Новый логотип «Ростелекома»: распил, плагиат или огонь
Мнение контент-редактора студии «Логомашина» Виктории Слепчевич.
Недавно оператор «Ростелеком» сменил логотип. В интернете, как всегда, началась массовая истерика: «распил», «полное г*вно», «плагиат», «раньше было лучше».
Давайте разбираться, зачем «Ростелеком» сделал редизайн и как было лучше: до или после?
Почему компании делают редизайн
Отстранимся: зачем компании вообще делают редизайн? В чем причины? По нашему опыту, это несколько ситуаций:
1) Компания меняет направление, старый дизайн не подходит;
2) Компания выросла, и нужно привести все точки контакта с клиентом к единому стилю;
3) Прошло много лет, и дизайн компании устарел.
Редизайном починили внутреннее позиционирование и внешнее содержание много известных брендов. Например, «Эппл».
Был сложный логотип в гравюрном стиле, который со временем вообще перестал иметь что-то общее с высокотехнологичной компанией:
Поменяли. Ушли неправильные ассоциации, стали производить другое впечатление. Если бы оставили все, как есть, то со временем бы выглядело нелепо:
Или, например, «Нокиа» — делали много разных штук: и туалетную бумагу, и одежду, в итоге остановились на технике.
Опять же, старый лого не отражал то, с чем себя ассоциировала компания. Понадобился ребрендинг и редизайн в том числе:
Хотя бывает, что компании не меняют ничего, например — «Шелл».
В далеком прошлом владелец торговал ракушками, но когда стали заниматься нефтью и газом, то ничего не изменили:
В этом тоже есть смысл, так можно показать преемственность, историю компании — это интересно.
Что сделал «Ростелеком»
«Ростелеком» сосредоточился на будущем, старый символ больше не подходит. Вот, что говорит представитель компании:
«Хотим быть не телефонной компанией с «ухом» на логотипе, а подчеркнуть статус цифровой компании. Лента символизирует технологии, мы складываем две стороны ленты и делаем технологии, цифровой доступ ближе к тому, что нужно клиенту.»
Несоответствие внутреннего и внешнего — хотят, чтобы воспринимали как цифровую, технологичную компанию, а в логотипе — «ухо».
В этом и стояла задача «Ростелекома»: поменять старую «одежду» потому, что в ней стало некомфортно, захотелось производить другое впечатление — технологичное, более свежее, молодежное.
С этой точки зрения, похоже, что задача решена. Если говорить про графику, то она нормальная: простой значок, фирменные цвета, шрифты, иллюстрации.
Смущает то, что используется слишком много фирменных цветов, даже в знаке:
Это может помешать узнаваемости, лучше бы было оставить один-два цвета как основные.
Еще момент, насчет плагиата. Если используешь такую простую форму, то всегда найдется что-то похожее, надо проверять:
Распил или нет
Еще один повод для споров: куда потратили 35 миллионов? Неужели знак, который можно нарисовать за 2 минуты в иллюстраторе, стоит таких денег?
Все сразу считают, что эти деньги были потрачены только на лого, но это не так. В эту сумму входит разработка лого, шрифта, цветов, иллюстраций, макетов всех вывесок, баннеров, буклетов, скорее всего, и оформление помещений тоже.
Кроме того, наверняка в эту сумму входит изготовление вывесок и остальных материалов. Вот эта статья на «Составе» похожа на пруф.
Но в СМИ всегда подается информация таким образом, что остается ощущение, что только логотип стоил 35 миллионов:
Вывод
Первый: у редизайна есть объективная причина, а не только «давайте распилим бабла на чем-то». Компания либо выросла, либо меняет направление, или уже много лет на рынке, поэтому внешняя упаковка устарела.
Второй: когда слышишь новость про логотип за ХХ миллионов, не верь. Скорее всего, туда входит и разработка множества носителей, подготовки к производству, а то и сменой их в реале.
По поводу «Ростелекома»: перед ними стояла задача выглядеть современнее и технологичнее, они сделали шаг в эту сторону, поэтому можно считать, что они молодцы.
И, кстати, редизайн часто воспринимается негативно, люди всегда спорят, обсуждают, что раньше было лучше:
Но, со временем, все привыкают, и уже нельзя представить, что раньше было по-другому. Всем пис!
PS: Главный офис «Ростелекома». Совпадение?
Простите сердечно, но за любые деньги этот логотип - говно! Хоть для телеком организации, хоть для шаурмячной. Он просто никакой
Сашка, а как определить, говно логотип или нет? Лого Найки «какой» или «никакой»? А Макдональдс? А Адидас?
Месье, вы видимо с гос компаниями не работали. Есть сумма, которую надо освоить. Освоил - молодец. Не освоил - хреново работаешь!
Тут все на самом деле просто. Не логотип делает компанию, а компания - логотип. У БМВ вообще говно мамонта - и ведь продолжают клеить на самые современные свои новинки.
