Кейс: ЛК для гос. энергокомпании. Рабство у 1С-ников, потоки данных, ЭЦП, ЕСИА, аналитика и интерфейсы

История одного крупного проекта, где меня окружили 1С-ники и не хотели выпускать из офиса заказчика. Цифровизация процесса технологического присоединения для крупной гос.компании, с глубокой предпроектной аналитикой. Покажу все процессы, артефакты, схемы и расскажу истории поездок к ним в офис.

Конаков Артём
CEO студии интерфейсов UXART

Дело было в одном из северных регионов РФ. Конкретнее сказать не могу, ибо меня опять найдут и увезут эти ребята, ахаха)

Начиналось всё как в обычном проекте. Мы с командой погружаемся в задачу, знакомимся с заказчиком, собираем всю информацию и начинаем готовить первые артефакты по аналитике.

Мета-прототипы

В первую очередь надо было определиться с тем, какой будет набор экранов, какие на них функции и чем будут отличаться личные кабинеты (далее ЛК) физических и юридических лиц (далее ФЛ и ЮЛ).

Для этого накидали супер-высокоуровневые вайрфреймы, как мы их называем — мета-прототипы. Это позволяет без сильных временных затрат прикинуть картину всего сервиса.

Сначала общий список всех экранов:

Тут мы уже на брифинге понимаем, что потребуется интеграция с:

1С. Так как процесс технологического присоединения происходит на текущий момент там — мастер-системой останется 1С. Туда вручную вносились данные менеджерами, а мы сделаем возможность наполнения пользователями через ЛК.

ЕСИА. Технологическое присоединение — это не продуктов заказать в Ленте, поэтому для авторизации и верификации пользователей необходимо интегрироваться с Госуслугами. Тогда все пользователи будут проверенными и у них будет подтягиваться часть необходимых данных для заполнения заявки.

ЭЦП. ЭЦП — это электронная цифровая подпись. Сейчас уже вроде называется просто ЭП (электронная подпись). Некая штука, как правило на носителе в виде флешки, которая заменяет офлайн присутствие. Нужна для ЮЛ, чтобы подписывать документы онлайн прямо внутри сервиса, так как через ЛК смогут отправлять заявки не только ФЛ, но и различные организации. А также при помощи ЭЦП можно авторизоваться.

Ну и становится очевидно, что набор экранов и процессы у ФЛ и ЮЛ будут отличаться, поэтому разбираем каждую роль отдельно:

Физические лица:

Юридические лица:

Тут добавляется ЭЦП, меняются немного данные в профиле и так далее.

На этапе вот такого высокоуровневого проектирования гораздо проще формировать и задавать вопросы. Ты, как проектировщик, сначала накидываешь общую картину, затем концентрируешься на каждом отдельно взятом экране и пытаешься максимально до него докопаться.

Задаешь вопросы:

— а что будет на этом экране по контенту?

— а по функциональности?

— а какие есть неизвестные / подводные камни / сложности?

И сразу прям на этих мета-прототипах подсвечиваешь плашками свои вопросы, которые потом также гораздо проще обсуждать с клиентом, ибо он тоже видит контекст.

Это не просто абзац текста в ТЗ, а уже конкретный экран и вы обсуждаете набор элементов для этого экрана. В общем, подобная визуализация супер помогает.

В аналогичном формате помимо авторизации, регистрации и профилей разбираем подачу заявок, список заявок и сам процесс присоединения.

Детализация прототипов

Когда при помощи мета-прото мы получили понимание по экранам и контенту для них — можно приступать к стадии детализации интерфейса, чтобы обсуждать каждый экран ещё глубже.

Этот проект был сделан в Axure версии 7 вроде, поэтому красотой прототипы не блещут, но свою задачу на проекте выполнили — показали наборы данных для каждого экрана.

Тут уже видно как происходит авторизация, при помощи какой связки, как регистрируется пользователь, какие поля заполняет ФЛ, какие ЮЛ, какой набор параметров в списке заявлений, как выглядит деталка, какой набор статусов и как примерно будет выглядеть ключевое — форма подачи заявления.

