Как реализовать исследовательскую деятельность для успешного стартапа/инновационного проекта?

Наш спикер сегодня это Игорь Бондарь — ex-директор Нейрокампуса, заведующий лаборатории в ИВНД и НФ РАН. Профессор Московского института психоанализа.

Игорь разработал курс “Пространства реализации исследовательской деятельности” на базе МФТИ для слушателей, которые планируют вести научную деятельность и развиваться в области научных исследований.

Поговорим о том, почему так важно правильно организовывать исследовательскую деятельность для создания успешного проекта, а также почему 9 из 10 стартапов терпят поражение на этапе исследования актуальности продукта.

Как реализовать исследовательскую деятельность для успешного стартапа/инновационного проекта?

— Игорь, почему в своем курсе вы обозначаете, что исследовательская деятельность – это базовый процесс создания инноваций?

— На мой взгляд, в исследовательской деятельности появляются важные инструменты, которые позволяют нам работать со сложными объектами, которые, как правило, скрыты от нас за постоянно сдвигающейся границей знания или незнания. И, собственно говоря, такие исследовательские инструменты могут стать основой для появления новых технологий. И эта часть процесса исследований и разработок, мне кажется ключевой для оформления инновации. Поэтому и считаю, что исследовательская деятельность является базовым процессом создания инноваций.

— Какие тенденции вы наблюдаете в развитии организации исследовательской деятельности среди молодых ученых в последнее время?

— Мы довольно остро чувствуем дефицит молодых кадров в исследовательской деятельности, которые способны были бы достаточно самостоятельно, в автономном режиме, брать на себя ответственность работы со сложными исследовательскими задачами и объектами. Важно, чтобы начинающие исследователи были способны быстро проверять гипотезы, что позволит экономить ресурсы, которых всегда недостает в лаборатории. И в этом смысле сейчас остро стоит задача привлечения молодых коллег в исследовательские структуры. Но мы зачастую забываем о том, что ученые быстро “взрослеют”, стремительно прогрессируют и становятся уже исследователями среднего возраста, которые, по моему мнению, и являются основными тяговыми лошадками науки и в стране, и в мире. Это именно те люди, которые накопили уже достаточный опыт, они независимы и дерзновенны, не боятся брать сложные задачи, однако поддержка и вообще организация деятельности таких уже сложившихся ученых среднего возраста, к сожалению, сейчас незначительна. Нужно четко понимать, что именно ученые на пике активности являются основой эффективной исследовательской деятельности.

Привлекая молодых ученых в науку, нужно смотреть на шаг вперед и проектировать четко структуру их карьеры: ресурс следует направлять на поддержку их деятельности и на всех тактах их работы.

Игорь Бондарь

— Какие исследовательские кампусы вы считаете передовыми и успешными? И за счет чего они достигают успеха?

— На мой взгляд, успешными являются те исследовательские кампусы, которые тщательно спроектированы, в которых продуманы и согласованы все важные элементы. Что я имею в виду? С одной стороны, в передовых исследовательских кампусах, которые занимаются серьезной фундаментальной наукой, четко понятна и структурирована карьера любого исследователя, который заходит внутрь такой организации. С другой стороны, внутри такой организованности есть весь необходимый набор инструментов и сервисов, которые помогают исследователю отвлечься от повседневных забот, постоянно возникающих в исследовательской деятельности, и сосредоточиться на творческом процессе. И вот за счет того, что набор возможностей внутри успешного кампуса достаточно широк, там могут быстро и эффективно проверять гипотезу. Важную часть при этом играет непрерывное производство новых исследовательских инструментов, которые постоянно нужны исследователю. Внутри таких “организованностей” ученые начинают работать с серьезными проблемами. Постоянно актуализируемая и значимая повестка исследований естественным образом привлекает внимание всех, кто находится пока за периферией исследовательского кампуса. И они начинают мечтать о том, чтобы стать частью большой науки, воспользоваться инструментальными возможностями и встроиться в сложную сеть коопераций в рамках больших вызовов. Привлечение внимания к интересным проблемам и постоянный рост репутации, уникальная идентичность передового исследовательского кампуса обеспечивают постоянный поток интеллектуалов через организацию, который и делает организацию успешной за счет совокупных усилий.

— Как вы думаете, в чем ключевая ошибка лабораторий, которые не справляются с высокими требованиями актуальной науки?

— На мой взгляд, зачастую в лабораториях исследователи закрываются от внешнего мира. Появившаяся много десятилетий тому назад исследовательская повестка и фиксированный набор объектов исследований, с которыми когда-то столкнулись основатели таких лабораторий, мешают посмотреть на те реальные насущные проблемы, которые ежедневно возникают даже в ближайшем окружении лаборатории. И вот такая закрытость лаборатории, играет злую шутку с исследователями и, соответственно, не позволяет им привлекать ресурс, который зачастую связан с актуальными большими вызовами, возникающими ежечасно у разного рода стейкхолдеров.

— Есть ли какие-то лайфхаки, как определить актуальность и научную значимость предполагаемого инновационного продукта в контексте существующих научных тенденций и дискуссий?

- Лайфхаки достаточно простые. На мой взгляд нужно постоянно оставаться в коммуникации. По формату научное общение может быть разным, но в основном это участие в разговорах с коллегами как на локальном уровне, так и на глобальном. Именно в таких скорее даже неформальных обменах информацией появляются и проявляются те проблемы, которые сейчас актуальны и которые ведут к появлению инновационных продуктов. Коммуникация, собственно говоря, и определяет новые научные тренды, потому что в ней проверяются гипотезы. Как правило, когда в научная статья представляет собой уже оттиск/слепок с какой-то состоявшейся/случившейся деятельности, а нужно быть на шаг впереди при работе на научном фронтире. Конференции, которые сейчас проходят в том числе в онлайн режиме, позволяют нам присоединиться к любому событию в глобальном масштабе и узнавать самые свежие новости. И именно такая коммуникация помогает определять гипотезы продуктов и пути дальнейшей сборки уже готовых инновационных решений, которые в настоящий момент востребовано обществом.

— Есть мнение, что 9 из 10 стартапов терпят поражение на данном этапе, как вы считаете, в чем главная ошибка? Почему молодым ученым так сложно определить актуальность продукта?

— Но это уже не просто мнение, что 9 из 10 стартапов терпят поражение. Это на самом деле статистически подтвержденная информация. И здесь действительно, как мне кажется, основная проблема заключается в том, что для того, чтобы понимать, как устроена актуальная повестка и где находятся те продуктовые ниши, в которые можно встраиваться, нужен опыт, отсутствующий у молодых ученых. И он не появляется в той ситуации, когда молодежь находится в тени устаревшей повестки и под постоянной опекой своих старших коллег - более опытных исследователей. В ответах на предыдущие вопросы я уже отмечал, что нужно оставаться в постоянном контакте с внешним миром. Нужно непрерывно коммуницировать и не бояться выходить в новые междисциплинарные обсуждения, которые зачастую могут быть затруднены из-за того, что ученые из разных дисциплинарных областей разговаривают на разных языках. Поэтому-то молодым исследователям и стоит, в том числе, осваивать новые языки и грамотности, которые позволят им вступить в сложную междисциплинарную коммуникацию, где появляются точки роста и понимания того, каким должен быть актуальный инновационный продукт. Обращенный во внешний мир, участие в междисциплинарных коммуникациях и освоение языков разных предметных областей позволяют найти тот продукт, который будет востребован рынком.

Спасибо за интервью. Давайте подведем итог: для молодых ученых, стремящихся к созданию инновационных продуктов, исследовательская деятельность играет ключевую роль, а также постоянная коммуникация с людьми из разных дисциплинарных областей позволяет находить точки создания и роста актуального инновационного продукта.

Хотите лучше понять, как исследовательская деятельность может стать ключом к созданию и росту вашего инновационного продукта? Приглашаем вас принять участие в программе повышения квалификации "Пространства реализации исследовательской деятельности", экспертом которой является Игорь Бондарь.

22
Начать дискуссию