{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Зависшие валютные переводы, блокировка кор. счета у «Альфа-Банка», OFAC

Ниже описана одна из ситуаций, которая происходила с клиентом Альфа-Банка в апреле 2022 г. во время проведения валютного перевода.

Последовательность событий и факты

  • Оформлен перевод на отправку долларов США из Альфа-Банка в БКС Банк 5 апреля (из России в Россию);
  • Отправлен Альфа-Банком 6 апреля 2022 (№1 - на иллюстрации);
  • Перевод попал на комплайенс в банк-корреспондент США JPMorgan CHASE 8 апреля 2022 (№2 - на иллюстрации);
  • Через неделю он был отклонен/возвращен банком-корреспондентом CHASE на корр. счет АБ в США 15 апреля 2022 (№3 - на иллюстрации);
  • Как утверждает АБ, транзакцию в Россию вернуть банк не смог, так как, цитирую: "...Проблема возникла из-за блокировки корсчёта..." (№4 - на иллюстрации);

Иллюстрация для наглядности:

Цепочка реконструированна со слов банка.

На запрос доказать попытку возврата денег с кор. счета США в Россию, показав SWIFT сообщение с соответствующим требованием к банку JPMorgan CHASE, Альфа-Банк ответил отказом.

Законодательная база США

Чтобы понять, когда заблокировали кор. счет Альфа-Банка, смотрим законодательство США.

Видим два правообразующих документа:

1) Указ президента США (Executive Order №14024), который вносит Альфа-Банк в SDN лист (объявлены санкции были 6-го апреля) и

2) Генеральную лицензию, которая дает право на завершение сделок до 12:01 EDT 6 мая 2022 (cм. иллюстрацию ниже).

Выдержка из Ген. лицензии №23:

Источник - Office of Foreign Assets Control, 31 CFR part 587, General License #23,  https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_gl23.pdf

Документ буквально так и называется: "Разрешение на завершение сделок с участием Акционерного общества "Альфа-Банк" (Authorizing the Wind Down of Transactions Involving Joint Stock Company Alfa-Bank).

Итого, в соответствии с законодательной базой США, АБ мог проводить операции до 12:01 EDT 6 мая 2022 со своим кор. счетом в США.

Комментарии банка

Усугубляет текущую ситуацию то обстоятельство, что Альфа-Банк 28 апреля опубликовал на VC следующее:

15-го апреля, еще 13 дней назад до этого комментария, точно был известен окончательный статус транзакции ("отклонен/отменен") и местонахождение денег (кор.счет АБ в США). См. скрин ниже.

Источник - GPI tracker транзакции, присланный Альфа-Банк'ом.

Мне об этом факте стало известно лишь через 1,5 месяца переписки, а именно 16 июня 2022 г., когда они все-таки прислали документ под названием "GPI tracker" по e-mail.

27 мая банк банк проинформировал:

42 дня назад до этой публикации было известно, что 15 апреля 2022 г. транзакция была отменена, а местоположение денег - корр. счет Альфа-Банка в США.

Как это трактовать, я не знаю. Могу только перечислять факты - банк владел GPI выпиской в момент ответов, видел статус транзакции, знал ее значение, а публично информировал, будто они "...отменяют платеж...", при том, что платеж уже был отменен, а деньги лежали на их счетах уже 13 дней назад.

Во втором же случае АБ ссылался на "вольное оперирование статусами" банком-корреспондентов JPMorgan Chase 27 мая 2022 г., хотя в методичках OFAC еще с 11 августа 2020 было указано, что значит статус REJECTED и когда он применяется в случае санкционного воздействия (см. подробнее об этом ниже).

Менеджмент в кризисной ситуации

Привожу в пример профессиональный подход, который продемонстрировал Сбербанк, попавший под санкции в тот же день, что и Альфа-Банк.

Все переводы, оформленные с 6 апреля, он вернул на счет клиентам в полном объеме вместе с коммисией. Тем самым позволил клиентам не замораживать свои средства.

