Как физтех развивает образовательные программы

Привет! На связи «Центр инноваций» в образовании «Пуск» МФТИ. Мы развиваем новые образовательные форматы на базе технологий, создаем продукты в тесной связке с индустриальными партнерами, экспертами рынка и ведущими EdTech-площадками. Во главе «Пуска» — директор по цифровизации образования на физтехе Дарья Гриц.

Мы поговорили с ней о будущем профессионального образования для взрослых, работе с партнерами и флагманских проектах Пуска.

— Дарья, чему стоит учиться на Физтехе в рамках дополнительного профессионального образования?

— У Физтеха есть два базовых процесса, которые были с самого начала и определили его облик — то, как он устроен, и какие люди находятся в команде и среди студентов. Первый — это высшее образование, а второй — поисковые и прикладные исследования и разработки.

Задача Физтеха — быстрее других научиться работать с новыми областями знания и создавать в них ценность. Например, так было с финансовой сферой, которую в нашей стране фактически построили выпускники Физтеха. До сих пор Россия — мировой лидер в сегменте FinTech. Так же было и с образовательными технологиями, EdTech. Таких примеров много.

Итак, зачем идти на Физтех? Здесь ты находишься среди людей, которые решают новые задачи без стандартного решения, создают новые ниши, новые технологии и новые бизнес-модели. Это невероятно крутое ресурсное окружение.

Я думаю, что приходить на Физтех имеет смысл тем, кто хочет и готов работать с новым и непонятным. Скорее всего, к нам не придет тот, у кого есть точно сформулированный запрос: «Хочу научиться делать таблицы в Excel». На Физтех надо приходить, когда ты не знаешь, что нужно делать, и тебе нужно попасть в будущее. Физтех, если хотите, это машина времени.

20 лет назад пассионарии приходили в бизнес-школы. Теперь этого мало. Лидеры понимают важность технологий для конструирования будущего и приходят на Физтех.

— Это как раз некартированная территория, о которой все сейчас говорят, то есть условия полной неопределенности. Вы считаете, что Физтех для этого идеален, верно?

— Тот уровень связности, который есть в мире сейчас, то проникновение огромного количества агентов друг в друга и та скорость, с которой развиваются технологии, — это точно беспрецедентно. Никогда раньше не было такого нарастания технологий, как за последние 30 лет. Получается, что в этом контексте нужно постоянно что-то изобретать, запускать, сопровождать.

Как 100 лет назад появился профессиональный класс управленцев (до этого не было профессии менеджера), так сейчас нужен лидер нового типа, лидер с технологическим мышлением, класс людей, которые могут работать с задачами на некартированном поле. Я думаю, что Физтех — это то место, которое может порождать таких людей и такие команды. То, что это организовано в программы ДПО (дополнительное профессиональное образование), — это просто форма.

Мы проектируем образование для таких взрослых людей, лидеров, в формате lifelong learning сообщества. Получение новых навыков — это больше не про сидеть в классе за партой, смотреть слайды, сдать тест и получить удостоверение; теперь профессиональное образование — это среда и события: хакатоны, фестивали, конкурсы, стратегические сессии, поездки и интенсивы.

— Какие проекты вы реализуете в Пуске? На что вы делаете ключевую ставку? С какими задачами работаете?

— Я считаю, что развития онлайн-образования и онлайн-форматов работы со знаниями — это задача стратегического пространственного развития в нашей стране. У нас самая большая в мире территория, а население достаточно немногочисленное. Еще во времена Столыпина было сформулировано, что на такой территории должно жить около 300 млн людей, чтобы мы могли развиваться. Нужны люди, но, к сожалению, у нас их не так много.

Получается, чтобы обеспечить доступ к качественному образованию, чтобы в разных частях страны могла осуществляться инновационная деятельность, могли быть научные лаборатории и вестись исследования, нам нужно так организовать себя, чтобы физическое присутствие в конкретном месте было необязательным. Форматы цифрового взаимодействия, обращения знаний — видеосервисы, образовательные платформы, тренажеры на базе искусственного интеллекта, голосовые помощники — это инструменты, от которых зависит развитие нашей страны и инновационной экономики.

Физтех занимается развитием технологии онлайн-образования и работы со знаниями. Поэтому у нас есть большие программы цифровых магистратур, на которых студентам ставят предпринимательское и технологическое мышление. Для этих программ мы развиваем образовательные инновации (например, базовый формат у наших студентов — запуск стартапов), внедряем технологии (оцениваем динамику взаимодействия студентов и экспертов с помощью анализа данных), ведем научные исследования образовательного опыта в цифровой среде.

На наш взгляд, именно от образовательного опыта зависит то, насколько человек действительно может перейти в новую деятельность. Очевидно, что узнать какую-либо информацию и научиться какому-либо навыку — это не равно переходу в новую профессию. Для этого также нужны определенный тип коммуникации, знание норм, а также среда из людей, которые уже интегрированы в инновационную деятельность. Все это должно случиться в онлайн-формате. Это вызов для всей нашей системы образования.

