«Обратитесь в другую службу»
Директор по развитию компании Grotem об основных сложностях сотрудничества бизнеса с курьерскими службами после принятия закона об онлайн-кассах.
Интернет-магазины перекладывают ответственность за выполнение закона об онлайн-кассах (54-ФЗ) на курьерские службы. Однако их понимание закона не всегда совпадает с мнением налоговой.
Многие небольшие интернет-магазины отключили оплату на сайте, заблокировали программы лояльности и закрыли пункты выдачи. Всё для того, чтобы не покупать онлайн-кассы, с которыми необходимо работать с 1 июля 2017 года.
Теперь самый простой способ продолжить работу, не нарушая закон, — переложить ответственность на курьерские службы. Они могут выдавать чеки по новым правилам и высылать данные о покупках в налоговую через оператора фискальных данных (ОФД). Но делают это не все, а те, кто делает, часто подставляют себя и могут оставить магазин без доставки.
Владельцы
интернет-магазинов считают, что все службы доставки знают про 54-ФЗ
Закон об онлайн-кассах сложный, поэтому небольшому магазину проще полагаться на курьерские службы. Часто владельцы бизнеса размышляют так: «Там сотни человек, наверняка есть грамотные юристы, они во всем разобрались и не допустят нарушений». Но это не всегда так.
Мы выбрали 20 курьерских служб и позвонили им. Пять из них работают только в Москве и Петербурге, остальные — в большинстве регионов. В нашу выборку попали семь курьерских компаний, названиями которых поделились участники опроса в группе «Клуб клиентов Яндекс.Кассы».
Наш первый вопрос звучал одинаково: «Добрый день! У меня интернет-магазин, я отключил оплату на сайте из-за 54-ФЗ. Ищу курьерскую службу, которая будет за меня пробивать чеки. Вы мне поможете?».
Нередко менеджеры курьерских служб терялись и переключали на более опытных коллег. Первые три ответа были такими:
- «К сожалению, я не смогу ответить на ваш вопрос, у меня нет информации. Зайдите, пожалуйста, на вкладку «Обратная связь» и оставьте там свое предложение».
- «Сейчас у нас это не реализовано... Очень сложно устроено налоговое регулирование в этой сфере. Попробуйте обратиться в более крупную службу, может, у них что-то такое есть».
- «Ой, вы знаете… у нас вообще… как сказать, терминалы есть, конечно, но не у всех курьеров. Если он едет к клиенту, который по карте рассчитывается, это согласовывается, и он берет терминал. А чек? Ну, какой чек — только то, что терминал выдает».
Ситуация немного выправилась, когда мы добрались до курьерских служб из опроса. Из семи компаний пять уверенно заявили, что берут на себя ответственность за выполнение 54-ФЗ. Однако только две строго следуют букве закона, остальные же трактуют его по-своему.
Общий итог опроса двадцати служб такой: семь пробивают чеки вместо интернет-магазина, но только три службы не будут иметь претензий от налоговой (об этом дальше). Чтобы интернет-магазину не отвечать перед налоговой за отсутствие кассы, необходимо заключить правильный договор с курьерской службой.
Какой договор заключить с курьерской
службой, чтобы она несла ответственность за исполнение 54-ФЗ
Часто отношения магазина и службы скреплялись договором оказания услуг (или возмездного оказания услуг).
По такому договору служба доставки не обязана печатать чеки. Его можно заключать лишь при выстраивании непростой схемы, когда касса не нужна ни интернет-магазину, ни курьеру:
Интернет-магазин размещает на сайте оферту. Договаривается с покупателем, кто у него примет деньги, кто доставит товар, кому предъявлять претензии.
Заключает договор с платежным агентом, который будет принимать деньги за товар. Например, с сетью платежных терминалов. Чек должен выдать терминал. «Почта России», кстати, тоже платежный агент, а вот банки — нет.
Заключает договор оказания услуг со службой доставки. Курьер не принимает деньги, касса не нужна.
Это сложно с точки зрения документооборота. И покупателю такая схема неудобна.
Есть ещё посреднические договоры:
- Договор поручения.
- Договор комиссии.
- Агентский договор.
1. Договор поручения
Служба доставки обязуется от имени и за счет интернет-магазина совершить юридические действия. Права и обязанности по сделке при этом — на стороне магазина. Соблюдать 54-ФЗ тоже должен магазин. С таким договором интернет-магазину нужна касса.
2. Договор комиссии
Служба доставки обязуется за вознаграждение совершать сделки от своего имени, но за счет интернет-магазина (почувствуйте разницу). У службы есть права и обязанности: она доставляет товар покупателю, получает деньги, она же обязана печатать чек.
Нужно тщательно прописать условия сотрудничества, особенно при возврате товара. Если очень грубо, служба доставки выступает в роли комиссионного магазина, которому дали товар на реализацию. Когда выяснится, что товар бракованный, к кому придет покупатель? Поэтому будьте скрупулезны.
Комиссии тоже нужно расписать. За расчетно-кассовое обслуживание курьерская служба берет примерно 1,5% стоимости товара. Если покупатель расплачивается картой, будет комиссия за эквайринг (в пределах 2,5%). Страхование товара — еще около 0,5% стоимости.
3. Агентский договор
По Гражданскому кодексу это гибрид договора поручения и комиссии. Служба доставки может совершать сделки за вознаграждение от своего имени или от имени магазина. Внимание: она будет применять кассу только тогда, когда выступает от своего имени. Лучше всего это прописать в предмете договора.
Юридически договор комиссии и агентский договор равноценны для интернет-магазина, который не хочет связываться с онлайн-кассами. Однако агентский договор проще и выгоднее с точки зрения бухгалтерии.
Даже с правильным договором курьеры могут
нарушать закон
Чтобы не покупать десятки онлайн-касс, некоторые службы доставки вынуждены действовать в обход закона. При этом они говорят, что формально все требования соблюдены, ведь покупатель «получает чек».
Чаще всего вместо касс курьерам покупают принтеры этикеток, которые могут печатать чеки. Самые дешевые мобильные принтеры с модулями Bluetooth и Wi-Fi стоят в три раза дешевле мобильных касс. Кроме того, нет необходимости тратиться на договор с ОФД и фискальные накопители.
Данные на курьерские принтеры передает центральная касса, которая стоит в офисе или на складе курьерской службы. То есть совсем без кассы службе все равно не обойтись, раз она взяла ответственность за выполнение 54-ФЗ.
В законе четко говорится, что у курьера должна быть полноценная онлайн-касса с фискальным накопителем. Ни физическая касса в офисе курьерской службы, ни арендованная облачная касса её не заменят.
Как нарушают
закон в пункте выдачи
Многие крупные службы доставки имеют пункты выдачи. При этом онлайн-касса одна — в центральном офисе.
В службе доставки, вероятно, считают, что терминал для эквайринга хоть как-то заменяет кассу. Но это не так. Налоговая не получает сведений о покупке, за это она штрафует.
Интернет-магазин
рискует вместе с курьерской службой
Налоговая построила дата-центры и автоматически проверяет миллиарды транзакций. Если небольшой сельский магазин и может укрыться от всевидящего ока, то служба доставки — вряд ли. Когда у налоговой появляются обоснованные претензии, она выписывает штраф. Увидит повторное нарушение — остановит работу компании на три месяца. Средняя курьерская служба с 30–40 курьерами за несколько дней может легко нарушить закон на 10 миллионов рублей.
Что будет, когда у службы появятся такие проблемы? Во-первых, деньги интернет-магазина за заказы могут «зависнуть» на неопределенный срок. Во-вторых, если службу закроют, придется аннулировать часть заказов, просить покупателей повременить с доставкой и отказывать новым клиентам. Хорошо, если есть запасная курьерская служба, которая через пару дней заменит предыдущую.
Что делать, чтобы работать без рисков
Интернет-магазину нужно внимательно изучить предмет договора. Убедиться, что курьеры (пункт выдачи) выдают фискальные чеки при оплате, а данные уходят в ОФД без задержек. Спросите, какие кассы у курьеров, попросите показать. Лучше всего сделать пробный заказ инкогнито, чтобы проверить работу курьеров: получить от них чек и убедиться в приложении ФНС, что он корректный.
Если у магазина больше 200 доставок в месяц, имеет смысл задуматься о доставке своими силами. Это экономически целесообразно с учетом расходов, связанных с 54-ФЗ, — мы посчитали. Можно даже включить оплату на сайте через платежный агрегатор, курьерская касса будет обрабатывать и онлайн-платежи — Минфин разрешает.
Курьерской службе придется поставить онлайн-кассу в каждый пункт выдачи. Здесь без вариантов. Про принтеры для курьеров можно забыть, но и покупать кассы всем курьерам не обязательно. Лучше собрать данные по заказам за несколько месяцев и выяснить, какую часть занимает оплата при получении. Если треть покупателей платит на сайтах заказчиков, скорее всего, минимум трети курьеров касса не нужна.
Среди поставщиков касс высокая конкуренция, у многих есть специальные предложения. Можно купить кассы в рассрочку без переплаты за 4-5 тысяч рублей в месяц и за полгода перейти на новые правила.
На самом деле, проблема онлайн касс зарыта еще глубже. Ее покупка и обслуживание, даже в единичном экземпляре, достаточно сильно ударит по интернет-магазинам в очень конкурентных нишах, где идет жестокая конкуренция. Офис моих друзей, владельцев интернет-магазина, расположен в БЦ, как раз специализирующийся на небольших компаниях и помещениях. С начала сентября, идет глобальный отток арендаторов офисов, тех самых интернет-магазинов. Все ждали начало сезона, чтобы хоть какие-то продажи пошли, а их тупо нет! А еще надо аренду платить и в рекламу вкладывать. А тут на отсутствии должного спроса, тебе предлагают еще 30000 за кассу и + всякие флешки с электронными подписями. Легче закрыться! Сейчас выживут только профильные магазины, глубоко занявшие свою нишу. Причем это будут магазины среднего звена. Крупным Е-магазинам тоже потратиться на кассы пришлось. В моей локации, два интернет-магазина соседей закрылись. Всего 6 арендаторов и 2 уже решили уйти. На профильных ресурсах, количество объявлений о продаже готовых интернет-магазинов со складами продукции тоже выросло примерно на +- 20%. А ведь сюда, косвенно накладывается и помещение, откуда ты торговлю ведешь. Приличный и бюджетный склад, ближе к центру, и чтобы был удобный для самовывоза , и чтобы из него работу вести, сейчас не найти. Да и тупо помещений для микро магазинов, которым и надо 30 кв.м под склад, сейчас не найти. Выйдешь в офлайн и откроешь магазин, в Москве тебя тут же ждет нехилый торговый сбор. С Азии Али и прочие площадки поджимают. АКИТ со своими инициативами "воду баламутит". Если бы интернет-бизнесу сказали - плати 30000 в год за кассу и работай спокойно, плати свои налоги и никто тебя не тронет, ничего бы не изменилось. У нас очень совершенная страна в плане интернет-торговли, и смежных сервисов и услуг, в сравнении с остальными странами, но у нас то еще болото, у которого помимо касс, еще десятки людей которые хотят оторвать копеечку с интернет-торговли. Кинорежиссеры, ассоциации глобальных торгашей из китая, сам Китай, глобальный доставщик всея руси, банки, поисковики и т.д
Интересно, а налоговые проверяют курьерские службы... Были ли крупные проверки? И кто эти правильные курьерские службы?
Конечно, проверяют. О крупных проверках после 1 июля пока не слышал. Курьерские службы не называем - никого не собираемся подставлять. К правильным службам тоже лучше не привлекать лишнего внимания )
достаточно раз чек не выдать активному гражданину и проверят. а там такие обращения ждут.
Нынешние правила с кассовыми аппаратами усложняют жизнь небольших ИМ (и не только их) настолько, что проще закрыться чем им следовать.
Если бы налоговая включила строгие проверки соблюдения закона, то закрылось бы треть торговых и сервисных организаций в России.
Кому это надо в предвыборный год?!
Еще вспоминаются комментарии весенние налоговой: "все ИМ при оплате онлайн обязаны в течение 5 минут отправить электронный вариант чека в любое время суток".
А в августе был новый комментарий: если в ИМ установлены правила обработки платежей (ночные платежи обрабатываются утром в 9 часов), то можно не отправлять чек в течение 5 минут.
Может еще через пол-года никто не будет и против принтеров возражать?!
Какая разница где находится касса если все платежи фиксируются и в чипе и в облаке...
Разница только в том, что рубят с фискальных накопителей. Для вендинговых аппаратов, например, нельзя использовать фискальный накопитель один на несколько аппаратов сразу.
Про "5 минут", действительно, много было всякого. А вот что касается касс для курьеров, налоговая всегда занимала жесткую позицию.
Комментарий удален модератором
Терминал - имеется в виду эквайринг?
Комментарий удален модератором
Да не только в России онлайн-кассы теперь. В Швеции, Чехии и куче других стран ими пользуются. Узбекистан на очереди.
Статья , конечно, ужасно написано в плане экспертизы. Я, как представитель курьерской службы, вообще не понимаю, откуда ребята взяли "принтер этикеток" и к чему они пытаются его пришить. Во-вторых, вопрос, который вы задавали, нормальный человек поймет как предоставление услуги фискализации при оплате на сайте, естественно, это вызывало затруднение с ответом. В-третьих, "В службе доставки, вероятно, считают, что терминал для эквайринга хоть как-то заменяет кассу. Но это не так. Налоговая не получает сведений о покупке, за это она штрафует." - вы бы постыдились при собственном непонимании процесса писать подобное. Я понимаю, что цель статьи пиар и пофиг, но коллеги, нужно быть хоть немного объективней. Лучше бы рекламировали свой сервис, чем поливать грязью сегменты, в которых не сильны, есть все шансы прослыть плохими специалистами, при таком подходе.
Виктор, в чем грязь? Мы задавали прямой и понятный вопрос. Получали ответы, которые и передали в статье. Мы никого не назвали по имени, все этично. То, что вместо чека часто выдают документ банка - это повсеместное нарушение, в том числе в рознице.
Плюс есть личный опыт: за последние три месяца ко мне примерно десять раз приезжали курьеры и, к сожалению, никто не напечатал чек при расчете.
Если у ваших курьеров есть кассы с фискальными накопителями, это здорово, будем ставить вас в пример.
А что там с Доставистой и их армией курьеров, которые возят по 1 заказу в день и принимают наличку:)
А что с ними? У них нет кассовых аппартов и кассового обслуживания в принципе. Подрузамевается, что магазин печатает чек и с этим чеком курьер едет на доставку.
Мы им не звонили )
Касса в режиме онлайн - это еще то удовольствие. У нас платежный агрегатор сам сует в арендованную кассу запросы. И вот в один момент у кого-то отвалился интернет на 15 минут и платежный агрегатор отказался дальше печатать чек. В итоге уже два дня разбираемся, кто должен дослать чек: мы, как магазин, руками через виртуальную машину с Windows и 20 полями, или агрегатор, который изначально взялся за это. К слову, 5 минутный законный таймаут прошел и нам положен штраф 10к. Вангую, что все стороны (агрегатор, который не пытался далее напечатать чек, и АТОЛ со своим мега-доступным сервисом, который валялся час) не будут платить штраф за магазин. Но суд расставит всех на места.
По поводу статьи и ссылки на Минфин - разрешено использовать физическую кассу (не предназначенную исключительно для расчетов в сети Интернет) для обоих видов (оффлайн и онлайн). Обратно - запрещено (использовать онлайн кассу для оффлайна).
Алексей, налоговая рекомендует самостоятельно сообщать о невольных нарушениях 54-ФЗ. Говорят, что можно сделать это через личный кабинет. Тогда вроде как не должно быть штрафа (если верить заявлениям представителей ФНС).
"Теперь самый простой способ продолжить работу, не нарушая закон — переложить ответственность на курьерские службы." - Что за обвинительная риторика? Не переложить ответственность, а минимизировать вред, который наносит деструктивная политика государства в отношении субъектов малого предпринимательства.
Ответственность - понятие позитивное же.
Про Почту России указано неверно.
Вот разъяснения почты по ФЗ-54
Александр, а что именно неверно указано? В письме не говорится, что Почта - не платежный агент.
А у нас есть решение для куртеров по 54 фз, пишите:)
пишу! какое?)
Кто такие куртеры? )
Владислав, можно ли принимать карты через эквайринг, но чеки вручную пробивать на онлайн-кассе типа Агат 1ф?
Да, можно так делать.
Чтобы у налоговой не было вопросов разместите в оферте на сайте следующий текст: "Моментом расчеты считаются следующие 24 часа с момента получения извещения об оплате"
Подскажите курьерские службы, которые работают всеже по ФЗ 54, Москва. [email protected] Заранее спасибо!