Напомню, что эт Axure 7 и чисто технические прототипы))

Но разумеется это всё верхушка айсберга, ибо ключевое тут — детально проработать форму подачи заявления, понять как передавать данные в 1С, как между собой будут взаимодействовать 1С и наша система в процессе выполнения заявки (смена статусов, загрузка документов и тд), какие потоки будут настроены и ещё кучу всего. Как это понять? Опишу в следующей главе.

Интеграции и поездка к 1С-никам

Эта часть была самой сложной... если на этапе погружения в проект мы общались с небольшой командой со стороны заказчика, где просто выясняли как у них работает процесс и как должен работать, формировали прототипы, оперативно согласовывали и всё было отлично. То тут появляются они — 1С-ники))0

Это тоже разработчики, но на стороне заказчика, которые администрировали текущую 1С-ку, а тут пришли мы и говорим:

— нужно модернизировать форму;

— теперь данные будут приходить из другой системы и их надо подружить;

— 1С тоже должна отдавать данные в другую систему, когда там происходят определенные действия.

И так далее. Им, конечно же, это всё не понравилось и начались переговоры))

Катался на встречи в основном один, при необходимости подключал разработчиков по видеосвязи.

Ну и к таким поездкам я, разумеется, основательно готовился. Сделал схемы процессов, которые предварительно с заказчиком и командой разработки согласовал. Настал момент обсуждения интеграции с 1С и они позвали своих разрабов в кабинет.

И тут понеслось))

Стрелки у меня неправильные, блоки надо подписывать по-другому, большие схемы не подходят надо разбить на маленькие и так далее.

Как говорится: «я всё это хаваю, у меня нет выбора» и говорю им:

— Окей, ребят, правки понял, обсудим их целесообразность с командой разработки и вернемся с обратной связью.

Вроде базовая ситуация, после которой обычно следует: «Хорошо, будем ждать», но не в этот раз. Они говорят:

— Нет, нифига. Садись вот тут со своим ноутбуком и делай всё при нас, мы будем смотреть. Никуда ты не едешь.

Напряжение конечно наросло в этот момент...

Благо я смог достучаться до их руководства, чтобы они выпустили меня к нашим разработчикам и я смог выбраться из их офиса. Но они прям долго ещё настаивали, а мне приходилось взывать к их разуму, объясняя что мне надо обсуждать это всё с командой разработки, а не только с ними и ваще сидеть делать схемы, когда за тобой стоят 3 чела — так себе тема))

По итогу схемы частично скорректировали, частично объяснили ЛПРу, что тут мы всё сделали правильно и менять ничего не нужно, потом вместе с ним объясняли это 1С-никам. Но по итогу всё миром закончилось))

Дополнительная документация

Ну и чтобы интеграция прошла гладко, надо было не только схемы показать, но и:

— описать все поля,

— тип данных в них,

— построить маппинг между нашей системой и 1С, учитывая их названия полей (многие из которых они не захотели менять и разбивать в отдельные поля);

— возможные значения (ну там макс длина символов, маски ввода и тд);

— описать потоки с сущностями (с контрагентом, с заявлением, со справочниками).

Короче всякие большие эксельки, в которых мы с разработчиками всё прописывали, а я потом это всё дело согласовывал с 1С-никами.

За разработку, кстати, отвечали ребята из студии «Рецифра» — они работают с госами и имеют богатую экспертизу в подобных проектах с точки зрения разработки, а мы — по аналитике и интерфейсам)

Проект мы запустили, он успешно показал себя — через наш ЛК прошло более 10 000 технологических присоединений объектов, и люди смогли вместо поездок в офис всё делать у себя за компьютером.

Такой вот веселый и непростой проект получился. Но такова уж наша специализация — делать сложные задачки и интерфейс для них)

Подписывайтесь на тг-канал, где я рассказываю ещё больше всяких историй из проектной деятельности, пишу про UX в реальной жизни и про развитие студии интерфейсов UXART.

