{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Как творческие интервенции помогают в научных разработках

Все инновации начинаются как творческие решения, но не все творческие решения становятся инновациями.

Ричард Фобс

В мире постоянных инноваций и стремительно меняющихся вызовов МФТИ внедряет новаторский подход, объединяя науку и искусство.

Как и для чего на Физтехе создан асинхронный курс «Science Art: поиск новых решений с помощью синтеза науки и искусства» и интенсив «В поиске новых идей: дизрапт-технологии мышления для создания инноваций» поговорим с руководителем направления «Корпоративные программы ДПО» Ириной Тихмяновой.

— Как пришла идея?

— Наш PR-директор ведет канал «Блондинка на Физтехе», а себя я могу назвать гуманитарием на Физтехе, при этом я большой поклонник междисциплинарного подхода. МФТИ - один из крупнейших RnD-центров в стране, это атмосфера науки и инноваций и значительная часть повестки крутится здесь вокруг сущности инновационной деятельности, её организации и управлении инновационными процессами, как обеспечить трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества. Такой же запрос мы видим от рынка с общим курсом на инновации и технологический суверенитет.

И в ответ на эту повестку родились два курса, направленные на поддержку процесса инноваций. Первый - «Пространство исследовательской деятельности» – как создать пространство для инноваций, второй – «Как упаковывать технологии в продукт», чтобы разработка могла получить инвестиции». Но как будто не хватало какого-то пазла.

И он достаточно быстро нашелся. Многие разработчики технологий, сотрудники инновационных лабораторий, ученые и исследователи сталкиваются с этапом, когда необходимо посмотреть на решаемые задачи с нового ракурса.

При этом они зачастую ограничены давлением времени, недостатком ресурсов, многозадачностью, функциональной фиксированностью, когда мозг привыкает создавать из одного стимула одну ассоциативную связь, привыкает к автоматизации в стратегиях и инструментах для решения. Но в условиях изменившейся геополитической обстановки эти стратегии и инструменты более неприменимы.

Мы начали искать решение. Сразу отмели все программы креативности ради креативности. Изучали функциональную креативность, практическую инновационность, метод так называемых культурных интервенций Cultural Probes (или Design Probes), который широко известен, но опирается больше на техники искусства и творчества, нежели на научный подход и направлен на получение иррациональных, неконтролируемых эмоций и решений, скорее позволяет вдохновить пользователей.

Ближе всех для наших задач оказалось такое направление, как Science art. В тот момент Еврейском музее толерантности как раз проходила выставка "На языке правил и исключений. Наука и искусство", там мы познакомились с будущим автором курса, Ириной Сухоруковой. И мы рады, что нашли общий язык, общее видение, каким будет курс, для кого он предназначен. Ирина - кандидат технических наук, лектор курса «Современные биоматериалы и биотехнологии», то есть человек науки, и при этом глубоко разбирается в искусстве, читает лекции по Science art.

Большая часть программ и курсов по тематике Science art направлена на работу с художниками, слушателями, изучающими современное искусство, акцент в программах сделан на искусстве, для которого наука становится источником вдохновения.

Программа, которую мы с ней сделали, принципиально отличается тем, что мы используем искусство для того, чтобы найти новые способы решения старых задач; найти новые источники вдохновения; сформулировать новые гипотезы в текущих задачах. Это своего рода дизрапт-технологии* мышления (*дизрапт — подрывные инновации, способные изменить ситуацию таким образом, что старые технологии выходят из конкурентной гонки).

— А вы не боитесь, что ученые, люди технических профессий смогут скептично отнестись к такому «несерьезному» курсу?

— Думаю, что нет. В науке, в разработках очень вовлеченные и увлечённые люди работают, без шор. Не думаю, что Леонардо Да Винчи в разной степени серьезности относился к своей деятельности как ученого и как художника ;) Очевидно, что для создания инноваций одних hard навыков недостаточно.

К тому же мы показываем ряд примеров из "высокой" науки, где за счет интеграции науки и искусства достигается тот уровень результатов, который был бы невозможен вне этого подхода.

Что такое на самом деле творческое решение проблем? Это процесс поиска оригинального и ранее неизвестного решения этой самой проблемы. Если творческое решение имеет использование, выходящее за рамки первоначального замысла, оно может называться инновационным решением или инновацией.

К тому современные ученые и разработчики – это люди, которые привыкли действовать на так называемой некартированной территории. Как это, например, устроено на Физтехе, подробно рассказывает директор по цифровизации Дарья Гриц. И исследование в синтезе различных областей науки – это естественное движение научной мысли.

Фокус нашей программы - сдвиг ментального состояния и когнитивное переосмысление, мы переключаем внимание разработчика с активного решения проблем на творческий набор решений. И искусство выступает инструментом дивергенции. Дивергенция — это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения. Самая заисследованная тема на дивергентное мышление – скрепка (За 5 минут запишите максимально возможное количество способов употребления обыкновенной канцелярской скрепки). Считается, что спустя десятилетия эти люди более творчески проявлены.

И к тому же, это не просто очередной курс, это программа повышения квалификации от МФТИ, утвержденная на учебно-методическом совете вуза. Мы выдаем удостоверение о повышении квалификации государственного образца - ОКВЭД 72.19 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.

Комментарий Ирины Сухоруковой, разработчика курса «В поиске новых идей: дизрапт-технологии мышления для создания инноваций» : интенсив разработан таким образом, чтобы обеспечить участников разнообразными инструментами и методиками для эффективного поиска и развития новых идей именно для собственных исследований.

Каждый этап интенсива направлен на стимулирование творческого мышления и экспериментирования, а также на развитие навыков анализа и коммуникации.

Мы не просто предлагаем участникам техники практического креативного мышления и механики генерации идей, сколько делаем ставку на освобождение мышления от шор и предзаданностей, на умение создавать решения вне шаблона.

— И что? Люди выйдут с интенсива и сразу придумают инновационное решение?

— Возможно, но скорее мы запускаем этот механизм. На креативность влияет много факторов: осознание важности оригинальности и новизны, высокая толерантность к неоднозначности, командная креативная самоэффективность – вера, что ты и твоя команда можете сделать что-то эффективное, групповая поддержка, включенный руководитель, публичное вознаграждение за инновации и тд. Если вдохновенного человека поместить в ригидную среду, вряд ли он сможет долго поддерживать в себе этот огонь. Поэтому интенсив у нас проходит только как корпоративная программа, чтобы каждый член команды и руководитель был вовлечен в инновационную деятельность, нацелен на изменения, на совместную работу над поиском и формированием решений в ответ на вызовы, стоящие перед командой.

0
1 комментарий
Юрий Малов

Нравится, как программы курса адаптированы под потребности современных исследователей

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда