{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Ozon убивает – мы просим экспертное сообщество о помощи

16 августа Ozon предупредил селлеров о том, что со следующего дня меняет условия оферты. Все товары, не укладывающиеся в новую формулу оборачиваемости, будут через 14 дней добавлены в принудительную акцию со скидкой 95%. А затем, ещё через 7 дней, оставшиеся товары будут утилизированы за счёт селлера. Единственная возможность избежать этого – вывезти товары. При этом вывозить их предлагается со складов по всей РФ, включая Хабаровск и Калининград. Свободных слотов на вывоз товаров нет уже сейчас. Таким образом, вскоре десятки тысяч селлеров Ozon ждёт принудительная распродажа и утилизация их собственности.

В итоге российский малый бизнес лишится не только продукции, но окажется должен Ozon огромные суммы денег.

Почему это важно?

Весь предыдущий год ОЗОН активно вынуждал селлеров разместить товары на своих складах. Использовались 3 основных способа.

1. Региональный склад (например, Нижний Новгород) объявляется складом федерального значения, откуда будут отправляться товары по всей России. Хранение на таком складе объявляется бесплатным. Селлеры активно заполняют этот склад, ведь преимущества очевидны. Как только склад заполнен, бесплатное хранение на данном складе отменяется, а федеральное значение склада снимается. Таким образом, на складах Нижнего Новгорода, Новороссийска, и т.д. зависали огромные запасы товара, за которые селлеры вынуждены платить ежемесячно. Переместить товар на другие склады ОЗОН невозможно. Вывоз товара платный. Причём отправить товар в Нижний Новгород можно хоть из Хабаровска, а вот забрать можно только лично (по доверенности) и только из Нижнего Новгорода. Ловушка захлопнулась.

2. Пару месяцев назад был введён индекс локализации. То есть, чем больше товаров селлер держит на региональных складах, тем меньше платит комиссию ОЗОН. А комиссии у ОЗОН большие, и перед введением такого правила комиссии ещё дополнительно увеличили. Естественно, продавцы бросились заполнять региональные склады. Ведь они не знали, что их ждёт дальше.

3. Ограничение продаж товаров стоимостью до 1000 р. (до 800 р., до 300 р., и т.д.). Если цена на товар меньше контрольной суммы (она постоянно меняется), то такой товар просто не видят покупатели в других регионах. Единственный способ продавать товар по всей РФ – это держать товар на складах по всей РФ. Так как контрольная сумма постоянно меняется, то селлеры вынуждены держать в регионах максимальный ассортимент.

Таким образом, ОЗОН вынудил большинство селлеров заполнить свои склады по всей России.

Но и это ещё не всё. Далеко не все продавцы отправили свои товары в Хабаровск и Калининград добровольно. Вишенка на торте – это система ВРЦ. Знакомьтесь: система, которая вместо селлера решает, на каком складе должен находится его товар. Эта «инновационная» идея ОЗОН уже не раз подвергалась критике, но продолжает функционировать. Суть в том, что если селлер самостоятельно выбирает склад для хранения товара, то для селлера отправка на данный склад будет платной. Но если продавец отгружает товар, доверяясь системе ВРЦ, то отправка на региональные склады бесплатна. Многие поверили «умной» системе ВРЦ, и они раскидала их товары по складам, где они зависли мёртвым грузом. А теперь ОЗОН прислал таким продавцам письма счастья с уведомлением об утилизации.

Почему мы считаем это неправильным?

На наш взгляд, данное решение ОЗОН является максимально недоработанным. Либо изначально преступным.

Прежде всего, никто не имеет права устанавливать цену на товар селлера, кроме самого селлера. Принудительные акции на маркетплейсах недопустимы, на это указывал ещё ФАС в известном споре с ВБ. Принудительная утилизация годного к продаже товара вообще находится за гранью разумного, и при некоторых условиях тянет на уголовный состав.

Кроме того, нужно помнить, что внесение существенных изменений в договор недопустимо в одностороннем порядке. Даже в публичную оферту. Существенное изменение договора – это такое изменение, зная о котором, противоположная сторона не стала бы заключать данный договор. Нельзя продать контрагенту БМВ, а затем пригнать Ладу Гранту на том основании, что это тоже автомобиль. Это основы ГК РФ.

Далее, в расчёте новой формулы оборачиваемости ОЗОН использует данные продаж за последние 60 дней. И что же это за дни? Летние месяцы, мёртвый сезон для 80% селлеров. Каким образом на основании анализа двух летних месяцев можно сделать вывод о продажах школьных тетрадей? Дождевых зонтов? Получается, что селлеры наполняли региональные склады (следуя настойчивым просьбам ОЗОН) в преддверии осенне-зимнего сезона, а теперь слышат, что их товар не продаётся. И должен быть продан с 95% скидкой либо утилизирован за их же счёт.

И наконец, у ОЗОН (в отличии от ВБ) нет системы возврата товара из региональных складов. То есть селлеры, следуя рекомендациям, отвозили свою продукцию на ближайший к ним пункт приёма, а затем товары отправлялись по всей РФ. Теперь же селлерам предлагают собирать свой товар по всем городам России самостоятельно и за свой счёт. Напомним, на вывоз дали 21 день. И свободных слотов на вывоз уже нет.

Зная о грядущих изменениях в формуле и о планируемых санкциях, ни один селлер не последовал бы призывам ОЗОН отправлять свои товары в регионы.

Что мы предлагаем?

Прежде всего, сообщать о подобных драматических изменениях в оферте следует за несколько месяцев до начала планируемых процедур. Ведь порой речь идёт о десятках тысяч единиц товара. Вы не можете целый год заставлять селлеров размещать товары на складах, а затем за несколько часов изменить условия работы и потребовать освободить склады за считанные дни.

Итак, мы требуем:

1. Отменить изменения в оферту в том виде, в котором они сейчас опубликованы.
2. Наладить систему обратной доставки товаров из региональных складов на ближайший к селлеру пункт выдачи. Как это сделано на том же ВБ.
3. Только после старта вышеупомянутой системы требовать обязательного вывоза товаров из региональных складов.
4. О новом старте формулы оборачиваемости сообщить селлерам минимум за 3 месяца, чтобы у селлеров была возможность распродать завезённый по старым правилам товар. Либо распространить действие формулы только на вновь ввозимые товары.
5. Ни о каких принудительных акциях со скидкой 95% и утилизации собственности селлеров не может быть и речи. Данные изменения оферты должны быть отменены безо всяких дополнительных условий и обсуждений.

Что мы просим у сообщества?

Мы больше не надеемся на адекватность поддержки ОЗОН. Более того, мы просим их даже не отвечать на данную статью в комментариях. Мы все люди, и все знаем, что такое добро и что такое зло. Как можно защищать правила, противоречащие базовым понятиям честности и справедливости? Понятно, что профессиональная этика не позволяет сотрудникам ОЗОН поддержать нас, но они могут хотя бы воздержаться от того, чтобы оправдывать экономический и правовой беспредел.

Нам нужны советы юристов, блогеров, журналистов. Тысячи предпринимателей могут лишиться своей собственности в ближайшие дни. Математика такова, что при принудительной распродаже со скидкой 95% селлеры всё равно заплатят за доставку, рекламу, возвраты и хранение каждого SKU. Сумма этих расходов будет выше цены продажи. Таким образом, каждый товар, проданный на такой распродаже, загоняет селлера в минус, в долги перед ОЗОН.

Нам нужны советы тех, кто боролся с беспределом ВБ. Свободных слотов на вывоз товара с региональных складов ОЗОН уже нет, а это значит, что товары селлеров будут принудительно утилизированы. Это беспрецедентная попытка нарушения прав собственности предпринимателей не должна остаться незамеченной. Сегодня это коснулось нас, завтра это коснётся и вас.