Фактура:

  • Заявка на перевод была подана 5 апреля 2022 г. (за день до объявления санкций);
  • О санкциях стало известно 6 апреля 2022 г. в 8:36 AM (см. скрин ниже);
  • Перевод из Альфа-Банка ушел 6 апреля 2022 г. в 10:33 AM (см. скрин ниже);

Генеральная лицензия №23 OFAC, дата и время;

Дата и время подачи заявки на перевод:

Источник - оригинал поручения о переводе средств.

Дата и время осуществление перевода:

Источник - GPI tracker транзакции, присланный Альфа-Банк'ом.

Альфа-Банк же провел проводку в день объявления санкций, хотя поручение о переводе было подано за день до того.

OFAC: статусы REJECTED и BLOCKED

Источник - коммуникация Альфа-Банка по вопросу OFAC

Большинство коллег, с которыми мы коммуницировали за это время, имели транзакции в статусе "REJECTED". Разбираемся в правообразующих документах U.S. Department of the Treasury, какой статус и когда применяется в случае санкционного воздействия.

Выдержка с сайта U.S. Department of the Treasury:

Источник - https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/faqs/topic/1601

Статус "Rejected" применяется тогда, когда нет претензий к отправителю, получателю и сути транзакции, но перевод не может быт отправлен. Предполагаю, что в нашем случае из-за внесения Альфа-Банка в SDN лист.

Статус "Blocked" применяется тогда, когда транзакция напрямую связанна с подсанкционными лицами или организациями, попавшими в SDN лист. В нашем случае Alfa-Bank и все его дочерния предприятия с долей собственности в 50%.

Соответственно, если обратиться в OFAC со статусом транзакции "REJECTED", ответ будет таким: транзакция не арестована, ничем не можем помочь.

См. пример письма OFAC c таким ответом:

Источник - ответ OFAC одному из клиентов Альфа-Банка с транзакцией в статусе REJECTED.

Если же транзакция связанна с подсанкционными юрлицами и товарами, OFAC ответим отказом в предоставлении лицензии. Пример ниже:

Источник - ответ OFAC одному из клиентов Альфа-Банка, скрин из общего телеграмм канала. 

Поскольку наша транзакция находится в статусе "REJECTED" (она не заблокирована и претензий у JPMorgan CHASE, равно как OFAC к ней нет), OFAC не может ее "разблокировать" через выдачу специальной лицензии на проведение операции. Если банк не согласен, будем рады услышать его трактовку документов выше.

Резюмируем

  • Банк-корреспондент отменил, а не заблокировал транзакцию. Деньги были возвращены на счета Альфа-Банка. К моему переводу со статусом REJECTED претензий у банков-корреспондентов и компетентных органов США небыло (утверждение основано на документации US Treasury).
  • Документа, доказывающего, что транзакция вернулась на корр. счет Альфа-Банка в США, а не в Россию, у нас тоже нет. Будем благодарны, если таковой предоставят.
  • Даже если деньги вернули на кор.счет в США, до вступления блокировки в силу прошло 3 недели (с 15 апреля до 6 мая 2022 г.) за которые можно было вывести деньги в РФ;
  • Доказательств того, что Альфа-Банк требовал возврата средств из США в РФ с 15 апреля до 6 мая 2022 г. банк не предоставил. Соответственно, убедиться в том, что банк предпринимал попытки возврата перевода, не представляется возможным.
  • В качестве основной причины отсутствия возврата перевода банк указал, цитирую: "...Проблема ... из-за блокировки корсчёта...". Хотя, в соответствии с нормативными актами США, АБ мог проводить операции до 12:01 EDT 6 мая 2022 со своим кор. счетом в США.

Для наглядности, привожу график ниже. На нем можно увидеть последовательность всех событий и черный ящик с 15 апреля по 6 мая, когда банк должен был отправить сумму перевода обратно в Россию со своего корр. счета в США.

Вопрос - CHASE нарушет законы?

Альфа-Банк утверждает, что возврату денег помешала преждевременная блокировка корр. счета в США.

Если это так, прошу официальных представителей банка публично подтвердить следующее утверждение:

JPMorgan CHASE заблокировал возможность проведения операций по корр. счету Альфа-Банка с 6-го апреля по 6 майя в нарушение норм Генеральной лицензии OFAC №23 от 6 апреля 2022 г. Иначе говоря, крупнейший банк США - JPMorgan CHASE самопроизвольно переиграл смысл и сроки подзаконных актов США.

