации

Привожу в пример профессиональный подход, который продемонстрировал Сбербанк, попавший под санкции в тот же день, что и Альфа-Банк.

Все переводы, оформленные с 6 апреля, он вернул на счет клиентам в полном объеме вместе с коммисией. Тем самым позволил клиентам не замораживать свои средства.

Фактура:

  • Заявка на перевод была подана 5 апреля 2022 г. (за день до объявления санкций);
  • О санкциях стало известно 6 апреля 2022 г. в 8:36 AM (см. скрин ниже);
  • Перевод из Альфа-Банка ушел 6 апреля 2022 г. в 10:33 AM (см. скрин ниже);

Генеральная лицензия №23 OFAC, дата и время;

Дата и время подачи заявки на перевод:

Источник - оригинал поручения о переводе средств.

Дата и время осуществление перевода:

Источник - GPI tracker транзакции, присланный Альфа-Банк'ом.

Альфа-Банк же провел проводку в день объявления санкций, хотя поручение о переводе было подано за день до того.

OFAC: статусы REJECTED и BLOCKED

Источник - коммуникация Альфа-Банка по вопросу OFAC

Большинство коллег, с которыми мы коммуницировали за это время, имели транзакции в статусе "REJECTED". Разбираемся в правообразующих документах U.S. Department of the Treasury, какой статус и когда применяется в случае санкционного воздействия.

Выдержка с сайта U.S. Department of the Treasury:

Источник - https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/faqs/topic/1601

Статус "Rejected" применяется тогда, когда нет претензий к отправителю, получателю и сути транзакции, но перевод не может быт отправлен. Предполагаю, что в нашем случае из-за внесения Альфа-Банка в SDN лист.

Статус "Blocked" применяется тогда, когда транзакция напрямую связанна с подсанкционными лицами или организациями, попавшими в SDN лист. В нашем случае Alfa-Bank и все его дочерния предприятия с долей собственности в 50%.

Соответственно, если обратиться в OFAC со статусом транзакции "REJECTED", ответ будет таким: транзакция не арестована, ничем не можем помочь.

См. пример письма OFAC c таким ответом:

Источник - ответ OFAC одному из клиентов Альфа-Банка с транзакцией в статусе REJECTED.

Если же транзакция связанна с подсанкционными юрлицами и товарами, OFAC ответим отказом в предоставлении лицензии. Пример ниже:

Источник - ответ OFAC одному из клиентов Альфа-Банка, скрин из общего телеграмм канала. 

Поскольку наша транзакция находится в статусе "REJECTED" (она не заблокирована и претензий у JPMorgan CHASE, равно как OFAC к ней нет), OFAC не может ее "разблокировать" через выдачу специальной лицензии на проведение операции. Если банк не согласен, будем рады услышать его трактовку документов выше.

Резюмируем

  • Банк-корреспондент отменил, а не заблокировал транзакцию. Деньги были возвращены на счета Альфа-Банка. К моему переводу со статусом REJECTED претензий у банков-корреспондентов и компетентных органов США небыло (утверждение основано на документации US Treasury).
  • Документа, доказывающего, что транзакция вернулась на корр. счет Альфа-Банка в США, а не в Россию, у нас тоже нет. Будем благодарны, если таковой предоставят.
  • Даже если деньги вернули на кор.счет в США, до вступления блокировки в силу прошло 3 недели (с 15 апреля до 6 мая 2022 г.) за которые можно было вывести деньги в РФ;
  • Доказательств того, что Альфа-Банк требовал возврата средств из США в РФ с 15 апреля до 6 мая 2022 г. банк не предоставил. Соответственно, убедиться в том, что банк предпринимал попытки возврата перевода, не представляется возможным.
  • В качестве основной причины отсутствия возврата перевода банк указал, цитирую: "...Проблема ... из-за блокировки корсчёта...". Хотя, в соответствии с нормативными актами США, АБ мог проводить операции до 12:01 EDT 6 мая 2022 со своим кор. счетом в США.

Для наглядности, привожу график ниже. На нем можно увидеть последовательность всех событий и черный ящик с 15 апреля по 6 мая, когда банк должен был отправить сумму перевода обратно в Россию со своего корр. счета в США.

Вопрос - CHASE нарушет законы?