Мы уже создали петицию на Change.org, мы отправляем обращения в Администрацию Президента РФ, в Прокуратуру РФ и Федеральную антимонопольную службу.

Мы просим донести эту информацию до журналистов, лидеров мнений, государственных чиновников. ОЗОН либо не до конца понимает, что делает, либо сознательно идёт на преступление. Если ОЗОН намеренно заманил селлеров на региональные склады, чтобы затем присвоить их товары по бросовой цене и в результате так называемой «утилизации» - мы имеем дело с мошенничеством в особо крупных размерах.

Данная инициатива ОЗОН потенциально разорит тысячи предпринимателей и убьёт тысячи бизнесов. Зачем это делает компания, головной структурой которой является кипрский оффшор, мы не до конца понимаем. Но мы считаем, что данная инициатива несвоевременна, не продумана и по сути является объявлением войны российским предпринимателям. Последствия данного шага будут катастрофическими для репутации ОЗОН и для состояния российского малого бизнеса.

Остановите ОЗОН.

Ссылка на петицию на Change.org:
https://chng.it/KrYcYMrzzS

0
832 комментария
Написать комментарий...
Ozon Business

Здравствуйте! Для вас залежавшийся товар — это лишние расходы, для нас — впустую потраченные полезные площади, поэтому с 17 августа 2023 года закрепили в п 2.6 договора и п 4.4 Приложения №1 к договору, как будем ускорять продажи неходовых товаров, которые лежат на наших складах.

Новость вызвала бурю разнообразных эмоций в интернете, не исключение и ваш пост. Сегодня будет встреча с представителями продавцов, где обсудим это нововведение. Результаты диалога расскажем позже 🙏

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вандышев

Возможно, но с таким подходом продавцы перезаложат риски и покупатель станет платить еще больше.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Unknown

Продавец априори не будет работать в минус или бесплатно. Все цены повышаются рационально с жадностью МП. Они забирают около 35-40% прибыли, в некоторых нишах этот процент меньше, в некоторых больше. Это не наши хотелки с повышением цен, мы сами за то чтобы держать низкие цены и качественный продукт. Но к сожалению МП это не выгодно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Все Банки

О, эксперт. Ну так я вам отвечу, именно озон поднимая стоимость, логистики, стоимость хранения, стоимость своих процентов, теряя и портя товары, пишет, причём официально, выложите это всё в стоимость потребитель схавает на нашей площадке всё. Так что здесь больше озон вас за лохов держит)) Продавец сейчас на озоне, получает прибыль меньше чем озон, и продавец уйдёт, а вы будете сидеть в нажде что придёт даун который считать не умеет и вы на халяву что то купите)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Все Банки

Правила нельзя менять ежедневно. Так рассуждают дебилы которые сидят на жопе нихера не умеют кроме трещать, уверен ты и великим вирусологом был и военным стратегом, особенно в последние годы

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Винсент Вега

На цену нет договора, если есть какой-то договор и он подразумевает определённое долгосрочно сотрудничество, цены просто так никто не меняет.
И да, розничные цены можно менять ежедневно.

И у меня для вас сюрприз, озон сам меняет цены на своё усмотрение в ряде случаев как в меньшую так и в большую сторону. Селлеры же получаю ту цену какую установили. Короче учите матчасть

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Винсент Вега

Вот вам лишь бы фигню написать. Причёт тут экономика? Я как раз выполняю обязательства перед экономикой, я оплачиваю все налоги, сдаю все отчёты, оплачиваю честные знаки, платоны, создаю рабочие места и помогаю смежным направлениям (логистика, упаковка, маркетинг и т.д.). Так что думаю для экономики я выполняю обязательств побольше вас :)
Договора на всякое хранение (агентские и т.д.) и розничные цены это вообще про разное, так что это вы учите матчасть всё таки.

Короче, учите матчасть. Авось когда выучите, не будете попадать в подобные ситуации.

У меня в данной ситуации ваще нет проблемы, у меня плохооборачиваемых товаров по мнению озона только 6% с минимальными остатками. Я потеряю максимум 1000р при самых наглых раскладах со стороны озона.