Предложение

В соответствии с вышесказанным, от лица всех попавших в такую ситуацию, предлагаем банку принять решение о возврате денег на расчетные счета своих клиентов, а вопросами разблокировки своих корр. счетов в США заниматься на своей стороне.

Хватит отписываться в чатах пустыми формулировками, отсылать в OFAC со статусом REJECTED, задерживать GPI треки месяцами, не отвечать неделями на почту (пишу про свой опыт). Примите правильное решение и верните деньги.

Ваши клиенты не должны с вами бороться.

Массовость явления

Как оказалось, я не одинока.

За это время коммуницировали с десятком человек в такой же ситуации. Детали разнятся, кто-то юрлицо, кто-то физик, но суть та же - был перевод в валюте, его отменили до 6-го мая, а деньги отправителям не вернулись.

У вас та же ситуация? Давайте объединяться.

Расскажите о ней в комментариях или напишите в группу телегарамм - https://t.me/+444WSg5xjpE2YWUy

0
118 комментариев
Написать комментарий...
Альфа-Банк

Здравствуйте! Уточним и вернемся с ответом немного позже.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Я уже неоднократно писал Альфе, если вы честный и порядочный банк, который дорожит репутацей, и не виноват в сложившейся ситуации, неужели нельзя выделить хотя-бы одного компетентого юриста, который будет помогать пострадавшим Клиентам банка найти выход из этой ситуации, собирать успешные кейсы возврата, помогать формировать обращения. Ведь деньги Клиентов заблокировали из-за того, что перевод был именно из Альфа-банка, т.е. должны же вы чувствовать хоть какую-то ответственность перед теми кто доверил именно вам деньги?!
Но вместо этого, Альфа-банк просто игнорирует нас, а в своём телеграм канале рапортует о новых "лох"-friendly отделениях, прозрачных банкоматах и кнопках желаний!!! Противно и лицемерно!

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Уже смотрим, что могло пойти не так и как вам помочь. Вернёмся с решением 👌

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Korn

Позвольте предложить один из вариантов такого решения: верните клиентам кэш за переводы и списанную комиссию. Сделайте из бага фичу

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Даже вот эти ваши ответы просто, чтобы создать видимость, что банк что-то делает. Вы уже смотрели и не раз, отвечали здесь на VС, что мне ответят в банке, а в банке пересылали одно и тоже сообщение, о том, что ничего поделать не можем, давайте ждать..
Начните уже решать проблему, а не присылать отписки!
Вот ТГ чат с другими пострадавшими https://t.me/+444WSg5xjpE2YWUy
Добавьте туда компетентного сотрудника и начните уже действовать в интересах ваших клиентов и своей репутации!

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Вспомнили вашу ситуацию. Мы ускоряли процесс с направлением вам ответного письма в личный кабинет. К сожалению, личная переписка не сохранилась.

Уверены, что коллеги провели проверку по вашему переводу и предоставили ответ. Другой информации, боимся, у нас не будет 😔

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Ответ в том, что деньги ВЕРОЯТНО (т.е. даже не точно) в JPMorgan и он вам не отвечает. Простите, а кто выбирал в качестве корр банка JPMorgan? У кого договорные отношения с JPMorgan? Мне JPMorgan говорит, что он отвечает только тому с кем у него договор в рамках которого осуществлялся перевод.. Т.е. допустим ваш партнер JPMorgan вас "кинул", но почему от этого страдаю я? И почему вы даже не хотите помочь мне заставить JPMorgan вернуть мои деньги?!
Как помочь я уже писал - не говорить, что вы ничего поделать не можете, а выделить компетентного юриста из армии юристов Альфа-Групп, объединить пострадавших и начать решать проблему!