А вот то, что между логотипами не просматривается наследственности (это реально может быть две разные компании) - это очень плохо.
"Лента символизирует технологии, мы складываем две стороны ленты и делаем технологии, цифровой доступ ближе к тому, что нужно клиенту"
Wat?
"Лента символизирует технологии, мы складываем две стороны ленты"
- Слышали про кошку, которая гуляет сама по себе? Так вот, смотрите на ленту Мебиуса...
лучше этого логотипа уже не придумать
Теперь я хочу себе iPhone со старым логотипом Apple... Как на картинке...
Согласен. Смотрится круто.
Я вот даже не знал, что предыдущий логотип — это ухо.
Новый на самом деле еще более безликий с этой точки зрения.
А мне и ухо нравилось... как по мне обыграть букву Р как ухо - удачный ход
Комментарий удален модератором
...а он и не был "ухом". Это народно название. И вообще - телекоммуникации не только про аудио, но еще и про видео. Где глаз?
Даже если в эту сумму входил весь бренд-бук и гайд-лайн, даже если были созданы шаблоны всех основных рекламных носителей (что кстати практически невозможно, ибо специфика и контент тех же баннеров - постоянно меняются и сложно создать одну рабочую концепцию на всю жизнь). Даже с учетом этого - 35 млн.р - это слишком дорого. Ну даже если Энди Ворхол восстал из мертвых и нарисовал - все равно дорого. Сам логотип - максимально абстрактная геометрическая фигура. Подобный универсальный дизайн, имхо, уже граничит с элементарной безидейностью.
Но вот если в сумму входит переделка всех вывесок и носителей, то вполне.
Старый логотип хотя бы был смешным, а у некоторых даже вызывал приятные ассоциации, но новый — просто пиздец. Он агрессивный, он не логичный, в нем нет изюминки.
На белом фоне, с большим количеством воздуха, эта хурма еще смотрится. Но в составе других граф. групп — это пиздец. Ленточка ВИЧ? Платочки для носа? Туалетная бумага? Галстук? Хуёвая иконка банкноты из ранней эпохи flat?
В общем, это фиаско.
Объясните мне (нам) недалёким, «где тут дизайн»?
Мне лого не нравится тем, что не особо понятно что это за лента и как она относится к технологиям. Такой логотип можно к какой угодно компании прикрутить. Швейной, к примеру. Или это могут быть производители конвеерных лент или почтовых конвертов. Ещё он очень безликий. Просто современный, но лишённый индивидуальности.
Окей, какое отношение к технологиям имеют название Apple и логотип с изображением надкусанного яблока? Галочка к спорту? Ракушка к нефти? Не нужно искать смысл там, где его нет. Оставьте это упоротым дизайнерам и не менее упоротым копирайтерам.
Комментарий недоступен
Без уха, но с ленточкой :)
https://www.behance.net/gallery/16512543/PLAN-Branding
Никогда такого не было, и вот опять!
Лол! А вот это неожиданно!
Напишите им в комменты , что их логотип стоит 35 кк, пускай ребята удивятся.
Редизайном занималось крутое британское агентство, основанное Волли Оллинсом — Saffron Brand Consultants. Честно говоря, в российской бренд-индустрии принято преклоняться перед такими.
Но в этом раз как-то не получается.
Верхняя картинка — ребрендинг Dropbox, 2017 год.
Нижняя — ребрендинг Ростелекома, 2018 год.
Комментарий недоступен
Так почему не проверили?
100%.
На Youtube есть отличный канал для дизайнеров, с точки зрения бизнеса а не простого креатива. Видео https://www.youtube.com/watch?v=RKXZ7t_RiOE
Так вот, если в двух словах то следующий момент меня зацепил.
Для больших компаний, смена логотипа это РИСКИ. Именно так, с большой буквы. Риски того, что логотип не выдержит времени, не будет отражать направления куда двигается компания, не будет понят клиентами и т.д. и т.п. То что для нас 35 миллиона кажется гигантской суммой, для компании может быть мелочью или оправданными вложениями.
У меня вопрос к дизайнерам в комментариях: вы бы согласились создать лого для компании уровня Ростеллеком за 35 лямов, но если не будет достигнут какой либо KPI, связанный с логотипом, то деньги назад?
Крис До в этом видео говорит, что если будут нужны гарантии, то цена увеличится в три раза.
А помните как у всех бомбило от редизайна МТС за $4 млн в 2006 г. ?!
...время лечит)))
Комментарий недоступен
было ухо стала закорюха
первые ассоциативные мысли:
1) логика и преемственность: была ка**шка, теперь - бумажка.
2) корпоративные ценности: фиолетовый цвет возможно подчёркивает особое отношение к клиентам.
У россиян бомбит не от редизайна, а из-за того что Ростелеком это очередная воровская гос. корпорация. Конечно обидно, когда ты экономишь закупаясь в супермаркете, а мимо проносятся миллиарды на ёршики для унитазов, икорницы, логотипы и т.п.
Комментарий недоступен
"подчеркнуть статус цифровой компании" - казаться, а не быть
Комментарий недоступен
Оф топом:
Связаться с поддержкой Ростелекома, все равно что ждать снега в пустыне. Лет через 5-10 ответят.
Неделю назад написал в техподдержку, оставил мэйл на всякий, но просил связаться по телефону.
До сих пор ни весточки от них.
Надеюсь, новый логотип, который делает "цифровой доступ ближе к тому, что нужно клиенту", поможет Ростелекому стать ближе к клиенту, ну или вообще вспомнить, что есть тех поддержка и с клиентами нужно общаться.
фиолетовый цвет в основе возможно отсыл(или посыл) к "мне как-то фиолетово до ваших проблем".
Это традиции бренда. Их там берегут.
Всё к минимализму сводится, привыкнете.
Это из серии: - На, попробуй Краба или лобстера. - Ой, нет. раки вкуснее.
Консерватизм и неофобия.
про привыкнете - это точно. любые перемены, если подумать, негативно воспринимаются
Все нравится кроме стоимости, она не совсем укладывается в голове, если речь идет только о дизайне. Но если речь идет и об производстве и размещении вывесок на офисах по все стране, печати всякой макулатуры, то сумма наверное даже скромная.
Логотипы выше - заебок
У Ростелекома вышло "Шило на мыло".
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Интересно, сколько бабла распилили и какая студия приложила руку? Уж не от авторов редизайна КФЦ?)
А как будет выглядеть иконка ростелеком в AppStore?
"Опять же, старый лого не отражал то, с чем себя ассоциировала компания. Понадобился ребрендинг и редизайн в том числе"
"В далеком прошлом владелец торговал ракушками, но когда стали заниматься нефтью и газом, то ничего не изменили.
В этом тоже есть смысл, так можно показать преемственность, историю компании — это интересно."
Ой.. да ну вас..
Было "ухо", серьезно? Я считал, что это сопля.
самое смешное, насколько все небрежно и криво сделано. Похоже делали фрилансеры с 10 летним стажем участия в конкурсах на фл.ру.
Да норм сделали. По мне так лучше чем было( первые ассоциации старого лого были далеко не с ухом).
А.с. И на фото не главное здание Ростелекома, а лишь один из офисов в БЦ.
Старый логотип символизировал ухо - символ прослушки, теперь когда ЦОДы для хранения ваших звонков построены и проданы госзаказчику нужно сменить логотип, чтобы не вызывать подозрений
Первый логотип Apple прослужил около года, а у Shell первый логотип сильно отличался от текущего и прослужил 4 года. https://www.shell.com.ru/o-hac/%D0%91%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4-%D0%A8%D0%B5%D0%BB%D0%BB.html
Этж Kotlin.. ну и Кростелеком теперь какойто получается..
Лучшеб экспресс дизайн у тёмы взяли..
Соглашусь с комментариями, о том, что логотип ничего почти не решает. Решает подача, цвета, символы, другими словами айдентика. Пока мы не посмотрим, как будет работать новый стиль в жизни, нет смысла вообще что-то говорить. Проверяется только временем 🤷♀️
Если кому-то заходит дизайн, например, сети пирожковых в соседнем квартале, а кого-то от него воротит, то это не значит, что дизайн плохой. У чуваков сеть, Карл, дизайн работает для их ЦА.
Вообще смотря с кем собрался бодаться Ростелеком.
Оба варианта оформления отличаются от конкурентов, только первый устарел, его можно поставить в ряд с местными компаниями и там он может выиграет. Вот только не у монстров рынка.
Если по честному, какая вам разница, какой логотип у провайдера, если как в моем родном городе, он один. Мне вообще пофиг было как он выглядит, лишь бы интернет был. Да и всем остальным будет насрать если интернет будет дешевле чем у остальных и стабильнее.
Единственный случай где это имеет значение, это привлечение новых клиентов. Представьте, вам дают листовку на которой логотип с оформлением из 2007 и предложение о современных технологиях, слабо верится, что обещают правду🤔
Подытожим: никогда нельзя воспринимать логотип вырванный из контекста.
интересно, что за студия делала этот логотип!? странно, что не фигурирует фамилия Лебедев в данном проекте. ..
Аааааа, так это было ухо😳
Стырили логотип АльянсТелеком!
Хорошая попытка
похож на логотип mondi (компания которая производит бумаги )
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
распил полюбому, вне зависимости от того говно или нет.
как вообще при смене логотипа могут поменяться ассоциации??? этож ростелеком... все что имеет приставку рос или гос в 99% г...
да и вообще смысла так часто менять лого нет. текущий логотип то был в 2011 году... все только к нему успели привыкнуть. Но распиливать бабло хочется ведь чаще чем нужно менять айдентику.
длинное название родом из ссср. Их никакой логотип не спасет