А вот по вашим комментариям видно, что вы даже близко отношения к бизнесу не имеете, но пытаетесь казаться экспертом в этом направлении и давать другим советы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Винсент Вега

ахах ))) как я и говорил, вы только что подтвердили своими словами, что никакого отношения к бизнесу кроме комментов на vc вы не имеете.

Теперь по вашему комменту, открою вам секрет, вокруг ваших 500 рублей которые вы тратите на озоне (и то неверное в период распродаж) мир тоже не крутится и ваших непокупок у "хреновых" продавйов уж точно никто не заметит. На ваше место придут нормальные покупатели, которые смогут купить по нормальным ценам и у которых хватает мозгов понять, что такое монополии.

Вы мне очень напомнили категорию людей, которые лет 5 назад везде трубили - таксисты зажрались, бездельники, всех на завод, таксопарки мудаки, ломят цены. Даёшь эффективный яндекс, все кто не может эффективно, заменит яндекс одной кнопкой и все вот эти бла бла. Сейчас же, те же люди ноют в тех же комментах - ой, а как же так, надо заплатить 1000р за 10км, ой ай, а как же так получилось. А где же все эффективные перевозчики?

Сейчас бы запилил картинку из терминатора, с Сарой Конер, про то что люди не чему не учатся, но впадлу заморачиваться :)

Кстати, только что озон прислал уведомление, что откатывает часть изменений. Так что неэффективные продавцы оказались правы, а вы и дальше продолжайте накидывать в комментах обучая других премудростям эффективного бизнеса. Хорошего вам вечера!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вандышев

Монополисты, которых контролировать легче)) Дальше не читал

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Павел Иванов

Он за баллы пашет

Ответить
Развернуть ветку
Владислав

Что значит продавцы подняли инфляцию? Может мы еще и рубль опустили?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Elsindicato
Автор

Вообще то инфляция выросла по причине роста закупочных цен, а также цен на материалы, топливо и прочие расходы. А закупочные цены выросли потому что рубль упал на дно. Как продавцы в данных условиях могут остановить инфляцию - непонятно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Павел Иванов

Ну поугарать же над троллем на окладе норм

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владислав

Подскажите, почему у Вас всегда кто то должен уйти, чтобы кто то пришел? Кто мешает приходить на Озон в любое время всем, кто захочет? Если какеи то крутые продавцы, с супер товаром, то что им мешает зайти то?

Ответить
Развернуть ветку
Nick Costa-Sur

За хранение товара на складах, платит продавец. Вы откуда такой «знающий»?

Ответить
Развернуть ветку
ilia

Камон, маркетплейс - это площадка для продажи в первую очередь, а не хранения. А то так у кого-то не поперло продавать - оставил на складе у Озона, потом вообще свое юр.лицо ликвидировал и "усе", разбирайся потом со всем этим Озону.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав

Такого не бывает, чтобы кто то ликвидировал юр лицо и т.д. Озон просто утилизирует такие товары и все. Селлеру тоже не выгодно чтобы его товары лежали просто так, так как он 1-не зарабатывает, а только платит захранение, 2 - заморажиывает свои деньги и не может купить новый товар.

Ответить
Развернуть ветку
ilia

Читаем еще раз: кто-то хотел срубить бабла по-быстрому, не пошло - не покупают - хайп прошел, конкуренцию не держит, еще что-то, этот кто-то не хочет платить за хранение и прочее и забивает болт, ликвидирует юрлицо и сколько там ему за хранение накапало - ищи теперь его, ага. Или Озону хранить теряя на этом, ну. Он просто возьмет и после проплаченного уже срока утилизирует. И ему ждать окончания срока этого не выгодно если видит что товар не продается совсем - место-то занимает

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

Озону выгодней, чтобы товар продавался, а не впустую лежал на складе.

Ответить
Развернуть ветку
829 комментариев
Раскрывать всегда