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Такое тоже бывает, мы также как и вы ожидаем ответ😔
Есть определённый порядок запрос а информации, в рамках которого, нам остается только ждать.
Как только поступит какая-либо информация, мы обязательно с вами свяжемся и уточним пути решения.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Ну камон ребят, вы считаете это ответ клиентоориентированного банка? Типа мы ничего поделать не можем? Я не один такой, нас как минимум десятки, а может и сотни или тысячи..
Я вижу только 2 варианта почему вы не хотите помочь решить нашу проблему с выделением юриста
Вариант 1 Альфа-банк сам виноват, что платежи не вернулись т.к. даже после включения в SDN был еще месяц до 6 мая чтобы вернуть деньги... поэтому не хочет помогать расследовать это.
Вариант 2 Альфа-банку наплевать на проблемы его клиентов, даже несмотря на то что эти проблемы возникли именно из-за попадания Альфа-банка под санкции. И он не хочет решать проблему, т.к. это требует дополнительных затрат, а репетиционные риски он недооценивает.

Ответить
Развернуть ветку
Вишняковский

при всем уважении к вашей проблеме, но вы же манипулируете и передергиваете факты. Банк не должен предоставлять юриста. Если он этого не делает, то не становится автоматически неклиентоориентированным. Это разговор не из плоскости "как должно быть", а из плоскости "как бы мне хотелось".

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Вот вам факты без всякий манипуляций!

Факт №1 Мой перевод был заблокирован из-за включения Альфа-банка в санкционный список. Если бы я делал перевод из другого банка то этого бы не произошло.

Факт №2 После включения в санкционный список у Альфа-банка был месяц до 6 мая чтобы закончить все операции и вернуть деньги клиентам, в подобной ситуации оказался и Сбер, но там деньги были возвращены в том числе и комиссии!

Факт №3 Альфа-банк не смог/не захотел предоставить мне никаких заверенных документов, что в период с 6 апреля (даты блокировки) платежа по 6 мая банк предпринимал попытки вернуть платеж.

Факт №4 Банк корреспондент JPMorgan который якобы не отвечает был выбран Альфа-банком. И именно Альфа-банк заключал с ним договорные отношения.

P.S.
Я занимаюсь поставками из Китая, если бы мой клиент заказал товар , я нашел поставщика, но поставщик меня бы кинул, я бы показал клиенту, что я честно перевел эти деньги поставщику, но он меня кинул, и сообщил так что решайте теперь вопрос возврата денег между собой. Это было бы КЛИЕНТООРИЕНТРОВАНО?

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Факт перевода вы можете проверить в личном кабинете, в истории операций или сформировать выписку. С нашей стороны перевод был совершен успешно.
Мы не бросаем клиентов в данной ситуации, мы работаем над вопросом и ищем пути решения.
Как только появится возможность зачислить или вернуть переводы, обязательно сообщим.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Глушков

Да, правда? То есть в контексте статьи, где детально разбирается подноготная вашей дерьмовой работы, вы позволяете себе ответ уровня «посмотри в приложении»? Увольтесь, пожалуйста, вы профнепригодны.

Не бросаете — ну давайте, расскажите, что вы сделали. Ничего? Ой :(

Типичный Альфа Банк, ну чего ещё можно от них ждать, ей-богу. Доверять хоть какую-то копейку шараге, которая и до санкций делала всё, чтобы её ненавидели — люди, ну очнитесь, даже Сбер себя лучше ведёт

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

В личном кабинете содержится квитанция о совершенном переводе. Дополнительно документа мы не предоставляем.
По вопросу не поступления перевода мы работаем, это не простой процесс, исходя из ситуации с валютными переводами.
Мы стараемся получить ответ от банков-корреспондентов, как ответ поступит, сможем прокомментировать ситуацию.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

"С нашей стороны перевод был совершен успешно."
С вашей стороны перевод был успешно совершен выбранному вами же банку корреспонденту, а не получателю, указанному в заявлении на перевод.

"Как только появится возможность зачислить или вернуть переводы, обязательно сообщим."
Да конечно, осталось подождать совсем чуть - лет 10-15 когда санкции снимут если снимут когда-то вообще..

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Любой SWIFT перевод проходит через банк корреспондент. Над вопросом работаем каждый день, ищем различные пути решения. Как только будет возможность вернуть перевод, мы обязательно сообщим.

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк

Алексей, мы работаем над вашим вопросом, при поступлении информации, сразу с вами свяжемся.

Ответить
Развернуть ветку
115 комментариев
Раскрывать всегда