Концепт: айдентика Выборга от агентства Setters Статьи редакции
Креативный директор агентства Витя Вит и дизайнер проекта Дмитрий Буенков — о грусти по историческому наследию и дизайне для города.
Витя Вит — о проблеме города и идее
Этот проект — наша инициатива. Мы начали его, потому что неравнодушны к Выборгу. Это уникальный город с исторической точки зрения, с культурной, туристической — где ещё вы найдёте шведский средневековый замок, финский модерн и советскую архитектуру в одном месте? Мы живём рядом, хорошо знаем места и близко к сердцу принимаем то, что там происходит.
Есть такая история — однажды мы приехали в Выборг прогуляться, посмотреть на местные достопримечательности. Мы отправились в Выборгский замок. В начале экскурсии проводник сказал, глядя в глаза посетителям: «Вы, наверное, хотели увидеть средневековый антиквариат, картины, предметы мебели? Извините, но ничего такого здесь нет — или сгорело в пожаре, или украли». Это применимо ко всему городу.
Проблема в том, что Выборг со всей его идентичностью и красотой исчезает, как это часто происходит с провинциальными городами в России. Это происходит медленно и печально, буквально на глазах — пробелы в замковых стенах прячут за заборами, исторические фасады годами стоят в строительной сетке, изображая видимость реконструкции. На самом деле ничего не происходит.
Поэтому главная задача, которую мы ставили перед проектом, — обратить внимание жителей и властей на город и его проблемы. Показать, что он может быть другим, мотивировать людей что-то делать, не оставаться в стороне, молчаливо проживая свою жизнь в разрухе и деградации.
У нас была идея — сделать дизайн, который может мотивировать и объединять людей, вовлекать их в действие. Была метафора, которая отличает Выборг от других мультикультурных городов, где античность пересекается с двадцатым веком, — всего два слова — «исчезающая красота». Ощущение чего-то бесконечно прекрасного, умирающего у тебя в руках — эту отличительную и сильную эмоцию мы хотели передать вместе с исторической и культурной идентичностью.
Остальное было делом техники, а точнее, поиска. Наш случай тот самый, когда не нужно ничего придумывать — дизайн сделал себя сам. Все фактуры, линии, цвета, приёмы лежали в городе и его истории, нам нужно было это искать, пробовать, рассматривать с разных сторон, начинать всё снова и снова и не отступать, пока не найдём «то самое».
Это волнительно — создавать айдентику для города по собственной инициативе, тем более для такого необычного. Представьте, что вы делаете что-то, что должно изменить мир огромного количества людей и восприятие тех, кто приезжает в этот город гостем. Отсутствие заказчика не снимает ответственность, а наоборот, заставляет подходить к процессу ещё серьёзнее.
Сложно было заниматься проектом вперемешку с обычной работой. Идея родилась весной, и было непросто пронести её через время и эмоции и мнения всех поучаствовавших людей, но с этим ничего не поделаешь. Если ты хочешь сказать или сделать что-то важное, придётся работать, стиснув зубы, не спать ночами, засунуть своё эго подальше и прислушаться к мнению других.
Надеюсь, что жители и власти Выборга заметят проект. Дело не только в том, чтобы наш дизайн приняли и реализовали. Конечно, этого хотелось бы — но опыт Артемия Лебедева (история с туристическим брендом Санкт-Петербурга) показывает, что нельзя просто так взять и сделать городу новый дизайн, это сложная процедура.
В проекте нет никакого коммерческого интереса, и если предложение взять этот дизайн поступит от города, мы сделаем всё, чтобы передать Выборгу нашу работу и воплотить её. Но это не главное. Главная надежда на то, что мы вдохновим людей менять свой город и жизнь к лучшему.
Дмитрий Буенков — о дизайн-решениях
Всё, что отражено в айдентике, уже заложено в коде города. Ничего не придумано просто так — мы поняли, что не нужно выдумывать велосипед, а стоит просто считывать информацию.
Основными словами в разработке были: исчезновение, архитектура, преемственность, средневековье, эклектика, реконструкция, хаотичность, сохранение, история. Также нужно было учесть факт, что город принадлежал сразу нескольким государствам в разные периоды своей истории (шведский, имперский, финский, советский).
Выборг провинциален и носит отпечаток российских маленьких городков. Слишком продуманный и выверенный стиль будет выглядеть насмешливо. Должно оставаться место для доброй улыбки. Турист должен смотреть на город с теплотой, наслаждаться его камерной магией, так не похожей на ритм Петербурга или Хельсинки.
Финское наследие города даёт возможность сделать эклектичный симбиоз стилей — простота и угловатость зарубежных соседей, отпечаток российской величественной царственности времён Екатерины.