Альфа-Банк утверждает, что возврату денег помешала преждевременная блокировка корр. счета в США.

Если это так, прошу официальных представителей банка публично подтвердить следующее утверждение:

JPMorgan CHASE заблокировал возможность проведения операций по корр. счету Альфа-Банка с 6-го апреля по 6 майя в нарушение норм Генеральной лицензии OFAC №23 от 6 апреля 2022 г. Иначе говоря, крупнейший банк США - JPMorgan CHASE самопроизвольно переиграл смысл и сроки подзаконных актов США.

Предложение

В соответствии с вышесказанным, от лица всех попавших в такую ситуацию, предлагаем банку принять решение о возврате денег на расчетные счета своих клиентов, а вопросами разблокировки своих корр. счетов в США заниматься на своей стороне.

Хватит отписываться в чатах пустыми формулировками, отсылать в OFAC со статусом REJECTED, задерживать GPI треки месяцами, не отвечать неделями на почту (пишу про свой опыт). Примите правильное решение и верните деньги.

Ваши клиенты не должны с вами бороться.

Массовость явления

Как оказалось, я не одинока.

За это время коммуницировали с десятком человек в такой же ситуации. Детали разнятся, кто-то юрлицо, кто-то физик, но суть та же - был перевод в валюте, его отменили до 6-го мая, а деньги отправителям не вернулись.

У вас та же ситуация? Давайте объединяться.

Расскажите о ней в комментариях или напишите в группу телегарамм - https://t.me/+444WSg5xjpE2YWUy

0
118 комментариев
Написать комментарий...
Альфа-Банк

Здравствуйте! Уточним и вернемся с ответом немного позже.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Я уже неоднократно писал Альфе, если вы честный и порядочный банк, который дорожит репутацей, и не виноват в сложившейся ситуации, неужели нельзя выделить хотя-бы одного компетентого юриста, который будет помогать пострадавшим Клиентам банка найти выход из этой ситуации, собирать успешные кейсы возврата, помогать формировать обращения. Ведь деньги Клиентов заблокировали из-за того, что перевод был именно из Альфа-банка, т.е. должны же вы чувствовать хоть какую-то ответственность перед теми кто доверил именно вам деньги?!
Но вместо этого, Альфа-банк просто игнорирует нас, а в своём телеграм канале рапортует о новых "лох"-friendly отделениях, прозрачных банкоматах и кнопках желаний!!! Противно и лицемерно!

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Уже смотрим, что могло пойти не так и как вам помочь. Вернёмся с решением 👌

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Даже вот эти ваши ответы просто, чтобы создать видимость, что банк что-то делает. Вы уже смотрели и не раз, отвечали здесь на VС, что мне ответят в банке, а в банке пересылали одно и тоже сообщение, о том, что ничего поделать не можем, давайте ждать..
Начните уже решать проблему, а не присылать отписки!
Вот ТГ чат с другими пострадавшими https://t.me/+444WSg5xjpE2YWUy
Добавьте туда компетентного сотрудника и начните уже действовать в интересах ваших клиентов и своей репутации!

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Вспомнили вашу ситуацию. Мы ускоряли процесс с направлением вам ответного письма в личный кабинет. К сожалению, личная переписка не сохранилась.

Уверены, что коллеги провели проверку по вашему переводу и предоставили ответ. Другой информации, боимся, у нас не будет 😔

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Ответ в том, что деньги ВЕРОЯТНО (т.е. даже не точно) в JPMorgan и он вам не отвечает. Простите, а кто выбирал в качестве корр банка JPMorgan? У кого договорные отношения с JPMorgan? Мне JPMorgan говорит, что он отвечает только тому с кем у него договор в рамках которого осуществлялся перевод.. Т.е. допустим ваш партнер JPMorgan вас "кинул", но почему от этого страдаю я? И почему вы даже не хотите помочь мне заставить JPMorgan вернуть мои деньги?!
Как помочь я уже писал - не говорить, что вы ничего поделать не можете, а выделить компетентного юриста из армии юристов Альфа-Групп, объединить пострадавших и начать решать проблему!