Также у нас есть важные государственные задачи, например, цифровые кафедры (ЦК). Два года мы с успехом обучали студентов и делали программы совместно с крупнейшими в стране технологическими компаниями, такими как VK и 1С. Мы сразу спроектировали ЦК полностью в цифровом режиме, а в этом году начинаем масштабировать проект для наших партнеров — университетов по всей России — и будем обучать студентов не только Физтеха.

В этом году ЦК выходит на новый уровень: мы будем развивать партнерскую сеть университетов. Важно, чтобы наша деятельность была распределена в разных центрах по всей стране.

— Как вы с командой планируете создавать или адаптировать онлайн-программы обучения в контексте быстроменяющихся требований рынка труда и курса на технологический суверенитет, чтобы обеспечить актуальность и конкурентоспособность предлагаемых образовательных программ?

— Этим вопросом уже давно задаются люди, которые занимаются образованием. Поэтому мы держали его в голове, например, когда начинали наши магистратуры. И вообще ориентируемся на это при создании образовательных программ, так как именно отсюда и начинается их дизайн. В отличие от содержания и формата, дизайн отвечает на вопросы: «Каким образом должна быть устроена программа в целом?», «Как должны быть организованы все ее элементы, чтобы она была конкурентоспособна и чтобы люди, которые учатся, были конкурентоспособны?»

Расскажу, что мы учитываем в дизайне на данный момент. Во-первых, наша программа модульная — мы изначально составляем ее таким образом, чтобы понимать, чему посвящен каждый блок, как он связан с тем компетентностным профилем, на который мы ведем студентов. Если мы понимаем, что в профиле нужно что-то изменить, мы легко можем понять, в какой точке надо это сделать, быстро внедрить новый инструмент, материал, спикера. То есть программа достаточно гибкая.

Во-вторых, с самого начала студенты работают над задачами партнеров — мы проделали большую работу, чтобы у нас было более 50 партнеров с профильными задачами. У нас всегда есть реальная задача, которую еще никто не решал, поэтому сначала надо понять, откуда появилась эта проблема, возможно, скорректировать ее условия, узнать все то, что неизвестно, построить гипотезы, проверить их и найти ту, которая сработает. Это как раз тот метод, который нужен сейчас, чтобы работать в любой сфере. Я уверена, что подход тестирования гипотез в ближайшее время будет одним из основных, а значит, опыт, который студенты получают, универсален, эти навыки будут востребованы многие годы.

— Какие компании сотрудничают с Пуском? Какую роль вы им отводите?

— Принято считать, что партнеры — это какие-то организации, но для меня партнеры в первую очередь — это талантливые люди, которых мы очень ценим. Я думаю, что наше продуктивные долгосрочные отношения и интерес в друг друге связаны с тем, что мы решаем общую задачу — развитие технологической сферы благодаря большому количеству талантливых и высококвалифицированных людей.

Мы намеренно перешли от транзакционной модели взаимодействия к партнерской. Партнеры — это люди с одинаковыми целями и ценностями, но разными комплементарными ресурсами и компетенциями.

В связи с этим у нас очень разнообразное взаимодействие, много форматов работы. Мы не просто берем от партнеров задачи и их описание. Наши коллеги из компаний-партнеров сопровождают эти задачи, общаются со студентами, передают свою экспертизу, думают вместе с ними. Именно поэтому у них складываются такие отношения, которые позволяют пригласить кого-то из студентов к себе в команду, ведь у них уже есть отношения — человеческие и рабочие. Думаю, что это большой сдвиг вперед по сравнению с форматом, когда студенты просто приходят в команду компании и только тогда начинают понимать, сработаются они или нет.

У нас более персональный подход — есть возможность выбрать команду, в которой ты будешь работать, а также выбрать студентов, которые будут работать над твоей задачей. Система взаимного выбора. Если случается хорошее совпадение, то часто это переходит в долгосрочное сотрудничество.

Другой интересный формат сотрудничества — когда яркие люди, интересные спикеры из компаний партнеров становятся экспертами, наставниками, научными руководителями на программах или выступают как менторы, руководители бизнес-проектов, как инвесторы уже даже в личном качестве.

— Какие основные показатели эффективности вы используете для оценки успеха программ?

— Все очень просто. Люди приходят к нам на программы с внутренней задачей, чаще всего эта задача связана с переходом в новую деятельность или карьерным ростом. Если задача реализуется, значит, мы хорошо делаем свою работу. Именно на эти показатели мы и работаем.

К сожалению, это требует много времени — мы не можем измерить этот показатель в моменте, это лонгитюдные исследования. Есть студенты, которые начинают расти уже во время обучения, например, кто-то получает оффер и переходит в новую сферу, получает повышение, инвестиции в свой проект. Но если мы говорим о большой выборке, это требует 3–4 лет исследования.