Выбранные цвета не случайны: мы отмыли город от многовековой пыли и получили мягкие и пастельные оттенки фасадов зданий, дорожной кладки, мягкий оттенок Финского залива, свежую, летнюю зелень парка и отдали дань истории.
Логотип Выборга вобрал в себя знакомые формы и очертания, которые город приобретал веками. Знак подчёркивает важность и ценность исторического прошлого, а ещё дружелюбно раскрывает объятия всем, кто хочет узнать его сегодня.
У нас была возможность сделать его более мягким, округлым или утончённым, но тогда он бы не был настолько скандинавским и в меру строгим. Для этого нам следовало сохранить его характер и преемственность привычной всем буквы W (а иногда ещё и V, так как Viipuri), которая в разных вариациях присутствует в коде самого города: гербе, флаге и других исторических атрибутах.
Идея с буквой W хороша тем, что город к ней готов. Сохранение странного символа с его современным переосмыслением предлагает взглянуть на Выборг под другим углом — просто, понятно, в духе Европы.
Первой идеей был акцент на крупных деталях самого города, таких как многовековая брусчатка, ворота во двор, текстуры кладки бастиона — то, что живёт много лет. Каждый мог сделать «свой Выборг», заполнив основу визуала тем, что для него дорого: для кого-то эта железная крыша была местом первого поцелуя, а старый замок на двери, который несколько сотен лет назад повесил прапрапрадед, безмолвно напоминает об истории семьи.
Начали щупать детальнее, и казалось, что ответ почти найден. Но было как-то трендово, и это смущало. В нашей ментальности с этим туго.
После того как Владимир Лифанов выпустил брендинг «буше», мы удивились, как одинаковые идеи летают в воздухе, и придумали новую концепцию.
Сложно было отразить две полярные истории: Выборг, покидающий нас (плохое), и Выборг монументальный, бесконечный и даже романтичный (хорошее).
Нашей задачей было совместить две разные эмоции в одной понятной концепции для любой аудитории — и российской, и европейской. Именно поэтому основной стиль частично совмещает европейский смелый авангард с русской прямолинейностью, буквальностью и возможностью исключительно «понять душой».
Было ясно, что нам нельзя идти по пути того, что чуждо русскому привычному восприятию, поэтому на эксперименты с трендовой «иркутсткостью» мы не готовы были идти.
Мы всегда хотим подробнее разглядеть то, что не видим. Проведите аналогию с восточной девушкой: есть возможность лишь увидеть её глаза, разглядеть их, дорисовать то, как выглядит человек, при этом никогда не увидя её лица.
Эффект «перекрытия» — эта та самая вуаль, забор, глитч или выгоревший пиксель, метафора исчезновения, которую мы пропускаем через частично открытые взгляду детали, через то, что мы и следующие поколения, возможно, никогда не увидят. А линия — это время, которое проходит сквозь года, оставляя силуэт того, что останется жить вечно.
Мы дали возможность понять эту сложную двойственность простым и понятным решением для каждого.
Удивительно, но идея с кинестетизацией стала ключевой. Какой город мира может похвастаться кастомной «сувениркой»? Разрисуй открытку и отправь бабушке на память, сделай свой фирменный цветной мерч или раскрась стикер. Просто сделай свой Выборг. Метафорично. Этот призыв через игровую форму может проявляться в красках на холсте или в облагораживании придомового участка.
Такой механики в территориальном брендинге я не видел и надеюсь, что это станет положительной тенденцией.
Мы рассказываем историю через призму самой мощной эмоции, которую мы могли заложить в концепцию брендинга целого города. Наша история человечна.
Чтобы сделать финальную концепцию, которая удивительным образом была получена за пять минут, нужно было провести объёмную теоретическую и техническую работу в течении трёх месяцев и поймать волну. Собрав достаточное количество отзывов от местных жителей, приезжавших туда хоть раз или не знакомых с городом совсем, пришли к выводу, что всё получилось.
- Дизайнер, есть какие-нибудь идеи логотипа?
- 🤷🏼♂️
- Утверждаю!
Айдентика ок, осталось за малым — город восстановить.
Комментарий недоступен
Вдохновение черпали у фирстиля Хельсинки?
Как же умиляюсь от вот таких комментаторов. «У К Р А Л И !» — и что? Выборгу от этого будет плохо? Вас это как-то задело?
То, что люди друг у друга тырят — это закон. Так и нужно работать. Чаще тыришь, чаще придумываешь новое. Поэтому, ребятушки, спокойнее относитесь.
Есть что-то общее с проектом для Хельсинки (https://werklig.com/project/city-of-helsinki/), но работа Setters для Выборга нравится больше. Особенно круто выглядят информационные материалы — афиши, указатели и вот это всё.
Один в один просто)
Один.
В один.
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Подача не дотягивает немного
Теперь концепция стала понятнее, действительно, это призыв к реновации и уборке территории за счет местного населения. Это твой выбор — жить в грязи среди битых кирпичей или с цветной штукатуркой и ярким пластиком!