Ну а если ищите кого-то, кто потянет помочь вам сделать сложный проект — пишите мне в ЛС телеграма или переходите на наш сайт, там есть форма и почта:

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Вечерний

• Статья описывает проект по цифровизации технологического присоединения для крупной гос.компании.
• Команда погружается в задачу, знакомится с заказчиком и собирает информацию для подготовки артефактов по аналитике.
• Мета-прототипы используются для определения набора экранов, функций и различий между личными кабинетами физических и юридических лиц.
• Проект включает интеграцию с 1С, ЕСИА и ЭЦП для авторизации и верификации пользователей.
• Разбираются каждая роль отдельно: физические лица и юридические лица, с учетом различий в наборе экранов и процессах.
• На этапе детализации интерфейса обсуждаются каждый экран и детали процесса присоединения.
• Интеграции и поездки к 1С-никам были сложными, но удалось достичь соглашения после обсуждения и корректировки схем процессов.
• Для успешной интеграции необходима дополнительная документация, описывающая поля, типы данных, маппинг между системами и возможные значения.
• Проект успешно показал себя, через ЛК прошло более 10 000 технологических присоединений объектов.

Ответить
Развернуть ветку
Студия интерфейсов UXART
Автор

Спасибо, Андрей ГПТишевич))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Вечерний

Работаем оперативно

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

Выглядит как разоблачение))

Ответить
Развернуть ветку
Студия интерфейсов UXART
Автор

Суровые будни аналитиков))

Ответить
Развернуть ветку
Igor Golikov

Чётко, структурно! Отличный кейс! И в работе с b2g - респект!

Ответить
Развернуть ветку
Студия интерфейсов UXART
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

Ого. В B2G работать вообще очень сложно. Но вам удалось, респект!

Ответить
Развернуть ветку
Студия интерфейсов UXART
Автор

Кстати, тут ситуативно. Были кейсы с госами где всё происходило гораздо легче и без проблем — запускали сервисы и даже награды получали. Везде работают люди и всё зависит от них в первую очередь)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

Но при прочих равных одни конкурсные процедуры чего стоят )))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Горди Бычков

Классный кейс 👌

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Бурыгин

1С - ники это отдельная каста, даже среди программистов) Хорошо что не пришлось модули писать - иначе бы проект так просто бы не закончился. А так кейс классный! Люблю когда много деталей раскрывают

Ответить
Развернуть ветку
Студия интерфейсов UXART
Автор

Спасибо, постарался подробно)

А сейчас сама компания 1С наш клиент, мы им аналитику делаем))
Там ребята начали дизайн развивать у 1С:Предприятия, так что может и программисты на 1С поменяются)))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Погорелый

Ай, что за лев этот тигр аналитик!

Ответить
Развернуть ветку
Студия интерфейсов UXART
Автор

да-да я

Ответить
Развернуть ветку
l3ulldo6

Ну короче 1С это мипари — похожи визуально, кидают на тебя сетку и бьют лопатами, а ты это саппорт, который хотел помочь, но чуть не попал в тюрьму.

Или я как-то неправильно понял?

Ответить
Развернуть ветку
Студия интерфейсов UXART
Автор

примерно так, да)))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шиянов

Недавно случилось ОБНОВЛЕНИЕ, так что забегай за новыми данными аналитики)))))))

Хотя, мы напишем об этом сами)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Мизилин

Сколько водителей стали не нужны, а АЗС недосчитались выручки, из за ваших технологий молодцы!))

Ответить
Развернуть ветку
Студия интерфейсов UXART
Автор

Ну гиперболизация какая-то)

Вряд ли те кто раз-два в жизни катались в офис компании, чтобы документы привезти и заявку оформить, генерировали выручку для водителей и АЗС))

Хотя учитывая сколько обычно раз могут сказать: «это не та справка, вам надо...», то может и так, ахаха

Ответить
Развернуть ветку
Dozent

Куда не глянь, вокруг одни CEO

Ответить
Развернуть ветку
Денис Ковальчук / lidzavod.ru

😂

Ответить
Развернуть ветку
Денис Ковальчук / lidzavod.ru

Зашел посмотреть на интерфейсы, а что то не увидел их
Грустно 😞

Ответить
Развернуть ветку
Студия интерфейсов UXART
Автор

А они там есть))

Ответить
Развернуть ветку
Tanya Rylovnikova

Не те 1С-ники вам попались, тем более в госке, там не только 1С-ники не очень)
Среди 1С-ников много классных адекватных ребят, например, я и мои коллеги ;) даже подкаст записываем, приходите послушать https://t.me/analystsatthemicrophone

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Скажите, пожалуйста, в какой программке нарисована первая 3D-сцена? (с афроворонежцами)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей

Мета-прототипы в фигме делаете?

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда