Тренды 2024 года на рынке корпоративного ДПО

Всем привет! Сегодня мы поговорим с Ириной Тихмяновой, руководителем направления «Корпоративные программы ДПО» центра инноваций в образовании «Пуск» МФТИ. Мы рассмотрим ключевые тренды, определяющие сферу корпоративного дополнительного профессионального образования.

— Ирина, какие тренды в 2024 году на рынке корпоративного ДПО вы можете отметить?

— Я вам не скажу за весь рынок. Я отвечаю за достаточно локальный сегмент — корпоративные программы ДПО в МФТИ — и скорее могу поделиться не трендами, а инсайдами.

Санкции прямо пропорциональны спросу на экспертизу Физтеха. Со сменой геополитической обстановки и курсом на технологический суверенитет у компаний встала необходимость подрастить отраслевые навыки сотрудников. Компании стали приходить к нам с четко сформулированным запросом — наших сотрудников надо обучить такому-то навыку, подрастить такие-то компетенции. В случае с краткосрочными образовательными программами по узкой тематике наша функция скорее распределяющая — найти внутри Физтеха того, кто возьмется реализовать эту задачу.

Второй уже более интересный запрос — это поиск новых зон для развития бизнеса на некартированной территории. В большей степени топ- и мидл-менеджеров волнуют дизрапт-технологии, которые меняют ландшафт индустрии (блокчейн, беспилотный транспорт, альтернативные источники энергии, RPA и т. д.), а также возможность перенять опыт Физтеха из других индустрий.

Люди, которые боятся за свое место из-за изменений в технологиях, — однозначно проигрывают. Выиграют те, кто стремится менять мир и использует для этого новые возможности. Развитие технологической насмотренности у менеджеров и, как следствие, новое стратегическое видение легли в основу интенсива «PMTQ. Технический интеллект».

PMTQ — способ оценки способности организации управлять и интегрировать технологии на основе ее потребностей. По сути, PMTQ — способность менеджера использовать технологии на благо проекта и компании, в результате чего сотрудник:

· легче адаптируется к технологическим изменениям;

· разрабатывает и применяет стратегии, позволяющие успешно использовать преимущества технологий для развития компании;

· умеет управлять людьми, способными совмещать технические и экономические компетенции для реализации сложных технологических проектов;

· знает, как получить инсайты, как внедрять изменения раньше всех, чтобы беречь деньги и зарабатывать больше.

Но в целом в 2024 году мы выбрали путь создания образовательного продукта, в котором заинтересованы не отдельные компании, а который имеет более широкий спрос. Это нормальный продуктовый подход.

Например, в разговорах с корпорациями мы часто слышим запрос на talented development HiPo (High Potential) сотрудников, неважно это молодые, мидлы или топы. Их объединяет то самое, что вкладывается в это понятие, — сотрудники способны взять на себя больше ответственности и выполнять более серьезные задачи, запускать масштабные проекты.

Действительно, по оценке специалистов, к 2030 году дефицит кадров в России составит от 2 до 4 млн человек — от 1,1 до 2,2 млн специалистов средней квалификации и от 700 тыс. до 1,4 млн — высшей квалификации. Угрозы для всех очевидны. Это срыв проектов по обеспечению технологического суверенитета и переориентации экономики в связи с изменениями геополитической обстановки. Поэтому компании вкладывают дополнительные инвестиции в профессиональную подготовку, найм, удержание и развитие талантов.

В этом году мы запустили линейку корпоративных краткосрочных образовательных программ, направленных на решение двух основных задач. Первая задача — командная проектная работа над вызовами компании, чтобы по-новому взглянуть на знакомые процессы, пробудить вдохновение к решению рабочих задач, дать импульс к развитию инноваций. Это такие интенсивы, как «Форсайт-сессия», «Лаборатория реальных проектов» и «Катализатор прорывных решений».

Вторая — работа с людьми, которые могут создавать эти инновации. Мы знаем, как работать с сотрудниками HiPo. Как говорит наш коллега, директор Института Электродвижения, флагманского проекта МФТИ Алексей Кашин, на Физтехе среда условно опережающего научно-технологического развития; она нуждается в сотворцах, людях с высокими амбициями, которые так задерут себе планку, как никто больше не может.

Вот это созданное и воплощенное на Физтехе мы перенесли в наши образовательные программы. Слоган наших флагманских программ так и звучит: «Атмосфера Физтеха в каждом образовательном событии».

— Неужели корпоративные академии не могут решить эти задачи своими силами?

— Мы здесь не конкуренты корпоративным академиям, мы, можно сказать, провайдер, части задач. Да, мы очень хорошо известны как вуз, мы занимаем 1 место среди предпринимательских вузов и бизнес-школ России по версии ИА «Эксперт», входим в топ-3 технических вузов России по версии THE, MosIUR, Forbes, ARWU и RAEX. Но как игрок на рынке корпоративного ДПО мы еще в начале становления. Тем не менее на Физтехе есть уникальная экспертиза, которой, возможно, больше нигде не найти.

В основе нашего образовательного события лежит 4P-модель творчества М. Роудса:

· Place (место) — поиск решений бизнес-задач в правильном месте. В месте, где создают инновации.

· Process (процесс) — насмотренность + дизрапт-технологии мышления + спроектированная драматургия мероприятия.

· Person (личность) — фокус на раскрытии потенциала каждого участника.

· Product (продукт) — ориентация на создание инновационных решений как результат интенсива.

К тому же мы предлагаем сотрудникам корпораций выйти из привычной среды и привычных действий. Разгар рабочего дня чрезвычайно неудачен для создания новых идей. Предпринимателям задали вопрос: «Где вас посещали наиболее удачные идеи?» Ответы показали:

· в офисе — 0,1%;

· в теплой ванной, на прогулках по лесу, на концерте и т. д. — 90% и более.

Исследователи также отмечают, что погружение в более креативную среду перед решением задач повышает креативность предлагаемых решений на 15%. И мы обеспечиваем эту преднастройку на Физтехе.

— То есть ваши проекты в большой степени ориентированы на создание сотрудниками инноваций?

— Физтех — это место, где рождаются инновации, и мы видим высокий интерес к этой теме. Важно системно подойти к задаче в условиях, когда требуется технологический суверенитет, где невозможно найти технологию, ее нужно создать, и при этом 9 из 10 стартапов терпят поражение. Поэтому у нас целая линейка программ повышения квалификации, непосредственно связанная с инновациями. Это и асинхронные курсы для тех, кто хочет только пощупать эту тему, и мощные практические интенсивы с проработкой реальных задач участников курса и ориентацией на создание инновационных решений как результат интенсива.

— Что это за линейка?

— По сути, с ее помощью мы отвечаем на три вопроса:

1. Как создать пространство для инноваций? Это курс «Пространство исследовательской деятельности».

2. Как активировать инновационное мышление? Это асинхронный курс «Science Art: поиск новых решений с помощью синтеза науки и искусства», а также созданный на его основе, но принципиально иной интенсив «В поиске новых идей: дизрапт-технологии мышления для создания инноваций».

3. Как упаковать инновационные решения для продажи? Онлайн-курс «От технологии к продукту: подготовка к выводу на рынок и получению финансирования» и интенсив «Рыночная упаковка инновации в продукт».

И вот такого рода образовательные проекты нам интересно делать. Мы проектируем образовательный опыт учащегося, помогаем сформулировать индивидуальные и групповые цели, создаем и поддерживаем траекторию развития изменений. Программы соответствуют требованиям к обучению взрослых (андрагогика, трансформационное обучение, эмпирическое обучение по Д. Колбу и т. д.).

Но нельзя сказать, что мы обошли вниманием запрос на отраслевую экспертизу Физтеха. С компанией Positive Technologies — лидером рынка информационной безопасности в России — мы запустили курс «AppSec: разработка безопасного программного обеспечения», а с Институтом Электродвижения — «Мобильные накопители энергии». Подробнее о курсе можно прочитать интервью Алексея Кашина — оно получилось ярким и дискуссионным.

Также представители наших Физтех-школ успешно запускают курсы самостоятельно. Например, на курсе «Инженер умных систем», созданный ФРКТ, с октября 2023 запустился уже пятый поток. ФБМФ запустили курс по одной из самых актуальных тем на данный момент «Работа с ChatGPT API: от составления запросов до создания ассистентов». У нас есть уникальные онлайн-магистратуры, о них рассказывает в своем интервью Дарья Гриц, директор по цифровизации МФТИ и руководитель Центра «Пуск».

22
Начать дискуссию