У нас есть гипотеза об опережающих показателях — какой результат должен быть в первый месяц, в десятый и так далее, чтобы с большей вероятностью большее количество людей дошло до своей цели. Это такие показатели, как доходимость до конца программы, удовлетворенность обучением в целом, качество образовательного опыта. Именно поэтому у нас есть лаборатория, где мы исследуем образовательный опыт студента. Все эти метрики нужны, чтобы постоянно корректировать наши действия по направлению к цели — а цель состоит в том, чтобы 100% студентов достигли поставленных задач.

— А вы как-то отслеживаете их судьбу? Планируется ли клуб выпускников?

— Да, мы будем делать клуб выпускников на меритократической основе. Сообщество талантливых людей — это одна из главных ценностей Физтеха в любом формате обучения.

— Директор Института Электродвижения Алексей Кашин в интервью говорит, что в свою команду набирает людей, которые готовы играть по этой высокой ставке и принимать на себя соответствующие риски. Расскажите о своей команде. Какая общая ценность объединяет вас?

— У меня есть жизненный ориентир: жизнь коротка, поэтому я готова работать только с лучшими. Я стараюсь находить самых ярких, самых талантливых, самых мотивированных людей для реализации целей. Мне кажется, в нашей команде есть профиль, это сочетание таких качеств, как талант, проактивность, жизненная энергия, смелость. Ведь, чтобы заниматься тем, что еще никто не делал, нужна смелость, потому что, скорее всего, у тебя не получится ни с первого раза, ни с десятого. Также нужно быть настойчивым, бережно относиться к себе и другим. Это особенно важно, когда ты работаешь на большой скорости и постоянно делаешь что-то новое. Я считаю, это единственная возможность двигаться вместе с командой, не теряя важных людей.

— На одном из выступлений вы привели очень хороший пример, сопоставляя прогресс развития работы банкинга, доставки и образования. Если говорить о скорости внедрения актуальных образовательных программ на Физтехе, какая сейчас ситуация?

— На Физтехе люди могут сделать все что угодно, если зададутся такой целью. Поэтому моя задача за два прошедших года заключалась в том, чтобы объяснить, почему важно и интересно создавать программы обучения для взрослых в разных форматах. Сегодня я вижу прогресс, так как появляются сотрудники в Физтех-школах, которые стали уделять этому больше внимания. До моего прихода были люди, которые этим занимались, и у них были большие успехи. Я очень рада, что могу их поддержать в этом.

Часть моей работы заключается в том, чтобы все было максимально просто для тех, кто заинтересовался обучением для взрослых и созданием таких программ. В этом году у меня есть большой исследовательский проект, посвященный тому, каким образом можно упростить и автоматизировать создание программ, вернее их административную часть. Моя мечта — чтобы от идеи до первой продажи проходило несколько дней. Хочу, чтобы любую отчетность, аналитику, статус дел можно было получить буквально за считаные минуты, а также чтобы слушатели, которым интересно обучение на Физтехе, могли найти и оплатить нужную программу в 3 клика. Мне бы хотелось прийти к такой системе, я называю ее «3 клика, 3 дня, 3 минуты».

— Какие аргументы вы приводите ученым на Физтехе, почему надо делать ДПО?

— Те же, что мы обсуждали. Это важная задача. Сейчас все видят, сколько людей нужно обучать. У нас есть большое количество взрослых, профессии которых становятся неактуальными. Такие взрослые в поиске новых сфер, и им нужно помогать.

У нас есть разработки, мы придумываем новое оборудование, системы управления, спутники, у нас много важных проектов по научно-прикладным разработкам. В эту деятельность также надо вовлекать людей. Мы можем придумать какой-то продукт, но если мы не научим людей с ним работать, скорее всего, его внедрение и распространение будет затруднено.

Обучение взрослых, их мотивация и просвещение — это отличный инструмент вовлечения людей в новую деятельность. Среди исследователей есть люди, которые видят в этом ценность и готовы инвестировать свое время в воспроизводство интеллектуальной элиты. Просто это такой процесс, на который нужно смотреть не в перспективе полугода, а в перспективе 3–5 лет, так как мы занимаемся изменением парадигмы о том, зачем нужно обучение взрослых и как оно должно работать, почему это важно.

С другой стороны, моя задача — превратить обучение взрослых в университете в базовый процесс, такой же базовый, как обучение студентов и наука. Базовый процесс означает, что у него есть система, которая в идеале удобна для вовлеченных в нее людей, есть команда с нужными компетенциями. Поэтому это никогда не происходит мгновенно.

Я думаю, что в перспективе нескольких лет обучение взрослых, обучение управленцев должно стать базовым процессом на Физтехе. Более того, в этот процесс вовлечены не только мы — есть профильные подразделения, которые этим занимаются. Например, у нас есть ЦРИТО и ЗФТШ, команды, которые занимаются обучением учителей, там обучают десятки тысяч людей ежегодно; есть Физтех-школа Бизнеса высоких технологий совместно со Сбербанком, где разворачивают управленческие программы на стыке науки, технологий и управления. Поэтому эти идеи прорастают, и это прекрасный результат нашей общей работы за последние несколько лет.

2
1 комментарий

Физтех продолжает быть в центре инноваций не только в науке, но и в образовании..

1
Ответить