Мне лого AirBnB напоминает
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
История та же, что с "иркутскостью" - одних картинок мало, нужны смыслы.
и вся айдентика идет лесом
Не хватает только трупа сталкера в луже, которого жрут дикие собаки
Комментарий недоступен
Круто.
Все бы ничего, но когда коммуникационное агентство делает надписи не читаемыми это странно, как ни крути, но слова и текст везде должен считываться, а в половине примеров шрифт белый на светлом или слишком контрастном фоне.
Сочетание цветов жуть.
Ребята не знают основные правила, текст не читабелен, светлый текст на части светлого фона. И так почти везде
А что из написанного нечитаемо для вас? И можно, пожалуйста, список основных правил?
W, но Vyborg
Не совсем. W из старого написания это один из символов города. Стоит на вокзальной площади https://yandex.ru/maps/969/vyborg/?l=stv%2Csta&ll=28.752349%2C60.715206&panorama%5Bdirection%5D=29.825792%2C2.791153&panorama%5Bpoint%5D=28.750435%2C60.714500&panorama%5Bspan%5D=34.033232%2C14.469112&z=17.4
Выборг - очень приятный и очень недофинансированный город. Его бы отремонтировать, сделать нормальные тротуары, парковки и городскую среду - был бы отличным туристическим магнитом
Его бы вернуть финнам - это было бы лучшим вложением в туризм. Ну и нам кататься в цивилизацию было бы легче.
Или разделяется по середине текста и становиться ещё более не читабелен
Говно
Комментарий недоступен
Проект норм. Идея норм. Выборг, если не развалится, тоже останется как всегда норм.
А называть себя "Витя" как-то лажово.
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Вы были в Выборге?
Комментарий недоступен
Это отлично для Выборга и прекрасный филантропически-писарский ход. Даёшь всем городам айдентику за рубль!
Окей, хорошая визуальная концепция есть. А где, собственно, дух Выборга, его отличие от других городов, суть локации, объяснённая кратко и доходчиво? Из этих визуалов ну никак не понятно, что я там увижу и зачем мне туда ехать. Понятно только, что можно сделать что-то кастомное с городом - вопрос в том, зачем. На полноценный территориальный бренд это не тянет.
Вот и у меня главный вопрос — Зачем?
Зачем так издеваться над жителями, которые бы и рады уехать, но не могут? "Родину не выбирают, сынок!"©
Лайк вообще классно! Только W лучше смотрится когда толще. Тоненькая похожа на гнутую скрепку что ли
Выборг - это больше про молодых?
Очень, очень круто!
Это все равно лучше чем Иркутскость ;D
P.S. Кто не понял тот поймет
очень классно! надеюсь на этой волне закрашивать придется все меньше и меньше!
Концепция отлично подойдет для столичного урбаниста, выставившего свою кандидатуру на местных выборах. «Сделай выбор! Сноси старое! Строй новое!»
А еще вы забыли на каждый плакат добавить пояснение: «Для подбора цвета красок и декоративных штукатурок вы можете использовать колеровочные веера [Торговая Марка]»
Весь текст, которым вы описываете концепцию вызывает у меня «Эффект «перекрытия». Ту самую «вуаль, забор, глитч или выгоревший пиксель». Вся «концепция» выглядит так, будто вы закрыли город строительными лесами и разноцветными ширмами перед сносом или реконструкцией. А неудачный «трендовый» дизайн объясняете пространными патетическими текстами.
Осмелюсь предположить, что представленная вами работа не несет никакой ценности как для жителей города, так и для туристов. Это очередной дизайн для портфолио на behance или dribbble, где собрана целая коллекция таких же бессмысленных «брендингов» или «ux/ui», не несущих никакой практической пользы.
«Мы рассказываем историю через призму самой мощной эмоции, которую мы могли заложить в концепцию брендинга целого города. Наша история человечна.»
— Помогло убедить клиента и самих себя?
«Такой механики в территориальном брендинге я не видел и надеюсь, что это станет положительной тенденцией.»
— О боже, нет!
молодцы
Интересно, конечно) Меня очень интересует архитектура города. Безусловно нужно заниматься реконструкцией и делать это очень аккуратно, посмотрите, как пластиковые окна вписываются в исторические здания https://www.oknatrade.ru/help/plastikovye-okna-v-istoricheskikh-zdaniyakh-novaya-zhizn-pamyatnikov-arkhitektury/ Ведь оставлять старые не годится даже с точки зрения безопасности. Но для таких работ нужно нанимать только профессионалов, и не экономить на цене пластиковых окон https://www.oknatrade.ru/catalog/plastikovye-okna/ Надежных подрядчиков можно найти на этом агрегаторе.