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Такое тоже бывает, мы также как и вы ожидаем ответ😔
Есть определённый порядок запрос а информации, в рамках которого, нам остается только ждать.
Как только поступит какая-либо информация, мы обязательно с вами свяжемся и уточним пути решения.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Ну камон ребят, вы считаете это ответ клиентоориентированного банка? Типа мы ничего поделать не можем? Я не один такой, нас как минимум десятки, а может и сотни или тысячи..
Я вижу только 2 варианта почему вы не хотите помочь решить нашу проблему с выделением юриста
Вариант 1 Альфа-банк сам виноват, что платежи не вернулись т.к. даже после включения в SDN был еще месяц до 6 мая чтобы вернуть деньги... поэтому не хочет помогать расследовать это.
Вариант 2 Альфа-банку наплевать на проблемы его клиентов, даже несмотря на то что эти проблемы возникли именно из-за попадания Альфа-банка под санкции. И он не хочет решать проблему, т.к. это требует дополнительных затрат, а репетиционные риски он недооценивает.

Ответить
Развернуть ветку
Вишняковский

при всем уважении к вашей проблеме, но вы же манипулируете и передергиваете факты. Банк не должен предоставлять юриста. Если он этого не делает, то не становится автоматически неклиентоориентированным. Это разговор не из плоскости "как должно быть", а из плоскости "как бы мне хотелось".

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Вот вам факты без всякий манипуляций!

Факт №1 Мой перевод был заблокирован из-за включения Альфа-банка в санкционный список. Если бы я делал перевод из другого банка то этого бы не произошло.

Факт №2 После включения в санкционный список у Альфа-банка был месяц до 6 мая чтобы закончить все операции и вернуть деньги клиентам, в подобной ситуации оказался и Сбер, но там деньги были возвращены в том числе и комиссии!

Факт №3 Альфа-банк не смог/не захотел предоставить мне никаких заверенных документов, что в период с 6 апреля (даты блокировки) платежа по 6 мая банк предпринимал попытки вернуть платеж.

Факт №4 Банк корреспондент JPMorgan который якобы не отвечает был выбран Альфа-банком. И именно Альфа-банк заключал с ним договорные отношения.

P.S.
Я занимаюсь поставками из Китая, если бы мой клиент заказал товар , я нашел поставщика, но поставщик меня бы кинул, я бы показал клиенту, что я честно перевел эти деньги поставщику, но он меня кинул, и сообщил так что решайте теперь вопрос возврата денег между собой. Это было бы КЛИЕНТООРИЕНТРОВАНО?

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Факт перевода вы можете проверить в личном кабинете, в истории операций или сформировать выписку. С нашей стороны перевод был совершен успешно.
Мы не бросаем клиентов в данной ситуации, мы работаем над вопросом и ищем пути решения.
Как только появится возможность зачислить или вернуть переводы, обязательно сообщим.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Глушков

Да, правда? То есть в контексте статьи, где детально разбирается подноготная вашей дерьмовой работы, вы позволяете себе ответ уровня «посмотри в приложении»? Увольтесь, пожалуйста, вы профнепригодны.

Не бросаете — ну давайте, расскажите, что вы сделали. Ничего? Ой :(

Типичный Альфа Банк, ну чего ещё можно от них ждать, ей-богу. Доверять хоть какую-то копейку шараге, которая и до санкций делала всё, чтобы её ненавидели — люди, ну очнитесь, даже Сбер себя лучше ведёт

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

В личном кабинете содержится квитанция о совершенном переводе. Дополнительно документа мы не предоставляем.
По вопросу не поступления перевода мы работаем, это не простой процесс, исходя из ситуации с валютными переводами.
Мы стараемся получить ответ от банков-корреспондентов, как ответ поступит, сможем прокомментировать ситуацию.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

"С нашей стороны перевод был совершен успешно."
С вашей стороны перевод был успешно совершен выбранному вами же банку корреспонденту, а не получателю, указанному в заявлении на перевод.

"Как только появится возможность зачислить или вернуть переводы, обязательно сообщим."
Да конечно, осталось подождать совсем чуть - лет 10-15 когда санкции снимут если снимут когда-то вообще..

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Любой SWIFT перевод проходит через банк корреспондент. Над вопросом работаем каждый день, ищем различные пути решения. Как только будет возможность вернуть перевод, мы обязательно сообщим.

Ответить
Развернуть ветку
115 комментариев
Раскрывать всегда